Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:37, реферат

Описание

Для управления общественным воспроизводством необходимо осуществлять хозяйственный учет.
Хозяйственный учет - это деятельность обеспечивающая количественное отражение и качественную характеристику процессов материального воспроизводства для управления ими.
Хозяйственный учет эхо система наблюдения, измерения и регистрации процессов материального воспроизводства.

Работа состоит из  1 файл

лекции по БУ.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

В эту группу включаются операции:

1. Поступление денежных средств с расчетного счета в кассу влечет уменьшение денежных средств на расчетном счете при увеличении их наличия в кассе. А также наоборот.

2. Отпуск материалов со склада в производство приводит к уменьшению остатка по статье материалы и увеличение - по статье затраты в незавершенном 
производстве.

3. Поступление готовой продукции на склад вызывает увеличение статьи готовая продукция при уменьшении затрат незавершенного производства и другие операции.

К IV типу относятся операции, под влиянием которых происходит преобразование одного источника средств в другой, то есть изменение происходит только в пассиве баланса. Одна статья увеличивается, а другая уменьшается на одну и ту же сумму. Актив баланса и его валюта не меняются.

А = П + п-п.

К таким операциям  можно отнести:

  1. Отчисление части чистой прибыли, на увеличение резервного фонда.
  2. Погашение долгосрочных ссуд полученными краткосрочными кредитами, вызывающее сокращение задолженности по долгосрочным кредитам и займам и увеличение задолженности по краткосрочным кредитам.
  3. Начисление отпускных за счет резерва приводит к уменьшению резерва предстоящих расходов и увеличению задолженности по заработной плате перед персоналом.

и другие аналогичные  операции.

Итак, в операциях I и II типа валюта баланса меняется, а в операциях III и IV типа валюта баланса остается неизменной.

Равенство актива и пассива всегда сохраняется. Это непреложный основной закон бухгалтерского учета.

 

 

3.3. Понятие о счетах бухгалтерского  учета.

Бухгалтерский баланс составляется один раз за отчетный период. Между тем, ежедневно совершается множество хозяйственных операций, которые должны быть отражены в текущем учете.

Для текущего отражения, группировки и контроля имущества и источников его образования ведутся счета бухгалтерского учета.

Счета бухгалтерского учета открываются для каждого вида имущества, источников их формирования и хозяйственных процессов. Каждый счет имеет наименование, номер (шифр).

Счет представляет собой разделенную на две части  таблицу в виде карточки или листа. Левая часть условно называется дебет. Правая - кредит.

В дебетовой  и кредитовой частях таблицы должен быть записан номер   операции,  номер  документа  и дата  (т.е. документальное ее обоснование), краткое содержание операции и денежная оценка (сумма, на которую совершена операция).

Ниже приведена  схема счета, применяемая на практике при мемориально-ордерной форме учета.

 

Наименование  счета

Дебет

Кредит

операции

№ документа, дата

Содержание операции

Сумма

операции

N° документа.,  дата

Содержание операции

Сумма

               
               
               
               

Стороны дебета и кредита могут быть расположены также друг против друга в шахматном порядке (по горизонтали - дебет, по вертикали - кредит).

Современный порядок ведения счетов допускает  и расположение дебета в одной таблице, а кредита в другой форме ( например, при журнально – ордерной форме учета).

На каждом бухгалтерском счете прежде всего отражается его первоначальное состояние, т.е. остаток на начало отчетного периода, называющийся «сальдо» - Си.

По аналогии с делением баланса на актив и  пассив счета подразделяются на активные и пассивные счета.

Активные счета отражают имущество, соответствуют статьям, расположенным в активе баланса и имеют дебетовый остаток.

Пассивные счета  отражают источники формирования имущества, расположены в пассиве баланса и имеют кредитовый остаток.

В активных и  пассивных счетах дебет и кредит имеет разное значение.

В активных счетах «сальдо» на начало и конец отчетного периода расположено в дебете (дебетовый остаток), а на пассивных счетах - в кредите (кредитовое сальдо).

В активных счетах по дебету показывают операции, вызывающие увеличение имущества, а по кредиту - его уменьшение.

В пассивных  счетах, наоборот, в кредите получают отражение операции по увеличению, а в дебете - по его уменьшению.

В учебных целях для  упрощения изложения в дальнейшем будем пользоваться упрощенной схемой счета и кратким обозначением: Д-т и К-т.

Д-т Наименование счета К-т

 

 

 

 


 

Сумма всех зарегистрированных на счетах операций называется оборотом. Обороты рассчитываются отдельно по дебету и кредиту.

Зная по окончании  отчетного периода сальдо на начало месяца и обороты по дебету и кредиту, можно определить остаток на конец месяца (Ск).

На активном счете Ск  = Сн + Обд - Обк

На пассивном  счете Ск = Сн + Обк – Обд

Остаток на конец  будет считаться остатком на начало следующего отчетного периода.

Ск ► Сн

Рассмотрим порядок  отражения операций и определения  остатков на примере активного счета 51 «Расчетный счет».

Остаток средств  на начало месяца - 45 000 руб.

За месяц  произведены следующие операции:

  1. На расчетный счет зачислена краткосрочная ссуда банка в сумме 11000 руб.
  2. С расчетного счета в погашение задолженности по ссудам перечислено 4000 руб.

