Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:37, реферат

Описание

Для управления общественным воспроизводством необходимо осуществлять хозяйственный учет.
Хозяйственный учет - это деятельность обеспечивающая количественное отражение и качественную характеристику процессов материального воспроизводства для управления ими.
Хозяйственный учет эхо система наблюдения, измерения и регистрации процессов материального воспроизводства.

Работа состоит из  1 файл

лекции по БУ.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)
  1. Контрарные
  2. Дополнительные
  3. Контрарно - дополнительные

Контрарные  счета используются для уменьшения оценки объектов, учитываемых на основных счетах.

Примером является контрактивный  счет 02 «Амортизация основных средств», который является регулирующим к основному счету 01 «Основные средства».

Основные средства учитываются  по первоначальной стоимости. В то же время они изнашиваются и переносят свою стоимость на создаваемую продукцию. Стоимость их износа численно равна начисленной амортизации. Чтобы узнать остаточную стоимость основных средств необходимо из первоначальной стоимости вычесть сумму амортизации.

 

Разница между  первоначальной стоимостью н износом составляет остаточную стоимость: (200000 - 30000 = 170000 тыс. руб.)

Дополнительные  счета применяются для увеличения оценки (для дооценки) средств, т.е. суммы, числящиеся на дополняющем счете, должны быть присоединены к сумме на основном регулируемом счете.

Фактическая себестоимость материалов равна 36000 + 2000 -38000 (тыс. руб.).

Контрарно - дополнительные счета содержат в себе признаки и дополнительных, н контрарных счетов.

Например, счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Если делается дополнительная проводка, то счет является дополнительным, а если проводка делается способом «красное сторно», то - контрарным.

3. Калькуляционные счета. Они предназначены для обобщения затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

Все калькуляционные  счета - активные. Наиболее типичным представителем является счет 20 «Основное производство». На дебете этого счета группируются по видам произведенной продукции затраты, включаемые в нх себестоимость, а по кредиту отражается фактическая себестоимость выпущенной готовой продукции.

К калькуляционным счетам относятся также счет 23 «Вспомогательные производства»; счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и другие.

4, Распределительные счета предназначены для распределения расходов либо по объектам калькуляции, либо по смежным отчетным периодам. В зависимости от этого они подразделяются на 2 подгруппы: собирательно-распределительные н бюджетно-распределительные счета.

Собирательно-распределительные счета предназначены для группировки затрат в течение месяца и последующего распределения их по объектам калькуляции. Эти счета остатков не имеют, так как собранные в их дебете суммы ежемесячно списываются на соответствующие, как правило, калькуляционные счета. Поэтому в балансе они не отражаются.

Типичным  представителем этой подгруппы является счет 26 «Общехозяйственные расходы».

Все собранные  на дебете этого счета затраты  распределяются сложной бухгалтерской проводкой:

Д-т     20 «Основное производство»                  8000000

23 «Вспомогательные  производства»       2000000

                              К-т     26 «Общехозяйственные расходы»              10000000

 

 

Бюджетно-распределительные  счета применяются для распределения затрат по нескольким отчетным периодам.

К этому виду счетов относятся, в частности, активный счет 97 «Расходы будущих периодов» и пассивный счет 96 «Резерв предстоящих расходов».

Счет 97 «Расходы будущих периодов» предназначен для собирания единовременных затрат с последующим их распределением в течение нескольких месяцев (лет) на затраты производства. Это активный счет. На нем собираются затраты на освоение нового производства, расходы, связанные с горноподготовительными работами, с ремонтом основных средств (когда организация не создает соответствующий резерв или фонд) и др.

Пример. На освоение нового производства затрачено единовременно 60000 руб. Для равномерного включения в себестоимость продукции их ежемесячно будут списывать равными долями по 5000 руб. на счет 20 «Основное производство».

Счет 96 «Резервы предстоящих  расходов» это пассивный счет. Он предназначен для обобщения информации о состоянии и движении зарезервированных средств для равномерного включения в затраты на производство (обращение). На этом счете могут быть отражены суммы предстоящей оплаты отпусков работникам организации, на ремонт основных средств, на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и др.

Резервирование тех или иных сумм отражается по кредиту счета 96 «Резерв Предстоящих расходов» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство и обращение.

