Система организации аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 12:37, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы: рассмотреть систему органов государственного и аудиторского контроля в Российской Федерации.

Для достижения данной цели, поставлены такие задачи как:

1.Рассмотрение общей характеристики финансового контроля.
2.Изучить понятия государственный контроль и система органов его осуществляющий.
3.Исследовать понятие аудиторский контроль и система органов его осуществляющий.


Объект исследования в данной работе – это государственный финансовый контроль и аудиторский контроль, и органы, в полномочия которых он входит.

Предмет исследования – суть и значение государственного финансового контроля в экономической политике государства и аудиторского контроля, его роль в создании условий для финансовой стабилизации, а также организация контрольной работы, проводимой соответствующими финансовыми органами.

Работа состоит из  1 файл

Готовая КР Сист. орг аудита.doc

— 268.00 Кб (Скачать документ)

негосударственные пенсионные фонды (по отношению к  управляющим компаниям), аудиторские  фирмы, органы внутреннего контроля.

     Совокупность  контрольных действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей от целого ряда факторов. С учётом этих факторов (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и др.) можно выделить следующие формы финансового контроля (табл. 2). 

     Таблица 2. «Основные формы финансового контроля»

     Признак классификации      Формы финансового контроля
Время проведения контроля

Направление воздействия субъекта на объект контроля

Место проведения контроля

Полнота охвата проверяемого материала (информации)

Характер  источников контроля

Периодичность проведения контроля

Полнота охвата проверяемых вопросов

Повторяемость изучения

источников  контроля

Предварительный,текущий, последующий

Внешний, внутренний 

Камеральный, выездной

Сплошной, выборочный 

Документальный, фактический

Систематический, периодический,

единовременный

Комплексный, тематический, встречный 

Первичный, повторный, дополнительный

 

     В зависимости от времени проведения выделяют предварительный, текущий  и последующий контроль.

       Предварительный контроль – контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам, на стадии составления смет доходов и расходов бюджетных учреждений. Имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства.

     Текущий контроль проводится в процессе совершения финансово-кредитных операций, например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке органами  казначейства платёжных документов на осуществление кассового расхода бюджета. Текущий контроль позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.

     Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким  изучением деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы (например, акты), положения которых обязательны для их исполнения.

     Исходя  из направления воздействия субъекта контроля на объект, выделяют внешний  и внутренний финансовый контроль. Под внешним финансовым контролем  понимают: по отношению к органам государственной власти – контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти субъектами, т.е. специально созданными контрольными органами; по отношению к субъекту хозяйствования – контроль, осуществляемый иными внешними субъектами (налоговыми, финансовыми органами, аудиторской организацией). Под внутренним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти – контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов государственной власти (например, ведомственный контроль); по отношению к субъекту хозяйствования – контроль, осуществляемый соответствующей службой (внутреннего контроля).

     При проведении финансового контроля используют определённые методы, к которым традиционно относят обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и др.

     Обследованиеэто сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки.

     Проверка представляет собой единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении определённых финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования.6

     Ревизияэто система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершённых в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Ревизия в отличие от проверки даёт наиболее полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, т.к. предполагает сплошной охват проверяемых документов; в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск не обнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил, параметров. Кроме того, результаты проверки содержат конкретное документально подтверждённое определение установленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов.

     По  полноте охвата проверяемых вопросов проверки и ревизии бывают: тематические (проводятся по определённому кругу вопросов) и комплексные (т.е. охватывают практически все аспекты финансово-хозяйственной деятельности). По характеру источников контроля  проводят: документальные проверки и ревизии  и фактические

     Надзор представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями её осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования.

     Мониторинг в отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования.

 

2. Государственный финансовый контроль, система органов его осуществляющий.

2.1 Понятие, формы,  методы государственного  финансового контроля.

       Постольку, поскольку финансовый контроль – деятельность государственных, муниципальных органов и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов, правильности и эффективности их использования.

     Его цель – содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

     Поэтому государственный финансовый контроль следует определить как структурный  элемент единой системы финансового  контроля, представляющий собой подсистему взаимосвязанных единством поставленных для решения задач и используемых методов контрольных мероприятий, осуществляемых различными по своему правовому статусу государственными органами (как общей, так и специальной компетенции) и их подразделениями, наделенными при этом исполнительной властью.

     Государственный финансовый контроль помогает обеспечить проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиту финансовых интересов государства и его граждан, в конечном итоге – всего общества. Он представляет собой контроль за:

    • образованием и использованием всех государственных средств независимо от того, в какой форме они существуют – бюджетной или иной;
    • деятельностью органов власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;
    • законностью привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями и иными организациями, которым государство предоставило такое право;
    • организацией денежного обращения и рынка ценных бумаг, прохождением государственных средств в этой сфере, законностью предоставления от имени государства финансовых льгот и преимуществ и их использованием, обоснованностью и правомерностью действий кредитных учреждений по привлечению и использованию средств юридических и физических лиц;
    • исполнением международных финансовых обязательств и состояния государственного внутреннего и внешнего долга.