3. Перечислено с расчетного счета в погашение 
задолженности поставщикам 6000 руб.

4. Из кассы на расчетный счет возвращены деньги в 
сумме 2950 руб.

На счете 51 «Расчетный счет» будут произведены следующие записи:

       Д-т                 счет 51 «Расчетный счет»                         К-т

 

                  Сн 45000

 

                              1) 11000

Увеличение        4) 2950

        (+)

 

 

2) 4000     Уменьшение

3) 6000            (-)

         Обд 13950

      Обк     10000

            Ск  48950

 

Теперь рассмотрим порядок записи на примере пассивного счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Остаток на начало отчетного периода - 7000 руб.

Операции за месяц: 

3. Перечислено с расчетного счета в погашение

задолженности поставщикам - 6000 руб. 

  1. Возникла задолженность поставщикам за поступивший материал на сумму 1900 руб.
  2. Перечислена в бюджет кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам, по которой истек срок исковой давности в сумме 800 руб.

На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» эти операции будут отражены следующим образом:

Д-т   счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»   К-т

 

Уменьшение     

                          (-)                3)6000

                                   6) 800

Сн    7000

5)   1900     Увеличение (+)

                 Обд  6800

            Обк   1900

 

Ск    2100


Кроме активных и пассивных счетов в практике бухгалтерского учета используются активно-пассивные счета. Они могут иметь и дебетовое и кредитовое сальдо.

Например, на счете 99 «Прибыли и убытки» кредитовое сальдо означает, что окончательным финансовым результатом за отчетный период является прибыль. Если сальдо дебетовое, конечный финансовый результат - убыток.

Активно-пассивным  счетом является также счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Дебетовый остаток показывает сумму дебиторской задолженности, а кредитовый - величину кредиторской задолженности.

Итак, подведем итог. Счета бухгалтерского учета являются средством текущего учета, а бухгалтерский баланс -способом его обобщения.

Между счетами  и бухгалтерским балансом существует связь, которая проявляется в том, что сумма, числящаяся на каждой статье баланса на определенную дату, тождественна остатку по соответствующим счетам (или счету) на одну и ту же дату.

Актив баланса  и соответствующие активные счета на одну и ту же дату имеют равные показатели.

Аналогичная связь существует между пассивными счетами и соответствующими статьями пассива баланса.

3.4.   Двойная запись на счетах, её сущность и значение

Каждая хозяйственная  операция имеет двойственную сущность и вызывает изменения в двух взаимосвязанных объектах бухгалтерского учета. Это диктует необходимость отражения каждой хозяйственной операции на счетах способом двойной записи, когда каждая операция записывается дважды - на двух взаимосвязанных счетах: в дебете одного и кредите другого счета на одну и ту же сумму.

В соответствии с четырьмя типами хозяйственных  операций балансовых изменений установлены следующие правила двойной записи на счетах:

I тип операций - увеличение актива и пассива баланса - отражается по Д-ту активного счета и К-ту пассивного счета

(А+,П+).

II тип операций - уменьшение актива и пассива баланса - отражается по Д-ту пассивного счета и К-ту активного счета

(А-, П-).

III тип операций - изменение только в активе баланса - отражается по Д-ту одного активного счета и по К-ту другого активного счета (А +, -).

IV тип. операций - изменение только в пассиве баланса - отражается по Д-ту одного пассивного счета и К-ту другого пассивного счета (П+,-).

Правила двойной  записи на счетах и характер их влияния на баланс в систематизированном виде представлен в таблице 3.

 

Таблица 3 Характер влияния хозяйственных операций на счета бухгалтерского учета и баланс

 

Тип операций

Отражение

операций на

счетах

Изменения, происходящие в балансе

 

на дебете

на кредите

в активе

в пассиве

в валюте баланса

I

активного

пассивного

увеличение (+)

увеличение

(+)

увеличение (+)

II

пассивного

активного

уменьшение(-)

уменьшение

уменьшение (-)

III

активного

активного

увеличение  по

одной статье

уменьшение

по другой

статье

без изменений

без изменений

IV

пассивного

пассивного

без изменений

увеличение по одной статье уменьшение по другой статье

без изменений


Применяемое по методу двойной записи то или  иное сочетание бухгалтерских счетов, отражающих определенную хозяйственную операцию, называется корреспонденцией счетов, а счета, участвующие в этом взаимном сочетании -корреспондирующими счетами.

Краткая запись, отражающая корреспонденцию счетов, называется счетной формулой или проводкой.

Счетные формулы  могут быть простыми и сложными. В первом случае формула состоит из 2-х корреспондирующих счетов, один из которых дебетуется, а другой -кредитуется.

Во втором случае в счетную формулу может включаться более двух корреспондирующих счетов. При этом возможны два варианта:

  1. Один счет дебетуется, а все другие кредитуются.
  2. Один счет кредитуется, а все остальные дебетуются. Рассмотрим пример.

Пусть со склада отпущены материалы на сумму 9300 руб., в том числе на основное производство 6200 руб., а на вспомогательное - 3100 руб,

Пользуясь простой  формулой, необходимо записать операцию следующим образом:

Информация о работе Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета