Становление аудторской деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 10:21, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ аудита, истории возникновения и становления аудита в РФ, а также системы нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ.

С появлением регулирующих документов аудита в России: Закона РФ «Об аудиторской деятельности» и соответствующих изменений к нему, Постанов-ления Правительства РФ «Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности», сделан новый шаг к качественно новому уровню развития аудиторской деятельности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. с. 3

1.Основы организации аудита и его правовое обеспечение ………………... с. 4
1.1 Теоретические основы аудита…………………………………………… с. 4

1.2 Правовое и информационное обеспечение аудита ……………………. с. 7

2. Становление аудиторской деятельности в РФ……………………………. с. 11

2.1 Предпосылки возникновения аудита в РФ и его роль в развитии

рыночных отношений и экономического контроля ………………………... с. 11

2.История возникновения аудита в России …………………………….. с. 14
3.Этапы развития аудита в России ……………………………………… с. 17
3. Совершенствование аудита …………………………………………………с. 26

Выводы и предложения ……………………………………………………….. с. 34

Список использованных источников …………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по аудиту.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

     К документам второго уровня могут быть отнесены указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

     В качестве документов третьего уровня можно рассматривать правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, включая арбитражный суд. Они в свою очередь подразделяются на три основные группы: общие правила (стандарты), правила (стандарты) проведения аудиторской проверки, правила (стандарты) составления отчета.

     Четвертый уровень— это нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам. Все нормативные документы этого уровня приняты не ранее 1997 г., и их дальнейшее действие будет зависеть от направления развития аудита в стране и степени эффективности решения специфических отраслевых вопросов независимыми аудиторскими фирмами. Вероятно, на этом уровне могут быть разработаны и правила (стандарты) аудиторской деятельности, регулирующие специфические вопросы аудита.

     Пятый уровень — внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организациями на базе практики аудита. Документы этого уровня лишь детализируют документы более высоких уровней, принимаются в их развитие и не должны им противоречить. Содержание и форма таких документов совершенствуется по мере становления и расширения рынка аудиторских услуг и, следовательно, документов более высоких уровней.

     Регулирование аудиторской деятельности осуществляется также в соответ-ствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

     В случае противоречия указов Президента Российской Федерации, поста-новлений Правительства Российской Федерации и других нормативных актов Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» или иному соответству-ющему федеральному закону применяются нормы вышеуказанных законов.

     Основными документами, определяющими правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации, являются:

     1) Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.01 и внесенные изменения;

  1. Гражданский кодекс РФ (часть I, № 51-ФЗ от 30.11.94, в ред. Федераль-

ного  закона № 54-ФЗ от 15.05.01; часть II, № 14-ФЗ от 26.01.96, в ред. Феде-рального закона № 213-ФЗ от 17.12.99);

  1. Уголовный кодекс РФ (№ 63-ФЗ от 13.06.96, в ред. Федерального закона

№ 84-Ф  от 19.06.01);

  1. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»

№ 128-ФЗ от 08.08.01;

  1. Трудовой кодекс РФ (№ 116-ФЗ от 25.07.02, № 32-ФЗ от 27.04.04);
  2. Постановление Правительства РФ «О лицензировании аудиторской дея-

тельности» № 190 от 29.03.02;

  1. Постановление Правительства РФ «Об утверждении нормативных доку-

ментов  по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации» № 482 от 06.05.94 (в ред. Постановления Правительства РФ № 472 от 27.04.99);

  1. Постановление Правительства РФ «Об аудиторских проверках феде-

ральных государственных унитарных предприятий» № 81 от 29.01.2000;

  1. Положение о лицензировании отдельных видов аудиторской деятель-

ности в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ № 472 от 27.04.99);

     10) Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской            деятельности (утвержден Постановлением Правительства РФ № 482 от

06.05.94 (в ред. Постановления Правительства РФ № 472 от 27.04.99));

     11) Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудито-рами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности и в

области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестицион-ных институтов, а также аудита страховщиков (утв. Приказом МФ РФ № 69н от 27.10.99);

  1. Порядок проведения конкурса по отбору уполномоченных, аудитор-

ских  организаций (утв. Распоряжением Минимущества РФ № 331-р от 02.08.2000);

  1. Примерное техническое задание на проведение аудиторской проверки

федерального  государственного унитарного предприятия (утв. Распоряжением Минимущества РФ № 9-р от 26.05.2000);

  1. Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Прави-

тельством Российской Федерации;

  1. Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие

сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами»;

         16)  Порядок проведения квалификационных экзаменов на право

осуществления аудиторской деятельности (утв. ЦАЛАК  МФ РФ 25.03.99. Протокол № 66 (в ред. от 31.05.01);

     17)  Программа проведения квалификационных экзаменов на получение

 квалификационного  аттестата аудитора в области  общего аудита (утв. Реше-нием ЦАЛАК МФ РФ 30.09.99).

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Становление аудиторской деятельности в РФ. 

2.1 Предпосылки возникновения аудита  в  РФ и его роль  в развитии

рыночных отношений и  экономического  контроля.

     Аудит в современном понимании начал формироваться в середине XIX в.в Англии в связи с мощным развитием рыночных отношений и отделением права собственности на капитал от фактического распоряжения капиталом. За более чем 150-летний период аудит прошел несколько стадий развития, соответству-ющих определенному уровню экономических отношений.

    Становление рыночной экономики сопровождалось массовым банкротством компаний, часто вызванным недобросовестностью и злоупотреблениями их

управляющих. Разоренным акционерам необходима была защита, а потенци-альным инвесторам и существующим акционерам — достоверная информация о состоянии дел в компаниях. В середине XIX в. группа бухгалтеров создала в Шотландии профессиональное объединение, целью деятельности которого являлась проверка любых предоставленных ей финансовых отчетов. Основны-ми чертами личности аудитора прошлого века были его безупречная порядоч-ность, честность и независимость. Задача аудита состояла в детальной проверке финансово-хозяйственной деятельности и правильности ведения счетов ком-паний.

     С 1844 г. в Англии был принят ряд законов, предусматривающих проверку независимыми бухгалтерами бухгалтерских счетов и отчетов для представ-ления акционерам. Позднее законы об обязательном аудите вступили в дейст-вие и в других странах (например, во Франции в 1867 г. и в США в 1937 г.). В 40-е гг. XX в. основное внимание в рамках аудиторской деятельности стали уделять обзору и оценке действующих систем бухгалтерского учета и внутрен-него контроля на предприятии с последующим исследованием бухгалтерских записей [3, с.8 ].

  Большой вклад в становление и развитие аудита в Англии и мире внесли ученые Л.Р.Дикси и А.Т.Ватсон.

  Л.Р.Дикси  определил аудит как работу, связанную  с подтверждением пра-вильности и объективности бухгалтерского баланса и видел цели аудита в выявлении: мошенничества, случайных ошибок, неверной методологии учета.

     Ученый А.Т. Ватсон внес большой вклад в развитие теории и методов ауди-та. Он видел три вида фальсификации баланса: в активе показывают больше, чем есть на самом деле, завышается сумма капитала, занижается сумма капи-тала.

     Под влиянием британской практики по аудиту в США возникло свое направление аудита и этому послужило издание в 1905 году книги Л.Р.Дикси «Аудит: практическое руководство для аудиторов».

     Большой вклад в становление и развитие аудита в США внес ученый

Р. Монтгомери, написавший книгу «Аудит: теория и  практика».

     В России аудит начал развиваться в крупных городах с середины 80-х гг. XX

в., закон  об аудиторской деятельности был  принят только в августе 2001 г.

     С увеличением объемов и усложнением содержания деятельности органи-зации финансовая отчетность превратилась в своеобразный язык бизнеса и основной источник информации о финансовом и имущественном положении организации. Для подтверждения достоверности этой информации возникла необходимость создания особого института доверенных специалистов с квалификацией, соответствующей определенной системе профессиональных и моральных критериев, мнение которых могло бы служить гарантом достоверности информации.

     В этой ситуации задачей аудитора является не поиск конкретных ошибок и отклонений, а формирование мнения о достоверности финансовой отчетности во всех существенных аспектах.

  С течением времени в экономически развитых странах появилась развитая, детализированная законодательная база и сформировался жесткий свод про-фессиональных требований и стандартов, стали действовать унифицированные правила аудиторской деятельности, гарантирующие клиентам соответствую-щую квалификацию аудиторов и защищающие их от недобросовестного аудита.

     Создание системы международных хозяйственных связей обусловило необ-ходимость гармонизации стандартов аудита на международном уровне, что позволило расширить круг пользователей финансовой отчетности, облегчило сопоставление финансовых показателей деятельности компаний разных стран и дало возможность оценить компетентность и профессионализм аудиторских фирм.    

     В Российской Федерации сложилась следующая структура контроли-рующих органов [4, с.125] :

     1) государственные контрольно-бюджетные органы, осуществляющие конт-роль за поступлением и расходованием средств из бюджетов всех уровней;

     2) ведомственные контрольно-ревизионные службы, контролирующие финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий и организаций;

     3) внутрихозяйственные контрольные службы, организуемые непосредст-венно в организациях (ревизионная комиссия, служба внутреннего аудита, инвентаризационные комиссии и др.);

     4) аудиторские фирмы и аудиторы, осуществляющие проверки и оказы-вающие другие аудиторские услуги на договорных условиях с экономи-ческими субъектами.

     Основные задачи государственного финансового контроля:

  1. проверка законности и правильности распределения финансовых средств

государства и ведения бухгалтерского учета;

  1. проверка эффективности и экономности расходования государственных

средств;

  1. проверка правильности расчета и уплаты налогов.

     Субъектами государственного финансового контроля являются годарствен-ные органы и структуры, организации с государственным участием, организа-ции, финансируемые из бюджета, коммерческие структуры в части уплаты налогов в бюджет.

     Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Однако его основными субъектами являются прежде всего предприятия и организации негосударственного сектора экономики.

     В достоверной информации о финансовом состоянии организации непосред-ственно заинтересованы администрация и сотрудники, учредители, инвесторы, поставщики, покупатели, кредиторы, страхователи, государственные органы (налоговые, статистики, внебюджетные фонды и др.); косвенно - биржи, юрис-ты, консультанты и эксперты, средства массовой информации, общественные организации (профсоюзы, политические партии, общества потребителей и др.), научные учреждения, широкая публика.

     Интересы пользователей финансовой информации не всегда совпадают, и поэтому существует объективная потребность в независимой ее оценке ауди-торами - специалистами, имеющими соответствующую подготовку, квалифика-цию, опыт и разрешение на право оказания таких услуг. 

Информация о работе Становление аудторской деятельности в РФ