Страхование в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие сущности и структуры современной страховой системы в рыночной экономике и тенденции её развития в Казахстане.

Содержание

Введение 3
1 Страхование в рыночной экономике 5
1.1 Основные этапы развития страхового дела 5
1.2 Экономическая сущность, категории и функции страхования 6
1.3 Страховая система в Германии 9
2 Анализ развития страхового дела в Казахстане 11
2.1 История становления страхования в Казахстане 11
2.2 Анализ развития страхового рынка 2009 - 2011 гг. 14
3.1 Проблемы и совершенствование развития страхового рынка в Казахстане
Проблемы развития страхового рынка РК 16
3.2 Совершенствование регулирования и надзора страхового дела РК
Заключение
Список использованной литературы 21

Работа состоит из  1 файл

страхование!!!.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

Предполагалось, что к концу 2002 года общая капитализация страховых  и перестраховочных организаций может возрасти с 2,3 до 5-7 млрд. тенге; объём собираемых страховых премий за год, по отношению к ВВП, ориентировочно увеличилось с 0,3 % до 0,8-1,2 %, в том числе по страхованию жизни с 0,002 до 0,5 %. Как видно из приведённых выше данных, собственный капитал страховых компаний уже превысил ожидаемые параметры. Доля страховых премий к ВВП по итогам 2001 года составляла 0,4 %, а по итогам 2002 года возросла почти до 0,6 % и лишь приблизилась к нижнему интервалу прогнозного показателя.

Таким образом, 3х-летняя программа  развития страхования оказалась  реализованной не в полной мере. Страховая система не стала дополнительной основой для повышения социальной защиты населения. Возможности страховых  организаций хотя и выросли, но уровень их капитализации остаётся недостаточным, а возможности ограниченными. Отечественным компаниям пока недоступны крупные проекты в страховании, скажем депозитов банков или пенсионных активов, направленных на повышение уровня их сохранности. Не стали страховые организации и заметным институциональными инвесторами.

Рост экономики наряду с действиями уполномоченного органа способствовали развитию страхового рынка в стране. В последние годы Национальным банком проделана определённая работа по решению  накопившихся проблем страхового рынка. В частности, в области совершенствования и развития законодательной и нормативно-правовой базы, решения проблем повышения устойчивости рынка и защиты страхователей. Повышения требования к страховщикам позволило сократить количество мелких фирм, увеличить капитализацию действующих компаний, их устойчивость. Увеличение активов страховых компаний сопровождалось улучшением их структуры и качества. Тем не менее, состояние дел на отечественном страховом рынке нельзя признать удовлетворённым. Такая ситуация связана с рядом причин объективного и субъективного характера.

Основной  из причин, препятствующих ускоренному развитию рынка, является недостаточная развитость обязательных видов страхования. В августе 2003 года создана Межведомственная комиссия по вопросам введения обязательных видов страхования, которой предстоит решить накопившиеся проблемы в этой сфере.

К числу причин неудовлетворённого состояния дел на рынке страховых  услуг относят также низкую платёжеспособность хозяйствующих субъектов населения. Вероятно, эта причина является одной из главных. Проблема низкой активности населения в страховании, связана с крайне низким уровнем доходов большей части населения, что заставляет их расходовать деньги в первую очередь на питание, одежду и коммунальные услуги. Естественно, что услуги страховщиков при этом не являются приоритетными.

Недостаточный уровень  страховой культуры и недоверие  населения к институту страхования  жизни также считается одной из проблемы рынка. Закрытость рынка не способствует повышению доверия и заинтересованности населения в страховании.

Указанные причины наряду с ограниченными возможностями  страховщиков и необходимостью совершенствования  законодательной и нормативной базы препятствуют более динамичному развитию рынка.

2.2  Анализ развития страхового рынка 2009 – 2011 гг.

 

Оценивая текущую ситуацию на страховом  рынке Казахстана в целом можно  сказать о положительных результатах: демонстрируя рост активов и собственного капитала страховых компаний, совершенствуется нормативно – правовая система обязательного страхования, в целях усиления государственного контроля введены процедуры стресс – тестинга и тестов раннего предупреждения.

Кроме того, страховые  организации сегодня поддерживают высокий уровень рентабельности за счёт низких показателей убыточного по добровольному имущественному страхованию. Высокие показатели убыточности были отмечены только по таким видам страхования как: страхование ГПО владельцев транспортных средств, страхование растениеводстве и страхование ГПО работодателя, а также по добровольному медицинскому страхованию. На сегодняшний день именно страховая отрасль выдержала внешние и внутренние удары и потрясения экономического кризиса.

