Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 13:23, курсовая работа
Система бухгалтерского учета и аудита, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.
введение……………………………………...……...………………………...3
Глава 1. Сущность аудита в Рыночной экономике ………….6
1.1. Исторические предпосылки возникновение аудита ………………………6
1.2. Понятие и сущность аудита и аудиторской деятельности ……………….8
1.3. Отличие внешнего аудита от ревизии и внутреннего аудита …………...11
Глава 2. Роль аудита в условиях рыночной экономики ....13
2.1. Роль аудита в обеспечении стабильности и надежности
экономического развития …………………………………………...………….13
2.2. Цели и задачи аудита в Республике Казахстан …………………………..15
2.3. Принципы проведения аудита …………………………………………….19
2.4. Контроль за качеством работы аудиторов в Казахстане ……………...…21
Глава 3. Методы совершенствование аудита в
Республике Казахстан………………………………………...……….. 24
Заключение ……………………………………......….....……………....….26
список литературы ……………………………….………...……………30
В целях успешного проведения реформы в области аудита следует на должном уровне организовать подготовку, переподготовку и аттестацию претендентов на получение квалификационного свидетельства аудитора, систему непрерывного профессионального образования аудиторов, а также информационное и методическое обеспечение аудиторов.
Казахстанские правила (стандарты) относятся к национальным и создаются на основе МСА. В приложении 2 приведены в сопоставлении международные и казахстанские правила (стандарты).
В таблице приведены названия 46 правил (стандартов) аудиторской деятельности, которые намечено разработать для Республике Казахстан. Из них 45 являются аналогами МСА. Кроме того, в таблице введены еще 13 стандартов, которые отсутствуют в МСА, но, по мнению разработчиков и аудиторов, крайне необходимы для Республике Казахстан.
В настоящее время разработаны и одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Республики Казахстан 12 стандарта, которые были созданы за 1996–2005 гг. (этапы создания 1–5 приложении 3). При создании правил (стандартов) последней очереди Перечень терминов и определений будет переименован в правило (стандарт).17
После этого, как показывает опыт специалистов, целесообразно начать работу над созданием второй версии правил (стандартов) с учетом изменений законодательства и нормативной базы по аудиту, бухгалтерскому учету, хозяйственному праву, финансам, налогообложению.
Заключение
Подводя итоги по исследованию сущности и роли аудита в рыночной экономике отметим, что:
1. Существует множество определений аудита - одни из них закреплены в официальных нормативных документах, как международных, так и национальных, другие определения даются специалистами в области аудита. Вот определение аудита из нормативных актов Республики Казахстан:
Аудит - предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских организаций) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых декларации и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Республике Казахстан.
Положение об основных концепциях аудита, которое в 1973 г. опубликовал Комитет по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров (ААА), определяет и процесс, и цели аудита: аудитом называется систематический процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия этих учреждений установленным критериям и представление результатов проверки заинтересованным пользователям.
Таким образом, аудит это:
Аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью выражения мнения о степени достоверности этой отчетности.
Аудит - это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной степени можно считать средством достижения коммерческого успеха, поскольку «добавочная стоимость» консультаций, осуществляемых специалистами по видению бизнеса, и их советов, в конечном счете, способствуют экономическому успеху клиента.
2. Аудит существенно отличается от ревизии и контроля по целому ряду признаков:
Если целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности, оказание услуг, помощи, сотрудничество с клиентом, то цель ревизии – это выявление недостатков, предложения об их устранении и наказание виновных. По результатам: аудит – аудиторское заключение и рекомендации для клиентов, конфиденциальность информации; ревизия – акт ревизии, организационные выводы, взыскания, указания, передача информации вышестоящим органам, обязательность разглашения информации, в том числе через средства массовой информации. По статусу: аудитор – независимый эксперт, ревизор – работник контрольно-ревизионного аппарата фирмы или органа управления.
Существуют и различия между внешним (независимым) аудитом и внутренним (внутрихозяйственным) аудитом.
Если ориентация внутреннего аудита направлена на отношения по функциональному и линейному управлению в данной хозяйственной системе, то внешний аудит направлен на важнейшие позиции отчетности и источники доходов, с применением необходимых группировок по видам ресурсов и однотипным операциям.
