Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 10:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ аудита, истории возникновения и становления аудита в РФ, а также системы нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ.
С появлением регулирующих документов аудита в России: Закона РФ «Об аудиторской деятельности» и соответствующих изменений к нему, Постанов-ления Правительства РФ «Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности», сделан новый шаг к качественно новому уровню развития аудиторской деятельности.
Введение …………………………………………………………………………. с. 3
1.Основы организации аудита и его правовое обеспечение ………………... с. 4
1.1 Теоретические основы аудита…………………………………………… с. 4
1.2 Правовое и информационное обеспечение аудита ……………………. с. 7
2. Становление аудиторской деятельности в РФ……………………………. с. 11
2.1 Предпосылки возникновения аудита в РФ и его роль в развитии
рыночных отношений и экономического контроля ………………………... с. 11
2.История возникновения аудита в России …………………………….. с. 14
3.Этапы развития аудита в России ……………………………………… с. 17
3. Совершенствование аудита …………………………………………………с. 26
Выводы и предложения ……………………………………………………….. с. 34
Список использованных источников …………………………………………
К документам второго уровня могут быть отнесены указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.
В качестве документов третьего уровня можно рассматривать правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, включая арбитражный суд. Они в свою очередь подразделяются на три основные группы: общие правила (стандарты), правила (стандарты) проведения аудиторской проверки, правила (стандарты) составления отчета.
Четвертый уровень— это нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам. Все нормативные документы этого уровня приняты не ранее 1997 г., и их дальнейшее действие будет зависеть от направления развития аудита в стране и степени эффективности решения специфических отраслевых вопросов независимыми аудиторскими фирмами. Вероятно, на этом уровне могут быть разработаны и правила (стандарты) аудиторской деятельности, регулирующие специфические вопросы аудита.
Пятый уровень — внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организациями на базе практики аудита. Документы этого уровня лишь детализируют документы более высоких уровней, принимаются в их развитие и не должны им противоречить. Содержание и форма таких документов совершенствуется по мере становления и расширения рынка аудиторских услуг и, следовательно, документов более высоких уровней.
Регулирование аудиторской деятельности осуществляется также в соответ-ствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В случае противоречия указов Президента Российской Федерации, поста-новлений Правительства Российской Федерации и других нормативных актов Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» или иному соответству-ющему федеральному закону применяются нормы вышеуказанных законов.
Основными документами, определяющими правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации, являются:
1) Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.01 и внесенные изменения;
ного закона № 54-ФЗ от 15.05.01; часть II, № 14-ФЗ от 26.01.96, в ред. Феде-рального закона № 213-ФЗ от 17.12.99);
№ 84-Ф от 19.06.01);
№ 128-ФЗ от 08.08.01;
тельности» № 190 от 29.03.02;
ментов
по регулированию аудиторской
ральных
государственных унитарных
ности в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ № 472 от 27.04.99);
10) Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности (утвержден Постановлением Правительства РФ № 482 от
06.05.94 (в ред. Постановления Правительства РФ № 472 от 27.04.99));
11) Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудито-рами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности и в
области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестицион-ных институтов, а также аудита страховщиков (утв. Приказом МФ РФ № 69н от 27.10.99);
ских организаций (утв. Распоряжением Минимущества РФ № 331-р от 02.08.2000);
федерального государственного унитарного предприятия (утв. Распоряжением Минимущества РФ № 9-р от 26.05.2000);
тельством Российской Федерации;
сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами»;
16) Порядок проведения квалификационных экзаменов на право
осуществления аудиторской деятельности (утв. ЦАЛАК МФ РФ 25.03.99. Протокол № 66 (в ред. от 31.05.01);
17) Программа проведения квалификационных экзаменов на получение
квалификационного аттестата аудитора в области общего аудита (утв. Реше-нием ЦАЛАК МФ РФ 30.09.99).
2.
Становление аудиторской
деятельности в РФ.
2.1 Предпосылки возникновения аудита в РФ и его роль в развитии
рыночных отношений и экономического контроля.
Аудит в современном понимании начал формироваться в середине XIX в.в Англии в связи с мощным развитием рыночных отношений и отделением права собственности на капитал от фактического распоряжения капиталом. За более чем 150-летний период аудит прошел несколько стадий развития, соответству-ющих определенному уровню экономических отношений.
Становление рыночной экономики сопровождалось массовым банкротством компаний, часто вызванным недобросовестностью и злоупотреблениями их
управляющих. Разоренным акционерам необходима была защита, а потенци-альным инвесторам и существующим акционерам — достоверная информация о состоянии дел в компаниях. В середине XIX в. группа бухгалтеров создала в Шотландии профессиональное объединение, целью деятельности которого являлась проверка любых предоставленных ей финансовых отчетов. Основны-ми чертами личности аудитора прошлого века были его безупречная порядоч-ность, честность и независимость. Задача аудита состояла в детальной проверке финансово-хозяйственной деятельности и правильности ведения счетов ком-паний.
