Стандартизация аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 18:34, контрольная работа

Описание

Цель аудита – решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента. В частности, целями аудита могут быть: оценка состояния бухгалтерского учета, проверка достоверности бухгалтерской отчетности, подтверждение проекта эмиссии ценных бумаг, проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности и подготовка рекомендаций по укреплению финансового состояния клиента, оптимизация затрат, консультирование по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права и др.

Содержание

Введение 3

1 Вводные международные стандарты 5

2 Внедрение стандартов аудита в России 8

3 Роль аудиторских проверок в обеспечении достоверности бухгалтерской отчетности 14

4 Связь стандартов бухгалтерского учета и аудита 16

5 Кодекс этики профессиональных бухгалтеров 19

Заключение 27

Список использованных источников 28

Работа состоит из  1 файл

Аудит - Стандартизация аудиторской деятельности.docx

— 61.18 Кб (Скачать документ)

    За  последние десятилетия значительно  повысились требования к организации  системы учета и отчетности, появились  новые формы и методы ведения  учета, в том числе с применением  компьютерных систем. Бухгалтерская  отчетность превратилась в основной источник инфюрмации, позволяющий оценить финансовое и имущественное состояние экономических субъектов. В этих обстоятельствах аудит финансовой отчетности превратился в один из важнейших инструментов, способствующих повышению качества бухгалтерской отчетности, одним из показателей которого является ее достоверность. Ни один солидный западный банк не предоставит кредита клиенту, не имеющему проверенную аудиторами бухгалтерскую отчетность, ни один серьезный инвестор не будет иметь дела с организацией, отчеты которой за ряд лет не проверены авторитетным аудитором.

    Пользователи  бухгалтерской отчетности полагаются на квалификацию аудитора, его компетентность и объективность. Заключение аудитора является гарантом достоверности тех  данных, которые содержатся в отчетности. Аудиторское заключение должно давать пользователям ответ на вопросы: дает ли отчетность подлинное и объективное  представление о финансовом положении  и финансовых результатах, составлена ли отчетность в соответствии с общепринятыми  принципами бухгалтерского учета?

    Цель  аудита определяется в Законе об аудиторской  деятельности как выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности экономического субъекта и  соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

    Однако  недостаточно проверять отчетность только на соответствие нормативным  документам, регулирующим правила ведения  бухгалтерского учета и подготовки отчетности. Необходимо также установить, обеспечивают ли способы отражения  объектов бухгалтерского учета для  данной организации достоверность  их отражения в бухгалтерской  отчетности. В ходе проверки аудитор  обязан определить выбранные организацией способы ведения бухгалтерского учета, отрицательно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности.

    Для того чтобы пользователи бухгалтерской  отчетности имели достаточно достоверную  информацию о деятельности соответствующих  организаций, необходимо совершенствовать, во-первых, национальные стандарты  бухгалтерского учета, во-вторых, методику проведения аудиторских проверок достоверности  бухгалтерской отчетности. Для развития и регулирования аудиторской  деятельности в стране необходимо совершенствовать методику аудита, аудиторские стандарты  и стандарты бухгалтерского учета, важно обеспечить четкое распределение  полномочий между государственными органами, регулирующими аудиторскую  деятельность, и общественными организациями, что требует всестороннего изучения международного опыта.

4 Связь стандартов бухгалтерского учета и аудита

    Существует  тесная связь между стандартами  бухгалтерского учета и аудита. Стандарты  бухгалтерского учета, как и стандарты  аудита, разрабатываются на международном  и национальном уровнях. На международном  уровне ведущими странами в области  стандартов как учета, так и аудита являются США и Великобритания, что определяется ролью этих стран на международных финансовых рынках. Национальные стандарты учета и отчетности разрабатываются каждой страной самостоятельно. Например, в США такие стандарты называются Общепринятыми принципами бухгалтерского учета (US Generally Accepted Accounting Principles) и разрабатываются Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров, Комитетом по стандартам финансового учета, Комитетом по стандартам учета для государственных органов, Комиссией по ценным бумагам и биржам, Американской бухгалтерской ассоциацией, Институтом финансовых директоров, Национальной ассоциацией бухгалтеров и др. Во Франции разработкой стандартов занимаются такие организации, как Национальный совет по бухгалтерскому учету, Комиссия по операциям с ценными бумагами, Организация экспертов бухгалтерского учета и квалифицированных бухгалтеров при Министерстве юстиции и Национальный институт аудиторов при Министерстве экономики и аудита.

