Совершенствование системы финансового планирования и контроля в ГУ «Вологодский ЦГМС»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:30, дипломная работа

Описание

Целью работы является выявление путей совершенствования системы финансового планирования и контроля в ГУ «Вологодский ЦГМС».
Для реализации данной цели необходимо:
1) Проанализировать и выявить приоритеты финансового планирования и контроля;
2) проанализировать хозяйственную деятельность бюджетной организации;
3) дать оценку финансового состояния и финансовых результатов организации, финансируемой из бюджета;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА 9
1.1. Цели и задачи финансового планирования государственных учреждений 9
1.2. Система нормативного регулирования финансового планирования государственных учреждений 19
1.3. Политика управления финансовым планированием государственных учреждений 25
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ГУ «ВОЛОГОДСКИЙ ЦГМС» 39
2.1.Организационно-экономическая деятельность ГУ «Вологодский ЦГМС» 39
2.2. Анализ динамики и структуры расходов бюджета ГУ «Вологодский ЦГМС» 60
2.3. Анализ исполнения бюджета ГУ «Вологодский ЦГМС» 69
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В ГУ «ВОЛОГОДСКИЙ ЦГМС» 81
3.1. Разработка регламента бюджетного планирования 81
3.2. Разработка организационных мероприятий по оптимизации расходной части бюджета 97
3.3. Реформирование системы внутреннего контроля при осуществлении финансового планирования 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 113

Работа состоит из  1 файл

Диплом Вякунова Г.В..doc

— 946.50 Кб (Скачать документ)

Однако внешний контроль более независим от руководства  контролируемого объекта и отвечает за достоверность своей информации перед ее заказчиками и внешними потребителями.

По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом, пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия.

Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что  в каких-либо областях деятельности предприятия намеченные планы выполняются  неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем, чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.

Контроль за полнотой удовлетворения потребности  учреждения в денежных ресурсах и  эффективностью их использования осуществляется на основе бюджетного нормирования, с учетом бюджетной классификации, которые дают возможность определить сумму затрат и оценить обоснованность затрат.

Существенное  влияние на организацию бухгалтерского учета, содержание отчетности, проведения контроля исполнения смет расходов учреждения оказывает бюджетная классификация. Бюджетная классификация имеет организующее и правовое значение. Первое проявляется в том, что она позволяет осуществлять контроль и анализ по каждому виду доходов и расходов. Правовое значение бюджетной классификации заключается в том, что все показатели доходов и расходов, предусмотренные в бюджете и указанные в соответствующих подразделениях бюджетной классификации, являются финансовыми планами, обязательными для исполнения.  

Финансовое  планирование на предприятии базируется на использовании трех основных его систем:

  1. Перспективного планирования финансовой деятельности предприятия;
  2. Текущего планирования финансовой деятельности предприятия;
  3. Оперативного планирования финансовой деятельности предприятия.

Система перспективного финансового планирования является наиболее сложной и требует для  своей реализации высокой квалификации исполнителей. Это планирование состоит  в разработке прогноза основных показателей  финансовой деятельности и финансового  состояния предприятия на долгосрочный период.

Основными видами текущих финансовых планов, разрабатываемых  на предприятии, являются план доходов  и расходов от операционной деятельности и план поступления и расходования денежных средств. Процесс текущего финансового планирования осуществляется на предприятии в тесной связи с процессом планирования его операционной деятельности.

Система оперативного финансового планирования базируется на разработанных текущих финансовых планах. Это планирование заключается  в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия. Главной формой такого планового финансового задания является бюджет.

Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года (как правило, в рамках предстоящего квартала или месяца), отражающий расходы и поступления финансовых ресурсов в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности. Он детализирует показатели текущих финансовых планов и является главным плановым документом, доводимым до «центров ответственности» всех типов.

 

 

1.2. Система нормативного регулирования финансового планирования государственных учреждений

Система нормативного регулирования финансового планирования государственных учреждений представляет собой законодательно закрепленные правила и стандарты осуществления планирования деятельности в целях исполнения учреждением возложенных на него государственных функций.

Такая система определяет организационные основы финансового планирования, порядок расчета объема расходов бюджетов, порядок и условия формирования их доходной базы, формы и объемы межбюджетного перераспределения средств, взаимоотношения представительных органов власти с исполнительными на каждом уровне управления и т.п. Свое выражение система нормативного регулирования находит в конкретных законодательных нормах, стабильных долговременных нормативов, обеспечивающих проведение единой финансовой политики государства.

Методами нормативно-правового регулирования финансового планирования являются государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, которые выступают со стороны государства и наделены соответствующими полномочиями, а также рекомендации, согласования[17].

Предметом нормативно-правового  регулирования являются общественные отношения в сфере финансового  планирования государственных учреждений.

В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:

  1. федеральные нормативы;
  2. республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;
  3. местные нормативы;
  4. отраслевые нормативы;
  5. нормативы хозяйствующего субъекта[11].