По составлению на 1 января 2010 года на страховом рынке Республики Казахстан осуществляют лицензированную деятельность 32 страховые организации, 6 страховых брокеров, 28 актуариев и 34 аудиторские организации, имеющие лицензию на осуществление аудита страховой организации.

На отчётную дату 29 страховых  организаций являются участниками  фонда гарантирования страховых  выплат.

Объём страховых премий, собранных  по отраслям страхования, выглядит следующим  образом:

За период 2010 года объём страховых премий, собранных по отрасли ''страхование жизни'', составляет 430 млн. тенге, что в 2 раза превышает аналогичный показатель 2009 года. Доля страховых премий, собранных по отрасли ''страхование жизни'' на отчётную дату, составляет 1,5 % против 0,9 % на 1 января 2010 года.

Объём страховых премий, собранных за период 2010 года по отрасли ''общее страхование'', составляет 28 млрд. тенге, что на 26 % больше, чем за аналогичный период 2009 года.

От общей суммы страховых  премий, переданных в перестрахование, основную долю занимают премии по добровольному  имущественному страхованию – 96,8 %, по добровольному страхованию – 2,9 %, по обязательному страхованию  – 0,3 %.

По состоянию на 1 января 2011 года размер собственного капитала страховых организаций составил 9 млрд. тенге, что на 47,3 % больше, чем на аналогичную дату прошлого года.

В соответствии с введёнными нормативными расчётами достаточности  собственного капитала страховых организаций  включает в себя ликвидные финансовые активы.

Совокупный объём активов  страховых организаций на 1 января 2011 года составил 20,7 млрд. тенге, что на 64,4 % больше аналогичного показателя на 1 января 2010 года.

По состоянию на 1 января 2011 года сумма обязательств страховых организаций составила 7 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 57 %.

В общем, прирост страховых премий по рынку в 2009 году составил 39 %, в  2010 году – 68 % и в 2011 году – 79 %. Такой динамичный рост казахстанского страхового рынка был обусловлен в первую очередь активизацией банковской деятельности в кредитовании экономики, развитием страхования рисков финансово – промышленных групп, а также увеличением реальных доходов на душу населения, и, конечно же, введением обязательных классов страхования.

В течении 2010 года с рынка ушли 6 компаний, 7 компаний показали минусовую динамику по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общий спад рынка кредитования существенно повлиял на объём премий страховых компаний. В частности, спад произошёл в части продажи добровольных видов автострахования. Таким образом, отечественный страховой бизнес всё ещё сильно зависим от банковского и сырьевого секторов экономики.

  Тем не менее, страховой рынок показывает стабильный рост. При этом наблюдается смещение в сторону розничного бизнеса, что создаёт баланс для страховых компаний быть более устойчивыми на рынке. Поскольку казахстанский рынок на сегодняшний день характеризуется однобокостью в части аффилиированности и слабостью добровольных видов страхования, данное смещение позитивно отразится на рынке в целом повысив конкуренцию среди играков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  Проблемы и перспективы развития страхового рынка в Казахстане

 

 

3.1  Проблемы развития страхового рынка в РК

 

Страховой рынок Республики Казахстан  характеризуется рядом проблем, от разрешения которых зависит не только его стабильность сегодня, но и существование завтра. Самая  большая, на мой взгляд, проблема страхового рынка в том, что государство  в лице его властных органов до настоящего момента не желает воспринимать страхование как стратегический аспект развития экономики государства. Это в свою очередь порождает определённые негативные для развития страхового рынка обязательства, например в виде налогового прессинга, в результате которого страховые услуги не только теряют свою привлекательность, но и становятся невыгодными. Общее состояние налогообложения в страховой сфере характеризуется отсутствием системы, единой методологической базы, доминированием ведомственного подхода к установлению налогов, отсутствием стимулов к развитию страхового рынка.

Сегодня доход от страховой деятельности облагается по повышенной ставке – 43 %. На протяжении определённого времени по действовавшему законодательству страховая выплата по случае смерти, как бы кощунственно это не звучало, рассматривалась как доход и облагалась подоходным налогом. Не секрет, что в большинстве развитых стран средства, направляемые на страхование исключаются, из налогооблагаемой базы, а получаемые страховые суммы не облагаются налогом. Не секрет, что в большинстве развитых стран средства, направляемые на страхование исключается, из налогооблагаемой базы, а получаемые страховые суммы не облагаются налогом. Естественно, что при таком подходе возможен прогресс на рынке страховых услуг.

