Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:02, шпаргалка

Описание

1. Бухгалтерский учет, его виды и задачи
2. Нормативное регулирование бухгалтерской деятельности в РФ
..
35. Учет резервного капитала
36. Учет выбытия основных средств
37. Учет товаров

Работа состоит из  1 файл

Бухгалтерский учет.doc

— 306.50 Кб (Скачать документ)

НДС уплаченное по вложению в объект в объекты осн.ср-в накоплены  по дебету 19 счета после ввода  в эксплуатацию и при наличии  счетов-фактур применяется к налоговому вычету.

К вычету могут применяться суммы  НДС, если ценности производственного назначения и будут исполняться для производства продукции, облагаемой НДС.

 

Учет наличия и движения основных средств

 

Каждая операция движения основных средств должна быть оформлена соответствующим  первичным документом установленной  формы.

Синтетический учет основных средств  организуется на активном инвентарном  счете 01 «Основные средства». На этом счете отражаются основные средства, принадлежащие предприятию на правах собственности, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, аренде, доверительном управлении или сданные по договору текущей аренды.

Объект основных средств, находящийся  в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией на счете 01 «Основные средства» в  соответствующей доле.

Объект включается в состав основных средств по первоначальной стоимости в момент, когда готов к эксплуатации. При этом никаких дополнительных действий над ним производить не нужно, в связи с чем объект может находиться в запасе до того момента, когда возникнет необходимость использования его в производстве. Делаются бухгалтерские записи на счетах. Основанием для записи на счетах является акт (накладная) приема-передачи (форма № ОС-1), оформленный надлежащим образом.

Поступление основных средств по рыночной стоимости по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения отражается предприятием записями на счетах бухгалтерского учета.

 

В части затрат по доставке объекта, полученного безвозмездно или по договору дарения, и иных затрат по доведению объекта до состояния, в котором он пригоден к использованию.

Д 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Согласно ст. 575 ГК РФ, дарение в  отношениях между коммерческими  организациями не допускается, за исключением  обычных подарков, стоимость которых  не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда. Заключенный договор дарения (на сумму более пяти минимальных размеров оплаты труда) между двумя коммерческими организациями является ничтожной сделкой. Это означает, что право собственности на переданное имущество к одариваемому не переходит. У него возникает обязательство это имущество вернуть. У дарителя сохраняется право собственности на передаваемое имущество и возникает право истребовать его у одариваемого.

  1. Инвентаризация имущества и обязательств

34 Инвентаризация: понятие,  значение. Инвентаризация - это переодическая проверка в натуре и состояния описей наличия и состояния материальных ресурсов, денежных средств и расчетов

Задачи инвентаризации:

1. установление фактического наличия  хозяйственных ресурсов;

2. контроль за сохранностью основных средств, материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления их фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

3. выявление сверхнормативных и  неиспользуемых материальных ценностей  с целью их реализации, а также  материальных ценностей, полностью или частично потерявшие свои качества;

4. поверка состояния складского  хозяйства, условий хранения материальных  ценностей и эксплуатации машин,  оборудования, зданий и других  основных средств; 

5. проверка реальности дебидорской  и кредиторской задолженностей, незавершеного производсва, расходов будущих периодов, резервов педстоящих расходов и других статей баланса.

35 Инвентаризация как  элемент метода бухгалтерского  учета

Инвентаризация является элементом  метода БУ. Она взаимосвязана с другими элементами тесно.

Элементы метода бухгалтерского учета:

документация;

инвентаризация;

оценка;

калькуляция;

счета и двойная запись;

бухгалтерский баланс и отчетность.

Все перечисленные элементы метода бухгалтерского учета представляют собой единую систему. Бухгалтерский учет может выполнить предназначенные ему функции в системе управления производством только в том случае, если он будет применять все эти элементы, во-первых, в совокупности; во-вторых, в последовательности, предопределенной методологией сбора, регистрации, систематизации и передачи информации о хозяйственной деятельности предприятия.

