Система организации аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 12:37, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы: рассмотреть систему органов государственного и аудиторского контроля в Российской Федерации.

Для достижения данной цели, поставлены такие задачи как:

1.Рассмотрение общей характеристики финансового контроля.
2.Изучить понятия государственный контроль и система органов его осуществляющий.
3.Исследовать понятие аудиторский контроль и система органов его осуществляющий.


Объект исследования в данной работе – это государственный финансовый контроль и аудиторский контроль, и органы, в полномочия которых он входит.

Предмет исследования – суть и значение государственного финансового контроля в экономической политике государства и аудиторского контроля, его роль в создании условий для финансовой стабилизации, а также организация контрольной работы, проводимой соответствующими финансовыми органами.

Работа состоит из  1 файл

Готовая КР Сист. орг аудита.doc

— 268.00 Кб (Скачать документ)

     И в теории, и на практике крайне важно  рассматривать аудит как:

     а) процесс защиты интересов собственников, подавляющая часть которых не составляет бухгалтерскую отчетность, но для которых крайне важно, чтобы  она не содержала существенных искажений, а тем более злоупотреблений со стороны нанятой ими администрации;

     б) процесс уменьшения до приемлемого  уровня информационного риска для  других пользователей такой отчетности, публикуемой различными экономическими субъектами (хотя полное устранение информационного риска при помощи аудита невозможно и такая цель (задача), если она будет однозначно поставлена перед аудиторами законодателем, просто нереальна.

     Различают внутренний и внешний аудит:

     Внутренний  аудит - неотьемлемый и важный элемент контроля в процессе непосредственного менеджмента. Потребность в нем возникает в крупных организациях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности низших управленческих структур. Внутренний аудит необходим для предотвращения потери ресурсов, локализации недостатков, своевременного предупреждения финансовых трудностей. Иными словами - это текущий контроль за осуществлением экономической политики и качеством управления предприятия.

     Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности проверяемой организации. Выполнение такой независимой экспертизы хозяйственно-финансовой деятельности одновременно предполагает и разработку рекомендаций по улучшению финансовой стратегии организации, повышению эффективности ее хозяйствования, а также оценку платежеспособности, финансовой устойчивости и имеющихся резервов.

     Внешний аудит призван:

    • проверить полноту, достоверность и точность отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации;
    • проконтролировать соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов, обязательств и собственного капитала;
    • выявить резервы лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовые резервы и возможность использования заемных источников.

     Основная  цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами анализа правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения организации, оптимизации затрат и результатов деятельности - доходов и расходов.

     В ходе аудита проверяется правильность составления баланса, отчета о прибыли и убытках, достоверность данных пояснительной записки. При этом определяется:

    • все ли активы и пассивы отражены в отчете;
    • все ли документы использованы в отчете;
    • насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики организации.

     Отчет о прибыли и убытках аудитор  проверяет для установления правильности расчета балансовой и налогооблагаемой прибыли.

     Аудиторы  в процессе своей деятельности решают также ряд других задач:

    • помогают в организации бухгалтерского учета;
    • оказывают помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    • участвуют в налоговом планировании и расчете налогов;
    • консультируют по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности и др.

     Аудит является одним из видов финансового  контроля и поэтому основные принципы у них общие: независимость, гласность, превентивность (предупредительный характер), действенность, регулярность, объективность, всеохватывающий характер.

Формы контроля классифицируются:

    • обязательный (внешний) контроль осуществляется на основе закона (налоговые проверки; контроль за целевым использованием бюджетных ресурсов и т.п.);
    • инициативный (внутренний) контроль является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей (проводится самой фирмой).
 

3.2. Аудиторские организации   и индивидуальные  аудиторы.

           В настоящее время среди проблем аудиторской деятельности является проблема организации работы аудиторских фирм. Организационно-правовыми формами аудиторских фирм являются преимущественно закрытое акционерное общество (ЗАО) или общество с ограниченной ответственностью (ООО).

        К числу основных признаков классификации аудиторских фирм можно отнести характер деятельности (выполняемые функции) и объем реализуемых услуг. По характеру деятельности (выполняемым функциям) аудиторские фирмы подразделяются на универсальные и специализированные.

  Универсальные аудиторские фирмы могут проводить обязательный аудит по нескольким направлениям: общий аудит, страховой, банковский, аудит инвестиционных фондов и занимаются самыми разнообразными видами работ.

    Специализированные аудиторские фирмы выполняют более узкий круг работ и специализируются на определенных видах работ (например, аудиторские проверки, обязательный аудит только предприятий и организаций, обучение и др.). Помимо аудиторских фирм аудиторской деятельностью могут заниматься и индивидуальные аудиторы.

       Внешние, или независимые, аудиторы, не принимаемые на службу теми предприятиями и организациями, которые подвергаются аудиту, а также не имеющие родственных связей с представителями её руководства, не участвовавшие (даже косвенно, например, как держатель акций) в её хозяйственной жизни, хотя получают вознаграждение от клиента за свою работу. Независимые аудиторы проверяют финансовый отчёт для удовлетворения потребностей инвесторов и кредиторов. В условиях рынка такие аудиторы чаще всего осуществляют аудит бухгалтерской отчётности. Результатом проверки является представление заключения относительно правильности составления финансовых отчётов (в материальном отношении) в соотношении с общепринятыми принципами бухгалтерского учёта.

