Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:13, курсовая работа
Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, в качестве цели нормативного регулирования бухгалтерского учета определила обеспечение доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов. В этой связи происходит переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность.
Введение……………………………………………………….…………......……. 5
1 Система нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой)…… отчетности организаций России ……………………………. …………………8
1.1 Понятие и классификация бухгалтерской (финансовой) отчетности………8
1.2 Сущность бухгалтерской финансовой отчетности (БФО): назначение,
виды, состав отчетности коммерческой организации…………………………11
1.3 Составители и пользователи отчетности, ответственность руководителя организации за подготовку и представление отчетности. Сегментарная отчетность………………………………………………………………………… 14
1.4 Концепции бухгалтерской финансовой отчетности в России и международной практике. Программа реформирования бухучета в соответствии с требованиями МСФО………………………………………........17
2.1 Условия, принципы построения внутренней сегментарной…………………. отчетности………………………………………………………………………....17
2.2 Правила построения отчетности по сегментам для внешних………………..
пользователей……………………………………………………………………..21
2.3 Задачи и этапы построения системы сегментарной отчетности……………..
организации……………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………....33
Приложение……………………………………………………………………….36
Пример…………………………………………………………………………….37
Список используемой литературы……………………………………………....45
Ответственность за организацию
бухгалтерского учета в организациях,
представление достоверной
Целью МСФО 14 "Сегментная отчетность" является регламентация представление компаниями отчетности о сегментах деятельности с тем, чтобы помочь пользователям финансовой отчетности лучше понять показатели работы компании, оценить существенные риски и выгоды в ее деятельности, найти наиболее обоснованные решения относительно данной компании.
Целью представления информации в разрезе сегментов деятельности предприятия является обеспечение пользователей финансовой отчетности информацией о результатах деятельности предприятия в различных отраслях промышленности и географических областях. Такое детализированное представление информации позволяет пользователям финансовой отчетности принимать более взвешенные решения в отношении предприятия в целом. Уровни рентабельности, возможности роста, будущие перспективы и инвестиционные риски могут быть совершенно разными в различных операционных и географических сегментах. Следовательно, имея информацию по сегментам деятельности, пользователи могут точнее оценить все риски и перспективы предприятия. На основе агрегированных данных подобный анализ затруднителен. Стандарт предусматривает два вида отчетных сегментов: хозяйственные сегменты и географические сегменты.
Хозяйственный сегмент представляет собой часть операций компании, направленных на производство товаров и услуг, который подвержен рискам и выгодам, отличающим его от рисков и выгод других хозяйственных сегментов.
Географический сегмент представляет собой часть операций компании по производству товаров и услуг в конкретной экономической среде, который подвержен рискам и выгодам, возникающим в этой среде и отличающимся от рисков и выгод сегментов, действующих в других экономических условиях.
Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной, составляемая на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в удобной и понятной форме. Бухгалтерская отчетность составляется на основе всех видов текущего учета – бухгалтерского, статистического, оперативного и поэтому обеспечивает возможность всестороннего отражения хозяйственной деятельности организации. На базе отчетности: оцениваются риски предпринимательской деятельности, начисляются налоги и рассчитываются дивиденды; принимаются решения о целесообразности и условиях ведения дел с теми или иными партнерами; проверяется возможность выдачи кредитов и займов; оценивается финансовое положение потенциальных поставщиков, покупателей, конкурентов.
В РФ нормативное регулирование правил подготовки бухгалтерской отчетности реализуется на четырех уровнях:
1. ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положение по ведению бух/учета и бух/отчетности в РФ»;
2. Положение по бухгалтерскому
учету «Бухгалтерская
3. приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организации», а также другие методические указания и рекомендации Минфина России;
4. реализуется в рамках учетной политики организации. В этих нормативных документах изложены принципы и базовые положения по составлению и представлению бухгалтерской отчетности, образцы форм бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность характеризует состав имущества и обязательств, а также финансовые результаты деятельности, а также все расчетные взаимоотношения с третьими лицами. Такой подход формирования отчетности связан с тем, что бухгалтерский учет основан на принципе самостоятельности. Бухгалтерская отчетность содержит только стоимостные показатели, а данные отчетности основаны на сплошном учете хозяйственных операций.
При составлении бухгалтерской отчетности в РФ должны соблюдаться следующие требования: достоверности и полноты; нейтральности (исключить преимущественное удовлетворение интересов одних групп пользователей перед другими); целостности (необходимость включения информации обо всех хозяйственных операциях организацией в целом и ее подразделениями); последовательности (постоянства в содержании и форме от одного отчетного периода к другому); сопоставимости (сравнение с аналогичными данными за предыдущие периоды); соблюдения отчетного периода; правильного оформления; существенности.
В зависимости от периода различают: промежуточную и годовую отчетность; по объему содержащихся сведений выделяют внутреннюю и внешнюю; по степени обобщения данных различают первичные отчеты и сводные (консолидированные), составленные на основе первичных. В состав промежуточной бухгалтерской отчетности входят: бухгалтерский баланс (форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2). При сдаче годовой отчетности к формам № 1 и № 2 добавляются: отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 6), пояснительная записка, аудиторское заключение.