Фактические расходы  из ранее образованного резерва  относят в дебет счета 96 «Резерв  предстоящих расходов» в корреспонденции с соответствующими счетами: счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на сумму оплаты отпуска н ежегодных вознаграждений за выслугу лет; счетом 23 «Вспомогательные производства» - на стоимость произведенного ремонта основных средств и др.

Например. Для равномерного включения в себестоимость продукции сумм, начисленных за отпуск, ежемесячно относятся в резерв по 30000 руб. Это позволяет начислить работникам предприятия в летние месяцы за отпуск суммы, значительно превышающие среднемесячные.

 

 

5. Сопоставляющие счета. Они предназначены для сопоставления на них каких-либо показателей. Эти счета не имеют остатков и в балансе не отражаются.

Порядок записей на сопоставляющих счетах рассмотрим на примере счета 90 «Продажи». В дебет этого счета записывается фактическая себестоимость реализованной продукции, а в кредит - выручка от ее реализации. Их разница показывает результат реализации. Во всех случаях результат реализации списывается на счет 99 «Прибыли и убытки». Если имеет место прибыль, составляется проводка: Д-т 90, К-т 99; а если убыток - Д-т 99, К-т 90.

 

Результат от реализации = Выручка от реализации -полная фактическая себестоимость реализованной продукции = 2300000 - 1800000 = 500000.

6. Финансово-результативные счета. В эту группу входят счет 99 «Прибыли и убытки» и счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Счет 99 «Прибыли и убытки» является активно-пассивным счетом, на нем обобщается информация о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году: от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные.

По дебету его отражают убытки, а по кредиту  прибыли. 
Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный 
период показывает конечный финансовый результат отчетного 
периода.

 

 

По окончании  отчетного года при составлении  годовой отчетности счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. Заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыли (Непокрытый убыток)».

Ряд счетов обладают признаками двух классификационных групп (подгрупп). Так, счет 28 «Брак в производстве» относится к сопоставляющим счетам и обладает также признаками калькуляционных счетов. Счет 99 «Прибыли и убытки» будучи финансово-результативным является также сопоставляющим счетом. Отнесение некоторых счетов к той или иной группе следует признать в известной мере условным.

3.8.   План счетов бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности организации

Основой единообразия и сопоставимости учета и отчетности является применение единой системы счетов.

Во всех организациях, находящихся на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и ведомственного подчинение (кроме банков, страховых и бюджетных организаций), начиная с 1 января 2001 года учет ведется в соответствии с новым утвержденным приказом Министерства Финансов РФ от 31 октября 2000 года № 94-н планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкцией по его применению.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой перечень синтетических счетов в систематизированном виде с указанием их шифров, объединенных по экономическому содержанию в разделы (8 разделов). В плане счетов предусматриваются и забалансовые счета.

План счетов включает около 60 синтетических счетов (балансовых).

Для обеспечения  единства методологии в состав плана  счетов входит Инструкция по применению плана счетов, в которой приводится краткая характеристика каждого счета (по экономическому содержанию и назначению) и типовая корреспонденция каждого счета.

В плане счетов приводится полное наименование синтетических счетов первого и второго порядка (субсчетов) и их шифр.

Аналитические счета в плане счетов не предусмотрены, их применение полностью зависит от особенностей и характеристики деятельности предприятия.

Предприятие, руководствуясь центральным планом счетов, должно разрабатывать свой собственный рабочий план счетов, который подлежит утверждению в учетной политике организации. Для этого из всей совокупности синтетических счетов выбирают лишь те, которые действительно необходимы для отражения финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями своевременности, полноты учета и отчетности.

Предусмотренные в центральном плане счетов субсчета применяются организацией (предприятием) в зависимости от потребностей управления (анализа, контроля, внутренней отчетности).

Организации предоставлено право уточнять содержание субсчетов, а также вводить дополнительные, исключать или объединять отдельные субсчета.

Применение  плана счетов упрощается и исключается искажение в наименовании счетов благодаря использованию шифров счетов. Наличие цифровых шифров обеспечивает также возможность автоматизации учетных работ.