С 1844 г. в Англии был принят ряд законов, предусматривающих проверку независимыми бухгалтерами бухгалтерских счетов и отчетов для представ-ления акционерам. Позднее законы об обязательном аудите вступили в дейст-вие и в других странах (например, во Франции в 1867 г. и в США в 1937 г.). В 40-е гг. XX в. основное внимание в рамках аудиторской деятельности стали уделять обзору и оценке действующих систем бухгалтерского учета и внутрен-него контроля на предприятии с последующим исследованием бухгалтерских записей [3, с.8 ].
Большой вклад в становление и развитие аудита в Англии и мире внесли ученые Л.Р.Дикси и А.Т.Ватсон.
Л.Р.Дикси определил аудит как работу, связанную с подтверждением пра-вильности и объективности бухгалтерского баланса и видел цели аудита в выявлении: мошенничества, случайных ошибок, неверной методологии учета.
Ученый А.Т. Ватсон внес большой вклад в развитие теории и методов ауди-та. Он видел три вида фальсификации баланса: в активе показывают больше, чем есть на самом деле, завышается сумма капитала, занижается сумма капи-тала.
Под влиянием британской практики по аудиту в США возникло свое направление аудита и этому послужило издание в 1905 году книги Л.Р.Дикси «Аудит: практическое руководство для аудиторов».
Большой вклад в становление и развитие аудита в США внес ученый
Р. Монтгомери, написавший книгу «Аудит: теория и практика».
В России аудит начал развиваться в крупных городах с середины 80-х гг. XX
в., закон об аудиторской деятельности был принят только в августе 2001 г.
С увеличением объемов и усложнением содержания деятельности органи-зации финансовая отчетность превратилась в своеобразный язык бизнеса и основной источник информации о финансовом и имущественном положении организации. Для подтверждения достоверности этой информации возникла необходимость создания особого института доверенных специалистов с квалификацией, соответствующей определенной системе профессиональных и моральных критериев, мнение которых могло бы служить гарантом достоверности информации.
В этой ситуации задачей аудитора является не поиск конкретных ошибок и отклонений, а формирование мнения о достоверности финансовой отчетности во всех существенных аспектах.
С течением времени в экономически развитых странах появилась развитая, детализированная законодательная база и сформировался жесткий свод про-фессиональных требований и стандартов, стали действовать унифицированные правила аудиторской деятельности, гарантирующие клиентам соответствую-щую квалификацию аудиторов и защищающие их от недобросовестного аудита.
Создание системы международных хозяйственных связей обусловило необ-ходимость гармонизации стандартов аудита на международном уровне, что позволило расширить круг пользователей финансовой отчетности, облегчило сопоставление финансовых показателей деятельности компаний разных стран и дало возможность оценить компетентность и профессионализм аудиторских фирм.
В Российской Федерации сложилась следующая структура контроли-рующих органов [4, с.125] :
1) государственные контрольно-бюджетные органы, осуществляющие конт-роль за поступлением и расходованием средств из бюджетов всех уровней;
2) ведомственные контрольно-ревизионные службы, контролирующие финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и организаций;
3) внутрихозяйственные контрольные службы, организуемые непосредст-венно в организациях (ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита, инвентаризационные комиссии и др.);
4) аудиторские фирмы и аудиторы, осуществляющие проверки и оказы-вающие другие аудиторские услуги на договорных условиях с экономи-ческими субъектами.
Основные задачи государственного финансового контроля:
государства и ведения бухгалтерского учета;
средств;
Субъектами государственного финансового контроля являются годарствен-ные органы и структуры, организации с государственным участием, организа-ции, финансируемые из бюджета, коммерческие структуры в части уплаты налогов в бюджет.
Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Однако его основными субъектами являются прежде всего предприятия и организации негосударственного сектора экономики.
В достоверной информации о финансовом состоянии организации непосред-ственно заинтересованы администрация и сотрудники, учредители, инвесторы, поставщики, покупатели, кредиторы, страхователи, государственные органы (налоговые, статистики, внебюджетные фонды и др.); косвенно - биржи, юрис-ты, консультанты и эксперты, средства массовой информации, общественные организации (профсоюзы, политические партии, общества потребителей и др.), научные учреждения, широкая публика.
Интересы пользователей финансовой информации
не всегда совпадают, и поэтому существует
объективная потребность в независимой
ее оценке ауди-торами - специалистами,
имеющими соответствующую подготовку,
квалифика-цию, опыт и разрешение на право
оказания таких услуг.
Информация о работе Становление аудторской деятельности в РФ