Содержание и особенности функции отделов и подразделений бухгалтерской службы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:24, курсовая работа

Описание

Учет был и остается важнейшей функцией управления независимо от общественной формации. Он оказывает непосредственное влияние на качество управленческих решений, на эффективность системы управления, являясь ее органической функцией.
Совершенствование управления экономикой во многом определяется организацией бухгалтерского учета. Рост объема перерабатываемой информации, изменение хозяйственного механизма требует постоянного поиска эффективной структуры бухгалтерской службы. Оптимальный вариант структуры бухгалтерии должен соответствовать интенсивному пути развития организации учета в сочетании с качественной обработкой данных, своевременностью представления информации для управления, действенностью выполнения контрольных функций.

Содержание

1. Введение
2. Теоретическая часть
2.1 Бухгалтерия, как структурное подразделение аппарата управления предприятием.
2 .2 Организационная структура бухгалтерской
службы
2.3. Статус бухгалтерской службы


3. Практическая часть
3.1 Характеристика объекта исследования
3.2 Структура бухгалтерии ОАО "Совтрансавтоэкспедиция" и ее
анализ


4. Заключение

5. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 250.50 Кб (Скачать документ)

    В средних организациях в состав бухгалтерии  входят, как правило, следующие группы (отделы, бюро, секторы):

  • материальная группа, отвечающая за учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования.

    В этой же группе, как правило, ведется  учет основных средств, МБП.

  • группа учета оплаты труда, осуществляющая учет труда рабочих, исчисление заработной платы работниками, контроль за использованием фонда оплаты труда, учет всех расчетов с работниками предприятий, бюджетом, и другими ведомствами, связанными с оплатой труда;
  • производственно-калькуляционная группа, где ведется учет затрат на производство, калькулируется себестоимость продукции, выявляются результаты внутризаводского хозрасчета, составляется отчетность о производстве;
  • группа учета готовой продукции, где осуществляется учет готовой продукции на складах и ее реализации; общая группа, работники которой ведут учет остальных операций и главную книгу, составляют бухгалтерский баланс и другие формы финансовой отчетности.

    Кроме того, в состав бухгалтерии входят группы (отделы) капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

    В крупных организациях, кроме перечисленных, обычно выделяют группы (отделы) учета тары, основных средств, расчетную группу, работники которой ведут учет денежных средств и расчетов с организациями и лицами, группу подготовки и машинной обработки информации, сводно-аналитическую группу и т.д.

    Общая схема бухгалтерского аппарата средних и крупных организаций представлена на рис.1.

    Важным  этапом разработки структуры бухгалтерии  является формирование системы должностей, зависящих от характера, состава и объема учетных работ на предприятии.

    Основным  назначением графиков учетных работ является распределение работ между исполнителями, определение времени выполнения работы, намечаются мероприятия по научной организации труда счетных работников. Графики бывают индивидуальные, структурные и сводные.

Рис. №1

    Главный бухгалтер

Заместитель главного бухгалтера

    Касса                                                                                    бухгалтерия

                                                                         ОКСа                 ЖКО

    Группа (отделы, секторы) 

    Материаль-

    Ная

    Учета оплаты труда
Производст.-калькуляционная
    Учета готовой  продукции
         общая
 

      В индивидуальных графиках (календарных планах) указывается, какие работы должны выполняться каждым работником и срок их выполнения. Графиком регламентируется занятость работника и внутри рабочего дня, и на более длительные периоды (месяц, квартал и т.д.)

      В структурных графиках указывается, какие работы и в какой  срок должны выполняться отдельными структурными частями бухгалтерии или организации (расчетной группы бухгалтерии, складом, цехом и т.п.)

В сводном графике указываются сроки выполнения отдельных учетных работ (составление отчетности, проведение инвентаризации и т.д.) по организации в целом. В нем в обобщенном виде отражается весь учетный процесс, и ответственность за его выполнение лежит на главном бухгалтере или старшем бухгалтере организации. Графики учетных работ составляются в виде таблиц, причем в таблицах предусматриваются отметки о сроках выполнения запланированных работ. 
 
 

           2.2 Организационная структура бухгалтерской                          службы

Организационная структура бухгалтерской службы зависит прежде всего от организационной структуры самой организации, поскольку в состав могут входить филиалы, представительства, обособленные подразделения.

Гражданским законодательством ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее  – ГК РФ) регулируются понятия представительств и филиалов юридического лица:

  • представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенного вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
  • филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительств.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных положений, т. е. в рамках, строго ограниченных головной организацией, и только в интересах всего юридического лица.

При наличии  у организации обособленных подразделений  должно быть принято решение относительно уровня централизации учетных работ. Это должно быть отражено как одна из составных частей организационного аспекта учетной политики:

  • при централизованной форме (рис. 4.1) вся учетная работа проводится в центральной бухгалтерии, т. е. подразделения не составляют не только внутренние балансы, но и бухгалтерские регистры, а в установленные графиком сроки документооборота сгруппированные первичные документы передаются в центральную бухгалтерию;

    Рис. 4 .1.Схема централизованной организации учета

    Рис. 4 .2.Схема децентрализованной организации учета

  • при децентрализованной форме (рис. 4.2) в подразделениях создаются собственные учетные службы (отделы бухгалтерского учета), которые ведут бухгалтерские регистры и составляют обособленные балансы данных подразделений.

