Шпаргалка по дисциплине "Бухгалтерский учет"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:43, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 49 экзаменационных вопросов по дисциплине "Бухгалтерский учет"
1 Виды удержаний из заработной платы
2 Учет расчетов по возмещению материального ущерба
3 Синтетический и аналитический учет расчетов с рабочими и служащими
4 Учет финансовых вложений
...
46. Учет образования и использования фондов социального назначения
47. Учет внереализационных доходов и расходов
48. Учет операций с векселями
49. Учет и формирование налогооблагаемой прибыли

Работа состоит из  1 файл

все шпоры.docx

— 173.12 Кб (Скачать документ)

На основе указанных норм можно определить нормативный срок службы (эксплуатации) объекта основных средств.

Пример. Балансовая стоимость объекта 6000 тыс.руб.; норма амортизации 10% Нормативный срок службы, в течение которого будет начисляться износ, составит 10 лет. Ежемесячна по данному объекту будет начисляться износ в сумме 50000 руб. [(6000 тыс.руб. x 0,1): 12].

Суммы износа рассчитывают одним из двух способов.

Первый способ. На предприятиях малого бизнеса с незначительным количеством инвентарных объектов бухгалтерия составляет ежемесячную ведомость начисления износа по объектам основных средств, числящимся на начало месяца, нормативный срок службы которых еще не истек. Сумму износа определяют, умножая первоначальную стоимость объектов на месячные нормы амортизации.

Второй способ более распространен, и суть его состоит в том, что месячный размер суммы износа, начисленной в прошлом месяце, корректируют (увеличивают, уменьшают) по установленным нормам в связи с изменениями (поступлением, выбытием) основных средств за прошлый месяц, а также в связи с истечением нормативных сроков службы машин, оборудования и транспортных средств. Таким образом, к сумме износа, начисленной в прошлом месяце, прибавляют сумму износа основных средств, которые вновь поступили на предприятие в прощлом месяце, и уменьшают ее на сумму износа основных средств, выбывших в прошлом месяце и нормативный срок службы которых истек. В этом случае износ рассчитывают ежемесячно в разработочной таблице формы № 6 журнально-ордерной формы счетоводства.

 

18. Сущность  аккредитивной формы расчетов. Сфера применения аккредитивной формы расчетов недостаточно широка, ее удельный вес в структуре форм безналичных расчетов относительно невелик, но стабилен как в условиях административно-командной экономики, так и рыночной. Сущность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет средств, предварительно депонированных на счете, либо под гарантию банка оплату товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на открытие аккредитива.

Аккредитив  представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие  платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в  аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.

Если  банк, выставивший аккредитив (банк-эмитент), по поручению плательщика (покупателя) переводит средства в другой банк - банк поставщика, то для осуществления  платежа при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве, в банке поставщика открывается отдельный балансовый счет «Аккредитивы».

