Система нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание

Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, в качестве цели нормативного регулирования бухгалтерского учета определила обеспечение доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов. В этой связи происходит переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………......……. 5

1 Система нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой)…… отчетности организаций России ……………………………. …………………8
1.1 Понятие и классификация бухгалтерской (финансовой) отчетности………8
1.2 Сущность бухгалтерской финансовой отчетности (БФО): назначение,
виды, состав отчетности коммерческой организации…………………………11
1.3 Составители и пользователи отчетности, ответственность руководителя организации за подготовку и представление отчетности. Сегментарная отчетность………………………………………………………………………… 14
1.4 Концепции бухгалтерской финансовой отчетности в России и международной практике. Программа реформирования бухучета в соответствии с требованиями МСФО………………………………………........17

2.1 Условия, принципы построения внутренней сегментарной…………………. отчетности………………………………………………………………………....17
2.2 Правила построения отчетности по сегментам для внешних………………..
пользователей……………………………………………………………………..21
2.3 Задачи и этапы построения системы сегментарной отчетности……………..
организации……………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………....33
Приложение……………………………………………………………………….36
Пример…………………………………………………………………………….37
Список используемой литературы……………………………………………....45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 287.50 Кб (Скачать документ)

Ответственность за организацию  бухгалтерского учета в организациях, представление достоверной бухгалтерской  отчетности, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, обеспечение в установленных законодательством Российской Федерации случаях проведения обязательного аудита несут руководители организаций. Руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, только в случае, если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами или при делегировании обязанности ведения бухгалтерского учета сторонней организации (например, аудиторской фирме, управляющей компании или индивидуальному предпринимателю).

Целью МСФО 14 "Сегментная отчетность" является регламентация  представление компаниями отчетности о сегментах деятельности с тем, чтобы помочь пользователям финансовой отчетности лучше понять показатели работы компании, оценить существенные риски и выгоды в ее деятельности, найти наиболее обоснованные решения относительно данной компании.

Целью представления информации в разрезе сегментов деятельности предприятия является обеспечение пользователей финансовой отчетности информацией о результатах деятельности предприятия в различных отраслях промышленности и географических областях. Такое детализированное представление информации позволяет пользователям финансовой отчетности принимать более взвешенные решения в отношении предприятия в целом. Уровни рентабельности, возможности роста, будущие перспективы и инвестиционные риски могут быть совершенно разными в различных операционных и географических сегментах. Следовательно, имея информацию по сегментам деятельности, пользователи могут точнее оценить все риски и перспективы предприятия. На основе агрегированных данных подобный анализ затруднителен. Стандарт предусматривает два вида отчетных сегментов: хозяйственные сегменты и географические сегменты.

Хозяйственный сегмент представляет собой часть операций компании, направленных на производство товаров и услуг, который подвержен рискам и выгодам, отличающим его от рисков и выгод других хозяйственных сегментов.

Географический  сегмент представляет собой часть операций компании по производству товаров и услуг в конкретной экономической среде, который подвержен рискам и выгодам, возникающим в этой среде и отличающимся от рисков и выгод сегментов, действующих в других экономических условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Концепции бухгалтерской финансовой отчетности в России и международной практике. Программа реформирования бухучета в соответствии с требованиями МСФО.

 

Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной, составляемая на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в удобной и понятной форме. Бухгалтерская отчетность составляется на основе всех видов текущего учета – бухгалтерского, статистического, оперативного и поэтому обеспечивает возможность всестороннего отражения хозяйственной деятельности организации. На базе отчетности: оцениваются риски предпринимательской деятельности, начисляются налоги и рассчитываются дивиденды; принимаются решения о целесообразности и условиях ведения дел с теми или иными партнерами; проверяется возможность выдачи кредитов и займов; оценивается финансовое положение потенциальных поставщиков, покупателей, конкурентов.

