Становление аудторской деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 10:21, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ аудита, истории возникновения и становления аудита в РФ, а также системы нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ.

С появлением регулирующих документов аудита в России: Закона РФ «Об аудиторской деятельности» и соответствующих изменений к нему, Постанов-ления Правительства РФ «Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности», сделан новый шаг к качественно новому уровню развития аудиторской деятельности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. с. 3

1.Основы организации аудита и его правовое обеспечение ………………... с. 4
1.1 Теоретические основы аудита…………………………………………… с. 4

1.2 Правовое и информационное обеспечение аудита ……………………. с. 7

2. Становление аудиторской деятельности в РФ……………………………. с. 11

2.1 Предпосылки возникновения аудита в РФ и его роль в развитии

рыночных отношений и экономического контроля ………………………... с. 11

2.История возникновения аудита в России …………………………….. с. 14
3.Этапы развития аудита в России ……………………………………… с. 17
3. Совершенствование аудита …………………………………………………с. 26

Выводы и предложения ……………………………………………………….. с. 34

Список использованных источников …………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по аудиту.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

     Хотя для коллектива АО «Интераудит» распад фирмы и был потрясением, но в целом для развития аудита в стране это событие не стало роковым. Наоборот, на месте одной компании возникло множество аудиторских фирм. Что касается названия, то оно сохранилось, под ним по-прежнему действуют фирмы в Москве и Санкт-Петербурге.

     Второй этап становления аудита в нашей стране пришелся на 1989-1991 гг., когда была предпринята попытка принять законодательный акт об аудитор-ской деятельности в СССР. После принятия Законов «О предприятиях в СССР», «О собственности в СССР» и особенно Закона РСФСР «О предпри-ятиях и предпринимательской деятельности» в стране появились различные коммерческие структуры, в том числе аудиторские фирмы.

     Среди отечественных аудиторских фирм, возникших в те годы («Контакт», «Руфаудит», «Ленаудит», «Мосаудит», АО «Балтийский аудит», «Питерконто», МКД, кооператив «Аудитор», ТОО «Ленбанкаудит», «Информаудит» и др.), следует отметить фирмы «Контакт» и «Руфаудит», которые по организации работ, сбора информации стали эталоном для других аудиторских фирм.

В учредительных  документах указанных фирм предусматривались: проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения достоверности и реальности их финансовой отчетности; предоставление консультаций по различным вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности, включая бухгалтерский учет, налогообложение, управление финансовой деятельность и т.п.

     В январе 1990 г. сформировалось СП «Эрнест энд Янг Внешаудит». Предме-том его деятельности стало проведение аудиторских проверок на совместных предприятиях, а также на любых предприятиях, фирмах, в организациях по их просьбе. Кроме того, в уставе СП предусматривались консультации, обучение персонала и т.д. Таким образом, уже в 1990 г. на аудиторском рынке СССР поя-вилась крупнейшая межконтинентальная аудиторская фирма, входящая в так называемую «большую шестерку» («большая шестерка» – общепринятое собирательное имя фирм Arthur Andersen, KPMG, Ernst & Yong, Coopers & Lybrand, Deloitte & Touche, Price Waterhouse;  с 1998 г. – “большая пятерка”).            

     Создавались аудиторские фирмы и в других союзных республиках. Одновременно формировались общественные организации бухгалтеров и аудиторов. Так, большим событием для финансовых работников стало проведение 8 декабря 1989 г. учредительной конференции Ассоциации бухгалтеров СССР.  

     Появление акционерных обществ, кооперативов, совместных предприятий других хозяйственных структур, присущих рынку, а также аудиторских фирм потребовало разработки нормативных законодательных актов. В связи с этим Министерство финансов СССР, в частности его Контрольно-ревизионное управление, по указанию Правительства СССР, а затем и в соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР от 17 октября 1989 г. приступило к разработке концепции реорганизации финансового контроля в стране. Решено было подготовить проект постановления Совета Министров СССР по этому вопросу. Для подготовки проекта сформировалась группа специалистов. В начале августа 1989 г. проект был готов и направлен на рассмотрение советам министров союзных республик.

     Проектом постановления Совмина СССР предусматривалось создать в нашей стране сеть хозрасчетных аудиторских организаций (фирм) для проведе-ния ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности за плату по договорам с государственными, кооперативными и арендными предприятиями и организациями, акционерными обществами, межотраслевыми ассоциациями, концернами, совместными предприятиями с участием иностранного капитала и другими хозрасчетными предприятиями и организациями. С этой целью пред-лагалось организовать при Министерстве финансов СССР и министерствах финансов республик палаты аудиторских организаций, возложив на них функ-ции создания аудиторских фирм, координации и контроля за их деятельностью. Палатам предоставлялось право выдавать (прекращать) лицензии на аудитор-скую деятельность и определять в установленном порядке размер платы за предоставленные услуги.

     Как видим, в 1990 г. было выбрано правильное направление, и многие идеи тех лет были реализованы в Указе Президента от 22 декабря 1993 г. «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации». Однако судьба этого проекта, как и других проектов о создании аудиторской службы в СССР, была одинакова: они так и не были приняты Советом Министров СССР.

     Началом третьего этапа становления аудита в России условно можно считать 5 декабря 1991 г. В этот день Е.Т.Гайдар поручил Министерству экономики и финансов РСФСР совместно с заинтересованными министерствами и ведомст-вами рассмотреть вопрос о создании аудиторской службы как одного из важ-ных направлений перестройки системы финансового контроля в республике и дать предложения по проблеме в целом.

     А в стране, несмотря на отсутствие законодательной базы, бурно развивался аудит: появлялись все новые и новые аудиторские фирмы, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но практически во всех крупных городах. Имелось уже около 800 аудиторских фирм. В Москве под видом совместных предприя-тий открыли свои филиалы крупнейшие межконтинентальные аудиторские фирмы «Делойт и Туш», «Артур Андерсен», «Эрнест и Янг», «Куперс и Лойбренд» и др.

     Развернулась подготовка аудиторов. Здесь активную роль взяли на себя крупнейшие ВУЗы (Академия народного хозяйства, Московский государст-венный университет им. М.В. Ломоносова и др.). Были организованы курсы аудиторов в Рязани, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Краснодаре и других городах.

     Таким образом, можно говорить, что к середине 1992 г. аудит в России был создан. Однако без нормативной базы развиваться дальше такая служба не могла. Принятие специального законодательного акта стало задачей номер один.

     Четвертый этап в истории развития аудита в России ознаменован вступле-нием в силу ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 07.08.2001 №119-ФЗ "ОБ АУДИ-ТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (принят ГД ФС РФ 13.07.2001). К сегодняшнему дню его последняя редакция была проведена 30.12.2008г. Этот Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. 
     В нем дается четкое понятие аудиторской деятельности, аудиторской орга-низации, аудиторское заключение, упоминается и заведомо ложное аудитор-ское заключение и последствия, которые оно за собой влечет, описывается, кто может называться аудитором их права и обязанности.

     Также рассмотрены права и обязанности  аудируемых лиц, предусмотрен обязательный аудит и страхование при его проведении, в законе также пропи-саны стандарты аудиторской деятельности, предусмотрен контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, в этом законе предусмотрели проведение аттестации на право проведения аудиторской дея-тельности, лицензирование аудиторской деятельности. Рассмотрели деятель-ность аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, предус-мотрели ответственность за нарушение законодательства РФ об аудите. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Совершенствование  аудита. 

     Аудит экономического субъекта может быть инициативным (добровольным) или обязательным [8, с. 34].

     Инициативный аудит обычно проводится по решению администрации пред-приятия или его учредителей, а также правоохранительных органов. Его цель - выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния организации, разра-ботать рекомендации по повышению эффективности его деятельности. Заказчи-ками проверки могут выступать также партнеры предприятия по бизнесу (поставщики, банки, потенциальные инвесторы и др.).

     Обязательный аудит - обязательная ежегодная аудиторская проверка веде-ния бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организа-ции или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществля-ется в случаях, предусмотренных законодательством РФ, если:

     1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акци-онерного общества;

     2)  организация является кредитной, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого служат предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, производимые физическими и юриди-ческими лицами; фондом, источники образования средств которого - добро-вольные отчисления физических и юридических лиц;

     3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превы-шает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федера-ции минимальный размер оплаты труда, или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

     4) организация является государственным унитарным предприятием, муни-ципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ве-дения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют пункту 3.

Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены.

     Обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен Федеральным законом РФ «Об аудиторской деятельности».

     Обязательный аудит проводится  также по поручению органов дознания и следователей при наличии санкции прокурора, суда (арбитражного суда), дан-ному в соответствии с процессуальным законодательством РФ аудитору (ауди-торской организации).

     Под внутренним контролем (аудитом) понимается организованная эконо-мическим субъектом, действующая в интересах его руководства или собст-венников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью системы внутреннего контроля (СВК).

     Успешность развития системы внутреннего контроля и аудита во многом зависит от поддержки руководством целей и задач системы внутреннего контроля и аудита. Необходимым фактором успешного развития системы внут-реннего контроля и аудита также является заинтересованность в ней работ-ников центрального аппарата экономического субъекта и его подразделений, призванных обеспечить ее внедрение.

     Неподготовленность участников к существенной модернизации действую-щих принципов управления и осуществления контрольной деятельности может привести к замедлению процесса развития.

     Целями мероприятий по данному направлению являются формирование необходимого информационного, кадрового, ресурсного и иного обеспечения развития системы внутреннего контроля и аудита, совершенствование механизмов распространения успешного опыта.

     Для эффективного осуществления мероприятий в области регламентации деятельности, управления по результатам, управления рисками, внутреннего контроля и аудита необходимо программное и техническое обеспечение, позво-ляющее увеличить мобильность и объективность, существенно уменьшить трудозатраты на осуществление мероприятий в рамках указанных направлений.

     Целью мероприятий по данному направлению является автоматизация процессов и процедур по основным направлениям развития системы внут-реннего контроля и аудита.

     В рамках данного направления необходимо решить следующие задачи:

     1) разработать и внедрить необходимое программное обеспечение по основным направлениям развития системы внутреннего контроля и аудита;

     2) обеспечить проведение мероприятий по развитию системы внутреннего контроля и аудита современными техническими средствами;

     3) обеспечить возможность сбора соответствующих показателей и иной информации по каналам связи.

     Реализация задач данного направления предполагает осуществление следу-ющих мероприятий:

     1) разработка нового и доработка существующего программного обес-печения;

     2) обеспечение современными техническими средствами мероприятий по развитию системы внутреннего контроля и аудита;

     3) пилотное внедрение программного обеспечения;

     4) доработка программного обеспечения с учетом результатов испытаний и его внедрение.

     С 1 января 2009 года вступила в  силу новая редакция Федерального закона № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 года «Об аудиторской деятельности». В соответ-ствии с требованиями федерального закона с 1 января 2010 года отменяется лицензирование аудиторской деятельности и вводится обязательное членство для аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов в саморегулируемых организациях (СРО). Аудиторские организации, аудиторы и индивидуальные аудиторы, не вступившие в 2009 году в одну из СРО, с 1 января 2010 года теряют право заниматься аудиторской деятельностью.

     На СРО возложены функции по ведению реестра аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов, повышению квалификации аудиторов и контролю соблюдения аудиторами требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, контролю за качеством работы аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов, соблюдением норм законодательства Российской Федерации, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов [9, с. 3].

Информация о работе Становление аудторской деятельности в РФ