Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2011 в 22:48, курсовая работа
При написании работы были использованы различные нормативные документы и библиографические источники. Так, книга «Бухгалтерский финансовый учет» В.Г. Широбокова, З.М. Грибановой и А.А. Грибанова был взят за основу теоретической части курсового проекта. Учебник М.З. Пизенгольца «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве» взят для сравнительного рассмотрения и поиска отличий в ведении учета выбытия объектов основных средств в обычных организациях и в организациях сельскохозяйственной направленности.
Введение 3
1. Теоретические основы выбытия объектов основных средств 6
1.1. Экономическое содержание выбытия объектов основных средств 6
1.2. Экономическая характеристика организации 20
2. Современное состояние бухгалтерского учета по выбытию основных средств 31
2.1. Первичный учет выбытия основных средств 31
2.2. Аналитический и синтетический учет выбытия основных средств 34
3. Совершенствование учета выбытия основных средств 40
Выводы 41
Список литературы 43
Приложения 45
Также, автор четко определяет, какие должностные лица должны входить в комиссию, определяющую непригодность основных средств, невозможность или неэффективность проведения их ремонта и кто должен проводить осмотр этих объектов. В комиссию входят: заместитель руководителя предприятия, главный инженер (старший механик), главный агроном и главный зоотехник, инженер-строитель (прораб), бухгалтер или его заместитель, а в необходимых случаях и другие специалисты. Проверку технического состояния объектов до их списания производят представители районных инспекций при управлении сельского хозяйства. Для этого, к установленному сроку предприятие готовит объекты и их документацию к осмотру.
Еще,
автор указывает в каких
Следует
заметить также, что формы, применяемые
для списания имущества в
В
актах на списание имущества отражают
все данные по этому объекту. Комиссия
указывает в акте причины, обусловившие
списание объекта, в необходимых
случаях конкретных лиц, виновных в
преждевременном выбытии
Лытнева Н.А., Малявкина Л.И. и Федорова Т.В. считают что при некоторых случаях поступления объектов основных средств унифицированные формы могут не применяются – это случаи, когда прием – передача объектов и ввод их в действие должны оформляться в соответствии с действующим законодательством в особом порядке.
Авторы дают более полную информация о том, какие сведения об объекте должны содержаться в акте приемки – передачи. Лытнева Н.А., Малявкина Л.И. и Федорова Т.В. пишут: «В разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» указывается содержание драгоценных материалов, а также основные качественные и количественные показатели объекта, относящиеся к нему важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности; при этом следует ограничиваться двумя – тремя наиболее важными для данного объекта качественными показателями, исключая дублирование сведений в имеющейся в организации технической документации на этот объект». Также Лытнева Н.А., Малявкина Л.И. и Федорова Т.В. пишут, что в случае группового учета краткая индивидуальная характеристика дается не по каждому объекту отдельно, а в целом по всей группе объектов, учитываемых в инвентарной карточке.
Для оформления и учета списания пришедших в негодность основных средств авторы учебника предлагают использовать акты о списании:
Лытнева Н.А., Малявкина Л.И., Федорова Т.В. считают что выбытие основных средств помимо перечисленных ранее причин, также может происходить в следствии недостач и хищений, краж, порчи, чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности, вот что авторы пишут по этому поводу: «Учтенные на балансе организации объекты основных средств могут быть утрачены вследствие недостач и хищений, краж, порчи, чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности. В соответствии с Гражданским кодексом РФ к чрезвычайным обстоятельствам относятся стихийные бедствия, аварии, эпидемии и иные обстоятельства, носящие чрезвычайный характер. Потери от списания имущества, возникшие как последствие чрезвычайных обстоятельств, включается в состав чрезвычайных расходов. При этом факт возникновения чрезвычайных обстоятельств должен быть документально подтвержден. За подтверждением того, что понесенные организацией убытки стали следствием чрезвычайных обстоятельств, необходимо обратиться в службы, которые занимаются ликвидацией последствий таких ситуаций (МЧС, Государственную противопожарную службу, органы внутренних дел и т.д.). В случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, для выявления размера причиненного ущерба проводится инвентаризация. Инвентаризация основных средств проводится комиссией, назначенной руководителем организации. До начала инвентаризации осуществляется проверка наличия и состояния инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета; наличия и состояния технических паспортов или другой технической документации; наличия документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение (при отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление). При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации вносятся соответствующие исправления и уточнения». [18]
Пошерстник Н.В. определяет период, когда объект признается выбывшим – на дату единовременного прекращения действия условий принятия объектов основных средств к бухгалтерскому учету. Автор описывает один из способов отражения выбытия основных средств – при помощи открытия субсчета «Выбытие основных средств». Далее автор рассматривает движение основных средств при помощи первичных документов и бухгалтерских записей. [22]
Ю.А. Бабаев, И.П. Комиссарова, В.А. Бородин рассматривают вопрос выбытия основных средств с точки зрения нормативных документов – ПБУ.
С самого начала изложения материала имеется ссылка на ПБУ 6/01, в котором говорится, что стоимость объекта основных средств, которые не используются для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) или для управленческих нужд организации либо выбывают, либо подлежат списанию с бухгалтерского учета. Но причины выбытия объекта основных средств из хозяйствующих субъектов остаются неизменными.
Также, авторы уточняют вопрос перемещения основных средств между структурными подразделениями внутри организации, так вот они, выбытием не считаются. Авторы считают, что при необходимости к участию в работе комиссии, которая занимается решением вопросов о целесообразности или эффективности использования или восстановления объектов основных средств, могут привлекаться сотрудники государственных инспекций (пожарной, ГИБДД, МЧС и пр.).
Авторы пишут о хранении инвентарных карточек по выбывшим основным средствам, они продолжают храниться в течение срока, установленного руководителем организации, но не менее пяти лет.
Авторы обосновано, относительно ПБУ, определяют куда относят и почему дополнительные расходы по выбытию основных средств: «Организация может нести дополнительные затраты, связанные с выбытием объектов. Это и начисленная заработная плата работникам, участвующим в предпродажной подготовке или демонтаже объекта; стоимость израсходованных материалов, запасных частей и приспособлений; налоги и сборы, уплачиваемые из выручки при продаже основных средств; стоимость услуг сторонних организаций; плата за оформление документов и др. Согласно ПБУ 10/99 все эти затраты относятся к операционным расходам и могут либо предварительно аккумулироваться на счете 23 «Вспомогательные производства», либо сразу относиться на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Также авторы не забывают упомянуть о том, что в результате списания или ликвидации объектов основных средств могут оставаться материальные ценности (запасные части для ремонтов, лом и др.), которые приходуются по текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Достаточно подробно авторами рассматривается выбытие основных средств при их безвозмездной передаче, так же с учетом нормативной документации: «При безвозмездной передаче основных средств записи составляются по традиционной схеме. Доходы в данном случае отсутствуют, но в соответствии с действующим законодательством передача основного средства на безвозмездной основе признается реализацией (за исключением случаев, перечисленных в ст. 146 НК РФ) и подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Согласно ПБУ 10/99 при безвозмездной передаче объекта основных средств все расходы, связанные с его выбытием, признаются операционными расходами организации. Таким образом, в бухгалтерском учете при безвозмездной передаче основных средств расходами считаются их остаточная стоимость и все затраты, связанные с передачей. Обычно, распространена передача имущества на безвозмездной основе между взаимозависимыми лицами, например, между учредителем, с одной стороны, и учреждаемым им хозяйствующим субъектом, с другой. По договору дарения имущество может передаваться некоммерческим организациям, в благотворительных целях и др.». [9]
Шевелев А.Е. и Шевелева Б.В. описываются различные виды выбытия основных средств, также представлены вниманию читателей бухгалтерские записи по выбытию основных средств различными способами, и представлены примеры с наглядным оформлением их выполнения в виде Журналов хозяйственных операций, что является очень наглядным и упрощает понимание того, как вести себя с цифровыми данными в жизни. [25]
Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко и Е.Н. Галанина рассматривают те же случаи выбытия основных средств и дают им краткое описание, они предлагают читателю наглядные пособия, с помощью которых разобраться в изучаемой теме гораздо легче.[15]
Климова М.А. указывает причины выбытия основных средств в соответствии с ПБУ 6/01. Автор пишет о необходимости создания комиссии для определения необходимости выбытия или ликвидации основных средств, а также четко определяет границы компетенции данной комиссии: «В компетенцию комиссии входят: 1. осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использование объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления; 2. установление причин списания (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг или управленческих нужд и т.д.); 3. выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством; 4. возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости; 5. составление акта на списание объекта основных средств».
Отражение стоимости выбывшего объекта основных средств в бухгалтерском учете по данным Климовой М.А. происходит с использованием субсчета «Выбытие основных средств». [14]
По мнению Ю.А. Бабаева, для определения пригодности дальнейшего использования объекта основных средств приказом руководителя должна создаваться комиссия, он считает, что в состав должны входить лишь бухгалтер и лица, которые несут ответственность за сохранность данного объекта основных средств. Автор по пунктам расписывает границы компетенции данной комиссии.
Ю. А. Бабаев подробно, в качестве примера, рассматривает порядок учета выбытия объекта основных средств по каждому из видов выбытия, с понятными объяснениями каждой бухгалтерской записи. [10]
Русакова Е.А. рассматривает каждый из возможных видов выбытия основных средств (реализация основных средств, взнос основного средства в качестве вклада в уставный капитал, передача объектов основных средств безвозмездно, выбытие основных средств при чрезвычайных ситуациях) отдельным подразделом учебника со своей теоретической частью и примерами. [30]
Стражева Н.С. и Стражев А.В. по каждому из вариантов бухгалтерского оформления выбытия основных средств расписывают корреспонденцию счетов с содержанием операций. [23]
Аникин
С. не рассматривает возможных
В.В.Семенихин в своей статье рассматривает вопрос выбытия основных средств достаточно подробно, вот что он об этом пишет: «Документами, которыми должны руководствоваться организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, формируя информацию об объектах основных средств, являются, в частности: Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н; Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Выбытие объектов основных средств согласно ПБУ 6/01 и Методическим указаниям № 91н имеет место в случаях: продажи; прекращения использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; передачи в виде вклада в уставный капитал другой организации, паевой фонд; передачи по договору мены, дарения; внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях. Во всех вышеперечисленных случаях выбывающий объект основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета организации. Списание стоимости основного средства рекомендуется отражать на отдельном субсчете, открываемом к счету 01 "Основные средства". Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет субсчета 01-2 списывается первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства в корреспонденции с соответствующим субсчетом счета учета основных средств, в нашем случае это субсчет 01-1. В кредит субсчета 01-2 относится сумма начисленной амортизации за весь срок полезного использования основного средства в корреспонденции с дебетом счета 02 "Амортизация основных средств". Такой порядок установлен Методическими указаниями № 91н. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость основного средства списывается с кредита субсчета 01-2 "Выбытие основных средств" в дебет счета учета прочих доходов и расходов, которые учитываются на счете 91, предусмотренном для этих целей Планом счетов бухгалтерского учета. Если основное средство списывается с бухгалтерского учета в результате продажи, выручка от продажи согласно ПБУ 6/01 принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре купли-продажи. Доходы и расходы от списания основного средства с бухгалтерского учета отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов. Поступления от продажи основных средств на основании ПБУ 9/99 являются прочими доходами организации. Величину поступлений определяют в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ПБУ 9/99 , иными словами, выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества без учета сумм НДС, акцизов, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей. Расходы, связанные с продажей основных средств, в соответствии с ПБУ 10/99 являются прочими расходами организации. Величина расходов определяется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ПБУ 10/99, т.е. расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. Расходы согласно ПБУ 10/99 признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств. Организация в результате продажи основного средства может получить как прибыль, так и убыток. И прибыль, и убыток определяются на дату совершения операции, т.е. учитываются единовременно. Прочие доходы и расходы, как было отмечено ранее, учитываются на счете 91 "Прочие доходы и расходы". По кредиту этого счета в течение отчетного периода отражаются поступления, связанные с продажей основных средств, по дебету счета отражается остаточная стоимость активов, по которым начисляется амортизация. К счету 91 "Прочие доходы и расходы" рекомендуется открыть субсчета: 91-1 "Прочие доходы" – для учета поступления активов, признаваемых прочими доходами; 91-2 "Прочие расходы" – для учета прочих расходов; 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов". Аналитический учет по счету 91 "Прочие доходы и расходы" следует вести по каждому виду прочих доходов и расходов, организовав построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же хозяйственной операции, таким образом, чтобы обеспечить возможность выявления финансового результата по каждой операции. При продаже основного средства на сумму реализации необходимо начислить НДС. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета сумму начисленного НДС следует отражать на счете 68 "Расчеты по налогам и сборам" на специальном субсчете "Расчеты по налогу на добавленную стоимость". Начисление суммы НДС производится по кредиту счета 68 в корреспонденции с дебетом счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы". Выбытие основного средства по причине его продажи или передачи другой организации оформляется организацией с помощью актов форм № ОС-1, ОС-1а, ОС-1б. Нередко организации, продающие основные средства физическим лицам, задают вопрос о том, необходимо ли в этом случае оформлять акт приема-передачи. В Письме УМНС России разъяснило, что правила бухгалтерского учета основных средств предусматривают обязательное оформление акта приема-передачи при реализации объекта основных средств независимо от того, кому указанное средство реализуется. Финансовым результатом от продажи основного средства не всегда является прибыль. Организация может получить и убыток, который в бухгалтерском учете учитывается единовременно. В отношении продажи объектов основных средств, требующих государственной регистрации, в Письме Минфина России от 26.12.2008 отмечено, что организация-продавец не может списать с баланса учтенное в составе основных средств недвижимое имущество – объект продажи до признания выручки от его реализации в бухгалтерском учете, включая переход соответствующего права на указанный объект недвижимого имущества к организации-покупателю. Если основное средство списывается по причине прекращения использования вследствие физического или морального износа, то списанию должны предшествовать определенные процедуры, которые позволят определить целесообразность дальнейшего использования основного средства, возможность его восстановления. Для этих целей согласно Методическим указаниям № 91н в организации приказом руководителя создается комиссия, состоящая из соответствующих должностных лиц, в том числе главного бухгалтера, а также лица, ответственного за сохранность объектов основных средств в организации, в компетенцию которой входят: осмотр основного средства, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта, возможности и эффективности его восстановления; установление причин списания (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и др.); выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством; возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего основного средства и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости; составление акта на списание объекта основных средств. Для документального оформления списания основных средств применяются акты о списании унифицированных форм № ОС-4, ОС-4а и ОС-4б. Списание стоимости основного средства отражается в бухгалтерском учете на субсчете 01-2, в дебет которого списывается первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства, а в кредит - сумма амортизации, начисленной за срок полезного использования объекта. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость списывается с кредита субсчета 01-2 в дебет счета прибылей и убытков в качестве прочих расходов, что определено в Методических указаниях № 91н. Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета основного средства, как и в случае продажи, отражаются в том отчетном периоде, к которому относятся, и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов. Детали, узлы и агрегаты выбывающего основного средства, пригодные для ремонта аналогичных объектов основных средств, а также другие материалы на основании Методических указаний № 91н принимаются к учету по текущей рыночной стоимости по дебету счета 10 "Материалы" в корреспонденции с кредитом счета 99 "Прибыли и убытки" в качестве прочих доходов. Расходы, связанные с выбытием основных средств, учитываются по дебету счета 99 в качестве прочих расходов. Эти расходы предварительно могут учитываться на счете 23 "Вспомогательное производство", если демонтаж основного средства осуществлялся силами вспомогательного подразделения организации. По кредиту счета 99 в качестве прочих доходов учитывается сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к выбывшему объекту основных средств, стоимость принятых к учету материальных ценностей, полученных от разборки основных средств, по цене возможного использования. Один объект основных средств, как известно, может иметь несколько частей с различными сроками полезного использования, существенно отличающимися друг от друга. В этом случае каждая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект и ей присваивается отдельный инвентарный номер. Выбытие отдельных частей, входящих в состав объекта, имеющих разный срок полезного использования и учитываемых как отдельные инвентарные объекты, на основании Методических указаний № 91н оформляется в порядке, аналогичном изложенному выше». [31]