Ниже приведен план счетов бухгалтерского учета, вводимый в действие с 2001 года.

 

Таблица 5 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, вводимый с 2001 года

 

Наименование счета

Номер счета

Отношение к балансу

Номер и наименование субсчета

1

2

3

4

Раздел I. Внеоборотные активы

Основные средства

01

А

По видам основных средств

Амортизация основных средств

02

П

 

Доходные вложения в материальные ценности

03

А

По видам материальных ценностей

Нематериальные активы

04

А

По видам нематериальных ценностей

Амортизация нематериальных активов

05

П

 
 

06

   

Оборудование к установке

07

А

 

Вложения во внеоборотные активы

08

А

1. Приобретение земельных участков

     

2. Приобретение объектов  природопользования

     

3. Строительство объектов  основных средств

     

4. Приобретение объектов  основных средств

     

5.Приобретение нематериальных активов

     

6. Перевод молодняка животных в основное стадо

     

7. Приобретение взрослых  животных

Раздел II. Производственные запасы

Материалы

10

А

1. Сырье и материалы

     

2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали

     

3. Топливо

     

4. Тара и тарные материалы

     

5. Запасные части

     

6. Прочие материалы

     

7. Материалы, переданные в переработку на сторону

     

8. Строительные материалы

     

9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности

Животные на выращивании и откорме

11

А

 
 

12

   
 

13

   

Резервы под снижение стоимости материальных ценностей

14

П

 

Заготовление и приобретение материальных ценностей

15

А

 

Отклонение в стоимости материальных ценностей

16

А-П

 
 

17

   
 

18

   

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

19

А-П

1. Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств

     

2.Налог на добавленную  стоимость по приобретенным нематериальным активам

     

3. Налог на добавленную стоимость  по приобретенным материально-производственным запасам

Раздел Ш. Затраты на производство

     

Основное производство

20

А

 

Полуфабрикаты собственного производства

21

А

 
 

22

   

Вспомогательные производства

23

А

 
 

24

   

Общепроизводственные  расходы

25

А

 

Общехозяйственные расходы

26

А

 
 

27

   

Брак в производстве

28

А

 

Обслуживающие производства и хозяйства

29

А

 
 

30

   
 

31

   
 

32

   
 

33

   
 

34

   
 

35

   
 

36

   
 

37

   
 

38

   
 

39

   

Раздел IV. Готовая продукция и товары

Выпуск продукции (работ, услуг)

40

А

 

Товары

41

А

1. Товары на складах

     

2. Товары в розничной торговле

     

3. Тара под товаром и порожняя

     

4. Покупные изделия

Торговая наценка

42

А

 

Готовая продукция

43

А

 

Расходы на продажу

44

А

 

Товары отгруженные

45

А

 

Выполненные этапы по незавершенным работам

46

А

 
 

47

   
 

48

   
 

49

   

Раздел V. Денежные средства

Касса

50

А

1. Касса организации

     

2. Операционная касса

     

3. Денежные документы

Расчетные счета

51

А

 

Валютные счета

52

А

 
 

53

   
 

54

   

Специальные счета в банках

55

А

1. Аккредитивы

     

2. Чековые книжки

     

3. Депозитные счета

 

56

   

Переводы в пути

57

А

 

Финансовые вложения

58

А

1. Паи и акции

     

2. Долговые ценные бумаги

     

3.Предоставленные займы

     

4. Вклады по договору простого  товарищества

Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги

59

П

 

Раздел VI. Расчеты

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

60

П

 
 

61

   

Расчеты с покупателями и заказчиками

62

А

 

Резервы по сомнительным долгам

63

П

 
 

64

   
 

65

   

Расчеты по краткосрочным  кредитам и займам

66

П

По видам кредитов и  займов

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

67

П

По видан кредитов и займов

Расчеты по налогам и  сборам

68

П

По видам налогов  и сборов

Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению

69

П

1. Расчеты по социальному  страхованию

     

2. Расчеты по пенсионному обеспечению

     

3. Расчеты по обязательному медицинскому страхованию

Расчеты с персоналом по оплате труда

70

П

 

Расчеты с подотчетными лицами

71

А

 
 

72

   

Расчеты с персоналом по прочим операциям

73

А-П

1. Расчеты по предоставленным займам

     

