Сущность аудита и его роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание

Система бухгалтерского учета и аудита, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.

Содержание

введение……………………………………...……...………………………...3
Глава 1. Сущность аудита в Рыночной экономике ………….6
1.1. Исторические предпосылки возникновение аудита ………………………6
1.2. Понятие и сущность аудита и аудиторской деятельности ……………….8
1.3. Отличие внешнего аудита от ревизии и внутреннего аудита …………...11

Глава 2. Роль аудита в условиях рыночной экономики ....13
2.1. Роль аудита в обеспечении стабильности и надежности
экономического развития …………………………………………...………….13
2.2. Цели и задачи аудита в Республике Казахстан …………………………..15
2.3. Принципы проведения аудита …………………………………………….19
2.4. Контроль за качеством работы аудиторов в Казахстане ……………...…21

Глава 3. Методы совершенствование аудита в
Республике Казахстан………………………………………...……….. 24

Заключение ……………………………………......….....……………....….26

список литературы ……………………………….………...……………30

Работа состоит из  1 файл

аудит тема 1.Сущность аудита и его роль в условиях рыночной экономики.doc

— 285.00 Кб (Скачать документ)


содержание 

 

 

введение……………………………………...……...………………………...3

Глава 1. Сущность аудита в Рыночной экономике ………….6

1.1. Исторические предпосылки возникновение аудита ………………………6

1.2.  Понятие и сущность аудита  и аудиторской деятельности ……………….8

1.3. Отличие внешнего аудита от ревизии и внутреннего аудита …………...11

 

Глава 2. Роль аудита в условиях рыночной экономики ....13

2.1. Роль аудита в обеспечении стабильности и надежности

экономического развития …………………………………………...………….13

2.2. Цели и задачи аудита в  Республике Казахстан …………………………..15

2.3. Принципы  проведения аудита …………………………………………….19

2.4. Контроль за качеством работы  аудиторов в Казахстане ……………...…21

 

Глава 3. Методы совершенствование  аудита в 

Республике Казахстан………………………………………...……….. 24

 

Заключение ……………………………………......….....……………....….26

 

список литературы ……………………………….………...……………30

 

Приложение

 

 

введение

 

 

Система бухгалтерского учета и  аудита, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.

В начале 90-х годов Казахстан  стал активно развивать международные  экономические связи, стремиться войти в мирохозяйственные финансовые институты и мировую рыночную экономическую систему. Это привело к тому, что система бухгалтерского учета и аудита, ее формы и методы, сложившиеся в условиях централизованного планирования и управления, перестали отвечать условиям складывающегося рыночного хозяйства.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что переход Республики Казахстан к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место должен занять и институт аудиторства. Его главная цель – обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности. Данные по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций у юридических объектов могут быть объективно подтверждены независимым аудитом.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие  субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники, и, прежде всего, коллективные собственники - акционеры, пайщики, - а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные и зачастую очень сложные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Правильные данные нужны  не только непосредственнм инвесторам или акционерам, но и кредиторам для оценки надежности погашения займов и выплаты процентов. Поставщиков интересует информация о способности предприятия вовремя погасить кредиторскую задолженность; работников предприятия - стабильность и рентабельность его деятельности для оценки своих перспектив занятости, получения финансовых и других льгот и выплат. Правительство заинтересовано в информации, необходимой для разработки экономической политики, включая налоговые меры.

Таким образом, в аудите переплетаются различные интересы участников рынка, властных структур и широких слоев населения. Со стороны многочисленных пользователей отчетности (в том числе и на уровне властных структур страны) постоянно усиливается давление в сторону повышения уровня ее достоверности. Соответственно предъявляются повышенные требования как к непосредственным составителям этой отчетности, так и к тем профессиональным лицам, которые призваны подтверждать степень ее достоверности, т.е. к аудиторам.

Современный аудит – это особая организационная форма контроля, неотъемлемый элемент инфраструктуры рынка, в чем и состоит его определяющая особенность.

Особую актуальность теме придает  то, что функции аудиторов выходят  за рамки засвидетельствования факта  достоверности отчетов по результатам проверки финансовой деятельности их клиентов. Например, в обязанность проверяющих входит и консультирование администрации компании по вопросам управления и др. Существуют и просто бухгалтеры-консультанты, которые работают в частном порядке и привлекаются клиентами в особых случаях. При этом каждый из пользователей аудиторско-консультационных услуг, заботясь о своих собственных интересах, объективно нуждается в тех функциях, которые выполняют аудиторы.

Интеграция экономики Казахстана в мировое хозяйство и появление хозяйствующих субъектов с совместной с нерезидентами формой собственности, инвестированием свободных капиталов в экономику как своей страны, так и зарубежных государств возникла необходимость адаптации и трансформации казахстанской системы бухгалтерского учета и  аудита к международным стандартам, разработки единых подходов к формированию экономических показателей, которые точно отражали бы состояние дел в народном хозяйстве, а также финансовое положение и результаты производственно-коммерческой деятельности корпораций, предприятий и организаций различных форм собственности.

В рыночной экономике с развитием корпоративных форм собственности не только государственные органы заинтересованы в получении четких и достоверных отчетных данных о финансовом состоянии и результатах деятельности хозяйствующих субъектов за определенный период. Такими заинтересованными пользователями отчетности стали прежде всего акционеры предприятий и корпораций, кредитующие банки и инвестиционные фонды, поставщики комплектующих материалов и сырья, покупатели готовой продукции, страховые компании и другие.

Изменение в Казахстане экономических  отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость  адекватной трансформации казахстанской  системы бухгалтерского учета и аудита. Новая система бухгалтерского учета и аудита, разрабатываемые новые правила, нормы постановки и ее внедрение должны создать комплекс элементов рыночной инфраструктуры, обеспечивающий благоприятный климат для приобщения казахстанских хозяйствующих субъектов к международным рынкам капиталов, частным инвесторам, в том числе иностранным. Одновременно эта система будет содействовать открытости нашей страны и росту доверия между Казахстаном и остальным миром.

Целью исследования курсовой работы был анализ сущности и роли аудита в рыночной экономике, выявления основных проблем и разработки методики совершенствования методологии аудита в Казахстане.

Для реализации поставленной цели в  курсовой работе ставились задачи рассмотреть  и произвести анализ следующих вопросов:

  1. Исторические предпосылки возникновение аудита.
  2. Понятие и сущность аудита и аудиторской деятельности, его отличие от ревизии и внутреннего аудита.
  3. Роль аудита в обеспечении стабильности и надежности экономического развития.
  4. Цели, задачи и принципы аудита в Республике Казахстан.
  5. Контроль за качеством работы аудиторов в Казахстане.
  6. Методы совершенствование аудита в Республике Казахстан.

При написании курсовой работы была изучена литература отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблематике, среди указанных авторов хотелось бы отметить работы Абдугапарова Р.Т., Исканбековой С.С., Курмантаева М. И.,  Мауленова Б.Б., Подольского В. И., Сарсенбаева А.К., Серсекулова А.С., Суйца В.П., Ташеновой Т. В., Тишабаева Д.И., Шеремета А.Д. и др.

 

Глава 1. Сущность аудита в Рыночной экономике

1.1. Исторические предпосылки возникновение аудита

 

 

Профессия аудитора известна с глубокой древности. Еще примерно в 200 г. до н.э. квесторы (должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами Римской империи) осуществляли контроль за государственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и заслушивались экзаменатором. Подобная практика и дала термин «аудитор» (от лат. - слушать).

Возникновение аудита связано  с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверенными в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались специальные люди - аудиторы, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета сначала не было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым требованием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.

Исторической родиной  аудита считается Великобритания, где  с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны не реже одного раза в год приглашать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

Мировой экономический  кризис 1929-1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В то время резко ужесточились требования к качеству аудиторской проверки, она стала обязательной, увеличилась рыночная потребность в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.

В Великобритании аудиторами именуются любые специалисты  в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах. Во Франции независимым финансовым контролем занимаются две профессиональные организации - бухгалтеров-экспертов, в компетенцию которых входят непосредственно ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и оказание консультационных услуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достоверности финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер.

Во всех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию бухгалтера-аудитора, предстоят долгие годы учебы и практической деятельности, а также многочисленные экзамены. Специалисты Палаты аудиторов, Институты профессиональных бухгалтеров и другие регулярно проверяют их работу, и исключение из этих организаций означает запрещение дальнейшей деятельности.1

В конце 80-х - начале 90-х годов была сделана попытка принять законодательный  акт об аудиторской деятельности в СССР. С принятием ряда законов союзного и республиканского значения («О предприятиях в СССР», «О собственности в СССР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности в РСФСР», «О банках и банковской деятельности в РСФСР»), в которых предусматривалось создание предприятий различных организационно-правовых форм, давалось определение предпринимательской деятельности, утверждались либеральные рыночные отношения в кредитной сфере, в стране на правовой основе стали создаваться различные коммерческие структуры, в том числе и аудиторские фирмы. В декабре 1991 г. в РСФСР на государственном уровне был поставлен вопрос о создании аудиторской службы как одного из важных направлений перестройки системы финансового контроля в республике.

Таким образом, с 1991 г. свою историю  ведет институт независимого аудита в Казахстане. Появление аудита было вызвано объективными причинами, важнейшими из которых явились развитие предпринимательства, создание коммерческих предприятий и банков, становление рынка капиталов в стране, что, в свою очередь, обусловило необходимость совершенствования системы контроля за деятельностью данных субъектов и расширения состава контролирующих органов. Помимо контроля со стороны государства за деятельностью самостоятельных экономических субъектов, у других заинтересованных лиц (их акционеров (участников), кредиторов) также возникла потребность в получении объективной информации о финансовом положении данных предприятий (организаций). Такую независимую экспертизу деятельности экономических субъектов и призваны были обеспечивать создаваемые аудиторские организации.

Информация о работе Сущность аудита и его роль в рыночной экономике