Страхование в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие сущности и структуры современной страховой системы в рыночной экономике и тенденции её развития в Казахстане.

Содержание

Введение 3
1 Страхование в рыночной экономике 5
1.1 Основные этапы развития страхового дела 5
1.2 Экономическая сущность, категории и функции страхования 6
1.3 Страховая система в Германии 9
2 Анализ развития страхового дела в Казахстане 11
2.1 История становления страхования в Казахстане 11
2.2 Анализ развития страхового рынка 2009 - 2011 гг. 14
3.1 Проблемы и совершенствование развития страхового рынка в Казахстане
Проблемы развития страхового рынка РК 16
3.2 Совершенствование регулирования и надзора страхового дела РК
Заключение
Список использованной литературы 21

Работа состоит из  1 файл

страхование!!!.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

Особого внимания требует  проблема развития долгосрочного страхования  жизни в РК, так как оно успешно  решает вопросы социального обеспечения.

Пенсионное, в частности, страхование позволяет получить дополнительную к государственной пенсии, причём не только пенсию по старости, но и пенсию по инвалидности; снижает нагрузку на расходную часть бюджета, поскольку снижает затраты государства на социальное обеспечение граждан, а государство сосредотачивается на защите наименее обеспеченных слоёв населения, в отличие от государственных и негосударственных пенсионных фондов обеспечивает страховую защиту в случае смерти застрахованного; позволяет выплачивать пенсию не только от суммы собранных страховых взносов, но также учитывать и инвестиционный доход.

Страхование ренты обеспечивает застрахованным дополнительный доход, не зависящий от выплат из бюджета.

Страхование жизни позволяет  накопить определённую сумму денежных средств, а также защищает финансовые интересы семьи застрахованного на случай его смерти.

Следует отметить, что  для развития долгосрочного страхования  жизни необходима серьёзная государственная  поддержка. На деле наше законодательство сдерживает развитие страхования жизни (речь здесь идёт реальном долгосрочном страховании жизни, а не о разного рода способах ухода от  налогов при помощи псевдостраховых схем). И Налоговый кодекс, и действующий Закон ''О подоходном налоге'' предусматривают включение в налогооблагаемую базу физического лица взносов работодателя по страхованию жизни. То есть налог должен быть уплачен уже сегодня, несмотря на то, что реальную выгоду работник получит через много лет. Понятно, что это сделано с целью пресечь попытки ухода от налогообложения с помощью страхования. Но как раз по ''зарплатному'' страхованию это бьёт в последнюю очередь, так как оставляет возможность для использования следующей схемы: взносы предприятие перечисляет по имущественному страхованию, а выплаты работники получают по страхованию жизни. При этом не требуется, чтобы предприятие вносило большие суммы по страхованию жизни, так как этот договор – всего лишь прикрытие, создающее видимость законности такой операции. Реально же страдают в первую очередь честное долгосрочное страхование, которое должно быть аккумулятором и поставщиком на рынок долгосрочных и дешёвых инвестиционных ресурсов.

Среди проблем страхового рынка можно выделить также значительные региональные диспропорции и неразвитость его инфраструктуры: страховых брокеров и агентов, оценщиков, экспертов, система подготовки страховых кадров. Страховые компании-лидеры сосредоточены в ведущих финансово-промышленных центрах.

Освоение регионального  рынка происходит посредством открытия филиалов и представительств. Содержание штата такого структурного подразделения, обеспечение его средствами связи и оргтехники, без которых сегодня немыслима нормальная работа любого предприятия, а также аренда помещения является очень накладным. Более экономное освоение регионального рынка посредством использования страховых брокеров, с успехом использующееся к примеру в США, в нашей стране не нашло пока должного распространения ввиду отсутствия надлежащей законодательной базы и необходимого количества подготовленных специалистов.

Развитие страхового бизнеса в РК и её большое экономическое и территориальное пространство уже сегодня диктует необходимость подготовки специалистов с высшим страховым образованием. На Западе этот вид образования достаточно широко распространён, и существует целый ряд приобрётших широкую известность учебных заведений. В США, например, это Нью-Йоркский страховой колледж, который занимает важное положение в системе мирового высшего страхового образования.

