Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:30, дипломная работа
Целью работы является выявление путей совершенствования системы финансового планирования и контроля в ГУ «Вологодский ЦГМС».
Для реализации данной цели необходимо:
1) Проанализировать и выявить приоритеты финансового планирования и контроля;
2) проанализировать хозяйственную деятельность бюджетной организации;
3) дать оценку финансового состояния и финансовых результатов организации, финансируемой из бюджета;
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 9
1.1. Цели и задачи финансового планирования государственных учреждений 9
1.2. Система нормативного регулирования финансового планирования государственных учреждений 19
1.3. Политика управления финансовым планированием государственных учреждений 25
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ГУ «ВОЛОГОДСКИЙ ЦГМС» 39
2.1.Организационно-экономическая деятельность ГУ «Вологодский ЦГМС» 39
2.2. Анализ динамики и структуры расходов бюджета ГУ «Вологодский ЦГМС» 60
2.3. Анализ исполнения бюджета ГУ «Вологодский ЦГМС» 69
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В ГУ «ВОЛОГОДСКИЙ ЦГМС» 81
3.1. Разработка регламента бюджетного планирования 81
3.2. Разработка организационных мероприятий по оптимизации расходной части бюджета 97
3.3. Реформирование системы внутреннего контроля при осуществлении финансового планирования 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 113
Главная задача планирования в государственных учреждениях - определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и территорий.
К основным задачам финансового планирования государственных учреждений также относят:
Финансовое планирование деятельности государственных учреждений, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд. В любом случае, на каждом этапе финансового планирования в государственных учреждениях ответственные специалисты руководствуются вышеуказанными целями и задачами.
Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определённых методов. Методы планирования – это конкретные способы и приёмы расчётов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчётно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование[12].
Сущность нормативного
метода планирования финансовых показателей
заключается в том, что на основе
заранее установленных норм и
технико-экономических
Сущность расчетно-аналитическо
Балансовый метод планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления и др. [29].
Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчётов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:
Сущность экономико-
В практике финансового планирования также используются метод экстраполяции, нормативный, индексный и программно-целевой методы.
Метод экстраполяции заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для первоначальных прикидок, так как имеет ряд недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов; не способствует экономному использованию средств, так как планирование ведется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом;
Индексный метод предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов. В настоящее время применяются индексы динамики экономических объектов (физических объемов), уровня жизни, роста цен и другое. Из них наиболее важен один из индексов роста цен - индекс-дефлятор (коэффициент пересчета в неизменные цены).
Программно-целевой метод позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения прежде всего, межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем. Например, федеральные целевые программы, как усердно внедряемые в настоящее время руководством страны, рассматриваются как увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития России.
Весь процесс финансового планирования включает несколько этапов:
На первом этапе анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств[13]. Именно на этом этапе необходимо качественно проанализировать результаты деятельности в целях наиболее четкого формулирования потребности учреждения в финансовых ресурсах. Оценка достигнутых результатов производится на основе показателей за прошлые периоды[18].
Второй этап осуществления финансового планирования предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.
На третьем этапе финансового планирования уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов. На этом этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения.
На четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете бюджетных показателей[21].
Завершается процесс планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением[12].
При составлении финансовых планов, как и любой другой учетной документации, необходимо помнить о важности правильности составления и исполнения документации. Эта необходимость обуславливается требованиями распорядительной документации как общегосударственного уровня, так и внутренней документацией хозяйствующего субъекта. За четкостью, правильностью и обоснованностью оформления документации государственные контрольные органы осуществляют финансовый контроль. В процессе финансового контроля анализируется деятельность субъектов хозяйствования - государственных учреждений.
Задачи финансового контроля:
Контроль подразделяется на виды с учетом следующих классификационных признаков:
Внутренний – это внутриведомственный, внутрипроизводственный, внутриорганизационный (внутрифирменный). Этот вид контроля служит обеспечению надлежащего функционирования и управления самого государственного учреждения. Это внутрислужебная, внутриуправленческая функция, контроль вышестоящего органа за нижестоящим, в нашем случае – контроль вышестоящей организацией качества исполнения финансовых планов.
Основная цель внутреннего контроля в государственных учреждениях – ведение финансовой деятельности в соответствии с установленными правилами и стандартами. Что же касается внутреннего контроля за осуществлением финансового планирования, то основной целью такого контроля будет являться необходимость составления плановых документов в соответствии с действующими нормативами.
Внешний контроль преследует иную цель – защиту граждан, организаций, государства и общества от всевозможных негативных последствий, которые могут наступить в результате несоблюдения установленных правил осуществления той или иной деятельности и невыполнения субъектами общественных отношений возложенных на них обязательств.
Основная цель внешнего контроля деятельности государственных учреждений, находящихся в административном подчинении, проверка законности и целесообразности, целевого характера и эффективности каждой финансово-хозяйственной операции, а также других вопросов определенных ведомственными инструкциями.
Примером внешнего контроля государственных учреждений являются проверки Контрольно-ревизионного управления (КРУ) за правильностью ведения бухгалтерского учета, в том числе целевого использования бюджетных средств, что в свою очередь является основанием для исполнения бюджета и соответственно полному выполнению запланированных задач.
Внутренний и внешний финансовый контроль дополняют друг друга и в то же время существенно различаются. Деятельность внешних контролеров во многом аналогична деятельности внутренних, так как при этом используются практически одна и та же исходная информация, сходные приемы и методы ее проверки и анализа. Если в организации существует служба внутреннего контроля, то внешний контролер проверяет эффективность ее работы, определяет степень возможного доверия к ее информации, с тем, чтобы обеспечить необходимое разделение задач и сотрудничество между внешним и внутренним контролем.