Правовые основы финансового планирования определяются Конституцией страны, законами, нормативными актами, принимаемыми на федеральном, региональном, и муниципальном уровнях. К основным нормативно-правовым актам, регламентирующим вопросы финансового планирования, относят Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон и законы субъектов о бюджете на очередной финансовый год, приказ Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений», приказ Минфина России от 30 декабря 2009 г. № 150н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», распорядительные документы отраслевых министерств, департаментов и комитетов, нормативные акты главных распорядителей, в ведении которых находятся государственные учреждения.

Так, Конституцией РФ установлены права органов государственной власти и управления в области разработки и утверждения бюджета, разграничены функции между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, четко зафиксирована правовая самостоятельность органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти.

Федеральные нормативы  являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К  ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и другие.

Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идёт о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов.

Отраслевые  нормативы действуют в масштабах  отдельных отраслей или по группам  организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятие, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др. [16].

Нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые  непосредственно хозяйствующим  субъектом и используемые им для  регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, норматив отчислений в ремонтный фонд.

Нормативный метод  планирования является самым простым  методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать  плановый    показатель[32].

Преобразование  объективных в реальные результаты хозяйствования при помощи форм и методов государственно-властного принуждения, то есть субъективных действий органов власти, представляется как правовой механизм регулирования финансовой жизни общества, а разнообразные финансово-правовые нормы и акты, т.е. система нормативного регулирования - как его рычаги. Тем самым, происходит соединение финансовых и правовых форм и методов в единый механизм финансово-правового воздействия на экономические процессы.

Одним из основных документов, на основании которых проводится финансовое планирование государственных учреждений, является Бюджетный Кодекс РФ. Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает включение в процесс финансового (бюджетного) планирования государственных учреждений элементов многолетнего планирования, в частности, перспективного финансового плана, концепции и программы, разработки проектировок основных показателей бюджета на среднесрочную перспективу одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.

В статьях 169-183 Бюджетного кодекса Российской Федерации оговорен состав документов, необходимых для планирования бюджета, требования к перечню информации, используемой для составления бюджета, и т. п. Следует отметить усиление роли макроэкономических показателей при составлении бюджета. Также предполагается, что экономическая политика государственных учреждений, реализуемая через бюджеты, должна строиться с учетом общенациональных приоритетов, излагаемых в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

Основой системы финансового планирования федеральных государственных учреждений в бюджетных (а косвенно - и во внебюджетных) средствах является государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (далее по тексту - государственное задание).

Особое значение качественное формирование показателей  государственных заданий для  организации финансового планирования и финансирования бюджетных учреждений приобрело в связи с вступлением  в действие Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

Согласно п. 2 ст. 69.2 БК РФ, скорректированной Федеральным  законом N 83-ФЗ, показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением. Другими словами, в результате изменений, внесенных в требования действующего законодательства Федеральным законом N 83-ФЗ, выделение государственным учреждениям бюджетных ассигнований будет напрямую связано с объемами оказываемых ими государственных услуг и потребностью в содержании необходимого для их оказания имущества, определенными государственными заданиями.

Основные требования к форме и порядку формирования показателей государственного задания на федеральном уровне регламентированы Положением о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 1065. На базе требований указанного Положения государственные учреждения могут сами разрабатывать собственные нормативные акты, регламентирующие порядок формирования государственного задания.

К каждому из разделов государственного задания  прилагается выписка из реестра  расходных обязательств Российской Федерации по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для  выполнения государственного задания, которая определяет объем бюджетных ассигнований, выделяемых для финансирования мероприятий по оказанию соответствующей государственной услуги.

Государственное задание формируется не позднее  одного месяца после опубликования  федерального закона о бюджете на основе перечня государственных услуг (работ), утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности ежегодно, до 1 мая.

В Перечень государственных  услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральным органом исполнительной власти, включаются государственные  услуги (работы), в отношении которых  утверждены административные регламенты исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг (работ).

Утвержденный  Перечень государственных услуг (работ) размещается на официальном сайте  соответствующего федерального органа исполнительной власти в сети Интернет (п. 4 Постановления Правительства  Российской Федерации N 1065).

Формы государственного задания и Перечня государственных  услуг (работ) приведены соответственно в Приложениях N 1 и N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации N 1065.

Среди подзаконных  актов, регламентирующих процедуры  бюджетного планирования, следует отметить постановление Правительства Российской Федерации от 06 марта 2005 г. «Об утверждении Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год».

Деятельность  гидрометеорологической службы по обеспечению  выполнения работ федерального назначения в области гидрометеорологии  и смежных с ней областях (государственного задания), представителем которой на территории Вологодской области  является ГУ «Вологодский ЦГМС», и на примере которого мной далее в работе будет рассмотрен вопрос о финансовом планировании в государственных учреждениях и проведен анализ динамики и структуры расходов, а также анализ исполнения бюджета, финансируется за счет федерального бюджета. Соответственно, основой для финансового планирования в ГУ «Вологодский ЦГМС» также является Государственное задание.

Информация о работе Совершенствование системы финансового планирования и контроля в ГУ «Вологодский ЦГМС»