Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 13:23, курсовая работа
Система бухгалтерского учета и аудита, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.
введение……………………………………...……...………………………...3
Глава 1. Сущность аудита в Рыночной экономике ………….6
1.1. Исторические предпосылки возникновение аудита ………………………6
1.2. Понятие и сущность аудита и аудиторской деятельности ……………….8
1.3. Отличие внешнего аудита от ревизии и внутреннего аудита …………...11
Глава 2. Роль аудита в условиях рыночной экономики ....13
2.1. Роль аудита в обеспечении стабильности и надежности
экономического развития …………………………………………...………….13
2.2. Цели и задачи аудита в Республике Казахстан …………………………..15
2.3. Принципы проведения аудита …………………………………………….19
2.4. Контроль за качеством работы аудиторов в Казахстане ……………...…21
Глава 3. Методы совершенствование аудита в
Республике Казахстан………………………………………...……….. 24
Заключение ……………………………………......….....……………....….26
список литературы ……………………………….………...……………30
1.2. Понятие и сущность аудита и аудиторской деятельности
Существует множество определений аудита - одни из них закреплены в официальных нормативных документах, как международных, так и национальных, другие определения даются специалистами в области аудита.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности в Республике Казахстан «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» следующим образом определяет аудит бухгалтерской отчетности и его необходимость: под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:
а) бухгалтерская отчетность
используется для принятия решений
ее заинтересованными
б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной деятельности; кроме этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;
в) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.
Вот еще одно определение аудита из нормативных актов Республики Казахстан:
Аудит представляет собой проверку финансовой отчетности (далее - аудит) юридических лиц (далее - аудируемые субъекты) с целью выражения независимого мнения о достоверности и объективности составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан.2
Одной из международных организаций, до недавнего времени контролирующей и координирующей аудиторскую деятельность, был Комитет по аудиторской практике, который состоял из представителей всех основных профессиональных бухгалтерских организаций. Комитет был ответственен за установление стандартов и инструкций аудита с 1976 г. по 1991 г. В настоящее время эту функцию выполняет Совет по аудиторской практике.
Комитет по аудиторской практике предложил простое определение аудита: аудит - это независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом.
Аудитор - физическое лицо, отвечающее квалифицированным требованиям, установленным законодательством, и аттестованное в установленном порядке на право осуществления аудиторской деятельности.
Аудитом занимается аудитор - частное лицо или фирма, проводящие аудит предприятия, и партнеры такого частного лица или такой фирмы. В необходимых случаях понятие «аудитор» включает в себя и аудиторский персонал, действующий на основании делегирования полномочий.
Положение об основных концепциях аудита, которое в 1973 г. опубликовал Комитет по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров (ААА), определяет и процесс, и цели аудита: аудитом называется систематический процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия этих учреждений установленным критериям и представление результатов проверки заинтересованным пользователям.
Данное определение содержит несколько ключевых моментов. Во-первых, оценка должна быть объективной, т.е. независимой от влияния субъективных факторов, администрации, собственников (акционеров), работников компании и т.д. Во-вторых, аудитор определяет степень соответствия данных, представленных в отчетности, реальным данным, т.е. выражает свое мнение по поводу верности и обоснованности информации, содержащейся в финансовых отчетах, а не подтверждает абсолютную точность представленных данных. В-третьих, проверка совершается в интересах определенных лиц. Естественно, что эти интересы различны, иногда даже полярны, поэтому для сохранения объективности и удовлетворения потребностей всех пользователей в нужной и полезной информации аудитор точно определяет, в какой мере проверенные факты соответствуют критериям и стандартам. В международной финансовой отчетности такими критериями являются общепринятые принципы бухгалтерского учета.3
Отличие аудита от аудиторской
деятельности состоит в том, что
последняя предусматривает и ра
Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансовой отчетности - реальности статей баланса, достоверности бухгалтерского учета, законности и целесообразности хозяйственных операций, а результатом аудиторских услуг - возможное состояние объектов в будущем, т.е. прогнозные экономические показатели, качественные характеристики организационной структуры управления, системы учета и контроля (приложение 1).
Деятельность аудиторская - деятельность аудиторов и включающее как собственно аудит, так и сопутствующие аудиту услуги 4 (таблица 1).