Внутренние  аудиторы, являющиеся служащими тех хозяйственных систем, структурные организационные подразделения которых они ревизуют, но работающие в составе администрации, т.е. независимо от тех подразделений и тех видов деятельности, которые они проверяют и ревизуют. Институт внутренних аудиторов определяет внутренний аудит как независимую оценку, проводимую внутри организации. Задача внутренней аудиторской службы состоит в помощи членам организации эффективно выполнять свои должностные обязанности --- отдел внутреннего аудита является составной частью организации и функционирует в рамках политики, определённой руководством и правлением (советом директоров).

Независимость (как главный принцип аудита) внутренних аудиторов отличается от независимости внешних. Независимость внутренних определяется их статусом в организации, т.е. их функцией и подчинением, а также объективностью. Для внешних же аудиторов независимость определяется отсутствием каких - либо обязательств или финансовой заинтересованности в фирме - клиенте, его руководстве или владельцах.24

Требования, предъявляемые к  аудиторам.

Существует  много критериев определения  аудиторской деятельности как профессию. Попробуем перечислить основные требования:

  • независимость (если при проверке аудитору не дали нужный документ, он вправе отказаться от выполнения своей работы).
  • наличие лицензии ( общий аудит -- Мин. Финансов; спец. аудит—банки ( ЦБ), страх. аудит (Рос. Гос.страх). Порядок лицензирования аудиторской деятельности определён Постановлением Правительства от 06.05.96 г. № 482. Лицензию при необходимости (например, после выдачи лицензии выявлены недостоверные сведения о лице, которому выдана; осуществляется аудиторская деятельность, не предусмотренная лицензией; при вступлении в силу приговора суда; в случаях неоднократного и неквалифицированного проведения проверки) аннулирует выдавший её орган.
  • профессионализм, компетенция ( аудитором может быть физическое лицо, имеющее юридическое либо экономическое образование; а при отсутствии такового наличие стажа работы не менее 3-х лет хозяйственной деятельности из последних 5-ти лет).
  • отсутствие судимостей.
  • наличие квалификационной аттестации (С середины 90-х годов в России начата аттестация аудиторов. Все претенденты на право заниматься аудиторской деятельностью уже подлежат аттестации, они обязаны принимать участие в сдаче экзаменов для получения соответствующих прав. Аттестация осуществляется соответствующими органами (которые определены Указом Президента и Временными правилами). Порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, формирования аттестационных комиссий и размер платы за проведение аттестации утверждаются Правительством РФ по представлению Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте.

       К органам, проводящим аттестацию относятся: Центральная лицензионная комиссия Министерства финансов РФ (ЦАЛАК); ЦАЛАК Федеральной службы РФ по надзору за страховой деятельностью; ЦАЛАК Центрального Банка России; Межрегиональные аттестационно - лицензионные комиссии, создаваемые комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ и полностью или частично наделённые правами центральных комиссий.

Соответствующие ЦАЛАКи ведут реестры аудиторов  и аудиторских фирм. Ведение единого  Государственного реестра организует комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

Квалификационный  аттестат выдаётся аудитору, прошедшему аттестацию, сроком на 3 года в месячный срок со дня принятия комиссией решения  о его выдаче. Аттестат утрачивает силу, если лицо, получившее его, в течение 2-х лет не начало работать аудитором. Аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней деятельностью. Независимо от того, является ли фирма специализированной или универсальной, она, как правило, должна выполнять основной вид услуг - проведение обязательного аудита. По объему оказываемых услуг аудиторские организации можно подразделить на «большие», «средние», «малые». Профессиональные сотрудники аудиторской организации с точки зрения выполняемых функций могут быть разделены на следующие группы:

  • руководители аудиторской проверки;
  • старшие аудиторы (руководители звеньев);
  • рядовые участники аудиторских проверок (помощники, ассистенты аудиторов);
  • прочие специалисты (к числу прочих специалистов относятся бухгалтеры-эксперты, программисты, экономисты и др.).

         Крупные аудиторские организации могут иметь сложную структуру управления включающую департаменты, отделы. В крупной аудиторской фирме имеются заместители руководителя, которым подчиняются соответствующие отделы. К основным относятся отделы по проведению аудита и сопутствующим услугам. Кроме того, для ведения бухгалтерского учета в фирме имеется бухгалтерия, для осуществления хозяйственной деятельности - административно-хозяйственный отдел. Редакционно-издательский отдел занимается издательской деятельностью.25 Если у аудиторской организации имеются филиалы, то организуется специальный отдел для связи с этими подразделениями.

       Эффективное функционирование аудиторской фирмы зависит и от организации труда ее сотрудников. Сотрудники фирмы, включая и аудиторов, должны действовать на основе научной организации труда с максимальной продуктивностью. Для этого необходимо, в частности, оценить рабочий потенциал каждого сотрудника фирмы и выявить, например:

  • его способность и готовность к выполнению тех или иных функций;
  • склонность к аналитике и/или к синтезу;
  • стремление к познанию, квалификацию, моральную и психологическую устойчивость;
  • состояние здоровья.

Информация о работе Система организации аудита