3. Роль и необходимость
аудита в рыночной экономике
выражается в следующих
Собственники, и, прежде всего, коллективные собственники - акционеры, пайщики, - а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные и зачастую очень сложные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Правильные данные нужны не только непосредственнм инвесторам или акционерам, но и кредиторам для оценки надежности погашения займов и выплаты процентов. Поставщиков интересует информация о способности предприятия вовремя погасить кредиторскую задолженность; работников предприятия - стабильность и рентабельность его деятельности для оценки своих перспектив занятости, получения финансовых и других льгот и выплат. Правительство заинтересовано в информации, необходимой для разработки экономической политики, включая налоговые меры.
Аудиторская деятельность (аудит) в Казахстане представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
Главная цель внешнего аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.
4. Достижению главной цели
Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о поддержании ее на должном уровне, соблюдать требования нормативных документов. Аудитор не должен оказывать клиенту услуги в тех областях экономики, в которых не имеет достаточных профессиональных знаний.
Применение методов статистики и экономического анализа позволяет организовать анализ проведенных проверок на высоком научном уровне, получить более объективные и достоверные данные для принятия решений.
Применение новых
Внешний аудит в Казахстане с точки зрения направлений аудиторской деятельности и отраслевых особенностей подразделяется на общий аудит, страховой аудит, аудит банков, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.
5. Аудиторские организации в ходе осуществления своей деятельности обязаны соблюдать и использовать в качестве основы для принятия любых решении профессионального характера следующие профессиональные этические принципы: независимость; честность; объективность; профессиональная компетентность; добросовестность; конфиденциальность; профессиональное поведение.
Аудиторская организация обязана на всех этапах проведения проверки исходить из позиции профессионального скептицизма, принимая во внимание вероятность того, что получаемые аудиторские доказательства и (или) информация об экономическом субъекте могут быть недостоверными.
Контроль за качеством работы аудитора осуществляется в нескольких формах: контроль основного аудитора за работой своих ассистентов, контроль аудиторской фирмы за работой аудитора и внешний контроль.
Контроль качества аудиторских услуг со стороны государства происходит в форме нормативно-правового регулирования, а также путем организации государственной регистрации аудиторских фирм, лицензирования аудиторской деятельности, квалификационной аттестации аудиторов. Этот контроль в большей мере носит профилактический характер для гарантии оказания аудиторских услуг на определенном профессиональном уровне.
Законом аудиторской деятельности в Республике Казахстан предусмотрена возможность осуществления и последующего контроля качества проведения аудиторских проверок путем организации перепроверок органом, выдавшим лицензию, по собственной инициативе, заявлению заинтересованного экономического субъекта или предложению прокурора. Такие проверки контроля качества аудиторских услуг осуществляются соответственно Минфином РК и НБ РК собственными силами и (или) с привлечением общественных профессиональных объединений. Однако механизм организации такого контроля нормативно-методическими документами до сих пор не определен.
6. В рыночной экономике объективно существует несовпадение интересов руководства субъектов и пользователей при представлении информации о его финансовом состоянии. Проверка бухгалтерского учета и финансовой отчетности субъекта и его соответствие требованиям стандартов бухгалтерского учета определяется как осуществление процесса независимого аудита.
Успешное внедрение системы аудита предполагает решение следующих первоочередных задач:
Необходимо организовать работу по разработке и утверждению стандартов аудита как для частного, так и для государственного сектора с учетом характеристик различных типов аудируемых субъектов и потребностей тех, для кого предназначаются отчеты по аудиту.
В целях успешного проведения реформы в области аудита следует на должном уровне организовать подготовку, переподготовку и аттестацию претендентов на получение квалификационного свидетельства аудитора, систему непрерывного профессионального образования аудиторов, а также информационное и методическое обеспечение аудиторов.
В целях продвижения национальных стандартов бухгалтерского учета и стандартов аудита, координации работы по техническому исследованию в области финансовых вопросов, отстаивания государственных интересов необходимо развивать международные связи и интегрироваться в мировое сообщество.
список литературы
Информация о работе Сущность аудита и его роль в рыночной экономике