Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 10:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ аудита, истории возникновения и становления аудита в РФ, а также системы нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ.
С появлением регулирующих документов аудита в России: Закона РФ «Об аудиторской деятельности» и соответствующих изменений к нему, Постанов-ления Правительства РФ «Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности», сделан новый шаг к качественно новому уровню развития аудиторской деятельности.
Введение …………………………………………………………………………. с. 3
1.Основы организации аудита и его правовое обеспечение ………………... с. 4
1.1 Теоретические основы аудита…………………………………………… с. 4
1.2 Правовое и информационное обеспечение аудита ……………………. с. 7
2. Становление аудиторской деятельности в РФ……………………………. с. 11
2.1 Предпосылки возникновения аудита в РФ и его роль в развитии
рыночных отношений и экономического контроля ………………………... с. 11
2.История возникновения аудита в России …………………………….. с. 14
3.Этапы развития аудита в России ……………………………………… с. 17
3. Совершенствование аудита …………………………………………………с. 26
Выводы и предложения ……………………………………………………….. с. 34
Список использованных источников …………………………………………
2.2
История возникновения
аудита в России.
Человечество всегда проявляло большой интерес к основам управления экономическими процессами, а также к роли контроля в управлении. Историки утверждают, что человечество знакомо с определенными видами отчетности уже не менее 6000 лет. Учет и отчетность (равно как и контроль ее содержания) вначале прямо были связаны с потребностями содержания двора, а также боль-ших, постоянно действующих армий, с развитием производства и коммерции, удержанием в покорности многонационального населения обширных террито-рий первых цивилизаций. А люди-функционеры, составлявшие жесткий конт-рольный аппарат в каждой из таки древних империй, нередко получали почти официальный титул «глаза и уши царя» [ 5 ].
Многие фундаментальные экономические процессы и механизмы с безус-ловным признанием важности учета и контроля рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и др. Разумеется, об учете и контроле древние авторы говорили хотя и веско, но немного. Впрочем, и в том немногом есть любопытные вещи. Так, Аристотель в своей «Политике» четко разграни-чивает функции учетные и контрольные, с прямым указанием, что проверки (аудит, ревизия) есть часть контроля. Таким образом, еще от древних филосо-фов идет понимание того, что проверяющий должен быть равноправен главно-му бухгалтеру (не ниже его по статусу), а, кроме того, что он не имеет права впадать в зависимость от проверяемых.
Первые документы об аудиторах, буквально с этим названием профессии (и даже имена этих аудиторов), найдены в источниках другого конца Европы. Среди наиболее полных источников англоязычных стран, содержащих учетные документы и упоминания об аудиторах, ученые считают архив Казначейства Англии и Шотландии, датируемый 1130г.; Лондонское Сити подвергалось аудиту по крайней мере в 1200-е гг.
Продолжалось развитие форм контроля и в средние века. Если уж сильно, чересчур проворовавшихся людей в ту пору нередко вешали или четвертовали, то явно полагается, что перед этим компетентные люди выслушивали их отче-ты и предъявляли им доказательства их виновности! И вообще, «практика слу-шания отчетов», восходящая к тем временам, когда читать умели очень немно-гие, просуществовала до XVII столетия. Сам термин «аудит» происходит от латинского слова, означающего «слушание».
Принято думать, что для России аудит – явление новое. Однако эта долж-ность была введена Петром I для армии и флота еще в начале XVIII в., с зада-чей учетно-ревизионного и юридического решения аудиторами определенных споров и судебных разбирательств, главным образом имущественного харак-тера. В отличие от западных аудиторов XVIII-XIX вв. российские имели гораз-до больше прав и обязанностей. На протяжении полутора веков они были и ревизорами, и следователями, и прокурорами. Вплоть до 1867 г. в нашей стране существовали особые учреждения, именуемые аудиториатами. Но это были не мелкие частные фирмы, а высшие военные ревизионные суды при военном и морском министерствах России. Следовательно, и принципы их построения, и функции русских аудиториатов были значительно шире, нежели обычных небольших аудиторских фирм на Западе.
Так, в Великобритании по определению, данному Британским комитетом по аудиторской практике в 1989 г., аудит представляет собой «независимое изуче-ние бухгалтерской отчетности предприятия с целью выражения о ней профес-сионального мнения специально назначенным аудитором при соблюдении любых правил, установленных действующим законодательством». Подобные определения, с теми или иными языково-филологическими (но не сущност-ными) тонкостями, мы найдем в специальной литературе по аудиту, изданной в Англии и Австралии, Германии и Франции, Испании и других странах. Приве-дем поэтому для полноты одно из наиболее приемлемых западных (США) определений аудита:
Аудит – это процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.