Следующим проблемным вопросом страхового рынка является скудность предложений. Сегодня страховщики предоставляют клиентам не более 30-40 страховых продуктов, в то время как в развитых странах перечень страховых услуг насчитывается более 300 разнообразных видов. В виду нестабильности экономики страны практически отсутствуют долгосрочные накопительные программы, которые во многих странах являются приоритетными и пользуются популярностью среди населения.

Нестабильность финансово-экономической  и социально-политической ситуации в стране и отсутствие чёткой государственной  политики в области страхования также оказывают негативное влияние на состояние страхового рынка. Практически полностью потеряно доверие страхователей к долгосрочному страхованию и страхованию с отсроченными выплатами. К сожалению, это доверие и в 1991 году и сегодня подорвано без усилия государства. Складывается парадоксальная ситуация, когда государство, являясь наиболее заинтересованной стороной в развитии долгосрочного страхования жизни, делает всё для того, чтобы погубить это страхование сегодня и забыть о его существовании ещё минимум на 2-3 года.

Экономический кризис тяжело ударил по всей экономике РК, включая  страховой сектор. Замораживание  государственных ценных бумаг и  резкое падение курса тенге имеют  два основных последствия для  страхового бизнеса – сокращение платёжеспособного спроса на страховые услуги и снижение платёжеспособности самих страховых компаний.

Из-за девальвации национальной валюты и сопутствующего ей роста  цен в условиях значительной зависимости  РК от импорта существенно уменьшились  реальные доходы населения и активы предприятий. Вследствие этого произошло резкое сокращение спроса на страхование, которое, как правило, имеет замыкающий характер в потребностях населения и предприятий (за исключением случаев обязательного страхования в силу закона или по условиям контрактов).

В условиях девальвации объём ответственности  страховой компании, выраженный в  тенге, резко падает по сравнению  с реальной стоимостью убытков страхователя. Поэтому девальвация дискредитирует саму идею страхования – клиенты будут считать, что страховщики их обманули.

Замораживание государственных  ценных бумаг проделало бреши  в платёжеспособности практически  всех страховых компаний. Хотя следует  отметить, что ряд крупнейших страховщиков, играющих определяющую, системную роль на рынке, понесли относительно небольшие прямые потери. Здесь, однако, надо учитывать, что косвенные последствия кризиса не менее значительны, чем прямой ущерб страховщикам. Дело в том, что ''закупорка'' банковской системы привела к существенному усложнению проведения платежей премии и страхового возмещения. Потеря ликвидности многих банков, кроме того, имела следствием замораживание депозитов страховщиков.

В соответствии с ростом курса доллара реальная стоимость  тенговых активов страховщиков также  уменьшается. Особенно отрицательно это скажется на страховых компаниях, практикующих установление страховой суммы в валюте – потенциально это означает рост уровня выплат сообразно курсу доллара более чем в 3 раза.

Из-за снижения платёжеспособности страховщиков, уже начались задержки выплат страховых возмещений, сложности в расчётах по перестрахованию между компаниями, что ещё больше осложнит ситуацию. Следствием этого может стать недоверие к перестрахованию внутри страны и резкий рост объёмов внешнего перестрахования.

В условиях инфляции страховщики  начали закладывать рост стоимости  ликвидации последствий страховых событий в премию, что уже привело к удорожанию страхования.

Кризисные явления, в  сочетании с требованием увеличения уставного капитала, приведут к ещё большему снижению числа страховщиков – их остаётся несколько сотен. В основном это будут московские компании и региональные страховщики, опирающиеся на финансовые и промышленные корпорации, а также на местные органы власти. Произойдёт концентрация страхового капитала – часть компании, не вписавшихся в требования рынка, должна будет присоединиться к более сильным страховым группам.

Из этого логически  вытекает, что развитие страхового рынка не может происходить без  серьёзной и продуманной государственной поддержки. В свете сказанного совершенно очевидна необходимость разработки страховой идеологии и внедрение её, в первую очередь, в сознание государственных чиновников, депутатов парламента и широких слоёв населения.