Расчеты по аккредитиву  регулируются §3 гл. 46 Гражданского кодекса  РФ и главой 4 Положения о безналичных  расчетах в РФ.  
Аккредитив предназначен для расчетов только с одним поставщиком по конкретной сделке. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются в договоре между плательщиком и поставщиком, поэтому аккредитив всегда ограничен сроком использования средств. Иными словами, в случае, если за установленный срок средства будут неиспользованы или использованы лишь частично (обычно это происходит в том случае, если поставщик несвоевременно исполняет обязанности по отгрузке товара, из-за чего не может в срок предоставить в банк документы, подтверждающие его отгрузку, которые являются основанием для осуществления оплаты с аккредитива), аккредитив будет закрыт перечислением неиспользованного остатка средств на расчетный счет покупателя или на счет его банка.  
Выплаты производятся в течение срока действия аккредитива в полной сумме или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приемо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товаров. Как правило, реестры счетов должны сдаваться поставщиком в обслуживающий его банк на следующий день после отгрузки товаров. 
Общая схема расчетов аккредитивами – в случае использования покрытого аккредитива, открываемого за счет собственных средств покупателя – выглядит следующим образом: 
1. Сначала покупатель подает в свой банк заявление на открытие аккредитива. 
2. Далее банк покупателя (банк-эмитент) депонирует соответствующую сумму на отдельный счет для учета аккредитивов. 
3. Банк покупателя поручает банку поставщика открыть аккредитив в пользу данного поставщика, банк поставщика (исполняющий банк) зачисляет соответствующую сумму на отдельный счет для учета аккредитивов. 
4. Банк поставщика извещает поставщика об открытии аккредитива. 
5. Поставщик отгружает покупателю соответствующие ценности (оборудование, товары, материалы и т.д.) и отправляет с ними соответствующие документы (накладные, счета-фактуры, товарно-транспортные документы и т.д.). 
6. Поставщик предъявляет в свой банк реестр счетов (с приложением к нему документов, подтверждающих отгрузку) для немедленной оплаты за счет аккредитива.  
7. Если представленные документы соответствуют условиям аккредитива, банк поставщика (исполняющий банк) зачисляет соответствующие суммы на расчетный счет поставщика, списывая их с отдельного счета для учета аккредитивов.  
Главным недостатком аккредитивной формы расчетов является «замораживание» средств покупателей на период действия аккредитива. Дело в том, что при открытии аккредитива соответствующая сумма списывается с расчетного счета покупателя и зачисляется на специальный счет (в аккредитив). И до тех пор, пока срок аккредитива не истечет, эти деньги нельзя вернуть.  
Более того, поскольку аккредитив открывается на конкретного поставщика под конкретную поставку, использовать деньги, депонированные в аккредитив, для оплаты счетов других поставщиков нельзя. Кроме того, при использовании аккредитивной формы возможна задержка отгрузки продукции поставщиком до поступления аккредитива.  
Вместе с тем использование аккредитивов имеет ряд преимуществ. Поскольку аккредитив гарантирует немедленную оплату счетов поставщиков после отгрузки товара, это способствует соблюдению расчетно-платежной дисциплины и существенно снижает риски поставщика (еще до отгрузки товара он знает, что точно получит за него деньги, как только товар будет отгружен).  
Впрочем, аналогичную гарантию поставщику дает и получение предоплаты от покупателя. Однако для покупателя аккредитив выгоднее, чем предоплата. Ведь в случае, если поставщик не исполнит свои обязательства или исполнит их не должным образом (например, отгрузит не те товары, или не отгрузит их в срок), деньги с аккредитива он не получит (так как при открытии аккредитива оговариваются условия выплаты денег поставщику), и по истечении срока аккредитива деньги в целости и сохранности вернутся к покупателю. Если же покупатель перечислил поставщику предоплату, а тот не исполнил свои обязательства, вернуть свои деньги может быть весьма проблематично. 
Поэтому аккредитивная форма расчетов все же находит свое применение, особенно в расчетах с иностранными поставщиками.

 

