Сущность и функции аудита на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 09:54, курсовая работа

Описание

На сегодняшний день аудит имеет уже достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий». Так в духовных учебных заведениях называли отлично успевающего ученика, который по поручению учителя производил доверительную проверку других учащихся на предмет усвоения ими пройденного материала. Такие доверительные отношения существуют и в аудиторской деятельности. Аудиторская деятельность - процесс проверки аудиторами (аудиторскими фирмами) правильности ведения бухгалтерского учета, осуществляемого экономическими субъектами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ АУДИТА В РФ………………...……. …………5
1.1 История возникновения аудита ………………………………..5
1.1.1. Предпосылки возникновения аудита …………………5
1.1.2. Этапы развития аудита в России ……………………...7
1.2 Характеристика аудита………………………………………... 12
1.2.1. Понятие аудита………………………………………...12
1.2.2. Различие между аудитом и бухгалтерским учетом…13
1.2.3. Типы аудита……………………………………………14
1.2.4. Понятие и предмет аудиторской проверки…………..15
ГЛАВА 2. ВИДЫ АУДИТА...…..………………………………………...20
2.1 Внутренний аудит ……………...……… ……………………...20
2.1.1. Сущность и функции внутреннего аудита……..……20
2.1.2. Проблемы внутреннего аудита ………………………25
2.1.3. Внутренний аудит на российских предприятиях …...27
2.2 Внешний аудит ………….. …..………………………...……....32
2.3. Сравнительный анализ внутреннего и внешнего аудита……34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………….…….38

Работа состоит из  1 файл

36____.doc

— 266.00 Кб (Скачать документ)

     Во  всех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию бухгалтера-аудитора, предстоят долгие годы учебы и  практической деятельности, а также  многочисленные экзамены. Представители  Палаты аудиторов, организации, объединяющей всех лиц этой профессии, регулярно проверяют их работу, и исключение из Палаты аудиторов означает запрещение дальнейшей деятельности.

     На  данный момент в каждой стране с развитой рыночной экономикой существует сеть аудиторских фирм. Международная ассоциация дипломированных общественных бухгалтеров объединяет более 4,2 тысяч аудиторских фирм, функционирующих в 147 странах. При ООН создана Международная организация высших органов государственного финансового контроля.

     Профессиональные  организации бухгалтеров-аудиторов созданы во многих странах. В частности, в Великобритании образован Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса, в США существуют институты дипломированных и недипломированных бухгалтеров (бухгалтеров-аудиторов), в Германии действует Палата аудиторов и Институт аудиторов. В 60-х годах была образована исследовательская группа экспертов по бухгалтерскому учету Европейского экономического сообщества, которая готовит рекомендации для всех стран, входящих в это сообщество.

     В большинстве стран действуют транснациональные аудиторские и консультационные фирмы с представителями в других странах. Например, представительства "Эрнст энд Янг" действуют в 179 странах мира, "Артур Андерсен" - более, чем в 100 странах. Все они используют в своей работе Международные нормы аудита и сопутствующих работ. 

     Существуют  также национальные аудиторские  Фирмы. В Канаде, например, они создали  особый консультационный бизнес. Считается, что в Китае в середине 80-х  годов организация служб аудиторского контроля сыграла важную роль в оздоровлении экономики и стабилизации рынка.

    Вместе  с тем, есть малые аналогичные  службы, а также структуры для оказания аналогичных индивидуальным аудиторским услугам. Так, численность большинства зарубежных- фирм составляет 10-15 специалистов, а в Дании из 400 консультантов около 75 функционируют в одиночку. 

    1.1.2. Этапы развития  аудита в России 

     Начало  современного этапа развития аудита в России было напрямую связано с переходом на рыночные методы ведения хозяйства. 26 мая 1988 года Верховный Совет СССР принял Закон «О кооперации в СССР», статья 10 которого определяла принципы деятельности кооперативов, статья 32 - организацию учета, отчетности и контроля, проведение внутренних ревизий, а также контроль со стороны финансовых органов. Согласно этому Закону сразу стали появляться экономические субъекты, однако возникла проблема, связанная с тем, что органов налогового контроля как таковых не было, создаваемые экономические субъекты не являлись государственной собственностью. Кроме того, рыночные реформы привели к активизации внешнеэкономической деятельности новых экономических субъектов, появлению совместных предприятий и возникла необходимость в соответствующих структурах, которые бы осуществляли консультационные услуги, а также ревизионную деятельность. Поскольку ревизионные службы присутствовали в каждом министерстве и ведомстве (КРУ), из работников этих служб пытались создать контрольно-ревизионные группы, действующие по принципу хозрасчета, кроме того, появились кооперативы, специализирующиеся на оказании консультационных услуг, в основном состоящие также из бывших работников ревизионных органов. Однако, деятельность этих организаций была незначительна, что во многом объясняется отсутствием нормативной и правовой базы.

     Важным  шагом в деле становления аудита можно назвать создание акционерного общества «Инаудит». Необходимость его создания была вызвана бурным ростом внешнеэкономической активности, а также созданием совместных предприятий. 13 января 1987 г. в целях дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества с капиталистическими и развивающимися странами Совет Министров СССР принял постановление «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран» (№ 49). Раздел V «Контроль деятельности совместных предприятий» данного документа содержит:

     «46. Проверка финансово-хозяйственной  и коммерческой деятельности совместных предприятий осуществляется за плату  советской хозрасчетной организацией».

