Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:03, курсовая работа
Необходимость в учете возникла в глубокой древности. Естественно, что в начале человек вел простейший учет. Средства для этого были весьма примитивными. С развитием общества требования к учету росли, менялись стоящие перед ним задачи. Изменение способа производства влечет за собой перестройку структуры общества, экономического уклада, изменения методов руководства деятельностью предприятий, а это предъявляет другие требования к информации, меняет цели и задачи.
Учет был и остается важнейшей функцией управления независимо от общественной формации. Он оказывает непосредственное влияние на качество управленческих решений, на эффективность системы управления, являясь ее органической функцией.
Введение 3
Сущность бухгалтерского дела и его концептуальные основы 4
Особенности учета и отчетности на различных стадиях функционирования предприятия. 18
2.1. Особенности учета и отчетности на стадии создания организации 18
Особенности учета и отчетности на стадии реорганизации
организации 21
2.3. Особенности формирования вступительной бухгалтерской отчетности при реорганизации в форме слияния 23
2.4. Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при реорганизации в форме присоединения 25
2.5. Особенности формирования вступительной бухгалтерской
отчетности при реорганизации в форме разделения 26
2.6. Особенности формирования вступительной
бухгалтерской отчетности при реорганизации в форме выделения 28
2.7. Особенности формирования вступительной бухгалтерской отчетности при реорганизации в форме преобразования 30
3. Особенности учета и отчетности на стадии ликвидации организации 32
3.1. Финансовая отчетность при банкротстве 39
Задача 41
Заключение 44
Библиографический список 45
Бухгалтерский учет как практическая деятельность, т.е. по сути своей бухгалтерское дело с позицией его исполнителя представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного непрерывного и документарного учета всех хозяйственных операций. Одновременно работники бухгалтерии осуществляют контроль за соответствием этих операций действующему законодательству, экономичностью использования ресурсов, выявляют и анализируют результаты производственно-хозяйственной деятельности организаций. Синтезируя разные аспекты этого понятия, можно сказать, что бухгалтерское дело – это система измерения, обработки и представления информации об определенном хозяйствующем субъекте, целенаправленно организованный процесс получения, обработки и передачи документально обоснованной информации о наличии, движении и использовании средств, потребление части этой информации работниками бухгалтерии для контроля юридической обоснованности экономических актов, экономичности хозяйствования, планирования и прогнозирования результатов производственной и коммерческой деятельности. Умение организовать и осуществлять учет, использовать его данные – это искусство, требующее профессиональных знаний.
Функционально практическим осуществлением бухгалтерского учета в большинстве организаций занимается особый экономический отдел, служба – бухгалтерия – во главе с главным бухгалтером. Ее деятельность регламентируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете», другими общими и специальными законами и нормативными актами государства, определяющими нормы хозяйственного права, утверждающими необходимость учета, обязательность внешней отчетности, ее состав и общие принципы составления. Действующее законодательство обязывает учреждения и организации вести бухгалтерский учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций на основе натуральных измерителей и в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения.
Важными для практической реализации системы бухгалтерского учета являются единый план счетов, методические рекомендации и указания по первичному документированию, составу затрат, оценке активов и пассивов, начислению амортизации основных средств, расчету налогооблагаемых показателей и т.п., утверждаемые финансовыми и статистическими органами, Центральным банком РФ и др.
Непосредственно в организациях разрабатываются положения по учету и отчетности, определяющие права и обязанности бухгалтерии и главного бухгалтера, структуру учетного аппарата, порядок учета основных видов средств, методические указания по оформлению и учету отдельных хозяйственных операций и расчетов. Четко регламентируются перечень унифицированной первичной документации, правила учетных процедур, ответственность за их исполнение. Индивидуально для каждой организации определяется учетная политика, устанавливается график выполнения основных учетных работ в условиях их максимально возможной механизации и автоматизации.
Бухгалтерский учет как информационный процесс включает документирование хозяйственных операций, систему группировки первичных данных в регистрах аналитического и синтетического учета, формирование на этой основе документально обоснованной и системно обобщенной информации, обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Бухгалтерское дело на уровне предприятия – это, прежде всего организация документирования, составление регистров и финансовой отчетности, их использование для управления и контроля, т.е. по совокупности всего вышесказанного – практическая деятельность бухгалтерии, даже если она состоит из одного человека. Уровень предприятия определяет состав работы, которую выполняет каждый бухгалтер на своем рабочем месте, его профессиональные обязанности, их исполнение в зависимости от занимаемой должности.
Времена, когда вести бухгалтерский учет так, как считает правильным и целесообразным сам бухгалтер или владелец предприятия, где он работает по найму, давно прошли. Государство много лет тому назад оценило достоинства этой системы с макроэкономических позиций и решило их использовать вначале для налогообложения и государственной статистики, а затем и для защиты интересов собственников и инвесторов, составляющих экономическую основу общества. С появлением транснациональных компаний защита этих интересов стала заботой международных объединений, сообществ и организаций, включая ООН и Всемирный банк. Именно Центр ООН по транснациональным корпорациям стал одним из инициаторов создания международных стандартов, т.е. единых правил ведения учета и составления финансовой отчетности.
