Содержание и методы управленческого анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа

Описание

Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.
Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)
    1. Финансовый  анализ как база принятия управленческих решений

      Финансовый  анализ является существенным элементом  финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для  принятия решений по оптимизации своих интересов.

      Собственники  анализируют финансовые отчеты для  повышения доходности капитала, обеспечения  стабильности положения фирмы. Кредиторы  и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения.

      Введение  нового плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм бухгалтерского учета, приведение форм бухгалтерской  отчетности в большее соответствие с требованиями международных стандартов вызывают необходимость использования новой методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика нужна для обоснованного выбора делового партнера, определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности. Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации о финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами - пользователями информации о деятельности предприятия.

      Субъектами  анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и пр.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство.

      Каждый  субъект анализа изучает информацию, исходя из своих интересов. Так, собственникам  необходимо определить увеличение или  уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам -целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам — выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т.д. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.

      Вторая группа пользователей бухгалтерской отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчетности. Это - аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.

      В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую  отчетность. Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа.

      Основной  целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

      Но  не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также и от задач субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации.

      Цели  анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения этого анализа. Основным фактором в конечном счете является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия — это лишь “сырая информация”, подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.

      Чтобы принимать решения по управлению' в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений, руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации. Необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.

      Основной  принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному. Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится временная и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

      Финансовый  анализ является прерогативой высшего  звена управленческих структур предприятия, способных влиять на формирование финансовых ресурсов и потоки денежных средств. Эффективность или неэффективность частных управленческих решений, связанных с определением цены продукта, размера партии закупок сырья или поставок продукции, замены оборудования или технологии, и другие .решения должны пройти оценку с точки, зрения общего успеха фирмы, характера ее экономического роста и роста общей финансовой эффективности. Финансовый анализ как метод познания экономических процессов и явлений занимает важное место в системе управления предприятием.

Основными функциями финансового анализа являются:

    объективная оценка финансового состояния объекта  анализа;

    выявление факторов и причин достигнутого состояния;

    подготовка  и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;

    выявление и мобилизация резервов улучшения  финансового состояния и повышения  эффективности всей хозяйственной  деятельности.

      Результаты  финансового анализа способствуют росту информированности администрации  предприятия и других пользователей  экономической информации (субъектов анализа) о состоянии интересующих объектов.

    Методы  финансового анализа

      В зависимости от конкретных задач  финансовый анализ может осуществляться в следующих видах:

    экспресс-анализ (предназначен для получения за 1-2 дня общего представления о финансовом положении компании на базе форм внешней бухгалтерской отчетности);  

    комплексный финансовый анализ (предназначен для  получения за 3-4 недели комплексной  оценки финансового положении компании на базе форм внешней бухгалтерской отчетности, а также расшифровок статей отчетности, данных аналитического учета, результатов независимого аудита и др.);

    финансовый  анализ как часть общего исследования бизнес-процессов компании (предназначен для получения комплексной оценки всех аспектов деятельности компании - производства, финансов, снабжения, сбыта и маркетинга, менеджмента, персонала и др.);

    ориентированный финансовый анализ (предназначен для  решения приоритетной финансовой проблемы компании, например оптимизации дебиторской  задолженности на базе как основных форм внешней бухгалтерской отчетности, так и расшифровок только тех статей отчетности, которые связаны с указанной проблемой);

    регулярный  финансовый анализ (предназначен для  постановки эффективного управления финансами  компании на базе представления в определенные сроки, ежеквартально или ежемесячно, специальным образом обработанных результатов комплексного финансового анализа).  

      В зависимости от заданных направлений  финансовый анализ может проводиться  в следующих формах:

    ретроспективный анализ (предназначен для анализа сложившихся тенденций и проблем финансового состояния компании; при этом бывает достаточно квартальной отчетности за последний отчетный год и отчетный период текущего года);

    план-фактный  анализ (требуется для оценки и выявления причин отклонений отчетных показателей от плановых);

    перспективный анализ (необходим для экспертизы финансовых планов, их обоснованности и достоверности с позиций  текущего состояния и имеющегося потенциала).

      Исходной  базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, аналитический просмотр которых должен восстановить все основные аспекты хозяйственной деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, то есть, с необходимой для анализа степенью агрегирования.

      В практике финансового анализа выработаны основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них можно выделить следующие:

      Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

      Трендовый анализ – сравнение каждой позиции  отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть, основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

      Анализ  относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.

      Сравнительный (пространственный) анализ – это  как внутрихозяйственное сравнение  по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

      Факторный анализ – это анализ влияния отдельных  факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохатических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), то есть заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Основываясь на данных о прошлой деятельности предприятия, финансовый анализ направлен  на снижение неопределенности относительно его будущего состояния.

      Результаты  анализа финансового состояния  предприятия имеет первостепенное значение для широкого круга пользователей, как внутренних, так и внешних по отношению к предприятию - менеджеров, партнеров, инвесторов и кредиторов.

      Для внутренних пользователей, к которым  в первую очередь относятся руководители предприятия, результаты финансового анализа необходимы для оценки деятельности предприятия и подготовки решений о корректировке финансовой политики предприятия.

      Для внешних пользователей - партнеров, инвесторов и кредиторов - информация о предприятии необходима для принятия решений о реализации конкретных планов в отношении данного предприятия (приобретение, инвестирование, заключение длительных контрактов). 

      Между внутренним и внешним финансовым анализом существуют определенные отличия.

      Внешний финансовый анализ ориентирован на открытую финансовую информацию предприятия и предполагает использование типовых (стандартизированных) методик. При этом, как правило, используется ограниченное количество базовых показателей. При выполнении анализа основной акцент делается на сравнительные методы, так как пользователи внешнего финансового анализа чаще всего находятся в состоянии выбора - с каким из исследуемых предприятий устанавливать или продолжать взаимоотношения и в какой форме это наиболее целесообразно делать.

Информация о работе Содержание и методы управленческого анализа