19. Учет движения основных средств 
Учет поступления основных средств ведется в разрезе переменных классификационных групп и инвентарных объектов. При поступлении объекта в эксплуатацию, комиссией, назначаемой руководителем организации, оформляется акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1). В нем указываются характеристика объекта, его местонахождение, источник финансирования приобретения, год выпуска, или постройки, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытания объекта, его соответствие техническим условиям и др. Акт (накладную) приемки-передачи основных средств составляют на каждый объект в отдельности. По общему акту, которым оформляется приемка нескольких объектов, рекомендуется приходовать лишь хозяйственный инвентарь, инструменты.  
 Каждому объекту основных средств, принятому на учет присваивается инвентарный номер, который сохраняется на все время эксплуатации объекта (нахождения в организации) и наносится путем прикрепления металлического жетона, при помощи краски, насечки и т.п. Объекты основных средств обычно нумеруются по порядково-серийной системе, их номера указываются во всех первичных документах и регистрах бухгалтерского учета. Инвентарными номерами объектов железнодорожных транспортных средств (электровозов, тепловозов, локомотивов) обычно служат номера, полученные на заводах- изготовителях, а объектов автомобильного транспорта, тракторов и прицепов – знаки, присвоенные им Госавтоинспекцией. Присваивать вновь поступившим основным средствам инвентарные номера выбывших объектов нельзя в течение пяти лет после списания, так как это может привести к путанице и ошибкам в учете. Акт (накладная) приемки-передачи основных средств с сопроводительными документами передается в бухгалтерию организации. На основании акта бухгалтерия открывает инвентарную карточку учета основных средств (форма № ОС-6) или аналогичный ей регистр, составленный с помощью компьютера, где указывает инвентарный номер объекта и основные данные о нем: первоначальную или восстановительную стоимость, срок полезного использования, норму амортизационных отчислений, сумму износа на момент оприходования и др. На арендованные в порядке текущей аренды и финансового лизинга основных средств инвентарные карточки не открываются. Для их аналитического учета используют копию карточки, прилагаемой арендодателем (лизингодателем) к акту сдачи объекта основных средств в аренду (лизинг). При реконструкции, значительной достройке или дооборудования объектов открывается новая карточка. Для обеспечения сохранности инвентарные карточки каждого объекта регистрируются в специальных описях и хранятся в карточке бухгалтерии сгруппированными по отраслевым классификационным и амортизационным группам, а внутри этих групп – по местам эксплуатации и видов объектов. При выбытии основных средств инвентарная карточка из картотеки изымается.  
 В организациях с небольшим количеством объектов основных средств, а также если они представляют собой сложные инвентарные объекты, имеют много крупных составных приспособлений и устройств (электромоторов, трансмиссий и др.), пообъектный учет можно вести в инвентарных книгах. При использовании в учете компьютеров все необходимые сведения о наличии и движении основных средств получают на основе информационной базе банка данных в виде распечатки регистров (машинограмм), использованных для управления основных средств. Перемещение основных средств из одного структурного подразделения (цеха, отдела) организации в другие оформляют накладной на внутреннее перемещение. По данным накладных, подписанных получателем и сдатчиком, составляют группировочную ведомость (машинограмму) учета движения основных средств внутри организации. Номера накладных записывают в инвентарных карточках, которые помещаются в картотеку по новому местонахождению. На основе инвентарных карточек на поступившие и выбывшие объекты бухгалтерия заполняет карточку учета движения основных средств по их видам и группам. При автоматизации учета этот аналитический регистр заменяется ведомостью движения основных средств. Общий итог групповой карточки или ведомости необходимо сверить с оборотом по дебету и кредиту синтетического учета основных средств.  
 Выбытие основных средств происходит в результате их продажи или передачи сторонним организациям, а также при частичной или полной ликвидации и списании вследствие непригодности или нецелесообразности дальнейшего использования. Все виды передачи основных средств оформляют актом (накладной) приемки-передачи. В акте указывается балансовая стоимость объекта и сумма его амортизации (износа) к моменту передачи. К акту прилагают инвентарные карточки, о чем в их описи или в инвентарном списке делается соответствующая отметка. На основании актов и сопроводительных документов (паспортов, характеристик и т.п.) составляется группировочная ведомость (машинограмма), по итогам которой списывают балансовую стоимость и амортизацию основных средств так же, как и при продаже. Отражение операций по безвозмездной передачи объекта производится только после получения от организации получателя извещения (авизо) об их оприходовании. До этого начисление амортизации по переданным основным средствам не прекращается. Расходы по демонтажу передаваемого оборудования отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счетов, связанных с оплатой труда. В конечном итоге они учитываются в составе операционных расходов организации. Ликвидацию основных средств производят по распоряжению руководства организации. Обычно с баланса в порядке ликвидации списывают здания и сооружения, снесенные в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим переворотом действующих предприятий и объектов, а также пришедшие в ветхое состояние, морально устаревшие и непригодные для дальнейшего использования оборудования, транспортные средства, инвентарь и инструменты, если их восстановление невозможно или экономически нецелесообразно и они не могут быть проданы. Во всех этих случаях составляется акт на списание основных средств (форма № ОС-4) о частичном или полном списании основных средств (кроме автотранспортных), в которых указывают наименование объекта, год его выпуска или постройки, дату поступления в организацию и ввода в эксплуатацию, его инвентарный номер, местонахождение, балансовую стоимость, сумму начисленной амортизации, количество капитальных ремонтов. Здесь же приводят подробные сведения о техническом состоянии основных частей, деталей, конструктивных элементов объекта и обосновывают необходимость его ликвидации (износ, преждевременное выбытие вследствие ненормальных условий эксплуатации, аварии и др.) Для списания с баланса организации стоимости машин, оборудования, пришедших в негодность при аварии, к акту списания должно быть приложена копия акта об аварии с указанием ее причин и виновников.  
 Частичное списание объекта оформляется так же, как и полное. В особом разделе акта приводится расчет резервов списания. При этом списывают балансовую стоимость объектов и затраты по ликвидации - с одной стороны, сумму начальной амортизации – с другой. Детали, узлы и агрегаты демонтированного оборудования и другие материальные ценности, полученные в результате ликвидации основных средств приходуют как запасные части, лом, утиль, материалы для ремонта и продажи по текущим рыночным ценам. Объекты недвижимости после регистрации права собственности на них списываются главным образом в результате их продажи. Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме, в виде одного документа, подписываемого сторонами. Как правило, договор нотариально удостоверяется. Переход права собственности на недвижимость по договору продажи так же подлежит государственной регистрации. Право собственности у покупателя недвижимости возникает не с даты подписания договора сторонами, а с момента государственной регистрации, перехода права собственности на объект недвижимости. Это важно для начисления амортизации основных средств, налога на имущество и налогов, зависящих от объемов продаж. На стадии документального оформления операции по выбытию объекты недвижимости, данные о его первоначальной или балансовой стоимости, величине его амортизации или его остаточной стоимости являются информационно-справочными. Они необходимы для отражения в бухгалтерском учете и при налогообложении операций по продаже имущества предприятия-продавца. Показатель отражает операции по приобретению недвижимости на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

 

20. Финансовые вложения,виды, учет краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений.