Как видим, разница на самом деле незначительна. По действующему в Рос-сийской Федерации законодательству основной задачей аудиторской деятель-ности является определение достоверности отчетности экономических субъектов. А определение аудита звучит следующим образом:
Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами [6, с.1].
В специальной литературе российское определение аудита приводилось и обсуждалось много раз. Одни авторы считают его удачным, исчерпывающим, другие же и в этом определении видят некоторые изъяны. Однако можно утверждать: оно имеет несомненные преимущества перед существовавшими ранее хотя бы в том, что в нем указан предпринимательский характер аудиторской деятельности: «Тем самым все отношения, возникающие между аудиторскими организациями и их клиентами при оказании аудиторских услуг, регулируются Гражданским кодексом РФ».
Да и вообще, аудит в России в целом пока не лишен спорных моментов. Так, по вопросу о становлении аудита существует несколько прямо противо-положных точек зрения. Теоретик и практик аудиторской деятельности С.А. Стуков считает: “Построение аудита в нашей стране началось, образно говоря, с крыши, а не с фундамента, т.е. не было поддержано глубокими экономичес-кими преобразованиями. Между тем подлинный аудит мог появиться и появил-ся только при наличии одновременно трех условий: частной собственности, демократических свобод и высокого уровня обобществления производства и капитала.” Но, по мнению Стукова, на момент возникновения современного аудита в нашей стране не было ни того, ни другого, ни третьего.
Другие
столь же уважаемые специалисты-аудиторы
так же уверенно говорят о “создании аудита
в России “снизу”, т.е. по воле обстоятельств,
а не по указу или постановлению государственного
органа”.
2.3 Этапы развития аудита в России.
Любая проблема всегда имеет несколько сторон. Проблема становления аудита в России – не исключение. Спорные вопросы происходят здесь не из-за незнания или какого-то недопонимания теоретиками его (аудита) сущности, а ввиду спорности же, заложенной в истории появления и начальных этапах развития аудиторской деятельности, которые нам сейчас предстоит рассмотреть [таблица 1].
Таблица 1. - Этапы
развития аудита в России
Этап | Характерные особенности |
Подготовительный | Создание хозрасчетных ревизионных групп при Минфине СССР |
Первый 1987 г. | Появление первой аудиторской фирмы АО “Интераудит” |
Второй 1989-1991 гг. | Попытка принятия законодательного акта об аудиторской деятельности в СССР |
Третий 5 декабря 1991 г. | Период разработки проекта Закона об аудите и утверждение “Временных правил аудиторской деятельности РФ” (29 декабря 1993 г.) |
Четвертый этап | Принятие федерального Закона “Об аудиторской деятель-ности” 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ (с изменениями 2002г.) |
Шел второй год «перестройки», т.е. вступления России на новый путь эконо-мического развития. В стране стали создаваться кооперативы, частные фирмы и совместные предприятия. Эти экономические субъекты уже не являлись собст-венностью государства, в связи с чем возник вопрос, кто должен проводить финансовые проверки их деятельности. Сейчас могут сказать: налоговые службы. Однако в современном виде они появились только в мае 1990 года, т.е. три года спустя после начала реформ. Можно было бы возложить эти функции на государственные контрольные органы, в частности на Контрольно-ревизи-онное управление (КРУ) Министерства финансов, в положении о котором, утвержденном Советом Министров СССР еще в 1956 г., предусматривалось право проведения ревизий государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций. Нужно отметить, что аппарат КРУ Минфина СССР и союзных республик такие ревизии проводил, но в связи со значительным рос-том числа юридических лиц многократно возросший объем работы был ему явно не по силам. Да и в документах, регламентирующих деятельность конт-рольных органов, ничего не говорилось о ревизиях совместных предприятий.
Эту проблему попытались решить путем создания хозрасчетных конт-рольно-ревизионных групп при республиканских и областных контрольно-ревизионных аппаратах. Реализовать данную идею вначале предложили КРУ Минфина РСФСР, от чего его руководство категорически отказалось, посколь-ку претворение в жизнь поставленной задачи требовало больших усилий и времени.
Однако такая хозрасчетная ревизионная группа была сформирована при КРУ Министерства финансов Казахской ССР распоряжением Совета Министров Казахской ССР 17 марта 1988 года для оказания предприятиям и организациям платных услуг по проведению документальных ревизий, восстановлению бухгалтерского учета, осуществлению консультаций по финансово-экономичес-ким вопросам и экспертиз. Штатная численность группы была утверждена в количестве 10 единиц, а смета расходов на ее содержание в 1988 г. – 38 тыс. руб.
