Система нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание

Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, в качестве цели нормативного регулирования бухгалтерского учета определила обеспечение доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов. В этой связи происходит переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………......……. 5

1 Система нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой)…… отчетности организаций России ……………………………. …………………8
1.1 Понятие и классификация бухгалтерской (финансовой) отчетности………8
1.2 Сущность бухгалтерской финансовой отчетности (БФО): назначение,
виды, состав отчетности коммерческой организации…………………………11
1.3 Составители и пользователи отчетности, ответственность руководителя организации за подготовку и представление отчетности. Сегментарная отчетность………………………………………………………………………… 14
1.4 Концепции бухгалтерской финансовой отчетности в России и международной практике. Программа реформирования бухучета в соответствии с требованиями МСФО………………………………………........17

2.1 Условия, принципы построения внутренней сегментарной…………………. отчетности………………………………………………………………………....17
2.2 Правила построения отчетности по сегментам для внешних………………..
пользователей……………………………………………………………………..21
2.3 Задачи и этапы построения системы сегментарной отчетности……………..
организации……………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………....33
Приложение……………………………………………………………………….36
Пример…………………………………………………………………………….37
Список используемой литературы……………………………………………....45

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 287.50 Кб (Скачать документ)

качественные характеристики финансовых отчетов.

      Качественными   характеристиками   определяют    степень    полезности информации, приведенной в финансовых  отчетах.   Выделяют  четыре  основные качественные характеристики финансовой информации:

  - понятность

  - уместность

  - достоверность

  - сопоставимость

      Понятность  – это качество  информации,  которая   дает   возможность пользователям воспринимать ее значения.

      Информация,  предоставляемая  в  финансовой  отчетности, должна  быть  рассчитана  на   ее   понимание   и   однозначное   толкование пользователями,  при  условии,   что   они   имеют   достаточные   знания   и

заинтересованность в  восприятии этой информации.

      Уместность характеризует способность информации  влиять  на  решения, применяемые на ее основе. Другими словами,  информации  считается  уместной, если она способна повлиять на принятие решений пользователями  и  помочь  им

оценить прошедшие, текущие  и будущие события. Уместность     информации     определяется     ее     существенностью,

своевременностью и возможностью использования для прогнозирования.

      Сопоставимость  информации  характеризует возможность   пользователей отчетности сравнить:

- финансовый отчет  предприятия за разные периоды

- финансовые отчеты  разных предприятий

      Такое  сравнение дает возможность оценить динамику развития предприятия и его позицию на рынке.

      Предпосылками  для  сопоставимости  является  раскрытие  информации  об учетной  политики предприятия, представления   соответственной  информации  за предыдущие периоды и последовательность применения выбранных методов учета.

      Для  обеспечения сопоставимости  в   каждом  финансовом  отчете  следует  представлять числовую информацию  за  предыдущий  период,  способом  который дает  возможность   сопоставить   ее   с   данными   за   отчетный   период.

Сопоставляемую информацию описательного характера целесообразно  приводить  в примечаниях  к  финансовому  отчету,  если   она   уместна   для   понимания  пользователям финансовой отчетности.

      Достоверность – информации означает. Что  она  не  содержит  ошибок  и предвзятых  суждений.  Она  определяется   полнотой,   нейтральностью   и осторожностью информации, преобладание ее  сущности  над  формой,  правдивым отражением финансового положения и финансовых результатов деятельности.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

1.8 Учетная политика организации, как основа формирования отчетности. Основные допущения, требования к ней, разделы учетной политики.

 

ПБУ 1/98 "Учетная  политика организации" включает четыре раздела:

         I.Общие положения Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

К способам ведения  бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

II. Формирование  учетной политики; Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ 1/98 допущений и требований.

Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения у организации имеются, она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. Указанное допущение обязательно должно использоваться в аудиторской практике, и аудитор обязан информировать пользователей бухгалтерской отчетности о возможной ликвидации организации или сокращении деятельности.

Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменение УП  возможно в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по БУ, разработки организацией новых способов ведения БУ  и существенного изменения условий деятельности.

Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Например, начисленная работникам организации оплата труда относится на издержки производства или обращения того периода, в котором она начислена, независимо от фактического времени выплаты начисленной суммы работникам. В международной бухг. практике допущению временной определенности фактов хозяйственной деятельности соответствует основополагающий "принцип начисления".

Формируемая организациями учетная политика должна соответствовать требованиям:

Требование  полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.

Требование  своевременности означает необходимость своевременного отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности фактов хозяйственной деятельности.

Требование  осмотрительности (осторожности, в западной практике еще и консерватизма) означает большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская скрытых резервов).

В настоящее  время требование осмотрительности в отечественной практике нужно  использовать осторожно, поскольку  и без этого требования многие организации стремятся увеличить  расходы с целью уменьшения в  отчетности прибыли и соответственно налога на прибыль. С переходом к реальным рыночным отношениям, когда организации будут заинтересованы иметь в отчетности высокую рентабельность (обеспечивающую возможность получения кредитов, нормальные экономические отношения с другими организациями, выплату высоких дивидендов по акциям и продажу их по высоким ценам и т.п.), требование осторожности будет действовать в полной мере.

Требование  приоритета содержания перед формой означает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования. Например, сам по себе факт выдачи руководителям организации крупных сумм ссуд не является незаконным. Однако если выдача этих сумм осуществляется в период неустойчивого финансового состояния организации, особенно при задержке выплат начисленной оплаты труда из-за отсутствия денежных средств, то данную хозяйственную операцию следует признать неправомерной.

Требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета с оборотами и остатками по синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетности на начало и конец периода.

Требование  рациональности означает необходимость рационального и экономного ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно - распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения  бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно - распорядительного документа.

III. Раскрытие  учетной политики; Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания, о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка фин. положения, движения денежных средств или фин. результатов деятельности организации.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся следующие способы: амортизация основных средств, нематериальных и иных активов; оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции; признание прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и др.

Если УП  организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных ПБУ 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности. В тех случаях, когда при формировании учетной политики организации исходят из допущений, отличных от предусмотренных ПБУ 1/98, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть подробно раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Существенные  способы ведения БУ подлежат раскрытию  в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может  не содержать информацию об учетной  политике организации, если в последней  не произошло изменений со времени  составления годовой бухгалтерской  отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный период); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующие отчетному, скорректированы.

Изменения УП  на год, следующий за отчетным, отражаются в пояснительной записке к  бухгалтерской отчетности организации.

IV. Изменение  учетной политики. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

- изменения  законодательства Российской Федерации  или нормативных актов по бухгалтерскому  учету;

- разработки  организацией новых способов  ведения бухгалтерского учета,  применение которых предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

- существенного  изменения условий деятельности, связанных с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.

Не считается  изменением учетной политики утверждение  способов ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Последствия изменения  учетной политики, оказавшие или  способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении.

 

1.9 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», его значение и содержание.

1.Настоящее  Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.

2. Положение  не применяется при формировании отчетности, разрабатываемой организацией для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и составления отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности и информации не предусматривается использование настоящего Положения.

3. Настоящее  Положение применяется Министерством  финансов Российской Федерации  при установлении:

типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;

упрощенного порядка  формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства  и некоммерческих организаций;

особенностей  формирования сводной бухгалтерской отчетности;

особенностей  формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или  ликвидации организации;

Информация о работе Система нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций России