Совершенствование системы финансового планирования и контроля в ГУ «Вологодский ЦГМС»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:30, дипломная работа

Описание

Целью работы является выявление путей совершенствования системы финансового планирования и контроля в ГУ «Вологодский ЦГМС».
Для реализации данной цели необходимо:
1) Проанализировать и выявить приоритеты финансового планирования и контроля;
2) проанализировать хозяйственную деятельность бюджетной организации;
3) дать оценку финансового состояния и финансовых результатов организации, финансируемой из бюджета;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 9
1.1. Цели и задачи финансового планирования государственных учреждений 9
1.2. Система нормативного регулирования финансового планирования государственных учреждений 19
1.3. Политика управления финансовым планированием государственных учреждений 25
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ГУ «ВОЛОГОДСКИЙ ЦГМС» 39
2.1.Организационно-экономическая деятельность ГУ «Вологодский ЦГМС» 39
2.2. Анализ динамики и структуры расходов бюджета ГУ «Вологодский ЦГМС» 60
2.3. Анализ исполнения бюджета ГУ «Вологодский ЦГМС» 69
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В ГУ «ВОЛОГОДСКИЙ ЦГМС» 81
3.1. Разработка регламента бюджетного планирования 81
3.2. Разработка организационных мероприятий по оптимизации расходной части бюджета 97
3.3. Реформирование системы внутреннего контроля при осуществлении финансового планирования 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 113

Работа состоит из  1 файл

Диплом Вякунова Г.В..doc

— 946.50 Кб (Скачать документ)

Главная задача планирования в государственных  учреждениях - определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и территорий.

К основным задачам финансового планирования государственных учреждений  также относят:

  1. определение оптимального объема поступлений в бюджеты всех уровней, позволяющего осуществлять намеченные задачи;
  2. определение объёма и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;
  3. обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;
  4. определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов - к планам, а также маневрировать ресурсами;
  5. обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования. При этом огромное значение имеют целевые источники финансирования, их формирование и использование;
  6. гарантия выполнения обязательств предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами. Оптимальная для данного предприятия структура капитала приносит максимальную прибыль и максимизирует при заданных параметрах платежи в бюджет [26];
  7. выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов, включая и внереализационные;
  8. контроль рублём за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия[22];
  9. установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
  10. контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия[36].

Финансовое  планирование деятельности государственных учреждений, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд. В любом случае, на каждом этапе финансового планирования в государственных учреждениях ответственные специалисты руководствуются вышеуказанными целями и задачами.

Планирование  финансовых показателей осуществляется посредством определённых методов. Методы планирования – это конкретные способы и приёмы расчётов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчётно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование[12].

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей  заключается в том, что на основе заранее установленных норм и  технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. [12].

Сущность расчетно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определение величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.п. [29].

Балансовый метод планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления и др. [29].

Сущность метода оптимизации плановых решений заключается  в разработке нескольких вариантов  плановых расчётов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:

  1. минимум приведённых затрат;
  2. максимум приведённой прибыли;
  3. минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата;
  4. минимум текущих затрат;
  5. минимум времени на оборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств;
  6. максимум дохода на рубль вложенного капитала;
  7. максимум прибыли на рубль вложенного капитала;
  8. максимум сохранности финансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютного риска) [29].

Сущность экономико-математического  моделирования в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми  показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.). Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-экономического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами.

В практике финансового  планирования также используются метод экстраполяции, нормативный, индексный и программно-целевой методы.

Метод экстраполяции заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для первоначальных прикидок, так как имеет ряд недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов; не способствует экономному использованию средств, так как планирование ведется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом;

Индексный метод предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов. В настоящее время применяются индексы динамики экономических объектов (физических объемов), уровня жизни, роста цен и другое. Из них наиболее важен один из индексов роста цен - индекс-дефлятор (коэффициент пересчета в неизменные цены).

Программно-целевой метод позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения прежде всего, межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем. Например, федеральные целевые программы, как усердно внедряемые в настоящее время руководством страны, рассматриваются как увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития России.