В зависимости  от срока, на который произведены  финансовые вложения, они подразделяются на долгосрочные (когда установленный  срок их погашения превышает 1 год  или вложения осуществлены с намерением получать доходы по ним более 1 года) и краткосрочные (когда установленный  срок их погашения не превышает 1 года или вложения осуществлены без намерения  получать доходы по ним более 1 года).

Долгосрочные  финансовые вложения учитывают на счете 06 «Долгосрочные финансовые вложения». К этому счету могут быть открыты  субсчета 06-1 «Паи и акции», 06-2 «Облигации», 06-3 «Предоставленные займы» и другие.

Счет 06 «Долгосрочные  финансовые вложения» активный. По дебету этого счета отражают финансовые вложения предприятия (на срок более  одного года) с кредита соответствующих  счетов (08 "Капитальные вложения", 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 10 «Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» и иных счетов). С кредита  счета 06 осуществляют списание финансовых вложений на счет 48 «Реализация прочих активов».

Краткосрочные финансовые вложения учитывают на активном счете 58 
«Краткосрочные финансовые вложения». К этому счету могут быть открыты субсчета 58-1 «Облигации и другие ценные бумаги», 58-2 «Депозиты», 58-3 
«Предоставленные займы» и другие.

Средства  долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, переведенных предприятием, на которые в отчетном периоде  не получены документы, подтверждающие права предприятия (ценные бумаги, свидетельства  на произведенные вклады и другие), учитываются на счетах 06 и 58 обособленно.

Аналитический учет долгосрочных и краткосрочных  финансовых вложений ведется по видам  вложений (паи, акции, облигации и  другие) и объектам, в которые  осуществлены эти вложения (предприятиям-продавцам  ценных бумаг, предприятиям-заемщикам  и т.п.). При этом построение аналитического учета должно обеспечить получение  данных о финансовых вложениях на территории страны и за рубежом.

 

21 Аренда

 После передачи в аренду основные средства продолжают учитываться у арендодателя на счете по учету основных средств. Но передача в аренду отражается во внебалансовом учете.  
В зависимости от характера объекта (основные средства или другое имущество) переданные в аренду объекты учитываются на активных внебалансовых счетах 91501 «Основные средства, переданные в аренду» или 91502 «Другое имущество, переданное в аренду».  
Передача в аренду основных средств отражается в учете проводкой:  
Д-т 91501 «Основные средства, переданные в аренду»  
К-т 99999 «Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи».  
По переданным в аренду основным средствам арендодателем начисляется амортизация. Это делается в обычном порядке.  
В соответствии с договором аренды арендодатель получает от арендатора арендную плату. Ее сумма в бухгалтерском учете арендодателя относится на доходы проводкой:  
Д-т 30102 «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России»  
К-т 70107 «Другие доходы».  
Иногда в соответствии с договором аренды арендатор вносит арендную плату за несколько месяцев вперед, например за полгода. В этом случае полученная арендодателем в отчетном периоде, но относящаяся к будущим периодам сумма арендной платы зачисляется на балансовый счет по учету доходов будущих периодов проводкой:  
Д-т 30102 «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России»  
К-т 61304 «Доходы будущих периодов по другим операциям».  
После окончания договора аренды основные средства возвращаются арендодателю. Он списывает их стоимость с внебалансового счета проводкой:  
Д-т 99999 «Счет для корреспонденции с активными счетами при двойной записи»  
К-т 91501 «Основные средства, переданные в аренду».  
Если арендатором в соответствии с договором аренды были сделаны неотделимые от основных средств улучшения, то их стоимость может быть возмещена, если это предусмотрено договором. Начиная с 1 января 2003 года такая операция отражается в учете с использованием нового активного счета 47701 «Вложения в операции финансовой аренды (лизинга)».  
Возмещение арендодателем переданных арендатором неотделимых улучшений арендованного имущества отражается в учете проводкой:  
Д-т 47701 «Вложения в операции финансовой аренды (лизинга)»  
К-т 30102 «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России».  
Неотделимые улучшения арендованного имущества могут быть переданы арендодателю безвозмездно. В этом случае их учет производится в порядке, установленном для учета безвозмездно полученного имущества.