     Сюда  же относится проведение финансовых экспертиз проектов законодательных  и иных нормативных правовых актов, влияющих на формирование и использование государственных средств, или предусматривающих расходы (покрываемые за счет таких средств).

     В этих целях проверяются своевременность  и полнота образования государственных средств, их сохранность, эффективность и целевое использование, финансовые результаты использования государственного имущества, правильность и эффективность использования кредитных ресурсов, представленных государством или под гарантии государства.

     По  результатам государственного финансового контроля принимаются меры к обеспечению возврата незаконно использованных средств и поступлению доходов от их использования в соответствующие бюджеты.

     Объектами государственного финансового контроля выступают юридические и физические лица, которые получают, перечисляют, используют государственные средства или управляют ими, имеют предоставленные законодательством или органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

     Таким образом, контролируются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, страховые компании, банки и иные кредитные организации, их союзы, ассоциации и объединения вне зависимости от видов и форм собственности, органы военного управления и воинские формирования, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

     На  деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций действие государственного финансового контроля распространяется в части, связанной с получением, перечислением либо использованием государственных средств или управлением ими, а также в части предоставленных им законодательством или органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ7.  

Формы государственного финансового  контроля8:

  1. Предварительный – осуществляется на стадии составления, рассмотрения, утверждения проектов бюджетов, финансовых планов и программ, смет поступлений и расходов, проектов законодательных актов, балансов финансовых ресурсов территорий, текстов договорных соглашений и других финансово-экономических документов и проектов законов. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли.
  2. Текущий – осуществляется в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций, исполнения бюджета, смет доходов и расходов бюджетных учреждений с целью предупреждения и выявления нарушений финансовой (бюджетной, налоговой) дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, требований бухгалтерского учета и отчетности. Текущий контроль является основным видом деятельности субъектов финансового контроля. Он опирается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета и отчетности, предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления резервов роста рентабельности и прибыли, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
  3. Последующий – проводится по окончании финансового года или отчетного периода. В ходе его проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов (бюджетов) предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений. При этом путем анализа отчетных бухгалтерских документов, выявляются причины отклонения фактических данных от плановых, резервы повышения доходной базы бюджетов, рентабельности предприятий и организаций. Последующий контроль позволяет оценить эффективность организации финансовой работы на предприятиях и организациях, в министерствах и ведомствах, а также в самих контрольных органах, выявить недостатки предварительного и текущего финансового контроля.

Методы государственного финансового контроля9:

    1. Проверка – проводится по отдельным вопросам хозяйственной деятельности на основе отчетной документации и расходных документов с целью выявления нарушения финансовой дисциплины и устранения негативных последствий. Проверки осуществляются органами государственного финансового контроля и подразделяются на документальные (выездные) и камеральные.

     Документальная  проверка проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии их должностных лиц. Контрольным органам предоставлено право изымать у юридических лиц документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов налогообложения, расхищении и нецелевом использовании бюджетных средств и т.п., если имеются достаточные основания полагать, что они (документы) могут быть уничтожены, заменены, фальсифицированы и т.д.

     Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе документов, представленных ему предприятиями, учреждениями и организациями, и имеющихся у субъекта контроля документов и сведений проверяемых юридических и физических лиц.

    1. Обследование – изучение отдельных аспектов финансовой деятельности по более широкому кругу показателей, нежели проверка, с целью определения финансового положения и перспектив развития объекта. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, но проводятся контрольные замеры работ, расхода топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т.д.
    2. Анализ – проводится на основе детального изучения периодической и годовой финансово-экономической отчетности, а также проводится оценка результатов финансовой деятельности, эффективность использования капитала, выявление отклонений от плана, норматива и факторов повлиявших на них.
    3. Ревизия – глубокая или всеобъемлющая форма проверок, осуществляется по завершению отчетного периода, проводится с целью установления законности и обоснованности финансовых операций и соблюдения финансовой дисциплины на конкретном объекте.

     Виды  ревизий классифицируются по ряду признаков: по ведомственной принадлежности ревизуемых органов — ведомственные, внутрихозяйственные; по полноте охвата ревизуемых материалов – полные и частичные, комплексные и тематические, сплошные, выборочные и комбинированные; по отношению к плану контрольно-экономической работы – плановые, внеплановые, внезапные; по привлекаемым материалам и способам проверки – документальные и фактические; по очередности использования одних и тех же документов – первичные, дополнительные, повторные; и др. Каждый из видов ревизии имеет свою специфику, свои достоинства и недостатки, избирается в зависимости от характера стоящих перед ревизией общих и частных задач, особенностей деятельности проверяемого объекта и т.д.

Информация о работе Система организации аудита