Совершенствование учета аренды основных средств на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является особая форма экономической деятельности – лизинг и вся совокупность производственно - хозяйственных и юридических отношений, возникающих в связи с использованием аренды, и объективная экономическая оценка лизинговой деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты учета текущей аренды основных средств 5
1.1. Законодательство об аренде основных средств 5
1.2. Задачи и принципы учета арендных операций 8
1.3. Экономическая сущность и значение лизинга 11
1.4. Отражение в бухгалтерском учете операций по аренде основных средств и лизинговых операций 15
2. Учет аренды и лизинга основных средств в ООО «Инфотранс» 27
2.1. Краткая характеристика ООО «Инфотранс» 27
2.2. Налоговый и бухгалтерский учет аренды 29
3. Совершенствование учета аренды основных средств на предприятии 32
3.1. Основные преимущества и недостатки лизинга 32
3.2. Выгодный учет аренды основных средств 35
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложения

Работа состоит из  1 файл

8643.Бух фин учет текущей аренды ОС у арендатора и арендодателя 8643 (курсовая, КГФЭИ).doc

— 473.50 Кб (Скачать документ)

    Бухгалтерский и налоговый учет в Обществе ведется  бухгалтерией, возглавляемой Главным  бухгалтером. Бухгалтерия является структурным подразделением Общества.

    Бухгалтерский учет в ООО «Инфотранс» осуществляется в соответствии с разработанным планом счетов (Приложение 3). В ООО «Инфотранс» применяется журнально-ордерная форма учета. Бухгалтерский учет ведется с применением ЭВМ.

    Бухгалтерия организации обеспечивает обработку  документов, рациональное ведение бухгалтерских  записей в учетных регистрах  и на их основе – составление отчетности. Своевременное получение учетной информации о финансово – хозяйственной деятельности организации позволяет руководителям оперативно воздействовать на ход производства, принимать соответствующие меры для повышения экономических показателей работы организации. 

    2.2. Налоговый и бухгалтерский учет  аренды 

    ООО «Инфотранс» имеет на балансе основные средства, которые сдает в аренду сторонним организациям. В этом случае предприятие является арендодателем.

    По  договору аренды арендодатель получает доход – арендную плату, а арендатор несет расходы. Поэтому основная проблема бухгалтеров ООО «Инфотранс» - налоговый учет этих доходов и расходов. Кроме того, у предприятия могут возникать вопросы с вычетом «входного» НДС по арендной плате.

    Налогооблагаемый  доход от аренды равен сумме арендной платы за вычетом НДС.

    В налоговом учете ООО «Инфотранс» средства, полученные от арендатора отражает во внереализационных расходах на основании подпункта 4 статьи 250 НК РФ.

    ООО «Инфотранс» признает доходы и расходы по методу начисления, поэтому бухгалтерия отражает доход от аренды в день осуществления расчетов, в соответствии с условиями договора или предъявления арендатору документов, служащих основанием для произведения расчетов.

    Рассмотрим  на примере:

    ООО «Инфотранс» сдает в аренду производственное помещение. Арендная плата составляет 118000 рублей в месяц (в том числе НДС 18000 руб.). Согласно учетной политики бухгалтер включает арендную плату в прочие доходы.

    ООО «Инфотранс» признает доходы и расходы по методу начисления. В договоре аренды прописано, что арендатор должен перечислять арендную плату ежемесячно не позднее последнего рабочего дня соответствующего месяца.

    31 января 20010 года бухгалтер ООО «Инфотранс» включил в прочие доходы 100000 руб. (118000-18000). Это арендная плата за январь 2010г.

    Выручка от сдачи имущества в аренду облагается НДС. ООО «Инфотранс» в целях исчисления НДС признает выручку по «отгрузке», поэтому налог нужно начислять в последний день каждого месяца.

    В бухгалтерском учете ООО «Инфотранс» учитывает поступления от аренды в прочих доходах – на счете 91 «Прочие доходы и расходы», согласно пункта 5 и 7 ПБУ 9/99.

    В конце каждого месяца делаются проводки:

    Д 76 субсчет «Расчеты по арендной плате» К 91 субсчет «Прочие доходы» 118000 – отражен доход от аренды

    Д 91 субсчет «Прочие расходы» К 68 субсчет  «Расчеты с НДС» - 18000 – начислен НДС по арендной плате

    Затраты, связанные с предоставлением  имущества в аренду, списывают  на прочие расходы (счет 91), согласно пункта 5 и 11 ПБУ 10/99.

    ООО «Инфотранс» арендует грузовой автомобиль, поэтому предприятие в этом случае выступает как арендатор.

    Рассмотрим  на примере:

    ООО «Инфотранс» арендует грузовой автомобиль. Арендная плата составляет 23600 руб. (в том числе НДС – 3600 руб.).

    В договоре прописано, что арендатор должен перечислять арендную плату ежемесячно не позднее последнего рабочего дня соответствующего месяца.

    31 января 2010 года бухгалтер включил в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, 20000 рублей (23600-3600).

    Это арендная плата за январь 2010 год.

    Чтобы принять к вычету НДС необходимо получить от арендодателя соответствующий  счет - фактуру.

    В бухгалтерском учете арендную плату  списывается на тот счет, на котором  предприятие учитывает расходы  от деятельности, для осуществления которой арендовано имущество. Так как ООО «Инфотранс» торговая фирма, то арендные платежи учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».

    Д 44 К 76 субсчет «Расчеты по арендной плате» - 20000 – списана арендная плата  по автомобилю

    Д 19 К 76 субсчет «Расчеты по арендной плате – 3600 – отражен входной НДС по аренде автомобиля.

    Д 76 субсчет «Расчеты по арендной плате  К 51 – 23600 – оплачена арендная плата  автомобиля

    Д 68 субсчет «»Расчеты по НДС» К 19 – 3600 – принят к вычету входной  НДС.