Минфином Казахской ССР по согласованию с Госкомцен республики была установлена ставка платы за услуги, оказываемые хозрасчетной ревизионной группой, в размере 27 руб. за рабочий день одного ревизора, а фактически договор зачастую заключался из расчета 15 руб. за день работы ревизора по месту жительства и 20 руб. при выездных проверках [ 7 ].
Хозрасчетная ревизионная группа добилась определенных успехов и, следуя ее примеру, в областях и районах республики стали создаваться ее филиалы, многие из которых в дальнейшем были преобразованы в самостоятельные аудиторские фирмы.
Руководство КРУ Минфина СССР предприняло попытку распространить положительный опыт работы хозрасчетных ревизионных групп Казахстана на всю страну. В Алма-Ате было проведено совещание, в котором приняли участие руководители КРУ Минфинов всех союзных республик и некоторых областных аппаратов. Идея создания хозрасчетных ревизионных групп участ-никами совещания была в принципе одобрена, но к формированию таких групп в большинстве республик так и не приступили.
В тот период были образованы: хозрасчетный финансово-экономический центр НИФИ в Москве; хозрасчетная консультационная организация «Финан-сы» при Тбилисском горисполкоме; кооперативы «ТООК» при Минфине Эстонской ССР; «Оркон» при Ленинградском объединении бытовых услуг «Невские зори»; «Бухгалтерский учет» при Мосгорисполкоме; «Интенсифика-ция» в Алма-Ате и др. Некоторые из них предоставляли преимущественно консультационные услуги по организации учета, делопроизводства, внутри-хозяйственного контроля, эффективному использованию трудовых, материаль-ных и денежных ресурсов, финансовому оздоровлению, но не услуги ревизион-ного характера.
Но можно ли считать хозрасчетные ревизионные группы, кооперативы по оказанию консультационных услуг аудиторскими фирмами? Ответ очевиден – нет. Они даже в своих названиях не упоминали слова «аудит», «аудиторский». Это были аудиторские структуры переходного периода, т.к. эти органы имели лишь некоторые черты аудита, например, платность услуг на основе договорен-ности, и в то же время они еще боялись полностью «оторваться» от государст-венных структур (Минфина, Мосгорисполкома, Тбилисского горисполкома и т.д.).
В этот период классическим организационно-правовым формам аудита в наибольшей степени отвечало акционерное общество по оказанию аудитор-ских и консультационных услуг «Интераудит». Значение создания этой фирмы для дальнейшего развития аудита в нашей стране трудно переоценить. Фирма была образована согласно специальному постановлению Совета Министров СССР «О создании советской аудиторской организации» от 8 сентября 1987 г. №1033-245 на базе Главного управления валютного контроля Министерства финансов СССР.
Капитал фирмы «Интераудит» был определен в 800 тыс. руб. (громадная по тем временам сумма), а основными акционерами стали: Министерство финансов СССР (55% общего капитала) и Министерство внешней торговли (10%). Кроме того, по 5% имели Госбанк СССР, ВТБ, ГКЭС, всесоюзные объединения «Автоэкспорт», «Станкоимпорт», «Совфрахт» и «Соврыбфлот».
В фирме «Интераудит» было образовано 10 отделов, каждый из которых, имея квалифицированный штат, оказывал широкий комплекс услуг действу-ющим в СССР и за границей совместным предприятиям, другим учреждениям и организациям. Среди таких услуг – анализ и проверка деятельности предприятий, организаций и учреждений с разработкой на этой базе предложе-ний по улучшению их работы; консультации по постановке бухгалтерского учета, организации внутреннего финансового контроля, правилам ведения внешнеторгового контроля, внешнеторговых сделок, операций с иностранной валютой и др.
Сохранить «Интераудит» как единую структуру не удалось, она распалась на несколько самостоятельных аудиторских фирм. Это произошло, во-первых, потому, что в ней оказалось большое число специалистов, настоящих лидеров, у которых появилась возможность создать и возглавить собственные фирмы. Во-вторых, несмотря на то, что АО, как было записано в его уставе, действует на началах хозяйственного расчета, обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимуществен-ные права, как раз о приобретении недвижимого имущества «Интераудит» и не побеспокоился. Фирма занимала площади в здании Минфина СССР, но в начале 1992 г. руководство Министерства экономики и финансов РСФСР отказало ей в помещении. Отсутствие собственного здания фактически и привело к тому, что фирма перестала существовать.
Информация о работе Становление аудторской деятельности в РФ