Сущность бухгалтерского дела и его концептуальные основы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:03, курсовая работа

Описание

Необходимость в учете возникла в глубокой древности. Естественно, что в начале человек вел простейший учет. Средства для этого были весьма примитивными. С развитием общества требования к учету росли, менялись стоящие перед ним задачи. Изменение способа производства влечет за собой перестройку структуры общества, экономического уклада, изменения методов руководства деятельностью предприятий, а это предъявляет другие требования к информации, меняет цели и задачи.
Учет был и остается важнейшей функцией управления независимо от общественной формации. Он оказывает непосредственное влияние на качество управленческих решений, на эффективность системы управления, являясь ее органической функцией.

Содержание

Введение 3
Сущность бухгалтерского дела и его концептуальные основы 4
Особенности учета и отчетности на различных стадиях функционирования предприятия. 18
2.1. Особенности учета и отчетности на стадии создания организации 18
Особенности учета и отчетности на стадии реорганизации
организации 21
2.3. Особенности формирования вступительной бухгалтерской отчетности при реорганизации в форме слияния 23
2.4. Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при реорганизации в форме присоединения 25
2.5. Особенности формирования вступительной бухгалтерской
отчетности при реорганизации в форме разделения 26
2.6. Особенности формирования вступительной
бухгалтерской отчетности при реорганизации в форме выделения 28
2.7. Особенности формирования вступительной бухгалтерской отчетности при реорганизации в форме преобразования 30
3. Особенности учета и отчетности на стадии ликвидации организации 32
3.1. Финансовая отчетность при банкротстве 39
Задача 41
Заключение 44
Библиографический список 45

Работа состоит из  1 файл

КР.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

После того, как предприятие будет внесено в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), необходимо встать на налоговый учет.

С 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.12.2003 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В нем говорится, что вновь создаваемым предприятиям нет необходимости подавать заявление о постановке на налоговый учет. Причем не только на налоговый учет, но и во внебюджетные фонды. Это осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Налоговые инспекции  обязаны сами осуществить постановку на налоговый учет организации и выдать свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со свидетельством о государственной регистрации Вашего предприятия.

Если предприятие планирует  применять упрощенную систему налогообложения (УСН) в текущем году, то Вы должны вместе с подачей заявления на регистрацию подать заявление о применении УСН (либо в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе).

Внебюджетные фонды  также сами поставят организацию на учет. При этом основанием будет служить для них информация налоговых органов.

Если у организации уже изготовлена печать и необходимые штампы, подготовлены образцы подписей, значит следующим этапом станет открытие расчетного счета. Порядок открытия счета устанавливается Банком России. Для этого собирается необходимый пакет документов. Банк уведомляет организацию информационным письмом об открытии счета.

Об открытии расчетного счета необходимо сообщить в налоговую  инспекцию. Банк обязан сообщить в налоговую инспекцию об открытии Вами в данном банке расчетного счета (п. 1 ст. 86 НК РФ) в течение пяти дней со дня открытия. Но предприятие также обязано само известить налоговую инспекцию. Срок при этом установлен 7 дней (п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ). Если этого не сделаете, предприятие могут оштрафовать на 5000 руб. (п. 1 ст. 118 Налогового кодекса РФ). При этом и должностные лица могут быть привлечены к ответственности.

С 2010 г. плательщики страховых взносов обязаны письменно информировать отделения ФСС по месту своего нахождения и Пенсионный фонд Российской Федерации об открытии (закрытии) счетов в банке. Для этого страхователям отводится семь дней, которые отсчитываются со дня открытия (закрытия) счета (п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»). За нарушение указанного срока предусмотрена административная ответственность — штраф должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб. (ч. 1 ст. 15.33 КоАП РФ).

Организуя бухгалтерский  учет в предприятии, главный бухгалтер  основывается на следующих нормативных документах:

  • Федеральный закон от 06.12.2011г. № 402 - ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 г. № 34н;
  • отдельные положения по бухгалтерскому учету, регулирующие порядок учета отдельных объектов и операций.

Также составляется и  утверждается документооборот как  в целом по предприятию, так и  для бухгалтерии.