 

В РФ нормативное  регулирование правил подготовки бухгалтерской отчетности реализуется на четырех уровнях:

 

1. ФЗ «О бухгалтерском  учете» и Положение по ведению  бух/учета и бух/отчетности в  РФ»; 

2. Положение по бухгалтерскому  учету «Бухгалтерская отчетность  организации» (ПБУ 4/99), другие положения  по бухгалтерскому учету; 

3. приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организации», а также другие методические указания и рекомендации Минфина России;

4. реализуется в рамках  учетной политики организации.  В этих нормативных документах  изложены принципы и базовые  положения по составлению и представлению бухгалтерской отчетности, образцы форм бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность характеризует состав имущества и обязательств, а также финансовые результаты деятельности, а также все расчетные взаимоотношения с третьими лицами. Такой подход формирования отчетности связан с тем, что бухгалтерский учет основан на принципе самостоятельности. Бухгалтерская отчетность содержит только стоимостные показатели, а данные отчетности основаны на сплошном учете хозяйственных операций.

При составлении бухгалтерской отчетности в РФ  должны соблюдаться следующие требования: достоверности и полноты; нейтральности (исключить преимущественное удовлетворение интересов одних групп пользователей перед другими); целостности (необходимость включения информации обо всех хозяйственных операциях организацией в целом и ее подразделениями); последовательности (постоянства в содержании и форме от одного отчетного периода к другому); сопоставимости (сравнение с аналогичными данными за предыдущие периоды); соблюдения отчетного периода; правильного оформления; существенности.

В зависимости от периода  различают: промежуточную и годовую  отчетность; по объему содержащихся сведений выделяют внутреннюю и внешнюю; по степени  обобщения данных различают первичные  отчеты и сводные (консолидированные), составленные на основе первичных. В состав промежуточной бухгалтерской отчетности входят: бухгалтерский баланс (форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2). При сдаче годовой отчетности к формам № 1 и № 2 добавляются:  отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 6), пояснительная записка, аудиторское заключение.

Международные стандарты  отличаются гибкостью и предлагают, как правило, альтернативные решения одних и тех же вопросов. В директиве, рассматривающей вопросы финансовой отчетности, содержаться рекомендации, по методам оценки исходя из принципа «исторической» стоимости, но допускаются альтернативные методы: периодичность переоценку, восстановительную стоимость, методы учета инфляционного фактора. Согласно МСФО финансовая отчетность – это структурированное представление информации о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств, полезной широкому кругу пользователей при принятии управленческих решений. Главной задачей финансовой отчетности является удовлетворение потребностей широкого круга пользователей в финансовой информации. Финансовая отчетность должна включать  информацию об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах, движении денежных средств. Эта информация и информация, содержащаяся в приложениях, помогает пользователям прогнозировать способность организации аккумулировать экономические выгоды. Полный комплект финансовой отчетности согласно МСФО включает: Бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, учетную политику и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.5 Система нормативного регулирования бухгалтерской финансовой отчетности в РФ.

Сложность и ответственность  задач, решаемых бухгалтерским учетом и отчетностью, обусловливают необходимость  наличия четкой нормативной базы. Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета и отчетности включает перечень нормативных документов, регулирующих организацию бухгалтерского учета в Российской Федерации.

В настоящее время  система нормативного регулирования  бухгалтерской отчетности включает в себя нормативные акты и документы  четырех  уровней.

I уровень  системы - Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Закон устанавливает единые правовые и методологические основы организации и внедрения бухгалтерского учета для предприятий, находящихся на территории РФ, а также для филиалов и представительств иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами. К первому уровню относятся Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и другие законодательные акты, регламентирующие порядок учета и налогообложения соответствующих видов имущества, обязательств и хозяйственных операций. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ — это также документы первого уровня системы нормативного регулирования.

II уровень  системы  — положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Минфина России, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета фактов хозяйственной деятельности, составления и представления бухгалтерской отчетности. Они, как правило, регистрируются Минюстом России и имеют законодательную силу для всех предприятий, которым адресуются.

Государственные органы Российской Федерации с участием научной общественности продолжают деятельность по созданию оптимальной национальной модели финансового учета, отражающей мировые процессы, происходящие в этой области.