Грамотная политика государства  в данной области воспитывает  у граждан потребность в страховании, а государство снимает с себя обязательства по возмещению своим  гражданам всевозможных ущербов  и убытков, экономия в конечном итоге значительные средства. Кроме того, поощряя страхование, государство с помощью страховых компаний получает огромные инвестиционные средства для собственной экономики. Непродуманная политика в области страхования в РК наоборот влечёт за собой процветание иждивенчества со стороны большей части населения, привыкшего возмещать всё за счёт государства.

Стихийные бедствия, межнациональные  конфликты и т.п. неизбежно приводят к потере имущества, получению увечья, гибели. В странах с развитой страховой  культурой причинённые ущерб, естественно, в подобных случаях возмещается страховыми компаниями, что имеет свои преимущества – во-первых, выплаты соразмерны причинённому ущербу, во-вторых, государство может оказать дополнительную помощь.

Среди наиболее насущных проблем, стоящих перед страхованием, можно выделить так же острейшую проблему фактического отсутствия адекватных инвестиционных инструментов, удовлетворяющих требованиям страховщиков. Вопрос в том, каким образом разместить временно свободные денежные средства страховых компаний – прежде всего страховые резервы – стал сейчас настоящей головной болью для страховщиков. Суть проблемы в следующем. Порядок размещения страховых резервов строго регламентируется государством и отклонение от установленных правил со стороны страховых компаний может стоить им лицензии на право занятия страховой деятельностью. Однако, установив определённые обязательные правила, государство не несёт никакой ответственности, если выполнение указанных правил приведёт к негативным последствия. Практически отсутствуют инструменты, обеспечивающие гарантированные государством условия надёжности инвестирования страховщиком страховых резервов, прежде всего, в части современной их возвратности и оговорённой доходности.

К наиболее серьёзным  проблемам страхового рынка относится так введение обязательных видов страхования под патронажем некоторых министерств и ведомств. Как правило, страхование не получают никакой страховой защиты, а министерства или уполномоченные коммерческие организации аккумулируют средства практически на безвозмездной основе, а затем расходуется их далеко не всегда в интересах страхователей. В результате обязательное страхование становится способом отчисления и перераспределения финансовых ресурсов в пользу отдельных министерств и ведомств.

Во многих случаях  обязательное страхование представляет собой дополнительные поборы с граждан, зачастую даже не предполагающих о  том, что их ''застраховали''. В большинстве случаев такое страхование соответствует не интересам государства, а интересам отдельных страховых компаний, сумевших решить свою пользу проведения такого страхования.

Отдельного рассмотрения заслуживает проблема налогообложения  операций, связанных со страхованием. Специалисты в области страхования неоднократно отмечали, что ряд положений налогового законодательства создаёт препятствия развития страхования в нашей стране. При этом именно реформирование налогообложения страхователей – потребителей страховых услуг.

Существование страхового рынка зависит прежде всего от наличия потребности предприятий и населения в страховании и их способности оплачивать страховые услуги. В настоящее время налогообложения потенциальных клиентов страховых компаний настолько нерационально, что большая их часть теряет всякий интерес к заключению договора.

Прежде всего целесообразно  было бы отменить ограничения на включение  в себестоимость затрат юридических  лиц на страхование. В настоящее  время на себестоимость могут  быть отнесены расходы на страхование, не превышающие в сумме 1 % от объёма реализации продукции и услуг предприятия. Опыт показывает, что этого явно недостаточно. Если затраты на страхование принципиально признаны производственными затратами и включаются в себестоимость (хотя бы и в ограниченном размере), надо сделать следующий шаг и снять этот лимит.

Кроме того, перечень видов  страхования, взносы по которым включаются в себестоимость, можно несколько  расширить. В частности, в него должны быть включены страхование гражданской  ответственности по обязательствам вследствие причинения вреда без  каких-либо ограничений, а также страхование экспортных кредитов.

Внедрение некоторых  послаблений в вопросах налогообложения  страховых операций, естественно, приведёт к некоторому уменьшению поступлений  в бюджет. Однако эти суммы, не могут  сравниться с той выгодой, которую получит государство посредством экономии средств на всевозможных компенсирующих выплатах, так как гражданам будет выгодно за счёт своих средств обеспечить свою страховую защиту и, в случае необходимости, компенсировать свои убытки не за счёт государства, а за счёт средств страховых компаний, как это делается во всём цивилизованном мире.

Информация о работе Страхование в Казахстане