Сущность аудита и его роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание

Система бухгалтерского учета и аудита, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.

Содержание

введение……………………………………...……...………………………...3
Глава 1. Сущность аудита в Рыночной экономике ………….6
1.1. Исторические предпосылки возникновение аудита ………………………6
1.2. Понятие и сущность аудита и аудиторской деятельности ……………….8
1.3. Отличие внешнего аудита от ревизии и внутреннего аудита …………...11

Глава 2. Роль аудита в условиях рыночной экономики ....13
2.1. Роль аудита в обеспечении стабильности и надежности
экономического развития …………………………………………...………….13
2.2. Цели и задачи аудита в Республике Казахстан …………………………..15
2.3. Принципы проведения аудита …………………………………………….19
2.4. Контроль за качеством работы аудиторов в Казахстане ……………...…21

Глава 3. Методы совершенствование аудита в
Республике Казахстан………………………………………...……….. 24

Заключение ……………………………………......….....……………....….26

список литературы ……………………………….………...……………30

Работа состоит из  1 файл

аудит тема 1.Сущность аудита и его роль в условиях рыночной экономики.doc

— 285.00 Кб (Скачать документ)

В целях успешного  проведения реформы в области  аудита следует на должном уровне организовать подготовку, переподготовку и аттестацию претендентов на получение квалификационного свидетельства аудитора, систему непрерывного профессионального образования аудиторов, а также информационное и методическое обеспечение аудиторов.

Казахстанские правила (стандарты) относятся к национальным и создаются  на основе МСА. В приложении 2 приведены в сопоставлении международные и казахстанские правила (стандарты).

В таблице приведены  названия 46 правил (стандартов) аудиторской  деятельности, которые намечено разработать  для Республике Казахстан. Из них 45 являются аналогами МСА. Кроме того, в таблице введены еще 13 стандартов, которые отсутствуют в МСА, но, по мнению разработчиков и аудиторов, крайне необходимы для Республике Казахстан.

В настоящее время  разработаны и одобрены Комиссией  по аудиторской деятельности при  Президенте Республики Казахстан 12 стандарта, которые были созданы за 1996–2005 гг. (этапы создания 1–5 приложении 3). При создании правил (стандартов) последней очереди Перечень терминов и определений будет переименован в правило (стандарт).17

После этого, как показывает опыт специалистов, целесообразно начать работу над созданием второй версии правил (стандартов) с учетом изменений законодательства и нормативной базы по аудиту, бухгалтерскому учету, хозяйственному праву, финансам, налогообложению.

 

 

 

 

Заключение

 

 

Подводя итоги по исследованию сущности и роли аудита в рыночной экономике  отметим, что:

1. Существует множество определений аудита - одни из них закреплены в официальных нормативных документах, как международных, так и национальных, другие определения даются специалистами в области аудита. Вот определение аудита из нормативных актов Республики Казахстан:

Аудит - предпринимательская  деятельность аудиторов (аудиторских  организаций) по осуществлению независимых  проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых декларации и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Республике Казахстан.

Положение об основных концепциях аудита, которое в 1973 г. опубликовал  Комитет по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров (ААА), определяет и процесс, и цели аудита: аудитом называется систематический процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия этих учреждений установленным критериям и представление результатов проверки заинтересованным пользователям.

Таким образом, аудит это:

Аудит - это независимая  проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью выражения мнения о  степени достоверности этой отчетности.

Аудит - это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной степени можно считать  средством достижения коммерческого успеха, поскольку «добавочная стоимость» консультаций, осуществляемых специалистами по видению бизнеса, и их советов, в конечном счете, способствуют экономическому успеху клиента.

2. Аудит существенно отличается  от ревизии и контроля по целому ряду признаков:

Если целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности, оказание услуг, помощи, сотрудничество с клиентом, то цель ревизии – это выявление недостатков, предложения об их устранении и наказание виновных. По результатам: аудит – аудиторское заключение и рекомендации для клиентов, конфиденциальность информации; ревизия – акт ревизии, организационные выводы, взыскания, указания, передача информации вышестоящим органам, обязательность разглашения информации, в том числе через средства массовой информации. По статусу: аудитор – независимый эксперт, ревизор – работник контрольно-ревизионного аппарата фирмы или органа управления.

Существуют и различия между  внешним (независимым) аудитом и  внутренним (внутрихозяйственным) аудитом.

Если ориентация внутреннего аудита направлена на отношения по функциональному  и линейному управлению в данной хозяйственной системе, то внешний  аудит направлен на важнейшие  позиции отчетности и источники  доходов, с применением необходимых группировок по видам ресурсов и однотипным операциям.

3. Роль и необходимость  аудита в рыночной экономике  выражается в следующих положениях:

Собственники, и, прежде всего, коллективные собственники - акционеры, пайщики, - а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные и зачастую очень сложные операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение  информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Правильные данные нужны  не только непосредственнм инвесторам или акционерам, но и кредиторам для оценки надежности погашения займов и выплаты процентов. Поставщиков интересует информация о способности предприятия вовремя погасить кредиторскую задолженность; работников предприятия - стабильность и рентабельность его деятельности для оценки своих перспектив занятости, получения финансовых и других льгот и выплат. Правительство заинтересовано в информации, необходимой для разработки экономической политики, включая налоговые меры.

Аудиторская деятельность (аудит) в  Казахстане представляет собой предпринимательскую  деятельность аудиторов (аудиторских  фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

Главная цель внешнего аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

4. Достижению главной цели способствуют  особенности (требования) ведения  аудиторской деятельности: независимость  и объективность при проведении  проверок; конфиденциальность, профессионализм,  компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии.

Аудитор должен обладать необходимой  профессиональной квалификацией, заботиться о поддержании ее на должном уровне, соблюдать требования нормативных документов. Аудитор не должен оказывать клиенту услуги в тех областях экономики, в которых не имеет достаточных профессиональных знаний.

Применение методов статистики и экономического анализа позволяет организовать анализ проведенных проверок на высоком научном уровне, получить более объективные и достоверные данные для принятия решений.

Применение новых информационных технологий заключается преимущественно  в использовании вычислительной техники для организации аудиторской деятельности. Это касается и проведения проверки, и анализа отчетности, ведения и восстановления учета.

Внешний аудит в Казахстане с  точки зрения направлений аудиторской  деятельности и отраслевых особенностей подразделяется на общий аудит, страховой аудит, аудит банков, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

5. Аудиторские организации в ходе осуществления своей деятельности обязаны соблюдать и использовать в качестве основы для принятия любых решении профессионального характера следующие профессиональные этические принципы: независимость; честность; объективность; профессиональная компетентность; добросовестность; конфиденциальность; профессиональное поведение.

Аудиторская организация  обязана на всех этапах проведения проверки исходить из позиции профессионального скептицизма, принимая во внимание вероятность того, что получаемые аудиторские доказательства и (или) информация об экономическом субъекте могут быть недостоверными.

Контроль за качеством работы аудитора осуществляется в нескольких формах: контроль основного аудитора за работой своих ассистентов, контроль аудиторской фирмы за работой аудитора и внешний контроль.

Контроль качества аудиторских  услуг со стороны государства  происходит в форме нормативно-правового регулирования, а также путем организации государственной регистрации аудиторских фирм, лицензирования аудиторской деятельности, квалификационной аттестации аудиторов. Этот контроль в большей мере носит профилактический характер для гарантии оказания аудиторских услуг на определенном профессиональном уровне.

Законом аудиторской деятельности в Республике Казахстан предусмотрена  возможность осуществления и  последующего контроля качества проведения аудиторских проверок путем организации  перепроверок органом, выдавшим лицензию, по собственной инициативе, заявлению заинтересованного экономического субъекта или предложению прокурора. Такие проверки контроля качества аудиторских услуг осуществляются соответственно Минфином РК и НБ РК собственными силами и (или) с привлечением общественных профессиональных объединений. Однако механизм организации такого контроля нормативно-методическими документами до сих пор не определен.

6. В рыночной экономике объективно существует несовпадение интересов руководства субъектов и пользователей при представлении информации о его финансовом состоянии. Проверка бухгалтерского учета и финансовой отчетности субъекта и его соответствие требованиям стандартов бухгалтерского учета определяется как осуществление процесса независимого аудита.

Успешное внедрение  системы аудита предполагает решение  следующих первоочередных задач:

  1. новое законодательное определение аудита и установление на переходный период государственного регулирования в части формирования нормативной базы аудиторской деятельности, организации аттестации и лицензирования;
  2. определение основ осуществления государственного контроля, позволяющих создать систему государственного аудита, который может проводиться в форме внутреннего контроля за работой государственных учреждений, направленного прежде всего на выявление нарушений и недостатков, а также аудита, целью которого является независимая оценка эффективности деятельности органов, содержащихся за счет государственного бюджета.

Необходимо организовать работу по разработке и утверждению  стандартов аудита как для частного, так и для государственного сектора  с учетом характеристик различных  типов аудируемых субъектов и  потребностей тех, для кого предназначаются  отчеты по аудиту.

В целях успешного проведения реформы в области аудита следует на должном уровне организовать подготовку, переподготовку и аттестацию претендентов на получение квалификационного свидетельства аудитора, систему непрерывного профессионального образования аудиторов, а также информационное и методическое обеспечение аудиторов.

В целях продвижения  национальных стандартов бухгалтерского учета и стандартов аудита, координации  работы по техническому исследованию в области финансовых вопросов, отстаивания  государственных интересов необходимо развивать международные связи и интегрироваться в мировое сообщество.

 

 

 список  литературы 

 

 

  1. Закон Республики Казахстан  «Об аудиторской деятельности» от 20 ноября 1998 года N 304-1.
  2. Указ Президента Республики Казахстан «О Государственной программе развития и совершенствования бухгалтерского учета и аудита в Республике Казахстан на 1998 - 2000 годы» от 28 января 1998 года N 3838. 
  3. Приказ Министерства финансов Республики Казахстан «Об утверждении Положения (стандарта) аудита 3 "Контроль качества аудиторской деятельности"» от 19 мая 1999 года N 212
  4. Абдугапаров Р.Т. Система государственного финансового контроля и аудита в Казахстане//Бюллетень бухгалтера, 2001, № 3.
  5. Ануфриев В. Е. О реформировании казахстанской системы бухгалтерского учета и отчетности./ Бюллетень бухгалтера, 2005 г., №8.
  6. Аудит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Подольского В. И., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  7. Белуха Н.Т. Аудит: Учебник. - К.: Знания, КОО, 2000.
  8. Варенников А., Шафронская Г. Система внутренних стандартов аудиторской   организации //Информационный   бюллетень, «Accounting Repovt»,  2004г., Вып. 2.4.
  9. Гуцайт Е.М.. Островский О.М.  Разработка отечественных аудиторских    стандартов:    промежуточные    итоги    и    перспективы//Бюллетень бухгалтера, 2004г., № 9.
  10. Исканбекова С.С. Организация и методы аудита бухгалтерской отчетности. А., 2003.
  11. Курмантаев М. И. Стандарты аудиторской деятельности: Учебное пособие. А., 2000.
  12. Мауленов Б.Б. Аудит: теория и практика: Учебное пособие. А., 2003.
  13. Панков Д.А. Бухгалтерский учет и аудит в зарубежных странах.– Мн.: ИП «Экоперспектива», 2003.
  14. Руководство по финансовому учету, отчетности и аудиту. 1-я редакция. Центральный операционный отдел отчета и отчетности. Всемирный банк, январь 2004.
  15. Сарсенбаев А.К. Практический аудит: Справ, пособие. –А.: Экономика, 2003.
  16. Сейдахметов Л.Д. Международная стандартизация и гармонизация учета и отчетности. А., 2003.
  17. Серсекулов А.С. Практический аудит. А.: Экономика, 2001.
  18. Ташенова Т. В. Аудит: методология и организация. А., 2000.
  19. Тишабаев Д.И. Контроль и  аудит:  основные  методические приемы и технология. А., 2003.
  20. Шеремет А.Д., Суйц В.П.  Аудит: Учебник. – 2-е изд., доп.  и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2000.

Информация о работе Сущность аудита и его роль в рыночной экономике