Содержание системы внутреннего контроля издержек производства (на примере ОАО «Медоборудование»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 23:19, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотрение системы внутреннего контроля издержек производства на ОАО «Медоборудование» и разработка рекомендаций по его дополнению и совершенствованию.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы издержек и механизм их внутреннего контроля 7
1.1 Понятие издержек производства и их классификация 7
1.2 Сущность системы внутреннего контроля и его элементы
13
2 Нормирование и контроль издержек на предприятии 19
2.1 Система управленческого контроля за деятельностью предприятия
2.2 Нормативы и отклонения от них как средство контроля за издержками
3 Совершенствование механизма внутреннего контроля издержек производства
3.1 Контроль затрат методом сигнального документирования «Канбан»
3.2 Инвентарно-расчетный метод контроля затрат
Заключение 31
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по УУ НОВ.doc

— 409.50 Кб (Скачать документ)

      Учет нормативных издержек является основой для управления бизнесом. Относительно выпускаемой продукции существуют четко установленные требования – стандарты, которые определяют                          потребительские качества каждого продукта. Однако если даже продукция соответствует стандартам, то это не означает, что производство не нуждается в контроле за издержками [23, с.58].

      Управление  затратами на основе норм предотвращает  ненужные потери, повышает эффективность  производства, улучшает политику закупок, измеряет расход производственных ресурсов и нацеливает на их пользование в будущем. Система управлений затратами на основе норм на ОАО «Медоборудование» состоит из процедур, последовательность которых изображена на рисунке 2.3 (Приложение Д).

      Система включает:

  • планирование издержек на основе норм, обеспечивающих выполнение поставленных администрацией перед производствами задач;
  • документирование издержек с обязательным отражением в документах разрешений на использование производственных ресурсов для целей производства, подтвержденных нормами;
  • списание издержек на счете бухгалтерского учета на основе норм;
  • оценку готовой продукции и незавершенного производства по полной нормативной или частичной себестоимости;
  • отклонения от норм текущих издержек отражаются в виде производственного результата;
  • выявление отклонений от норм оперативным путем для использования их в целях быстрого и эффективного воздействия управленцев на производство; каждый менеджер получает информацию, соответствующую своему уровню управления.

      Следовательно, нормативное управление затратами  отличается от традиционных методов  более сильным воздействием со стороны  управления на формирование себестоимости и более оперативной информацией, необходимой для принятия управленческих решений в ходе производственного процесса [28, с.184].

      Для установления нормативных затрат на продукт необходимо суммировать  нормативные затраты на материалы и труд, накладные расходы. В практике применяют два подхода к определению нормативных затрат. По первому варианту анализируется фактическое использование материалов и труда, по второму – нормы устанавливаются расчетным путем при помощи технического анализа. Когда используется первый подход, то отклонения прошлого периода могут быть заложены в нормы на будущий период. Второй подход обеспечивает эффективное производство, так как он позволяет более точно выявлять отклонения, анализировать их и воздействовать на них.

      Учет  издержек производства на ОАО «Медоборудование» в качестве своей основной задачи ставит информирование руководства предприятия и его подразделений об отклонениях от норм (стандартов). Общеизвестно, если руководство своевременно обратит внимание на места возникновения отклонений, виды отклонений и людей, ответственных за отклонения, то будут приняты меры, корректирующие отрицательные последствия каких-либо явлений и операций.

      Отсюда  системы учета, предусматривающие процедуры управления издержками, имеют тесную связь с планированием и нормированием затрат и выявлением отклонений от них.

      Разработка  норм и нормативов на предприятие                                         ОАО «Медоборудование» осуществляется специальными отделами или специалистами, ответственными за тот или иной сектор работы. Полную совокупность применяемых ими приемов планирования подразделяют на две группы: расчет сметы на основе анализа фактических показателей за прошлый период и сметы на основе внутренних стандартов предприятия.

      В первом случае из фактических результатов  прошлого периода исключают разного  рода потери; учитывают возможные  изменения условий планируемого периода – изменения ассортимента продукции, состава оборудования, цен на сырье и материалы, услуги, изменение технологий производства и номенклатуры  применяемых материалов, политики управления, персонале, другие случайные колебания.