Документация должна обеспечить непрерывное  отражение в специальных носителях  информации всех хозяйственных операций, но иногда изменения в составе хозяйственных средств не поддаются регистрации в тот момент, когда они произошли. Например, уменьшение величины материальных ценностей в результате их хранения или перевозки вследствие особых естественных свойств этих ценностей и т. п.

Все эти факты выявляются и регистрируются путем проведения инвентаризации [14, с. 16].

Инвентаризация не может проводится без оценки, т.к. в результате оценки мы получим фактическое наличие  средств или изменений в их объеме в денежном выражении, вместо натурального.

Но в основе денежной оценки лежит  калькулирование. Калькуляция позволяет  определить фактическую себестоимость  обьектов в связи с потребностью выявить отклонения индивидуальных затрат от общественно необходимых.

Применение оценки и калькуляции  в бухгалтерском учете позволяет все обьекты учета и изменения выразить в едином измерителе - в рублях. Это свойство результатов измерения в едином стоимосном измерителе широко используется в инвентаризации.

Результаты инвентаризации необходимо как-то отразить. Для этого применяются счета. Они необходимы для группировки и текущего учета состояния и движения каждого вида хозяйственных средств и источников их образования. Так в бухгалтерском учете выявленые излишки и недостачи имущества находят свое отражение на счетах.

Чтобы иметь реальное представление  об результатах инвентаризации, необходимо данные обобщить и соизмерить. Переодическое  обобщение информации по годовой  инвентаризации должно быть отражено в годовом бухгалтерском отчете, а текущие - в отчетности того месяца, в котором была окончена инвентаризация. Системное обобщение и соизмерение информации в балансе и отчетности является завершающим этапом бухгалтерского учета, в ходе которого отражают полученные в его системе наиболее общие стоимостные показатели о тех измерениях и результатах в деятельности предприятия.

В зависимости от полноты охвата имущества инвентаризации бывают полные и частичные.

Полная инвентаризация охватывает все имущество и финансовые обязательства  предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится один раз в год, обычно перед составлением годового отчета по состоянию на первое января или на дату, близкую к концу отчетного года.

Частичная инвентаризация охватывает какой-либо один вид средств предприятия, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном складе.

Сплошная инвентаризация охватывает проверку всего без исключения наличного  имущества, предъявленного конкретным материалным лицом.

Выборочная - это инвентаризация, при которой проверяются только некорые (на выборку) ценности у конкретного материально ответственного лица [13, с. 145].

В зависимости от основания проведения инвентаризации могут быть плановые и внеплановые. Последние проводятся внезапно, сроки их проведения не должны быть известны материально ответственным лицам. Иногда могут проводится по требованиям ревизора, органов народного контроля, финансовых и следственных органов. Плановые инвентаризации проводятся: продовольственных товаров на складах и базах 2 раза в год, расчетов с финансовыми органами по взносам налогов и других платежей раз в квартал, расчетов с разными дебиторами и кредиторами 2 раза в год [11, с. 82].

Необходимая - проводится при смене  материально ответственных лиц, после стихийного бедствия, при переоценке материальных ценностей, краже.

Повторная проводится в случае, когда  возникли сомнения не только в качестве инвентаризациии, но и в том, что  материально ответственное лицо знало заранее срок начала инвентаризации и подготовилось к ней.

Контрольно-перепроверочная проводится в период инвентаризации или сразуже после ее окончания. Она охватывает не менее 10% проверенных ценностей [13, с. 146].

По частоте или переодичности  проведения различают ежесменые, ежемесячные (квартальные, оплугодовые) и годовые  инвентаризации.

Так, например, ежесменные инвентаризации остатков неиспользованных материалов, наличия полуфабрикатов или продукции  осуществляют в ряде производств  при передаче смен материально ответвственными  лицами, при использовании инвентарного метода контроля за использованием материалов, при работе с особо дорогостоящими или опасными продуктами.

Не реже, чем ежеквартально, проводится инвентаризация наличных денежных средств  и других ценностей в кассе.