После утверждения в  учетной политике плана счетов приступают к формированию и ведению бухгалтерского учета, составлению вступительной  бухгалтерской отчетности.

 

 

      1. Особенности учета и отчетности на стадии

реорганизации организации

 

Во исполнение Программы  реформирования бухгалтерского учета  в соответствии с МСФО (утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283) Министерство финансов РФ утвердило Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (Приказ от 20 мая 2003 г. № 44н).

Реорганизация представляет собой прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому. Решение о реорганизации принимает высший орган управления юридического лица.

Причины, по которым происходит реорганизация  юридических лиц, могут быть весьма разнообразными.

При добровольной реорганизации собственники юридических лиц (акционеры, участники, пайщики и т.п.) принимают решение самостоятельно, руководствуясь собственными мотивами в рамках действующего законодательства. Добровольной может быть реорганизация в любой форме, а слияние и присоединение возможны только на добровольной основе.

При вынужденной реорганизации решение также принимают сами организации, но к этому их обязывают нормы действующего законодательства.

Например, в случае если число участников общества с ограниченной ответственностью станет более 50, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если в полном товариществе остается единственный участник, он должен в течение 6 месяцев преобразовать такое товарищество в хозяйственное общество или ликвидировать его.

Принудительная реорганизация юридического лица в форме его разделения либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц; осуществляется в установленных законом случаях, по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусматривает пять форм реорганизации юридического лица:

1) слияние;

2) присоединение;

3) разделение;

4) выделение;

5) преобразование.

Первые две формы предназначены для объединения нескольких юридических лиц в одно:

  • при слиянии два юридических лица (А и В) прекращают свое существование, и на их основе образуется новое юридическое лицо (С);
  • при присоединении одно юридическое лицо (В) присоединяется к другому юридическому лицу (А). При этом присоединяемое лицо (В) прекращает существование, а другое продолжает существовать (А).

Следующие две формы характеризуются тем, что в процессе реорганизации на базе одного юридического лица образуется несколько юридических лиц:

  • при разделении юридическое лицо (А) прекращает свое существование, а на его базе возникают два новых юридических лица (В и С);
  • при выделении из одного юридического лица (А) выделяется часть, из которой формируется новое юридическое лицо (В). При этом первоначальное юридическое лицо (А) продолжает существовать в уменьшенном виде (А).

Последняя форма реорганизации — преобразование. В процессе преобразования количество юридических лиц не изменяется. Одно юридическое лицо (А) прекращает свое существование, а на его базе возникает тоже одно новое юридическое лицо (В) с другой организационно-правовой формой.

 

2.3. Особенности формирования вступительной бухгалтерской

отчетности при реорганизации в форме слияния

 

Вступительная бухгалтерская отчетность организации, возникшей в результате слияния, на дату ее государственной регистрации формируется на основе данных передаточного акта и построчного объединения (суммирования) числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованных организаций (п. 17 Методических указаний № 44н).

Так, чтобы получить числовое значение показателя «Основные средства» бухгалтерского баланса новой организации, нужно сложить показатели «Основные средства» в заключительных балансах всех объединившихся юридических лиц.

Если имущество передается в оценке, отличной от данных бухгалтерского учета (например, по рыночной цене), то, соответственно, во вступительном балансе это имущество должно быть отражено в той же оценке. Разница между стоимостью имущества регулируется показателем «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

При суммировании показателей дебиторской и кредиторской задолженности из них исключаются суммы взаимной задолженности объединяющихся организаций.

Так, построчно объединяются практически все показатели баланса, за исключением показателей раздела «Капитал и резервы».

Когда в заключительной отчетности организаций есть непокрытый убыток (указывается в строке 470 заключительного баланса в скобках), то он суммируется с нераспределенной прибылью со знаком минус (то есть вычитается из нее). Если в результате получится отрицательная величина (непокрытый убыток), то она указывается по строке 470 вступительного баланса в скобках без знака «минус». Но это будет еще не окончательный показатель.

При слиянии акционерных  обществ происходит конвертация  акций ликвидируемых обществ в акции нового общества, при слиянии обществ с ограниченной ответственностью или кооперативов — обмен долей или паев. При этом величина уставного (складочного) капитала может быть как равной сумме уставных (складочных) капиталов объединяющихся организаций, так и меньше или больше этой суммы.