      Второй  способ планирования заключается в  разработке стандартов по прямым затратам – смета по аналитическим статьям. Здесь учитывают нормальный уровень производства, т.е. полное использование производственных мощностей. Под полным использованием производственной мощности понимается его уровень в пределах 100% расчетной величины (проектная мощность) или размер принятых заказов и ожидаемых продаж. Система планирования на предприятие ОАО «Медоборудование» направлена на организацию контроля издержек и получения прибыли, а также координацию всех планов организации.

      В учете издержек должны быть не просто представлены отклонения от норм и нормативов текущего периода, но и даны объяснения по возникшим текущим отклонениям в следующих аспектах: объема продукции - последствия снятия с производства конкретного продукта, замены на другой вид продукта, изменения цен на продукцию, изменения ассортимента в целях повышения эффективности производства, введения новых технологий и оборудования; издержек – от закупки сырья и материалов, величины отходов производства, эффективности труда, производственных и общехозяйственных накладных расходов до разработки новой продукции.

      Управленческая  бухгалтерия разрабатывает сравнительные  таблицы, где отражаются запланированные  и фактические показатели без  учета данных прошлого года (Приложение Е).

      Подобный  отчет позволяет интегрировать  учет нормативных издержек с планированием и анализом прибыли и продукции. Кроме того, отчеты составляются по центрам ответственности и создают возможность путем полного выявления отклонений реально оценить вклад каждого подразделения в получение прибыли.

       3. Совершенствование механизма внутреннего контроля 

    3.1 Контроль затрат  методом сигнального  документирования  «Канбан» 

     Система «Канбан» является информационной системой, которая регулирует производство необходимой продукции в нужном количестве и в необходимое время на каждом этапе производства, как на заводах фирмы, так и на фирмах-поставщиках. Такая организация производства известна как производство по принципу «точно вовремя».

     «Канбан»  – сопроводительная карточка в прямоугольном пластиковом конверте. На рисунке 3.1 приводится классификация основных видов карточек «Канбан» (Приложение Ж).

     В основном используются два типа таких  карточек: карточка отбора и карточка производственного заказа.

     В карточке отбора указываются вид  и количество изделий, которые должны поступить с предшествующего участка, в карточке производственного заказа указаны вид и количество продукции, которая должна быть изготовлена на предшествующей технологической стадии. Карточки производственного заказа «Канбан» часто называют «внутрипроизводственными карточками» или просто «карточками заказа».

     Рассмотрим  на конкретном примере, как система  «Канбан» с использованием данных карточек могла бы быть внедрена на ОАО «Медоборудование».

     На  карточке отбора, представленной на рисунке 3.2 (Приложение З), указывается, что предшествующей технологической стадией, где изготовлена эта деталь, является термическая обработка и транспортная тележка со следующего участка (а это, как указано в правом нижнем углу карточки, – механическая обработка) должна прибыть на участок термической обработки и забрать оттуда электронагреватель. Как указано в нижней строке карточки, каждый забираемый контейнер вмещает 20 изделий. Это – контейнер типа В, а данная карточка – четвертая из 8 аналогичных.

     На  карточке заказа, которая изображена на рисунке 3.3 (Приложение И)  показано, что на стадии механической обработки, например на участке B-8, нужно обработать паровой котел для дезинфекционной камеры ВФЭ 1,5/1, который затем должен быть перемещен на склад С15-4.

     Для описания партий изделий используются сигнальные карточки «Канбан». Сигнальная карточка прикрепляется к контейнеру с партией изделий. Если детали из контейнера взяты до уровня, обозначенного прикрепленной карточкой, то начинает действовать заказ на их пополнение.

     Существует  два типа сигнальных карточек: треугольная и прямоугольная. Треугольная карточка на рисунке 3.4 (Приложение К) означает заказ на изготовление панелей для 500 левых дверей на прессе № 10 после того, как все панели кроме лежащих на двух нижних лотках контейнеров, к которым прикреплены карточки, будут использованы.