После долгих дискуссий  решено новые нормативные акты по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности называть не стандартами, а положениями по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), сохранив тем самым национальную особенность в решении методологических вопросов.

Перечень действующих  в настоящее время ПБУ представлен в таблице: 

 

Номер ПБУ

Наименование  ПБУ

Без номера

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в РФ ред. от 26.03.07

ПБУ 2/94

Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство ПБУ 2/94 ред. от 20.12.94

ПБУ 1/98

Учетная политика организации ПБУ 1/98 ред. от 30.12.99

ПБУ 7/98

События после  отчетной даты ПБУ 7/98 ред. от 20.12.07

ПБУ 4/99

Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99 ред. от 18.09.06

ПБУ 9/99

Доходы организации  ПБУ 9/99 ред. от 27.11.06

ПБУ 10/99

Расходы организации  ПБУ 10/99 ред. от 27.11.06

   

ПБУ 3/2006

Учет активов  и обязательств, стоимость которых  выражена в иностранной валюте ПБУ 3/2006 ред. от 25.12.07

ПБУ 11/2008

Информация о  связанных сторонах ПБУ 11/2008 ред. от 26.05.08 (New!)

ПБУ 12/2000

Информация по сегментам ПБУ 12/2000 ред. от 18.09.06

ПБУ 13/2000

Учет государственной  помощи ПБУ 13/2000 ред. от 18.09.06

ПБУ 14/2007

Учет нематериальных активов ПБУ 14/2007 ред. от 23.01.08

ПБУ 5/01

Учет материально - производственных запасов ПБУ 5/01 ред. от 26.03.07

ПБУ 6/01

Учет основных средств ПБУ 6/01 ред. от 27.11.06

ПБУ 8/01

Условные факты  хозяйственной деятельности ПБУ 8/01 ред. от 20.12.07

ПБУ 15/01

Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию ПБУ 15/01 ред. от 27.11.06

ПБУ 16/02

Информация по прекращаемой деятельности ПБУ 16/02 ред. от 18.09.06

ПБУ 17/02

Учет расходов на научно - исследовательские, опытно - конструкторские и технологические  работы ПБУ 17/02 ред. от 18.09.06

ПБУ 18/02

Учет расходов по налогу на прибыль ПБУ 18/02  ред. от 11.02.08

ПБУ 19/02

Учет финансовых вложений ПБУ 19/02 ред. от 27.11.06

ПБУ 20/03

Информация об участии в совместной деятельности ПБУ 20/03 ред. от 18.09.06


 

Если организация работает на международном рынке, также применяются МСФО.

III уровень системы -  перечень документов, регулирующих методику бухгалтерского учета.

Они конкретизируют и  раскрывают порядок применения федеральных законов и положений (стандартов) Минфина России. Они не могут противоречить правовым актам более высокого уровня. Эти документы позволяют рационально организовать учет в соответствии с правилами, предусмотренными Минфином России и потребностями пользователей экономической информации.

Так как данный перечень весьма широкий, то данные документы следует разбить на две группы. Одна регулирует учет объектов общеотраслевого назначения, другая имеет отраслевую направленность.

Первая  группа, в частности, включает:

1. Порядок ведения  кассовых операций в РФ;                         

2. Методические указания  по бухгалтерскому учету основных  средств; 

3. Методические указания  по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов;

4. Методические указания  по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств;

5. Методические рекомендации  по раскрытию информации о  прибыли;

6. План счетов бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности  организаций и Инструкция по  его применению;

7. Методические указания  по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды.

Вторая  группа документов третьего уровня, отражающих методические вопросы бухгалтерского учета в отдельных отраслях, включает инструкции по учету затрат и калькулированию себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, подразделениях непроизводственной сферы и др. В условиях директивной экономики было разработано около 150 отраслевых инструкций по методическим вопросам.

IV уровень системы - рабочие документы конкретной организации. Основными рабочими документами четвертого уровня системы, разрабатываемыми организациями, являются:

1. приказ об учетной  политике организации; 

2. рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;     

3. формы первичных  учетных документов, применяемых  для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;

Информация о работе Система нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций России