Содержание и методы управленческого анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:19, курсовая работа

Описание

Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.
Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

      Внутренний  финансовый анализ отличается большей  требовательностью к исходной информации. В большинстве случаев для  него не достаточно информации, содержащейся в стандартных бухгалтерских  отчетах, и возникает необходимость  использовать данные внутреннего управленческого учета.

      В процессе анализа наибольший акцент делается на понимание причин происходящих изменений финансового состояния  предприятия и поиск решений, направленных на улучшение этого  состояния. При этом совершенно не важно, достигается ли поставленная цель путем использования стандартных или же оригинальных методик.

      В отличие от внешнего, внутренний анализ не ограничивается рассмотрением предприятия  в целом, а практически всегда спускается до анализа отдельных  подразделений и направлений  деятельности предприятия, а также видов продукции.

Основными направлениями финансового анализа  являются:

    Анализ  структуры баланса.

    Анализ  прибыльности деятельности предприятия  и структуры производственных затрат.

    Анализ  платежеспособности (ликвидности) и  финансовой устойчивости предприятия.

    Анализ  оборачиваемости капитала.

    Анализ  рентабельности капитала.

    Анализ  производительности труда.

Глава 2. Содержание и методы управленческого анализа

2.1. Маржинальный анализ

Управленческим  анализом занимаются все службы (технические, финансовые, налоговые кредитные и т.д.) с целью предоставления информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений. Одной из составляющих управленческого анализа является маржинальный анализ.

      Сущность маржинального анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях. В его основе лежит деление затрат на переменные и постоянные. На практике набор критериев отнесения статьи к переменной или постоянной части зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей анализа и от профессионализма соответствующего специалиста.

      Основной  категорией маржинального анализа  является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) — это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.

Маржинальный  доход (М) рассчитывается по формуле

      M = S - V

      где S — выручка от реализации; V — совокупные переменные затраты.

      Маржинальный  доход можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого  вида (удельный маржинальный доход). Экономический  смысл этого показателя — прирост  прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:

  M = (S-V) / Q = p -v

где M —  удельный маржинальный доход;

Q —  объем реализации;

р —  цена единицы продукции;

v —  переменные затраты на единицу  продукции.

      Найденные значения удельных маржинальных доходов  для каждого конкретного вида продукции важны для менеджера. Если данный показатель отрицателен, это свидетельствует о том, что выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. Каждая последующая произведенная единица данного вида продукции будет увеличивать общий убыток организации. Если возможности значительного снижения переменных затрат сильно ограничены, то менеджеру следует рассмотреть вопрос о выведении данного товара из ассортимента предлагаемой организацией продукции.

      На  практике производят более глубокую детализацию переменных затрат на группы переменных производственных, общепроизводственных, общехозяйственных и прочих расходов. Отсюда вытекает необходимость исчисления нескольких показателей маржинального дохода, из анализа которых выносится решение о том, воздействие на какие группы расходов может наиболее заметно отразиться на величине конечного финансового результата.

      Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление маржинального дохода позволяют  определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль. Делается это на основе анализа модели безубыточности (системы «затраты—объем производства—прибыль»).

      Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений:

поведение затрат и выручки можно описать  линейной функцией одной переменной — объема выпуска;

переменные  затраты и цены остаются неизменными  в течение всего планового  периода;

структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;

поведение постоянных и переменных затрат может  быть точно измерено;

на конец  анализируемого периода у предприятия  не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем  продаж соответствует объему производства.

      Точка безубыточности — это объем выпуска, при котором прибыль предприятия  равна нулю, т.е. объем, при котором  выручка равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим  объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным.

      Алгебраическим  методом точка нулевой прибыли  рассчитывается исходя из следующей  зависимости:

I = S -V - F = (p * Q) - (v * Q) - F = 0

где I —  величина прибыли; S — выручка; V —  совокупные переменные затраты, F —  совокупные постоянные затраты

Отсюда находим критический объем:

Q ' = F  / (p-v)

где Q ' — точка безубыточности (критический  объем в натуральном выражении).

      Критический объем производства и реализации продукции можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном  выражении:

S = F  * p  /(p - v)  = Q'  * p

где S —  критический объем производства и реализации продукции.

      Экономический смысл этого показателя — выручка, при которой прибыль равна  нулю. Если фактическая выручка предприятия  больше критического значения, оно  получает прибыль, в противном случае — убыток.