    Работа  по международной унификации стандартов учета и отчетности осуществляется на двух уровнях: международном региональном и мировом. В региональном аспекте  ведущая роль принадлежит Комиссии по бухгалтерскому учету Европейского сообщества (ЕС), которая регулирует эти вопросы в странах —  членах ЕС. Директивы ЕС представляют собой законы ЕС, которые страны обязаны адаптировать к своему внутреннему законодательству. К настоящему времени ЕС разработало целый ряд директив, которые касаются унификации форм отчетности и.правил их аудита, принципов составления консолидированной отчетности, квалификационных требований к аудиторам и взаимного признания дипломов аудиторов в странах ЕС, ежегодной финансовой и консолидированной отчетности банков и других финансовых учреждений, требований к отчетности финансово-кредитных учреждений с центральными офисами, расположенными за пределами ЕС.

    Разработкой международных стандартов также  занимаются несколько организаций. Наиболее влиятельными среди них  являются: Комитет по международным  стандартам учета (The International Accounting Standards Committee — IASC), который непосредственно занимается формированием международных стандартов финансовой отчетности, а также Международная федерация бухгалтеров, Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учетаи отчетности при ООН, Организация экономического сотрудничества и развития. Комитет по международным стандартам учета был сформирован в 1973 г. путем подписания соответствующего соглашения профессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. С 1983 г. этот Комитет включает в свой состав все профессиональные бухгалтерские организации, являющиеся членами МФБ.

    Исходя  из общих тенденций развития учета  и аудита на мировом уровне международные  стандарты финансовой отчетности (МСФО) и международные стандарты аудита были приняты за основу реформирования российского учета и аудита. Объясняется  это тем, что они получили международное  признание, характеризуются относительно меньшей сложностью и, следовательно, требуют меньше затрат, открыты для  последующих изменений.

    Начиная с 1998 г. на развитие бухгалтерского учета  в России повлиял ряд важных событий. В первую очередь была принята  Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (утверждена постановлением Правительства  РФ от 6 марта 1998 г. № 283). В этой Программе  были определены следующие задачи:

    • сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
    • обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
    • оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

    Таким образом, была поставлена задача обеспечить доступ всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности организаций. Для выполнения этой задачи были решены следующие вопросы:

    • переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;
    • органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;
    • взвешенное использование международных стандартов финансовой отчетности в национальном регулировании.

    Для формирования бухгалтерской профессии, соответствующей требованиям новой  экономической реальности, Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности 30 сентября 1998 г. одобрила Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров  и Порядок проведения квалификационных экзаменов на аттестат профессионального  бухгалтера, утвержденные Институтом профессиональных бухгалтеров, а также  Перечень организаций, бухгалтерская  отчетность которых подписывается  аттестованным профессиональным бухгалтером, и видов бухгалтерских работ, осуществляемых при наличии квалификационного аттестата профессионального бухгалтера членами Института профессиональных бухгалтеров. Целью этих документов является подтверждение, как это принято в развитых странах, бухгалтерским сообществом профессионального уровня своих представителей, занимающих определенные должности и выполняющих виды работ, требующих соответствующей квалификации.

    Однако  за это время произошли серьезные  изменения, потребовавшие внесения новыхкорректировок. В связи с этим 18 апреля 2001 г. Институт профессиональных бухгалтеров России совместно с Министерством финансов Российской Федерации приняли новое Положение об аттестации Ассоциированных членов Института профессиональных бухгалтеров России — претендентов, значительно ужесточающее правила сдачи квалификационных экзаменов на получение аттестата профессионального бухгалтера.

    Реформа бухгалтерского учета и аудита в  России является одной из важных мер, жизненно важных для подъема и  развития экономики страны, способствует привлечению необходимых России инвестиций в реальный сектор экономики.