При объединении показателя «Уставный капитал» вступительного баланса одним арифметическим действием (сложением) не обойтись.

  • Прежде всего, необходимо определить этот показатель во вступительном балансе. Он отражается в той величине, в которой указан при создании нового юридического лица. Ее можно взять из договора о слиянии или зарегистрированного устава. В обоих документах величина уставного (складочного) капитала должна быть одинаковой.
  • Далее складываем показатели уставных (складочных) капиталов из заключительных балансов и полученную сумму сравниваем с величиной уставного (складочного) капитала новой организации.

Если эта сумма больше, значит в договоре о слиянии предусмотрено уменьшение величины уставного капитала возникшей организации по сравнению с суммой уставных капиталов реорганизуемых юридических лиц. В таких случаях разница относится на увеличение числового показателя «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

А если сумма окажется меньше, то это означает, что договором о слиянии предусмотрено увеличение уставного капитала возникшей организации. В подобных случаях необходимо определить, за счет каких источников предусмотрено такое увеличение. Как правило, это собственные источники участвующих в слиянии организаций (добавочный капитал, нераспределенная прибыль и т.д.). Следовательно, разницу надо отнести в уменьшение показателей, характеризующих эти источники.

  • Следующий шаг — сравниваем уставный капитал с величиной чистых активов новой организации.

Под стоимостью чистых активов понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества (применим и для других юридических лиц (кроме банков и страховых организаций, для которых утвержден особый порядок)) суммы его пассивов в части заемного капитала (т.е. раздел 4-й и 5-й баланса). Для оценки стоимости чистых активов составляется расчет по данным бухгалтерской отчетности (Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденный Приказом Министерства финансов РФ и ФКЦБ РФ от 29 января 2003 г. № 10н/03 - 6/пз).

В случае если величина уставного  капитала, предусмотренная договором о слиянии, не совпадает со стоимостью чистых активов возникшей организации, разница подлежит урегулированию во вступительном бухгалтерском балансе в разделе «Капитал и резервы» числовым показателем «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Правда, есть исключение: если у акционерного общества, возникшего в результате слияния, стоимость чистых активов превышает величину уставного капитала, на величину этого превышения формируется показатель «Добавочный капитал» (превышение стоимости чистых активов над совокупной номинальной стоимостью акций).

 

2.4. Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при реорганизации в форме присоединения

 

Особенностью присоединения является то, что новых организаций не образуется. Следовательно, при реорганизации в форме присоединения не составляется и вступительная бухгалтерская отчетность.

«Присоединение» заключительных балансов присоединяемых организаций к балансу правопреемника осуществляется составлением внеплановой промежуточной бухгалтерской отчетности на дату реорганизации (внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего присоединившегося юридического лица), причем без закрытия счетов, заключительных оборотов и определения финансового результата.

При этом показатели графы  «На начало года» правопреемника будут соответствовать показателям  этой графы по отчетности данного  юридического лица до реорганизации.

Эта промежуточная бухгалтерская отчетность составляется точно так же, как и вступительная отчетность при слиянии, с тем же самым принципом построчного объединения (суммирования) показателей, такими же особенностями формирования раздела «Капитал и резервы». Единственное отличие: показатели заносятся в графу «На конец отчетного периода».

 

2.5. Особенности формирования вступительной бухгалтерской

отчетности при реорганизации в форме разделения

 

В случае разделения все права и обязательства реорганизуемого юридического лица передаются одновременно нескольким правопреемникам по разделительному балансу.

На основе разделительного  баланса и заключительной бухгалтерской  отчетности реорганизованного юридического лица составляется вступительная бухгалтерская отчетность каждой новой организации на дату государственной регистрации (п. 30 Методических указаний № 44н)

На день, предшествующий дате внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации последнего из вновь создаваемых юридических лиц, составляется заключительная отчетность реорганизованного юридического лица. Вступительная отчетность любого из новых юридических лиц не может быть составлена раньше, чем эта заключительная отчетность.

Информация о работе Сущность бухгалтерского дела и его концептуальные основы