 

 

3.2 Совершенствование регулирования и надзора за страховой деятельностью РК

 

Действующее страховое  законодательство является достаточно эффективным инструментом регулирования страхового сектора, обеспечив при этом уполномоченный государственный орган независимостью и достаточными полномочиями. Урегулированы многие вопросы организации страховой деятельности и взаимоотношений между участниками страховых отношений.

Вместе с этим развиваются  новые страховые продукты и технологии их реализации, наблюдаются тенденции  развития страхования как вида предпринимательства, всё больше интегрирующегося в мировой страховой рынок, приобретая при этом международный характер. В связи с этим методы регулирования данного сектора экономики требуют совершенствования с учётом международных стандартов и принципов.

В свою очередь создание равных усилий деятельности на страховом  рынке будет способствовать улучшению  качества, расширению перечня и снижения стоимости предлагаемых страховых  услуг для страхователей.

В настоящее время  регулирование и надзор за страховой  деятельностью, в общем, осуществляется на основе проверки выполнения субъектами надзора установленных нормативов, в том числе пруденциальных, так называемое пруденциальное регулирование. Этот подход заключается в поиске уже имеющихся проблем и последующих попытках их решения (устранения). При всей необходимости данного подхода, учитывая опыт многих стран, как один из его основных недостатков отмечается то, что в случае возникновения какой-либо проблемы у страховой организации, велика степень вероятности того, что уже слишком поздно прилагать усилия для её успешного решения.

Развитие национальной страховой индустрии в целом будет способствовать созданию необходимых предпосылок для обеспечения экономической и социальной безопасности государства.

В рамках реализации основных задач по совершенствованию регулирования и надзора за страховой деятельностью необходимо осуществить экспертизу существующей законодательной базы и подзаконных нормативных правовых актов, оказывающих непосредственное влияние на деятельность, осуществляемую страховыми организациями, с последующим внесением изменений и дополнений в действующие законодательные акты Республики Казахстан и нормативные правовые акты уполномоченного органа.

Необходимо отметить, что определяющим фактором развития страховых организаций, осуществляющих деятельность в отрасли «страхование жизни», является наличие полноценного отечественного рынка долгосрочных ценных бумаг.

В заключение следует  отметить, что несмотря на то, что  в целом в Республике Казахстан  сформировалась стандартная система государственного регулирования страхового рынка, процесс этот рано считать окончательно завершенным. Становление и совершенствование системы - продолжается, а разнообразие форм взаимоотношений государства и страхового сообщества и их содержание - постоянно видоизменяется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, страхование  представляет собой совокупность общественных отношений, связанных с образованием страхового фонда за счёт взносов, вносимых участниками его создания, с централизацией его в организациях, осуществляющих проведение страховых операций, и с использованием на покрытие ущерба или осуществление других выплат лицам, в отношении которых проводится страхование, в случае наступления заранее оговорённых случайных событий.

Сегодня страховой рынок  республики является одним из самых  развитых среди стран СНГ. Вместе с тем, современный этап развития экономики страны, в том числе  с учётом тенденций в этой сфере  как внутри государства, так в  мировом пространстве, ставит перед национальной страховой индустрией новые цели и задачи. Поэтому важно своевременно и чётко обозначить приоритетные направления развития страхового рынка республики на ближайшую перспективу и пути их реализации. Это обусловлено многими факторами, в том числе и тем, что развитие страхования, как одного из эффективных рыночных механизмов управления рисками, способствует стабильному развитию и других отраслей экономики.

Страховой ранок Германии характеризуется динамичным развитием. Страховое дело в Германии разделено между системой государственного и социального обеспечения и частным сектором страховых услуг. Социальное страхование обязательно для всех работников наёмного труда, если они не охвачены сектором частных страховых дел. Имеет в виду страхование по старости, на случай безработицы, страхование на случай временной утраты трудоспособности.

Страховые компании Германии, по общему мнению, принадлежат к  наиболее надёжным в мире. Первая в мире система обязательного социального страхования бола создана более ста лет назад именно в Германии. В Германии же впервые в мире была введена и система коммерческого страхования.

Важной отраслью страхования  является социальное страхование, которое  к настоящему моменту представляет собой ещё не сформированную систему, а скорее разрозненные государственные фонды социального страхования. Объектом социального страхования является уровень доходов граждан.

Информация о работе Страхование в Казахстане