Численность бухгалтерского аппарата и организационная  структура бухгалтерии зависят  от условий организации и технологии производства, объема учетной работы, форм учета. Предполагаются три типа организации работы бухгалтерского аппарата: линейная (иерархическая); по вертикали (линейно-штабная); комбинированная (функциональная).

При линейной организации бухгалтерского аппарата все работники бухгалтерии подчиняются главному бухгалтеру. При децентрализованном учете организационная схема совпадает со схемой, представленной на рис. 4.2. При централизованном учете линейная организация бухгалтерской службы подразумевает создание структурных подразделений для обработки данных в этих подразделениях (рис. 4.3).

Рис. 4 .3.Схема линейной организации бухгалтерского аппарата

При организации работы по вертикали (рис. 4.4) учет ведется в разрезе промежуточных звеньев (отделов, групп, бюро), которые возглавляют старшие бухгалтеры, подотчетные главному

Рис. 4.4. Схема организации бухгалтерского учета по вертикали

бухгалтеру. В самих бухгалтерских службах могут выделяться следующие группы по участкам учетной работы:

  • материальная, ведущая учет по МПЗ, их поступлению и выбытию, хранению и использованию;
  • расчетов по оплате труда, осуществляющая учет расчетов с работниками, бюджетом, с государственными внебюджетными фондами и т. п.;
  • производственно-калькуляционная, которая ведет учет затрат, осуществляет калькулирование себестоимости продукции и готовит производственный отчет;
  • учета готовой продукции, осуществляющая учет готовой продукции на складах и ее реализацию;
  • общая, ведущая учет по остальным операциям. Вертикальная организация работ бухгалтерии применяется на средних и крупных предприятиях. На крупных предприятиях также могут выделяться группы учета по основным средствам, денежным средствам, расчетам с поставщиками и подрядчиками.

При комбинированной организации структурные подразделения бухгалтерии создаются по участкам учетной работы, кроме того, в ее структуру могут быть включены секторы внутреннего аудита, управленческого и налогового учета (рис. 4.5)

Рис. 4.5. Схема комбинированной организации бухгалтерского учета по участкам учетной работы

 

          2.3. Статус бухгалтерской службы

Правовой статус бухгалтерской службы регулируется действующим законодательством, нормативными документами, организационно-правовой формой и общей структурой управления организацией.

В соответствии с Федеральным  законом «О бухгалтерском  учете» ответственность  за организацию бухгалтерского учета в организациях, а также за соблюдение действующего законодательства при выполнении фактов хозяйственной жизни несет ее руководитель. Он обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное соблюдение всеми подразделениями и службами, работниками, имеющими отношение к учету, порядка формирования и представления учетных документов для отражения в учете содержащихся в них данных.

Основу построения процесса учета в хозяйствующем  субъекте любой формы собственности составляет организация работы учетного персонала.

Бухгалтерский учет в зависимости от объема учетной  работы может осуществляться по следующим  вариантам:

  • бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • штатная должность бухгалтера;
  • передача на договорных началах ведения бухгалтерского учета специализированной организации;
  • ведение бухгалтерского учета самим руководителем организации.

В последнее  время большая часть организаций  стремится систематизировать работу своих финансовых служб, вводя внутренние стандарты бухгалтерского учета. При стандартизации учета в организации разрабатываются Положение о бухгалтерии, должностные инструкции для работников бухгалтерии и др.

Положение о бухгалтерии представляет собой локальный нормативный акт, определяющий порядок организации бухгалтерской службы, права и обязанности счетных работников. Данный документ относится к унифицированной системе организационно-распорядительной документации; его форма имеет четко установленную структуру.

1. Общие  положения

2. Цели и  задачи

3. Функции

4. Права  и обязанности главного бухгалтера (его заместителей)

5. Взаимоотношения,  служебные связи

6. Организация  работ

Первый  раздел «Общие положения» включает определение бухгалтерского учета, указание выбранной формы ведения учета, численность и штат бухгалтерии, наименования законодательно- нормативных актов, которыми руководствуется бухгалтерия в своей деятельности.

Во втором разделе «Цели и задачи» излагаются цели и задачи осуществления бухгалтерского учета на предприятии.

В третьем разделе «Функции» раскрываются предположительно возлагаемые на бухгалтерскую службу по ведению бухгалтерского учета функции: организационная, методологическая, аналитическая, учетная, контрольная, расчетная, отчетная, исполнительская, архивная. На основании перечисленных функций разрабатываются должностные инструкции работников бухгалтерии.

Четвертый раздел «Права и обязанности  главного бухгалтера (его  заместителей)»включает должностную инструкцию главного бухгалтера (его заместителей), составленную на основе Федерального закона «О бухгалтерском учете», Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и Положения о главных бухгалтерах (действующее с 1980 г.).

Информация о работе Содержание и особенности функции отделов и подразделений бухгалтерской службы организации