Из вышесказанного следует, что бухгалтерское дело – это не только ведение бухгалтерского учета на предприятиях, но и организация системы его функционирования в стране и мире. На верхнем уровне ее регулирования в Российской Федерации участвуют органы государственной законодательной и исполнительной власти, в том числе Министерство финансов России. Государственная Дума и Совет Федерации, Правительство РФ, Центральный банк Российской Федерации, Государственный комитет по статистике, другие министерства и ведомства РФ и регионов России. Важную роль в совершенствовании бухгалтерского учета играют общественные профессиональные организации и прежде всею Институт профессиональных бухгалтеров России.
Бухгалтерское лето на государственном уровне определяется действующим в стране законодательством. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона «О бухгалтерском учете», устанавливающего единые правовые нормы и методологические основы организации и ведения бухгалтерского дела в России, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Нормы и правила ведения бух тал терского учета распространяются на все организации, находящиеся на территории России, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено межправительственными соглашениями и договорами.
Общее методологическое
и организационное
Основными требованиями по организации и осуществлению бухгалтерского дела в общегосударственном масштабе являются:
• обязательность ведения бухгалтерского учета для всех организаций, имеющих статус юридического лица;
• обеспечение единообразия в методике учета имущества, обязательств и финансовых результатов деятельности, а также хозяйственных операций по и формированию и изменению;
• необходимость ведения бухгалтерского учета в валюте Российской Федерации;
• документальная обоснованность всех хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерском учете;
• необходимость ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета;
• непрерывность
ведения бухгалтерского дела с момента
регистрации организации в
• своевременная регистрация на счетах и в регистрах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации без каких-либо пропусков и изъятий;
• составление и представление сопоставимой и достоверной финансовой отчетности.
Органы, которым федеральными законами представлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь действующим законодательством, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:
а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.
Нормативные положения и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, в том числе региональные законодательные акты, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов России.
В современном понимании финансовый учет в любой организации представляет собой систему, ориентированную главным образом на составление финансовой отчетности для внутренних и внешних пользователей, и контроль показателей, ее формирующих. Он отражает состояние и движение имущества, обязательств, доходов и расходов на основе свершившихся фактов хозяйственной жизни и деятельности. Веление финансового учета обязательно для каждой организации. Он регламентируется государством, охватывает все аспекты функционирования предприятия, его активы и пассивы, финансовые результаты деятельности. Финансовый учет ведется в денежном выражении с использованием принципа двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета и завершается составлением единой отчетности с месячной, квартальной и годовой периодизацией. При любом толковании – это учет факта, того, что было и есть.
Управленческий учет ориентирован на формирование информации для внутрифирменного, внутризаводского, внутрифабричного управления. Это учет для всех уровней менеджмента компании, для ее руководителей – от мастера, начальника группы, отделало управляющих высшего звена (топ-менеджеров). Он охватывает главным образом измерение и оценку затрат и результатов деятельности по местам формирования и центрам ответственности, включая их прогнозирование, планирование на основе нормативов, учет фактических величин, выявление и анализ отклонений от заданных значений. Управленческий учет организуется и ведется по инициативе руководства компании и всегда принимает во внимание особенности ее функционирования. При его осуществлении используют специфические методы нормативного учета, стандарт-коста, АВ-костинга и др. Для управленческого учета важно не только значение абсолютной учетной величины, но и отклонений от норм и нормативов запаса, расхода, платежа, оценка рентабельности производства и продаж, эффективности инвестиций, сегментов рынка, выгодности клиентов и т.п. Его данные используют для принятия и контроля исполнения решений по управлению производственно-хозяйственной деятельностью организации.
Налоговый учет является системой обобщения информации для определения базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ. В более широком толковании его результаты можно рассматривать как информационную базу для исчисления всех других налогов. Порядок ведения налогового учета регламентируется государством, а его соблюдение – налоговыми органами. В нашей стране в настоящее время в налоговом учете не используют счета и двойную запись, не составляют налогового баланса, хотя в ряде стран, например в Германии, такие счета и отчетность существуют. Существенно ограничены у нас и возможности осуществления самостоятельной налоговой политики предприятия. Налоговый учет ведется бухгалтерами организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, параллельно бухгалтерскому учету и завершается составлением налоговых деклараций.
Внутренний аудит, или ревизия производственно-финансовой деятельности, как составная часть бухгалтерского дела на предприятии – это система самоконтроля руководством организации сохранности имущества, рациональности хозяйственных операций и соответствующих трат, проверка соблюдения законов и других нормативных актов, положений учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и собственников. В отдельных случаях бухгалтеры-ревизоры проводят специальные расследования, например при подозрении в мошенничестве и злоупотреблениях. Завершается работа ревизоров разработкой и представлением предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности внутреннего контроля и управления. Внутренний аудит должен быть независимым по отношению к проверяемым структурным подразделениям компании и проводится в интересах ее руководства.
Экономический анализ является необходимым элементом и важнейшей составной частью любого участка или сферы бухгалтерского дела. В зависимости от вида учета и его функций различают финансовый анализ, управленческий анализ, анализ налоговых показателей и анализ, используемый в ходе бухгалтерской ревизии и экспертизы.
Особенности учета и отчетности на различных стадиях
функционирования предприятия.
2.1. Особенности учета и отчетности на стадии создания организации.
Деятельность организации начинается с ее государственной регистрации. Зачастую уже на этой стадии бухгалтеру отводится немаловажная роль. В небольших фирмах процедуру регистрации часто проводит именно бухгалтер. В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон о государственной регистрации) необходимо собрать следующий пакет документов:
Информация о работе Сущность бухгалтерского дела и его концептуальные основы