2. Расчеты по возмещению  материального ущерба

 

74

   

Расчеты с учредителями

75

А-П

1. Расчеты по вкладам  в уставный (складочный) капитал

     

2. Расчеты по выплате  доходов

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

76

А-П

1. Расчеты по имущественному и личному страхованию

     

2. Расчеты по претензиям

     

3. Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам

     

4. Расчеты по депонированным суммам

 

77

   
 

78

   

Внутрихозяйственные расчеты

79

А-П

1. Расчеты по выделенному имуществу

     

2. Расчеты по текущим  операциям

     

3. Расчеты по договору  доверительного управления имуществом

Раздел VII. Капитал

Уставный капитал

80

П

 

Собственные акции (доли)

81

П

 

Резервный капитал

82

П

 

Добавочный капитал

83

П

 

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

84

А-П

 
 

85

   

Целевое финансирование

86

П

 
 

87

   
 

88

   
 

89

   

Раздел VIII. Финансовые результаты

Продажи

90

А-П

1. Выручка

     

2. Себестоимость продаж

     

3. Налог на добавленную  стоимость

     

4. Акцизы

     

9. Прибыль / убыток от  продаж

Прочие доходы и расходы

91

А-П

1. Прочие доходы

     

2. Прочие расходы

     

9. Сальдо прочих доходов  и расходов

 

92

   
 

93

   

Недостачи и потери от порчи ценностей

94

А

 
 

95

   

Резервы предстоящих  расходов

96

П

По видам резервов

Расходы будущих периодов

91

А

По видам расходов

Доходы будущих периодов

98

П

1. Доходы, полученные в счет будущих периодов

     

2. Безвозмездные поступления

     

3. Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы

     

4. Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей

Прибыли и убытки

99

А-П

 

Забалансовые  счета

Арендованные основные средства

001

   

Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение

002

   

Материалы, принятые в  переработку

003

   

Товары, принятые на комиссию

004

   

Оборудование, принятое для монтажа

005

   

Бланки строгой отчетности

006

   

Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов

007

   

Обеспечения обязательств и платежей полученные

008

   

Обеспечения обязательств и платежей выданные

009

   

Износ основных средств

010

   

Основные средства, сданные в аренду

011

   

 

 

 

4. Организация первичного  учета, документация и инвентаризация.

4.1. Первичный учет и документальное  обоснование хозяйственного учета.

Один из важнейших  методических приемов бухгалтерского учета - документальное оформление всех производимых в организации хозяйственных операций. Оформление первичных документов осуществляется в ходе первичного учета, являющегося начальной стадией формирования всей системы бухгалтерского учета.

Первичный учет - это процесс сбора, измерения, регистрации, первоначальной обработки и хранения информации (документации). Он занимает ведущее место в единой системе хозяйственного учета и является основным источником информации для оперативного, бухгалтерского и статистического учета. Именно на стадии первичного учета находится исток информационных потоков, на основе которых осуществляется управление организацией и выполняются важнейшие его функции: планирование, учет, контроль, анализ и регулирование.

Построение системы первичного учета должно определяться спецификой предприятия, особенностями организации снабжения, производства, труда, сбыта и управления. Отражая характер системы управления, первичный учет обеспечивает эффективность обратной связи с этой системой, то есть эффективность всей системы управления.

Недостатки первичного учета, его неточность оказывают  влияние на реальность всей системы  учета и отчетности организации.

Автоматизация измерения, сбора, регистрации, передачи и первоначальной обработки информации, создание автоматизированных рабочих мест бухгалтера и экономиста способствуют повышению объективности первичного учета.

Как уже было отмечено, документальное оформление совершаемых хозяйственных операций - обязательное условие формирования всей системы бухгалтерского учета. На основании первичных документов делаются записи в учетных регистрах (счетах, журналах) и осуществляется обобщение, в том числе составление отчетности.

Первичный учетный документ - это письменное подтверждение права на совершение какой-либо хозяйственной операции или факта ее совершения. Он придает хозяйственной операции юридическую силу и устанавливает ответственность ее исполнителей.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, или, если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, их передачу в установленные сроки  для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составляющие и подписывающие эти документы.

Информация о работе Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета