Социотропное направление конфликтологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:39, курсовая работа

Описание

Почему люди работают? Почему одни люди делают легкую работу и остаются недовольны, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Что нужно сделать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее? Как сделать работу увлекательнее? Что вызывает желание работать? Эти и многие другие вопросы возникают тогда ,когда происходит управление персоналом.

Содержание

1. ГЕНЕЗИС ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
2. ПОТРЕБНОСТИ.
3. МОТИВЫ И МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
3. СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
3.1. Стимулы.
3.2. Система стимулирования труда.
3.2.1 Материальное денежное стимулирование.
3.2.2. Материально-социальные стимулы.
3.2.3. Морально-психологические стимулы.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 59.31 Кб (Скачать документ)

35). Поэтому многие  выплаты, которые получают руководители  воспринимаются работником как  несправедливые и незаслуженные,  что опять же, согласно теории  справедливости, ведет к палению  результатов труда. 

 Следующая - стимулирующая  - функция с позиции руководства  наиболее важна: выгодно, чтобы  работник выполнял свои функции  с наибольшей отдачей.

 На основании  теории ожидания можно сделать  вывод, что только при наличии  определенных условий рост заработной  платы стимулирует повышение  производительности труда. Первое  из них состоит в том, что  люди должны придавать ей большое  значение, т.е. она, как уже говорилось  выше, должна быть основным источником  дохода. Второе заключается в  том, что люди должны верить в существование четкой связи между заработной платой и производительностью труда, и конкретно в то, что увеличение производительности обязательно приведет к росту заработной платы, т.е. размер вознаграждения должен определяться индивидуальным вкладом каждого в общий результат. Вклад же этот воплощает профессионализм, инициативу и трудовые усилия. 

 Многие отечественные  ученые и специалисты отмечают, что заработная плата плохо,  а зачастую вообще не связана  с конечными результатами труда.

 Отрыв оплаты  отличных трудовых усилий работников  вызывает замещение в их сознании  трудовой основы заработной платы  потребительской, т.е. они определяют  ценность вознаграждения не личным  трудовым вкладом, а тем, что  можно приобрести за полученную  заработную плату, а это ведет  к ослаблению и гашению стимулирующей  функции заработной платы. Более  того, в своих притязаниях работник  исходит не из того, сколько  он может заработать, а из желаемого  «потолка» оплаты, который человеку  свойственно поднимать все выше  и выше, в следствии чего ощущение  несправедливости оплаты становится  постоянным. Соответственно уменьшается  и удовлетворенность заработной  платой даже и в случае если  бы она повышалась с ориентацией  целиком на притязания, за ними  все равно не угнаться. 

 Названные негативные  тенденции ( обесценивание рабочей  силы, неоправданная дифференциация  в оплате труда и низкая  ее стимулирующая роль) набрали  такую силу, что можно говорить  об исчезновении в экономике  России заработной платы как  экономической категории, о превращении  ее в некую социальную выплату,  не связанную с общественной  оценкой ни количество, ни качество, ни результатов труда. 

 Рассмотрим некоторые  системы оплаты труда, применяемые  как в России, так и за рубежом. 

 С точки зрения  простоты и доступности наиболее  подходящей для многих работников  являются повременная повременно-премиальная  система оплаты труда. Однако  их существенный недостаток заключается  в том, что отсутствие серьезных  стимулов для человека за работой  которого к тому же необходим  постоянный контроль, снижает производительность  труда . 

 Системы основанные  на сдельной оплате труда, тоже  достаточно просты и понятны.  Но они трудоемки с точки  зрения ведения расчетов, требуют  специалистов-нормировщиков, большого  документального оформления с  учетом изменений в технологии, массы первичных платежных документов ( нарядов, рапортов) и т.п. К  тому же установление норм  времени и расценок зачастую  порождают конфликты: каждый претендует  на большее по сравнению с  тем, что диктуется технологией  выполнения работ. Однако «сдельщина»  лучше других систем оплаты  стимулирует производительность  труда. Зависимость очень наглядная:  выпустил больше единиц продукции  - больше и получил. Что же  касается недостатков, то главный  состоит в том, что в погоне  за увеличением выработки работник  порой забывает о качестве, губит  оборудование. 

 В последнее  время, в частности, в МНТК  «Микрохирургия глаза», которым  руководит Святослав Федоров,  используют и долевые системы  оплаты труда ( 9-

88). Каждому работнику  устанавливают его процентную  долю в прибыли, полученной  от деятельности подразделения  фирмы. Хотя, по большому счету,  подобный подход можно расценить  как разновидность сдельно-повременной  системы. Ведь своеобразной нормой  оплаты ( расценкой) является «доля»  каждого работника в общей  прибыли. Присутствует элемент  «повременности»: при расчете  заработной платы обязательно  учитывается фактически отработанное  время. Недостаток этой системы  в том, что не всегда, даже  в принципе, возможно рассчитать  долю каждого работника в общей  прибыли.

 Например, на одном  из отделений конвейера, где  вся бригада выполняет одну  и ту же работу. Контроль за  каждым человеком из этой бригады  экономически не выгоден. Здесь  возможно оценить только работу  бригады в целом, и поэтому  оклады у всех работников данной  бригады будут одинаковой (при  том условии, если все они  отработали одинаковое количество  часов). Это может вызвать чувство  несправедливости у тех работников, которые хотят лучше трудиться  и соответственно больше получать. Но даже при наличии такой  инициативы, но при разных способностях  эти работники внесут неодинаковый  вклад в общее дело, а заработную  плату получат одинаковую. Следовательно,  они, согласно теории справедливости, будут снижать свою выработку,  что отразится на результатах  работы бригады в целом. 

 На многих предприятиях  существуют дополнительные доплаты  за выслугу лет, т.е. общее  количество времени, проработанное  на одном предприятии. Как мы  думаем, это только лишь снижает  текучесть кадров и никак не  отражается на эффективности  труда. Подтверждением этому является, например, то, что компания «Nissan»,  второй по величине японский  производитель автомобилей, вводит  новую систему оплаты для менеджеров, которая будет поощрять не  стаж работы, а достижения. Начиная  с июля 1994 г. «Nissan» снизила уровень  базовой оплаты, которая обуславливалась  стажем работы, и увеличила размер  оплаты пропорциональный трудовому  вкладу ( 10-37). Этот шаг показывает  растущее разочарование японских  компаний в традиционной системе  оплаты, основанной на стаже работы. Но тут мы опять же сталкиваемся  с проблемой учета. 

 Поэтому на  многих российских предприятиях  оклад изменяется только тогда,  когда работник меняет свою  должность. Здесь сфера влияния  статусной функции заработной  платы, плюсы и минусы которой  были рассмотрены выше. 

* * * 

 Из вышесказанного  можно сделать вывод, что денежное  вознаграждение заставляет людей  трудиться эффективнее при условии,  что работник придает ему большое  значение, что она напрямую связана  с результатами труда, и если  работник уверен в наличии  устойчивой связи между получаемым материальным вознаграждением и производительностью труда Но часто бывает трудно или экономически невыгодно, а то и в принципе невозможно оценить индивидуальный вклад работника, и в соответствии с этим назначить ему заработную плату.

 Поэтому во  многих случаях материальное  денежное вознаграждение не может  побудить людей работать производительнее, а ведь именно эта задача  стоит перед системой стимулирования  в целом. 

3.2.2. Материально-социальные  стимулы. 

 Как и материально-денежные  стимулы, материально-социальные  стимулы являются внешними вознаграждениями. Но следует заметить, что иногда

"гигиенические  факторы" Герцберга могут становиться  стимулами, и наоборот стимулы  могут трансформироваться в условия  возникновения мотивов

("гигиенические  факторы"). При получении вознаграждения, которое выполняет функции стимула  оно утрачивает последнюю. Это  можно показать на следующем  примере. Работнику пообещали,  что если он повысит производительность  своего труда его переведут  на другую, например, более интересную  работу. Здесь перевод на другую  работу - стимул, но после того, как  он получит это благо (стимул) перевод перестает выполнять  роль стимула и становится  условиями (точнее их изменением). Поэтому можно сказать, что  когда есть потребность в благе  и есть возможность его получить - это стимул, если же благо  получено и потребность удовлетворена,  то бывший стимул становится "гигиеническими  факторами", если же потребность  не удовлетворена или удовлетворена  частично - благо продолжает играть  роль стимула. 

 К ним относят: 

1. создание необходимых  условий высокопроизводительного  труда. К таким условиям относят:  оптимальную организацию рабочего  места, отсутствие отвлекающих  шумов (особенно монотонных), достаточную  освещенность, темп, режим труда  и др. Хотя всегда предпринимались  попытки стандартизировать условия  труда, в результате ряда исследовательских  работ оказалось, что, например, идеального рабочего места не  существует. Приведем следующий  пример. На объединении «Электросила»  работали два молодых токаря  Виктор Б. и Александр С.  Рабочее место замкнутого, сосредоточенного  Александра С. было организовано  по всем правилам НОТ: все  под рукой, никаких лишних движений. Совсем иную картину представляло  рабочее место Виктора Б.: заготовки  на рабочем столе в нескольких  шагах от станка, готовые детали  на инструментальной тумбочке  с другой стороны. Причем Виктор  Б. Часто оставлял свой станок  в рабочее время, ходил по  цеху, разговаривал с товарищами, помогал им. 

 Несмотря на  это он выполнял плановую работу  так же хорошо, как и 

 Александр С.  Если Виктора поставить на  рабочее место, организованное  по принципу экономии движений, он наверняка заскучает и это  отрицательно скажется на его  производительности. Получается, что  идеальное с точки зрения общих  правил НОТ рабочее место не  отвечает потребности в новых  впечатлениях, в повышенной двигательной  активности, возникающей как следствие  высокой подвижности нервных  процессов. 

 Авторы книги  (мотивы профес. деятельности) считают,  что невозможно разработать персональное  рабочее место для каждого  рабочего, но в этом и нет  необходимости. Достаточно иметь  два-три варианта организации  рабочего места, разработанных  с учетом основных индивидуальных  типов, чтобы работник мог выбрать  из них вариант, более соответствующий  его индивидуальности. Индивидуализация  условий труда является одним  из резервов повышения его  производительности. Способами такой  индивидуализации могут быть  индивидуальное регулирование, выбор  одного из типовых вариантов  или подбор рабочего поста,  задания в соответствии с индивидуальными  особенностями работника. Эти  способы могут быть использованы  в процессе рационализации и  особенно проектирования различных  элементов производственной среды  (освещенности, рабочего места, темпа  и режима труда, автоматизированности, функциональной музыки и др.), объединяемых нами общим понятием  условий труда. 

1. возможность ухода  от монотонного к более интересному,  творческому, содержательному трудовому  процессу. Под монотонностью одни  понимают объективную характеристику  самого процесса труда, другие - только психическое состояние  человека, являющееся следствием  однообразия работы. Например, М.  П. Виноградов сформулировал понятие  монотонности следующим образом:  «В физиологической основе монотонности  лежит тормозящее действие однообразных  повторных раздражителен, и оно  проявляется тем скорее и глубже, чем ограниченнее раздражимая  область коры, т е. чем проще  состав раздражающей стереотипной  системы» [14, с. 

185].(мотивы проф  деят-ти, $ 27) Он предложил следующие  пять мероприятий или путей  борьбы с монотонностью вообще, а при поточном производстве  в особенности: 

1) объединение чрезмерно  простых и монотонных операций  в более сложные и разнообразные  по содержанию; 

2) периодическую  смену операций, выполняемых каждым  рабочим, т. е. совмещение операций; 

3) периодические  изменения ритма работы; 

4) введение дополнительного  перерыва; 

5) введение посторонних  раздражителей (функциональная музыка). 

 Несколько по-иному,  можно сказать более «психологично», видит пути предупреждения и  преодоления монотонности в работе  Н. Д. Левитов [54] 

(мотивы проф деят-ти, $ 27). 

 Первый путь. При  выполнении однообразной работы  необходимо проникнуться сознанием  ее необходимости, в таком случае  повышается роль мотивов, стимулов  в работе. Большое значение имеют  также результаты работы. Чем  яснее и отчетливее человек  видит на каждом этапе работы  ее результаты, тем больше он  заинтересовывается своей работой  и тем меньше переживает состояние  монотонности. 

 Второй путь. Нужно  стремиться отыскивать интересное  в однообразной работе. 

 Третий путь. Нужно  стремиться к повышению автоматизма  рабочих действий, чтобы иметь  возможность отвлекаться, например  думать о чем- нибудь интересном. Этот путь, правда, допустим лишь  при однообразных и очень простых  работах. 

 Четвертый путь. Можно создать внешние условия,  ослабляющие впечатление однообразия  работы. В некоторых случаях, например, достаточно перенести работу  яз закрытого помещения на  свежий воздух, чтобы она переживалась  как менее однообразная. 

Информация о работе Социотропное направление конфликтологии