     Сигнальные  карточки прикрепляются к краю контейнера. В местах складирования он ставится на место, означающее необходимость  возобновления заказа. Когда на складе кончаются заготовки и пустые контейнеры увозят, сигнальная карточка перемещается на диспетчерский пункт по возобновлению заказов, а когда она попадает к диспетчеру, участок приступает к исполнению заказа. В соответствии с системой управления производством при помощи заказов, когда время возобновления заказа и размер партии продукции задаются сборочным конвейером, отпадает необходимость в ежедневных производственных заданиях и контроле за их выполнением. Единственное, что надо контролировать, – это время прохождения заказов. Время рассчитывается автоматически при использовании треугольной карточки, по которой заказываются детали, и четырехугольной, по которой делается заявка на материалы. Если на каком-то участке производится несколько деталей, по треугольным карточкам «Канбан» можно определить, какая деталь должна изготовляться первой.

     Следует отметить, что для внедрения системы  «Канбан» в производство должны быть созданы следующие предпосылки: сбалансированность производства, новая организация технологических процессов и их стадий и нормирование работ [33, с.157].

     Система требует поддержки со стороны  высшего руководства, поскольку  для приобретения контейнеров, стеллажей  и других необходимых элементов  нужны авансовые капиталовложения. Для получения финансирования нужно  обосновать намечаемые действия, которые  должны учитываться в анализе выгодности затрат. Маловероятно, что кто-то преуспеет, занимаясь разработкой и внедрением системы самостоятельно (или через собственные службы), поскольку «Канбан» оказывает влияние на все подразделения. Вне всякого сомнения, успех достигается за счет согласованности всех заинтересованных сторон, поскольку каждое подразделение играет свою роль в успехе «Канбан». Команда должна принимать активное участие в процессе разработки, оценивая производственные условия и выбирая соответствующий метод «Канбан».

     После этого необходимо составить подробный  план этапов внедрения, четко оговорить  смету расходов и доходов, получить одобрение руководства, выбрать  варианты канбан-деталей, определить размеры  резервных запасов, а затем начать внедрение «Канбан» на одном участке предприятия [33, с.194]. 

     3.2 Инвентарно-расчетный  метод контроля  затрат 

     Важное  место в деятельности предприятия  по решению проблемы минимизации  издержек производства занимает контроль расхода материальных ресурсов.

     Контроль  за наличием и движением производственных запасов обеспечивается правильной организацией складского учета материальных ценностей, которая включает: наличие складских помещений, оснащенных современными измерительными приборами и устройствами, нормирование производственных запасов.

     Нормирование  производственных запасов представляет собой установление среднего размера  запаса каждого вида материалов, необходимого для осуществления производственного  процесса. Норма запаса каждого вида материалов указывается в карточке складского учета. Данные о фактических остатках материалов в карточке складского учета имеются после каждой операции поступления или отпуска. Материально ответственное лицо (кладовщик) на основании этих данных информирует службу снабжения об отклонениях фактического остатка материалов от установленных норм.

     Контроль  за использованием производственных запасов  в соответствии с утвержденными  нормами обеспечивается лимитированием отпуска материалов в производство и выявлением отклонений фактического их расхода от установленных норм. Лимитирование отпуска материалов основывается на нормировании материальных затрат.

     Отпуск  материальных ценностей на производство продукции не всегда означает использование  их в производстве в полном объеме. Поэтому для правильного определения материальных затрат в процессе производства выявляются отклонения от установленных норм расхода.

     Для контроля за использованием сырья и  материалов на ОАО «Медоборудование» может быть предложено использование инвентарно-расчетного метода.

     Инвентарно-расчетный метод применяется для определения фактического расхода материалов и выявления отклонений от норм в случае невозможности использования других способов контроля. Данный метод основан на проведении инвентаризации остатков неизрасходованных материалов за смену, декаду или месяц. Сроки проведения инвентаризации остатков материалов зависят от специфики производства, характера изготавливаемой продукции, периода изготовления и других условий.

Информация о работе Содержание системы внутреннего контроля издержек производства (на примере ОАО «Медоборудование»)