Весь процесс финансового планирования включает несколько этапов:

На первом этапе анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств[13]. Именно на этом этапе необходимо качественно проанализировать результаты деятельности в целях наиболее четкого формулирования потребности учреждения в финансовых ресурсах. Оценка достигнутых результатов производится на основе показателей за прошлые периоды[18].

Второй этап осуществления финансового планирования предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем  этапе финансового планирования уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов. На этом этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения.

На четвёртом  этапе осуществляется оперативное  финансовое планирование. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной план, а также распределение обязанностей  и ответственности при расчете бюджетных показателей[21].

Завершается процесс планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением[12].

При составлении  финансовых планов, как и любой  другой учетной документации, необходимо помнить о важности правильности составления и исполнения документации. Эта необходимость обуславливается требованиями распорядительной документации как общегосударственного уровня, так и внутренней документацией хозяйствующего субъекта. За четкостью, правильностью и обоснованностью оформления документации государственные контрольные органы осуществляют финансовый контроль. В процессе финансового контроля анализируется деятельность субъектов хозяйствования - государственных учреждений.

Задачи финансового  контроля:

    1. проверка состояния и эффективности использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов предприятий и учреждений;
    2. выявление резервов роста финансовых ресурсов;
    3. правильность составления и исполнения бюджета;
    4. контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета;
    5. обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения юридических лиц, относящихся к различным организационно-правовым формам.

Контроль подразделяется на виды с учетом следующих классификационных признаков:

    1. по времени осуществления (предварительный, текущий и последующий);
    2. по назначению и направленности (внутренний и внешний) [31];
    3. по содержанию (технологический, финансовый, управленческий, инженерно-технический и др.);
    4. по направлениям осуществления (налоговый, страховой, банковский, инвестиционный, валютный, бюджетный и др.).

Внутренний  – это внутриведомственный, внутрипроизводственный, внутриорганизационный (внутрифирменный). Этот вид контроля служит обеспечению надлежащего функционирования и управления самого государственного учреждения. Это внутрислужебная, внутриуправленческая функция, контроль вышестоящего органа за нижестоящим, в нашем случае – контроль вышестоящей организацией качества исполнения финансовых планов.

Основная цель внутреннего  контроля в государственных учреждениях  – ведение финансовой деятельности в соответствии с установленными правилами и стандартами. Что же касается внутреннего контроля за осуществлением финансового планирования, то основной целью такого контроля будет являться необходимость составления плановых документов в соответствии с действующими нормативами.

Внешний контроль преследует иную цель – защиту граждан, организаций, государства и общества от всевозможных негативных последствий, которые могут наступить в результате несоблюдения установленных правил осуществления той или иной деятельности и невыполнения субъектами общественных отношений возложенных на них обязательств.

Основная цель внешнего контроля деятельности государственных учреждений, находящихся в административном подчинении, проверка законности и целесообразности, целевого характера и эффективности каждой финансово-хозяйственной операции, а также других вопросов определенных ведомственными инструкциями.

 Примером внешнего контроля государственных учреждений являются проверки Контрольно-ревизионного управления (КРУ) за правильностью ведения бухгалтерского учета, в том числе целевого использования бюджетных средств, что в свою очередь является основанием для исполнения бюджета и соответственно полному выполнению запланированных задач.

Внутренний и внешний  финансовый контроль дополняют друг друга и в то же время существенно различаются. Деятельность внешних контролеров во многом аналогична деятельности внутренних, так как при этом используются практически одна и та же исходная информация, сходные приемы и методы ее проверки и анализа. Если в организации существует служба внутреннего контроля, то внешний контролер проверяет эффективность ее работы, определяет степень возможного доверия к ее информации, с тем, чтобы обеспечить необходимое разделение задач и сотрудничество между внешним и внутренним контролем.

Информация о работе Совершенствование системы финансового планирования и контроля в ГУ «Вологодский ЦГМС»