Международные стандарты отличаются гибкостью и предлагают, как правило, альтернативные решения одних и тех же вопросов. В директиве, рассматривающей вопросы финансовой отчетности, содержаться рекомендации, по методам оценки исходя из принципа «исторической» стоимости, но допускаются альтернативные методы: периодичность переоценку, восстановительную стоимость, методы учета инфляционного фактора. Согласно МСФО финансовая отчетность – это структурированное представление информации о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств, полезной широкому кругу пользователей при принятии управленческих решений. Главной задачей финансовой отчетности является удовлетворение потребностей широкого круга пользователей в финансовой информации. Финансовая отчетность должна включать информацию об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах, движении денежных средств. Эта информация и информация, содержащаяся в приложениях, помогает пользователям прогнозировать способность организации аккумулировать экономические выгоды. Полный комплект финансовой отчетности согласно МСФО включает: Бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, учетную политику и приложения.
1.5 Система нормативного регулирования бухгалтерской финансовой отчетности в РФ.
Сложность и ответственность задач, решаемых бухгалтерским учетом и отчетностью, обусловливают необходимость наличия четкой нормативной базы. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности включает перечень нормативных документов, регулирующих организацию бухгалтерского учета в Российской Федерации.
В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности включает в себя нормативные акты и документы четырех уровней.
I уровень системы - Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Закон устанавливает единые правовые и методологические основы организации и внедрения бухгалтерского учета для предприятий, находящихся на территории РФ, а также для филиалов и представительств иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами. К первому уровню относятся Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и другие законодательные акты, регламентирующие порядок учета и налогообложения соответствующих видов имущества, обязательств и хозяйственных операций. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ — это также документы первого уровня системы нормативного регулирования.
II уровень системы — положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Минфина России, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета фактов хозяйственной деятельности, составления и представления бухгалтерской отчетности. Они, как правило, регистрируются Минюстом России и имеют законодательную силу для всех предприятий, которым адресуются.
Государственные органы Российской Федерации с участием научной общественности продолжают деятельность по созданию оптимальной национальной модели финансового учета, отражающей мировые процессы, происходящие в этой области.
После долгих дискуссий решено новые нормативные акты по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности называть не стандартами, а положениями по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), сохранив тем самым национальную особенность в решении методологических вопросов.
Перечень действующих в настоящее время ПБУ представлен в таблице:
Номер ПБУ |
Наименование ПБУ |
Без номера |
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ ред. от 26.03.07 |
ПБУ 2/94 |
Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство ПБУ 2/94 ред. от 20.12.94 |
ПБУ 1/98 |
Учетная политика организации ПБУ 1/98 ред. от 30.12.99 |
ПБУ 7/98 |
События после отчетной даты ПБУ 7/98 ред. от 20.12.07 |
ПБУ 4/99 |
Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99 ред. от 18.09.06 |
ПБУ 9/99 |
Доходы организации ПБУ 9/99 ред. от 27.11.06 |
ПБУ 10/99 |
Расходы организации ПБУ 10/99 ред. от 27.11.06 |
ПБУ 3/2006 |
Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте ПБУ 3/2006 ред. от 25.12.07 |
ПБУ 11/2008 |
Информация о связанных сторонах ПБУ 11/2008 ред. от 26.05.08 (New!) |
ПБУ 12/2000 |
Информация по сегментам ПБУ 12/2000 ред. от 18.09.06 |
ПБУ 13/2000 |
Учет государственной помощи ПБУ 13/2000 ред. от 18.09.06 |
ПБУ 14/2007 |
Учет нематериальных активов ПБУ 14/2007 ред. от 23.01.08 |
ПБУ 5/01 |
Учет материально - производственных запасов ПБУ 5/01 ред. от 26.03.07 |
ПБУ 6/01 |
Учет основных средств ПБУ 6/01 ред. от 27.11.06 |
ПБУ 8/01 |
Условные факты хозяйственной деятельности ПБУ 8/01 ред. от 20.12.07 |
ПБУ 15/01 |
Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию ПБУ 15/01 ред. от 27.11.06 |
ПБУ 16/02 |
Информация по прекращаемой деятельности ПБУ 16/02 ред. от 18.09.06 |
ПБУ 17/02 |
Учет расходов
на научно - исследовательские, опытно
- конструкторские и |
ПБУ 18/02 |
Учет расходов по налогу на прибыль ПБУ 18/02 ред. от 11.02.08 |
ПБУ 19/02 |
Учет финансовых вложений ПБУ 19/02 ред. от 27.11.06 |
ПБУ 20/03 |
Информация об участии в совместной деятельности ПБУ 20/03 ред. от 18.09.06 |
Если организация работает на международном рынке, также применяются МСФО.
III уровень системы - перечень документов, регулирующих методику бухгалтерского учета.
Они конкретизируют и раскрывают порядок применения федеральных законов и положений (стандартов) Минфина России. Они не могут противоречить правовым актам более высокого уровня. Эти документы позволяют рационально организовать учет в соответствии с правилами, предусмотренными Минфином России и потребностями пользователей экономической информации.
Так как данный перечень весьма широкий, то данные документы следует разбить на две группы. Одна регулирует учет объектов общеотраслевого назначения, другая имеет отраслевую направленность.
Первая группа, в частности, включает:
1. Порядок ведения кассовых операций в РФ;
2. Методические указания
по бухгалтерскому учету
3. Методические указания
по бухгалтерскому учету
4. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
5. Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли;
6. План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной
7. Методические указания
по бухгалтерскому учету
Вторая группа документов третьего уровня, отражающих методические вопросы бухгалтерского учета в отдельных отраслях, включает инструкции по учету затрат и калькулированию себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, подразделениях непроизводственной сферы и др. В условиях директивной экономики было разработано около 150 отраслевых инструкций по методическим вопросам.
IV уровень системы - рабочие документы конкретной организации. Основными рабочими документами четвертого уровня системы, разрабатываемыми организациями, являются:
1. приказ об учетной политике организации;
2. рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
3. формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;