Наиболее обширной и трудоемкой инвентаризацией является годовая. При этой инвентаризации проверяется не только наличие материальных ценностей, но и состояние расчетов с дебиторами, обоснованность сумм созданных резервов и фондов, реальность кредиторской задолженности и других пассивов. [15, с. 155-156]

Следует также выделить и рассмотреть текущие и перманентные инвентаризации. Текущие (постояные) инвентаризации проводятся для выявления фактического расходования сырья и материалов в производстве, проверки полноты поступающих партий материальных ценностей, соответствия действующих норм расхода сырья и материалов на производство отдельных видов продукции их фактическому расходу.

Перманентная (непрерывная) инвентаризация состоит в том, что постоянно  действующая инвентаризационная комиссия подвергает проверке в натуре отдельные виды материальных ценностей в то время когда их остаток является минимальным. Такая организация инвентаризации существенно снижает трудоемкость ее проведения и позволяет более оперативно выявлять естественную убыль и потери отдельных видов материальных ценностей. Ведь нередко в практике возникают такие ситуации, когда в натуре материальных ценностей уже нет, а по учету значится их остаток, представляющий собой естественную убыль или недостачу этих ценностей. В условиях бухгалтерского учета на ЭВМ организация перманентной инвентаризации позволяет повысить точность учетно-экономической информации.

36 Порядок и сроки  проведения инвентаризации. Документальное  оформление результатов инвентаризации. Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств предприятия (учреждения) и оформления ее результатов установлен Министерсвом финансов Республики Беларусь в " Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств

Количество инвентаризации в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем предприятия (учреждения).

Для проведения инвентаризации на предприятии  создается постоянно действующая  инвентаризационная комиссия.

При большом объеме работы и наличии  на предприятии ревизионной комисси  проведение инвентаризации допускается  возлогать на нее.

Постоянный состав постоянно действующих  и рабочих инвентаризационных комиссий утверждается руководителем предприятия. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируются в книге контроля за выполнением приказов о поведении инвентаризации.

В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей администрации  предприятия, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инжинеры. экономисты, техники и т.д.). В инвентаризационную комиссию можно вкючать представителей службы внутреннего аудита, независимых аудиторских организаций. Необходимо отметить, что неучастие специалистов производства в инвентаризационных комиссиях снижает качество инвентаризации [5, с. 43].

На предприятии с большими объемами производства для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств целесообразно создавать  рабочие инвентаризационные комиссии [5, с. 44]. В состав рабочий инвентаризационной комиссии входят: руководитель предприятия и его заместитель (председатель комиссии), главный бухгалтер, руководители структурных подразделений, главные специолисты, начальники отделов, руководитель юридической службы.

Для непосредственнго проведения инвентаризации ценностей на отдельном объекте  назначается рабочая инвентаризационная комиссия. Запрещается назначать  председателем комиссии одного и  того же работника два раза подряд при инвентаризации у одних и тех же материально ответственных лиц. [ 3, с.44]

Перед началом проведения инвентаризаций членам инвентаризационных комиссий вручается  приказ, а председателям - контрольный  пломбир. В приказе устанавливаюися  сроки начала и окончания проведения работ. Запрещается проводить инвентаризацию ценностей при неполном составе членов инвен-й комиссии


  1. Активы организации
  2. Внеоборотные активы (основной капитал) – это имущество, которое участвует в нескольких производственных циклах и используется более года. (Основные средства. К ним относятся средства труда, по которым установлен срок полезного использования, превышающий год (здания, сооружения, машины, оборудование, инструменты, транспортные средства и т.д.). Нематериальные активы - учетные объекты, не обладающие физическими свойствами, но позволяющие получать организации доход постоянно или в течение длительного срока их эксплуатации. Капитальные вложения - это затраты, осуществленные в связи со строительством или приобретением основных средств или нематериальных активов.Долгосрочные финансовые вложения - это вложение денежных средств или иного имущества в другие предприятия с целью получения дохода или контроля над их деятельностью.)
  3. Оборотные активы (оборотный капитал) - это имущество, которое находится в текущем хозяйственном обороте и используется в течение одного года. (Материальных оборотных средств. В их состав входят сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, расходы будущих периодов, готовая продукция, предназначенная для реализации, т.е. на складе, и отгруженная покупателям. Денежных средств. Денежные средства складываются из остатков наличных денег в кассе организации, на расчетном счете и других счетах в банках. Средств в текущих расчетах. Они включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей за купленную данной организацией продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и пр.) Оборотные активы отражаются во втором разделе актива баланса.
  4. Понятие основных средств

Основные средства – это часть  имущества, используемая организацией в течение длительного времени (более 1 года), при производстве продукции (работ, услуг), а также управленческих целях.

Имущество учитывают в составе  основных средств, если одновременно выполняются  следующие условия:

1) имущество использовалось более  12 мес или в течение операционного  цикла, если он превышает 12 месяцев

2) организацией не предполагается  последующая перепродажа данного  имущества

3) имущество способно приносить  организации эконом. доходы в  будущем

Классификация основных средств:

1)по назначению – производственные  и непроизводственные

2) по отраслевым признакам

3) по видам – здания, сооружения, машины и оборудования, вычислительная  техника…

4) по степени использования –  в эксплуатации, на реконструкции,  в ремонте, на консервации

5) зависимость на праве собственности  – собственное, арендуемое, находящееся в оперативном управлении или хоз. ведении

Оценка основных средств: 

Осн.ср-ва могут быть оценены по первоначальной остаточной и восстановительной  стоимости.

1)первоначальная стоимость –  это ст.объектов осн.ср. по которым  они принимаются к учету. Первоначальной ст. признается сумма фактический затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление осн ср, а также затраты на доставку и приведение объектов в состояние пригодное к использованию. Первоначальная ст. осн.ср-в внесенных в счет вклада в уставный капитал является их денежная оценка по договору. Если объекты получены безвозмездно, они оцениваются по рыночной стоимости

2) остаточная стоимость – это  разница между первоначальной  стоимостью и начисленной амортизацией. По остаточной ст-ти осн.ср-ва учитываются в балансе в активе.

3) восстановительная ст – это ст. осн.ср-в в современных условиях при современных ценах и технике. Это стоимость по которой оцениваются осн.ср-ва после переоценки (первоначальная + стоимость переоценки)

  1. Амортизация основных средств

Амортизация - процесс постепенного переноса стоимости основных средств на производимую продукцию (работы, услуги). Сумма амортизации определяется ежемесячно, отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества, т.е. по тем основным средствам, которые подлежат амортизации.

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, прекращается - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта или когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества.

Амортизация начисляется по объектам основных средств (здания, сооружения, транспорт), к которым относятся  материально вещественные ценности, используемые при производстве продукции, работ и услуг и действующие  в течение длительного периода времени, превышающего 12 месяцев.

Наряду с данными объектами  амортизация в соответствии с  ПБУ “Учет основных средств”, также  начисляется: 1)по находящимся в эксплуатации объектам 2)на капитальные затраты,  не связанные с созданием сооружений; 3)на объекты основных средств, находящихся в запасе; 4) на капитальные вложения в арендованные объекты.

Амортизация не начисляется по:

– объектам основных средств, потребительские  свойства которых с течением времени  не изменяются (земельные участки  и объекты природопользования).

– объектам основных средств, используемым для реализации законодательства РФ о мобилизационной подготовке и  мобилизации, которые законсервированы и не используются.

В Плане счетов для учета амортизации  осн.ср-в предназначен счет 02 «Амортизация основных средств». Это пассивный счет, на котором открывается два субсчета:

02/1 «Амортизация собственных основных  средств»;

02/2 «Амортизация долгосрочно арендуемых  основных средств».

Организации при принятии объекта  основных средств к бухгалтерскому учету самостоятельно определяют нормы амортизации в соответствии с выбранным способом ее начисления в рамках установленных диапазонов сроков полезного использования.

 

  1. Учет нематериальных активов

Согласно положению по бухучету объекты признаются НМА, если выполняются следующие:

1)объект способен приносить  организации экономические выгоды  в будущем 2)организация имеет  право на получение экономич. выгод, которые данный объект 3) способен приносить в будущем,  а также существует контроль  над объектом (имеется ограничение доступа к объекту и к экономич. выгодам иных лиц). 4)возможности отделения  (идентификации) от др. активов 5) объект предназначен для использования в течение длит. времени (сроком более 1 года) 6)организацией не предполагается продажа объекта (12 мес) 7)фактич. первоначальная стоимость объекта может быть достоверно определена 8) отсутствие у объекта материально-вещественной формы

К НМА относится: производственные науки литературы, искусства, ПО, изобретения, полезные модели, секреты производства (ноу-хау), товарные знаки, деловая репутация.

Деловая репутация – это разность между целой покупки предприятия  как единого имущественного комплекса  и стоимостью его чистых активов.

Разница может быть положительной  и отрицательной.

Положительную рассм. как отдельный инвентарный объект и амортизируется 20 лет (линейным способом).

Отрицательная разница в полной сумме относится на фин. результат.

Расходы, связанные с образованием юр.лица, интеллектуальные и деловые  качества персонала к НМА не относятся.

Учет поступления НМА.НМА принимается к учету по фактической первоначальной стоимости! На дату принятия к учету и учитывается на 04 активном счете.

Состав первоначальной стоимости  и учет объекта зависят от источника  получения актива: 1) Покупка –  суммы уплачиваемые продавцу за объект, таможенные сборы и пошлины, невозмещаемые суммы налогов и другие сборы, которые уплачивает предприятие в связи с покупкой актива, вознаграждения уплачиваемые посредникам, через которых приобретается актив, суммы информационных консультационных услуг, иные расходы непосредственно связанные с приобретением объекта.

2) Создание активов – суммы  уплачиваемые за работу сторонним  организациям по заказам договора  подряда и других работ, расходы  на з/п работников, связанные с  созданием актива, отчисления на социальные нужды, иные расходы, непосредственно связанные с созданием и использованием актива в запланированных целях.

3) Внесения актива в уставный  капитал – первоначальная стоимость  определяется исходя из денежной  оценки, согласованной учредителем.

4) Получение безвозмездно -  первоначальная  стоимость формируется исходя  из текущей рыночной цены на  дату их принятия к учету.

НМА учитываются в балансе по остаточной стоимости ( разница м/у  первоначальной стоимостью и амортизацией). Изменение фактической стоимости объекта допускается в случае переоценки и обесценивания актива. Результаты переоценки не включаются в данные бух баланса, но раскрываются в пояснительной записке бух отчетности.

Учет выбытия НМА. Стоимость выбывающего объекта подлежит списанию с бух учета.

Причинны выбытия: 1) прекращение  срока действия права организации  на результат интеллектуальной деятельности 2) Передача по договору отчуждения 3) Прекращение  использования из-за морального износа. 4) Передача в уставный капитал другой организации 5) Передача по договору мены, дарения. 6) Выявление недостаточности активов инвентаризации и др.

Основные учетные записи по списанию объекта: 1) 05/04 – на сумму накопленной  амортизации по объекту 2) 91.2/04 -  остаточная стоимость списываемого объекта 3) 91.2/68 – на сумму накопленного НДС при продаже и безвозмездной передачи объекта (18% от суммы выручки) 4) 62\91.1 – сумма дохода от продажи объекта.

Финансовый результат от выбытия  объекта отражается: а) полученная прибыль ( обороты по кредиту 91 счета больше оборотов по дебиту 91), прибыль разница м/у суммами оборота 91.1/99 б) в случае убытка – обороты по кредиту 91 меньше оборотов по дебиту 91, то убыток – разница м/у ними 99/91.9

 

  1. Учет материалов

Запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении подлежат учету на забалансовых счетах.

На поступающие от поставщиков  материалы на основании сопроводительных документов на складе выписывают приходный  ордер (форма М4).

Сведения из приходного ордера записываются в карточку учета материала (форма М17).

Если на приемке отсутствуют  сопроводительные документы, то составляется акт о приемке материала (форма  М7).

Материалы приходуются по учетным  ценам, приходный ордер при этом не оформляется.

Сумму излишков материалов относят на увеличение задолженности поставщику или принимаются на ответственное хранение.

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"