Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:24, курсовая работа
Учет был и остается важнейшей функцией управления независимо от общественной формации. Он оказывает непосредственное влияние на качество управленческих решений, на эффективность системы управления, являясь ее органической функцией.
Совершенствование управления экономикой во многом определяется организацией бухгалтерского учета. Рост объема перерабатываемой информации, изменение хозяйственного механизма требует постоянного поиска эффективной структуры бухгалтерской службы. Оптимальный вариант структуры бухгалтерии должен соответствовать интенсивному пути развития организации учета в сочетании с качественной обработкой данных, своевременностью представления информации для управления, действенностью выполнения контрольных функций.
1. Введение
2. Теоретическая часть
2.1 Бухгалтерия, как структурное подразделение аппарата управления предприятием.
2 .2 Организационная структура бухгалтерской
службы
2.3. Статус бухгалтерской службы
3. Практическая часть
3.1 Характеристика объекта исследования
3.2 Структура бухгалтерии ОАО "Совтрансавтоэкспедиция" и ее
анализ
4. Заключение
5. Список литературы
В средних организациях в состав бухгалтерии входят, как правило, следующие группы (отделы, бюро, секторы):
В этой же группе, как правило, ведется учет основных средств, МБП.
Кроме того, в состав бухгалтерии входят группы (отделы) капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
В крупных организациях, кроме перечисленных, обычно выделяют группы (отделы) учета тары, основных средств, расчетную группу, работники которой ведут учет денежных средств и расчетов с организациями и лицами, группу подготовки и машинной обработки информации, сводно-аналитическую группу и т.д.
Общая схема бухгалтерского аппарата средних и крупных организаций представлена на рис.1.
Важным этапом разработки структуры бухгалтерии является формирование системы должностей, зависящих от характера, состава и объема учетных работ на предприятии.
Основным назначением графиков учетных работ является распределение работ между исполнителями, определение времени выполнения работы, намечаются мероприятия по научной организации труда счетных работников. Графики бывают индивидуальные, структурные и сводные.
Заместитель главного бухгалтера
Группа (отделы, секторы)
Ная |
|
Производст.-калькуляционная |
|
|
В индивидуальных графиках (календарных планах) указывается, какие работы должны выполняться каждым работником и срок их выполнения. Графиком регламентируется занятость работника и внутри рабочего дня, и на более длительные периоды (месяц, квартал и т.д.)
В структурных графиках указывается, какие работы и в какой срок должны выполняться отдельными структурными частями бухгалтерии или организации (расчетной группы бухгалтерии, складом, цехом и т.п.)
В сводном
графике указываются сроки выполнения
отдельных учетных работ (составление
отчетности, проведение инвентаризации
и т.д.) по организации в целом. В нем в обобщенном
виде отражается весь учетный процесс,
и ответственность за его выполнение лежит
на главном бухгалтере или старшем бухгалтере
организации. Графики учетных работ составляются
в виде таблиц, причем в таблицах предусматриваются
отметки о сроках выполнения запланированных
работ.
Организационная структура бухгалтерской службы зависит прежде всего от организационной структуры самой организации, поскольку в состав могут входить филиалы, представительства, обособленные подразделения.
Гражданским законодательством ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) регулируются понятия представительств и филиалов юридического лица:
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных положений, т. е. в рамках, строго ограниченных головной организацией, и только в интересах всего юридического лица.
При наличии у организации обособленных подразделений должно быть принято решение относительно уровня централизации учетных работ. Это должно быть отражено как одна из составных частей организационного аспекта учетной политики:
Рис. 4 .1.Схема централизованной организации учета
Рис. 4 .2.Схема децентрализованной организации учета
Численность
бухгалтерского аппарата и организационная
структура бухгалтерии зависят
от условий организации и
При линейной организации бухгалтерского аппарата все работники бухгалтерии подчиняются главному бухгалтеру. При децентрализованном учете организационная схема совпадает со схемой, представленной на рис. 4.2. При централизованном учете линейная организация бухгалтерской службы подразумевает создание структурных подразделений для обработки данных в этих подразделениях (рис. 4.3).
Рис. 4 .3.Схема линейной организации бухгалтерского аппарата
При организации работы по вертикали (рис. 4.4) учет ведется в разрезе промежуточных звеньев (отделов, групп, бюро), которые возглавляют старшие бухгалтеры, подотчетные главному
Рис. 4.4. Схема организации бухгалтерского учета по вертикали
бухгалтеру. В самих бухгалтерских службах могут выделяться следующие группы по участкам учетной работы:
При комбинированной организации структурные подразделения бухгалтерии создаются по участкам учетной работы, кроме того, в ее структуру могут быть включены секторы внутреннего аудита, управленческого и налогового учета (рис. 4.5)
Рис. 4.5. Схема комбинированной организации бухгалтерского учета по участкам учетной работы
Правовой статус бухгалтерской службы регулируется действующим законодательством, нормативными документами, организационно-правовой формой и общей структурой управления организацией.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, а также за соблюдение действующего законодательства при выполнении фактов хозяйственной жизни несет ее руководитель. Он обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное соблюдение всеми подразделениями и службами, работниками, имеющими отношение к учету, порядка формирования и представления учетных документов для отражения в учете содержащихся в них данных.
Основу построения процесса учета в хозяйствующем субъекте любой формы собственности составляет организация работы учетного персонала.
Бухгалтерский учет в зависимости от объема учетной работы может осуществляться по следующим вариантам:
В последнее
время большая часть
Положение
о бухгалтерии представляет собой
локальный нормативный акт, определяющий
порядок организации бухгалтерской службы,
права и обязанности счетных работников.
Данный документ относится к унифицированной
системе организационно-
1. Общие положения
2. Цели и задачи
3. Функции
4. Права
и обязанности главного
5. Взаимоотношения, служебные связи
6. Организация работ
Первый раздел «Общие положения» включает определение бухгалтерского учета, указание выбранной формы ведения учета, численность и штат бухгалтерии, наименования законодательно- нормативных актов, которыми руководствуется бухгалтерия в своей деятельности.
Во втором разделе «Цели и задачи» излагаются цели и задачи осуществления бухгалтерского учета на предприятии.
В третьем разделе «Функции» раскрываются предположительно возлагаемые на бухгалтерскую службу по ведению бухгалтерского учета функции: организационная, методологическая, аналитическая, учетная, контрольная, расчетная, отчетная, исполнительская, архивная. На основании перечисленных функций разрабатываются должностные инструкции работников бухгалтерии.
Четвертый раздел «Права и обязанности главного бухгалтера (его заместителей)»включает должностную инструкцию главного бухгалтера (его заместителей), составленную на основе Федерального закона «О бухгалтерском учете», Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и Положения о главных бухгалтерах (действующее с 1980 г.).