    3. Совершенствование учета аренды основных средств на предприятии

    3.1. Основные преимущества и недостатки лизинга 

    Стоимость лизинга может быть ниже или равной стоимости ссуды только при наличии  определенных налоговых льгот. Если предприниматель имеет выбор  (либо купить оборудование с помощью ссуды, либо взять его в лизинг), то ему необходимо сравнить затраты по каждому способу кредитования. В этом случае неизбежно возникает вопрос о принципе, исходя из которого, должно производиться сравнение, так как платежи одинаковых размеров, но различные по времени, совсем не однозначны. Таким принципом становится финансовая эквивалентность платежей. Эквивалентными считаются такие платежи, которые, будучи приведенными к одному и тому же моменту времени, равны. Процесс приведения называют дисконтированием, а полученную сумму - чистой текущей стоимостью (net present value).

    В мировой практике при определении  чистой текущей стоимости платежей используется следующая формула  дисконтирования [30, с.57]: 

    ТС = БС х Кt,                                                                                                 (3.1.1) 

    где ТС - текущая стоимость;

    БС - будущая стоимость;

    Кt - коэффициент дисконтирования. 

                1

    Кt = -------- ,                                                                                                 (3.1.2)

           (1+Е)t-1 

    где Е - норматив приведения во времени (процент дисконтирования);

    t - номер года расчетного периода.

    Чтобы сравнить два варианта финансирования, нужно в каждом случае подсчитать чистую текущую стоимость. Необходимо учесть:

    - налоговые льготы в каждом  случае;

    - если объект не является собственностью, то нельзя использовать амортизационные  льготы;

    - если объект покупается, то фирма  должна оплатить расходы по  техобслуживанию (во многих странах эти расходы вычитаются из налогооблагаемой прибыли), а если объект лизингуется, то это зависит от конкретного соглашения;

    - так как объект не принадлежит  арендатору, то он теряет право  на остаточную стоимость.

    Расчеты, а, следовательно, и принятое решение во многом зависят от того, какой процент дисконтирования выберет финансовый директор.

    Ни  один из видов деятельности не найдет широкого применения, если он не будет  приносить выгод всем участникам договорных отношений. Какие же преимущества дает лизинг всем участникам сделки, делающие его весьма привлекательным [30, с. 59]

    - Инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает риск не возврата средств, так как за лизингодателем сохраняются права собственности на переданное имущество.

    - Лизинг предполагает 100-процентное кредитование и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество. При использовании обычного кредита предприятие должно было часть стоимости покупки оплатить за счет собственных средств.

    - Очень часто предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога. За рубежом некоторые лизинговые компании не требуют от лизингополучателя никаких дополнительных гарантий.

    - Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, так как предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на взятом в лизинг оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими.

    - Для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа и устаревания имущества, так как имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование.

    - Лизинговое имущество не числится у лизингополучателя на его балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на это имущество.

    - Лизинговые платежи относятся на издержки производства (себестоимость) лизингополучателя и соответственно снижают налогооблагаемую прибыль.

    - Наличие налоговых и амортизационных льгот для лизингодателя, которыми он может “поделиться” с лизингополучателем путем уменьшения размера лизинговых платежей.

    - Производитель имущества получает дополнительные возможности сбыта своей продукции.

    - Лизинг позволяет оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка.

    - Для мелких и средних фирм из-за дороговизны кредитов, волокиты при оценке их кредитоспособности, долгих поисков приемлемых залогов и поручительств лизинг часто оказывается единственным средством финансирования производственной деятельности. Также помогает избежать трудностей, связанных со страхованием имущества.

    Для объективности изложения следует  отметить ряд недостатков присущих лизингу. В частности, на лизингодателя ложится риск морального старения имущества и получения лизинговых платежей, а для лизингополучателя выходит, что стоимость лизинга больше чем цена покупки или банковского кредита.

    Как видно, недостаток для одной стороны  – субъекта сделки может явиться  положительным моментом для другой стороны. 
 

    3.2. Выгодный учет аренды основных  средств 

    Использование договора аренды – все это из месяца в месяц снижает налогооблагаемую налогом прибыль, лишь на какие – то небольшие суммы. И то наступает время, когда имущество себя исчерпывает – его стоимость полностью переносится на расходы. В налоговом плане оно становится бесполезным. Однако есть способ ежемесячно уменьшать облагаемую налогом прибыль на суммы, значительно превышающие амортизационные отчисления. Причем делать это сколько угодно.

    Во - первых, передача имущества «упрощенцу». Передать имущество своему компаньону на «упрощенке» (платит 6% от своих доходов), а затем арендуйте. Иными словами, индикатором эффективности совместных действий станет снижение налогового бремени двух фирм.

    Арендные  платежи будут уменьшать налогооблагаемую прибыль и в то же время увеличивать  доходы «упрощенца», облагаемые по символической ставке 6%. Это платежи должны быть больше, чем, если бы основное средство амортизировалось. Чтобы не платить НДС, передачу основного средства необходимо оформить под видом взноса в уставный капитал.

    Итак, право собственности на имущество теперь у фирмы-партнера. Пришло время арендовать, для этого необходимо подписать договор аренды. Таким образом, имущество вернулось обратно уже в качестве арендованного.

    Во-вторых, заменить компенсацию за использование  личного автомобиля арендными платежами. Так как по правилам налогового учета компенсацию за использование личного автомобиля сотрудника включают в состав прочих расходов только в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ. Поэтому для фирмы выгоднее заключить договор аренды автомобиля. Ведь арендную плату и все расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, фирма может списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли.

Информация о работе Совершенствование учета аренды основных средств на предприятии