 

23 Основные средства

Существуют  несколько признаков классификации  основных средств, в зависимости  от которых осуществляется их группировка. В бухгалтерском учете наиболее распространена группировка основных средств по отраслевому признаку, видам и назначению, принадлежности пользователю и степени использования. Главным критерием основных средств  по отраслям является вид деятельности данной организации или ее подразделения. При этом классификационной единицей выступает вся совокупность основных средств, числящихся на балансе. Так, на промышленном предприятии основные производственные средства, помимо перечисленных  в начале параграфа объектов, включают объекты транспортного хозяйства, материально-технического снабжения, служб связи, но в тоже время к  соответствующим отраслям народного  хозяйства относят основные средства, находящиеся в подсобном сельском хозяйстве, здравпунктах, жилищно-коммунальном хозяйстве и др. 
Классификация по видам в зависимости от натурально вещественного состава и цели использования объектов является основой аналитического учета основных средств. При определении состава и группировке основных средств по видам необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. 
В зависимости от степени использования основные средства подразделяют на действующие, бездействующие и находящиеся в аренде и запасе. В составе бездействующих основных средств особо выделяют объекты, находящиеся на консервации. На консервацию переводят основные средства, находящиеся в комплексе, предназначенные для законченного цикла производства при его остановке на срок, превышающий три месяца. Консервация объектов основных средств осуществляется по решению руководителя организации и оформляется соответствующим приказом. 
Для повышения эффективности хозяйствования необходимо выявлять и отдельно учитывать объекты основных средств, не используемые в данной организации: станки, машины, транспортные средства, инвентарь, свободные площади производственных и административных зданий. 
В бухгалтерском учете основные средства, кроме того, подразделяют по принадлежности: собственные, принадлежащие по праву собственности данной организации; находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении организации; арендованной, т.е. находящейся в ее временном пользовании за определенную плату. В учетном отношении все числящиеся на балансе организации объекты основных средств, в том числе временно неиспользуемые, сданные в аренду или лизинг, учитываются как основные средства в эксплуатации.При длительной эксплуатации основных средств их стоимость уменьшается, за счет износа и морального старения. Поэтому различают следующие виды стоимостей основных средств:  
- первоначальная. Она состоит из фактических затрат на строительство или приобретение объекта, включая затраты на его доставку и установку, и если это авто средство, то и налог на приобретение авто средства;  
- восстановительная. Это сумма затрат на воспроизводство основных фондов на момент оценки, то есть сколько стоит приобрести такой же или аналогичный существующему объект основных фондов в настоящее время. Раньше, когда инфляции практически не было, восстановительная стоимость практически равнялась первоначальной. Теперь в качестве восстановительной  
можно условно принять первоначальную стоимость с учетом всех проведенных переоценок;  
- остаточная. Реальная стоимость объекта на настоящий момент - она равна первоначальной (восстановительной) стоимости за вычетом износа; -ликвидационная. Эта стоимость, по которой списанный объект основных фондов можно реализовать, или стоимость, которая относиться на убытки при ликвидации основных фондов. Чтобы определить ликвидационную стоимость, нужно к остаточной прибавить расходы по ликвидации (заработная плата рабочих, транспортные расходы, и др.) и вычесть стоимость реализационных или оприходованных материалов от разборки. Если сумма получается отрицательной, то это значит, что в результате ликвидации получена прибыль, если положительная – убыток; - балансовая. Стоимость, по которой объекты основных фондов отражены в балансе. В настоящее время это остаточная стоимость, но до июля 1996 года в балансе показывалось первоначальная с учетом проведенных переоценок (восстановительная) стоимость;  
- фактическая. Затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, кроме, общехозяйственных и иных аналогичных расходов, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств. Организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.  
Оценка объектов основных средств, стоимость которых при приобретении определенна в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, по курсу, действующему на дату приобретения организацией объектов по праву собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или договору аренды. Для оценки основных средств могут также использоваться: - страховая стоимость – величина страховой оценки объектов основных средств, подверженных риску повреждения, утраты или уничтожения. Страховая стоимость определяется на основании договора страхования имущества организации; - налогооблагаемая стоимость – стоимость основных средств, определяемая для целей налогообложения.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Бухгалтерский учет"