    Следует отметить, что связь между стандартами  бухгалтерского учета и международными стандартами является настолько  высокой, что в настоящее время  многие аудиторы являются одновременно и профессиональными бухгалтерами, что позволяет им успешно трудиться  не только в области совершенствования  отечественного аудита, но и реформирования бухгалтерского учета. Во многом это  предопределено тем, что по многим аспектам к ним предъявляются общие  требования. Например, какдля аудиторов, так идля бухгалтеров одним из основных требований к качеству информации является ее полезность для принятия решений различными группами пользователей, для чего информация должна обладать определенными характеристиками, к которым относятся понятность, уместность (содержание, существенность и своевременность), достоверность (правдивость, преобладание экономического содержания информации над юридической формой, нейтральность и осмотрительность).

5 Кодекс этики профессиональных бухгалтеров

    Огромную  роль в деле развития российского  аудита сыграл Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, принятый Международной  федерацией бухгалтеров. Данный Кодекс служит основой этических требований, предъявляемых к профессиональным бухгалтерам в каждой стране. Хотя представители бухгалтерских профессий  во всем мире работают в среде, в  которой существуют различные культурные традиции и нормативные требования, они всегда обязаны соблюдать  основные принципы Кодекса. В то же время в Кодексе признается, что  в случае, если какое-либо национальное требование противоречит какому-либо положению Кодекса, должно выполняться  национальное требование.

    Кодекс  исходит из-того, что за исключением  специально оговоренных случаев  его цели и фундаментальные принципы будут в равной мере действительными  для всех профессиональных бухгалтеров  вне зависимости от того, занимаются они публичной практикой или  работают в промышленности, сфере  торговли, государственном секторе  либо в сфере образования.

    Этические требования, установленные организациями  — членами МФБ, предназначены  обеспечить наивысшее качество работы бухгалтеров и общественное доверие  к профессиональному сообществу.

    В разделе «Общественные интересы»  Кодекса указывается, что отличительной  чертой данной профессии является признание  своего долга перед обществом. Применительно  к профессиональному сообществу бухгалтеров общество включает в  себя клиентов, кредиторов, правительство, работодателей, служащих, инвесторов, деловое и финансовое сообщество, а также других лиц, которые полагаются на объективность и порядочность профессиональных бухгалтеров в целях обеспечения упорядоченного ведения коммерческой деятельности. Это возлагает на представителей бухгалтерской профессии обязанность, продиктованную интересами общества.

    В разделе «Цели» Кодекса говорится, что цели бухгалтерской профессии  состоят в выполнении работы в  соответствии с самыми высокими стандартами  профессионализма, в обеспечении  самых лучших результатов работы и в целом в выполнении требования о соблюдении общественных интересов, указанного выше. Эти цели требуют  соблюдения четырех основных требований:

    • достоверности (в обществе в целом существует потребность в достоверной информации и надежных информационных системах);
    • профессионализма (существует потребность в людях, которые могут быть без сомнения идентифицированы клиентами, работодателями и другими заинтересованными сторонами как специалисты в сфере бухгалтерского учета);
    • качества услуг (необходима уверенность в том, что все услуги, предоставленные профессиональным бухгалтером, соответствуют высшим стандартам качества);
    • доверия (потребители услуг профессиональных бухгалтеров должны быть уверены в существовании основ профессиональной этики, регулирующих предоставление таких услуг).

    Раздел  «Фундаментальные принципы» обязывает  профессиональных бухгалтеров соблюдать  такие принципы, как:

    • порядочность (профессиональный бухгалтер должен быть откровенен и честен при предоставлении им профессиональных услуг);
    • объективность (профессиональный бухгалтер должен быть справедливым и должен избегать предвзятости или небеспристрастности, конфликта интересов или влияния других лиц, которые бы мешали его объективности);
    • профессиональная компетентность и должная тщательность (профессиональный бухгалтер должен предоставлять профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старательностью);
    • конфиденциальность (профессиональный бухгалтер должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг, и не должен использовать или разглашать такую информацию без соответствующих полномочий, за исключением случаев, когда раскрытие такой информации продиктовано профессиональнымиилиюридическимиправамииобязанностями);
    • профессиональное поведение (профессиональный бухгалтер должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало хорошей репутации профессии, и воздерживаться от какого-либо поведения, которое бы могло нанести ущерб репутации профессии);
    • технические стандарты (профессиональный бухгалтер должен предоставлять профессиональные услуги в соответствии с применимыми техническими и профессиональными стандартами).

Информация о работе Стандартизация аудиторской деятельности