      Приведенные выше формулы расчета критического объема производства и реализации в  натуральном и стоимостном выражении  справедливы лишь, когда выпускается  только один вид продукции или  когда структура выпуска фиксирована, т.е. пропорции между различными видами продукции остаются неизменными. Если выпускается несколько видов товара с разными предельными затратами, тогда необходимо учитывать структуру производства (продажи)этих товаров, а также долю постоянных затрат, приходящуюся на конкретный вид продукции.

      Точка закрытия предприятия — это объем  выпуска, при котором оно становится экономически неэффективным, т.е. при  котором выручка равна постоянным затратам:

Q" = F / p

где Q" — точка закрытия.

Если  фактический объем производства и реализации продукции меньше Q", предприятие не оправдывает своего существования и его следует закрыть. Если же фактический объем производства и реализации продукции больше Q", ему следует продолжать свою деятельность, даже если оно получает убыток. 

Еще один аналитический показатель, предназначенный  для оценки риска, — «кромка безопасности», т.е. разность между фактическим  и критическим объемами выпуска  и реализации (в натуральном выражении):

Кб = Оф - Q '

где Kб  — кромка безопасности; Оф — фактический объем выпуска и реализации продукции. 

Полезно рассчитать отношение кромки безопасности к фактическому объему. Эта величина покажет, на сколько процентов может  снизиться объем выпуска и  реализации, чтобы избежать убытка.

К% = Кб / Qф * 100%,

где К% — отношение кромки безопасности к фактическому объему.

      Кромка  безопасности характеризует риск предприятия: чем она меньше, тем больше риск того, что фактический объем производства и реализации продукции не достигнет  критического уровня Q' и предприятие  окажется в зоне убытков.

      Данные  о величине маржинального дохода и других производных показателей  получили довольно широкое распространение  для прогнозирования затрат, цены реализации продукции, допустимого  удорожания ее себестоимости, оценки эффективности  и целесообразности увеличения объема производства, в решении задач типа «производить самим или покупать» и в других расчетах по оптимизации управленческих решений.

      Во  многом это объясняется сравнительной  простотой, наглядностью и доступностью расчетов точки безубыточности. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что формулы модели безубыточности годятся только для тех решений, которые принимаются в пределах приемлемого диапазона цен, затрат и объемов производства и продаж. Вне этого диапазона цена реализации единицы продукции и переменные издержки на единицу продукции уже не считаются постоянными, и любые результаты, полученные без учета таких ограничений, могут привести к неправильным выводам. Наряду с несомненными достоинствами модель безубыточности обладает определенными недостатками, которые связаны прежде всего с допусками, заложенными в ее основу.

      При расчете точки безубыточности исходят  из принципа линейного наращивания  объемов производства и продаж без  учета возможностей скачка, например, вследствие сезонности выпуска и сбыта.При определении условий достижения безубыточности и построении соответствующих графиков важно правильно задать данные о степени использования производственных мощностей.

      Анализ  точки безубыточности служит одним  из важных способов решения многих проблем управления, поскольку при комбинированном применении с другими методами анализа его точность вполне достаточна для обоснования управленческих решений в реальной жизни.

2.2. Анализ и методы принятия управленческих решений

    Методы  ситуационного анализа

      Кейс-метод: Пошаговый разбор ситуаций. Применяется  для анализа управленческих ситуаций. Отличается простотой и эффективностью.

«Мозговая атака»: Анализ ситуации путем генерации  идей, их обсуждения, оценки и выработки  коллективной точки зрения. Применяется для обсуждения возникшей проблемы и установления основных факторов, определяющих ее дальнейшее развитие. Высокие требования к уровню квалификации и компетенции руководителя, возглавляющего заседание экспертов.

      Двухтуровое анкетирование. Установление влияющих факторов путем индивидуальной работы специалистов. Применяется не только для установления влияющих факторов, но и для решения других задач ситуационного анализа. Относится к числу универсальных методов ситуационного анализа.

      Факторный анализ. Получение аналитической зависимости, отражающей степень влияния факторов и изменения их значений на плановые или фактические показатели, характеризующие ситуацию. Применяется для оценки ожидаемых изменений ситуации при тех или иных ожидаемых изменениях факторов вследствие наметившихся тенденций либо управленческих воздействий, целесообразность которых устанавливается в процессе использования технологий ситуационного анализа. Аналитическая зависимость получается на основании статистических данных.

Многомерное шкалирование. На основании математической обработки информации устанавливаются факторы, влияющие на развитие ситуации. Применяется для сокращения числа факторов, которые необходимо принимать во внимание при анализе и оценке ситуации, а также для содержательной интерпретации получаемого набора факторов. Способствует понижению размерности задачи принятия решения.

Информация о работе Содержание и методы управленческого анализа