Таблица 1
Характеристика аудиторской деятельности
Содержание аудиторской |
Аудит |
Сопутствующие аудиторские услуги | |
другие виды проверок |
другие сопутствующие работы | ||
Цель оказания услуг |
Выражение мнения о достоверности отчетности |
Обзор допущенных предприятием нарушений |
В зависимости от вида сопутствующих услуг |
Степень выборки |
До 100% с учетом величины (уровня) существенности |
В зависимости от вида проверки по согласованию с заказчиком |
Не установлена |
Доказательства типичных нарушении |
Аудиторские доказательства на все нарушения |
Аудиторские доказательства на часть типичных нарушений, на остальную часть - аудиторская информация |
- |
Доказательства отдельных |
Аудиторские доказательства |
Подтверждением обнаружения |
- |
Уровень гарантии достоверности отчетности |
Больший уровень гарантии |
Меньший уровень гарантии |
- |
Формы отчета |
Аудиторское заключение |
Отчет аудиторской фирмы (аудитора) |
Отчет аудиторской фирмы (аудитора) |
Виды аудиторской деятельности |
Аудиторская проверка |
Выборочная проверка отдельных сторон деятельности, тематическая проверка, комплексная проверка |
Другие услуги, разрешенные действующим законодательством |
1.3. Отличие внешнего аудита от ревизии и внутреннего аудита
Аудит существенно отличается от ревизии по целому ряду признаков. Под ревизией понимается обследование деятельности юридического лица вышестоящей или контролирующей организацией с целью проверки правильности и законности действий этого экономического субъекта.
Если целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности, оказание услуг, помощи, сотрудничество с клиентом, то цель ревизии – это выявление недостатков, предложения об их устранении и наказание виновных.
По характеру деятельности: аудит – предпринимательская деятельность; ревизия – исполнительная деятельность, выполнение распоряжений вышестоящей организации (при ведомственном контроле) или государства (при государственном финансовом контроле).
По управленческим связям: аудит – горизонтальные связи, добровольность, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним; ревизия – вертикальные связи, принуждение, назначение, отчет перед вышестоящим звеном об исполнении.
По практическим задачам: аудит – улучшение финансового положения клиента, привлечение инвесторов, кредиторов, помощь и консультирование клиента; ревизия – сохранность активов, пресечение и профилактика злоупотреблений.
По результатам: аудит – аудиторское заключение и рекомендации для клиентов, конфиденциальность информации; ревизия – акт ревизии, организационные выводы, взыскания, указания, передача информации вышестоящим органам, обязательность разглашения информации, в том числе через средства массовой информации.
По статусу: аудитор – независимый эксперт, ревизор – работник контрольно-ревизионного аппарата фирмы или органа управления.
В то же время надо помнить, что два вида финансового контроля – государственный финансовый контроль и аудит – во многом представляют собой две стороны одной медали. И хотя между ними есть ряд концептуальных отличий, перед ними стоит практически общая задача: своей успешной деятельностью в различных секторах экономики укреплять благосостояние нашей страны.
Существуют и различия между внешним (независимым) аудитом и внутренним (внутрихозяйственным) аудитом.
Если ориентация внутреннего аудита направлена на отношения по функциональному и линейному управлению в данной хозяйственной системе, то внешний аудит направлен на важнейшие позиции отчетности и источники доходов, с применением необходимых группировок по видам ресурсов и однотипным операциям.
Объектами проверки внутреннего аудита являются: хозяйственные операции, использование ресурсов, состояние учета, отчетности и хозяйственного контроля, которые проверяются на соответствие установленной учетной политике и общеметодическим положениям. Внешним аудитом проверяются: состояние учета и отчетности, эффективность использования ресурсов и уровень внутрихозяйственного контроля с целью определения масштаба внешнего аудита и уровня первоначального доверия к данным учета и отчетности клиента.
Аудиторский контроль, осуществляя функции управления, исследует процесс расширенного воспроизводства общественно необходимого продукта в соответствии с законодательством и нормативно-правовыми актами, обеспечивающими рациональное хозяйствование в условиях рыночной экономики. В процессе функционирования аудиторский контроль сформировал в системе прикладных экономических наук свой метод. Метод аудиторского контроля в осуществлении своих функций характеризуется использованием общенаучных и собственных методических приемов контроля расширенного воспроизводства общественно необходимого продукта.
Собственные методические приемы аудиторского контроля — это специфические приемы, разработанные практикой на основе достижений экономической науки. Формируются эти приемы в зависимости от целевой функции науки и ее общенаучных приемов и характеризуются взаимным проникновением в однородные отрасли наук. Так, методические приемы аудиторского контроля развились на основе бухгалтерского учета и экономического анализа, статистики и других экономических наук. Вместе с тем методические приемы аудиторского контроля применяются в исследованиях других экономических наук (управление, маркетинг, финансирование, кредитование и др.).
Если независимость
Необходимо отметить и различие в периодичности осуществления контроля: если основным принципом проведения внутреннего аудита является непрерывность, то внешний аудит, в основном, проводится с годовым интервалом, хотя иногда договором предусматривается проведение аудиторских проверок поквартально.
Глава 2. Роль аудита в условиях рыночной экономики
2.1. Роль аудита в обеспечении стабильности и надежности экономического развития
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность необъективной
информации со стороны ее
2) зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;
3) необходимость специальных
знаний для проверки
4) отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.
Эти и ряд других причин привели
к возникновению общественной потребности
в услугах независимых
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.
Информация о работе Сущность аудита и его роль в рыночной экономике