     Для проведения таких проверок необходимы были квалифицированные специалисты, владеющие иностранными языками, знаниями западных стандартов бухгалтерского учета  и налогообложения. 8 сентября 1987 г. было принято специальное постановление СМ СССР «О создании советской аудиторской организации», которым было образовано АО «Инаудит» на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР. Состав акционеров был следующий:

  • Минфин СССР - 55%;
  • Министерство внешней торговли - 10%;
  • Госбанк СССР - 5%;
  • по 5% крупнейшим внешнеторговым Всесоюзным объединениям, таким как «Автоэкспорт», «Станкоимпорт», «Совфрахт», «Соврыбфлот» и др.

     Уставный  капитал составлял 800000 рублей.

     АО  «Инаудит» имел в своей структуре 10 отделов, которые оказывали услуги действующим в СССР и за границей СП. Нельзя не отметить тот факт, что в 1991 г. «Инаудит» также, как и многие предприятия был приватизирован, совладельцами стали физические лица, многие специалисты ушли из «Инаудита» и создали собственные фирмы, которые существуют сейчас.

     Несмотря  на то, что формально «Инаудит»  являлся акционерным обществом, по своей сути он остался государственной  структурой, крупнейшими акционерами  было государство в лице своих  министров. Однако, иностранные инвесторы (как у них это принято) требовали заключения аудиторских фирм относительно деятельности совместных предприятий. Поскольку рыночная ниша аудиторских услуг была практически свободна, западные аудиторские фирмы устремили свои усилия на этот рынок. Первой была одна из крупнейших (т.е. из «большой шестерки») - «Эрнст энд Янг», создавшая в январе 1990 г. СП «Эрнст энд Янг Внешаудит». В дальнейшем, все крупнейшие аудиторские фирмы проникли на рынок аудиторских услуг и прочно занимают свои позиции несмотря на те процессы, которые проходят у них в центральных офисах (это процессы слияния, реорганизации).

     Уже на самом раннем этапе развития аудита в России были предприняты попытки  разработки методического обеспечения (в 1989 г. Минфин СССР, Торгово-промышленная палата СССР, Центр по транснациональным корпорациям ООН провели в Москве семинар по проблемам бухгалтерского учета, аудита и финансового менеджмента на совместных предприятиях). С 1989 г. на базе нескольких вузов началась подготовка аудиторов.

     Второй этап развития аудита в нашей стране неразрывно связан с процессом экономических преобразований, развитием предпринимательской деятельности, начавшейся бурно и активно во всех отраслях экономики. Активизировался и процесс создания аудиторских организаций. Благодаря вступлению в силу таких законодательных актов, которые оказали существенное влияние на развитие предпринимательской деятельности (Закон «О собственности в СССР» (№ 1305-1 от 06.03.90), Закон «О предприятиях в СССР» от 4.06.1990 (№ 1529-1), а также Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90 № 445-1, определявший правовые, экономические и социальные основы создания предприятий на территории РСФСР), стали появляться различные аудиторские фирмы, зарегистрированные как ТОО, АОЗТ.

     Постепенно  шел процесс формирования рынка аудиторских услуг, тон задавали, к сожалению, представители «большой шестерки». Это процесс происходил в основном за счет сложившегося имиджа (ведь в начале 90-х годов клиентами аудиторских фирм были в основном СП и другие предприятия, особенно банки, которым было необходимо предоставить аудиторское заключение западным партнерам, кредиторам, инвесторам), а также за счет отсутствия нормативной базы и методологической основы у «чисто российских» аудиторских фирм. В то же время появляются и общественные организации, объединяющие бухгалтеров-аудиторов, в частности, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов СССР, которая в дальнейшем была преобразована в Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов.

     Третий этап развития аудита в России, на наш взгляд, начался тогда, когда государство, аудиторская общественность, заинтересованные пользователи услуг аудита наконец поняли, что столь важная и общественно-значимая деятельность должна регламентироваться как на государственном уровне, так и на уровне морально-этическом.

     Первый  вклад в дело регламентации аудита внес Центробанк - 6 февраля 1991 г. утверждено «Положение об аудиторской деятельности в банках». Раздел «Общие положения»:

  1. Аудит в банковской системе РСФСР представляет собой независимый, нейтральный контроль за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений.
  2. Банковский аудит осуществляется на договорной платной основе специализированными аудиторскими предприятиями, организациями или физическими лицами-аудиторами, имеющими лицензию Центрального банка РСФСР на аудиторскую деятельность в банковской системе.
  3. Основной целью банковского аудита является подтверждение достоверности отчетности коммерческих банков, представляемой в учреждении Центрального банка РСФСР, соответствия бухгалтерского учета требованиям нормативных документов, проверка соблюдения коммерческими банками банковского Законодательства РСФСР, анализ их финансово-хозяйственной деятельности, а также оказание консультационных услуг.
  4. В соответствии со статьей 45 Закона «О банках и банковской деятельности в РСФСР» деятельность коммерческих банков подлежит ежегодной проверке аудиторскими организациями.
  5. Для осуществления своих функций аудиторские предприятия (организации) и аудиторы проводят ежегодные проверки деятельности коммерческих банков, а также выдают официальные аудиторские заключения по их результатам, прилагаемые к годовой отчетности коммерческих банков. Без аудиторских заключений годовые отчеты коммерческих банков не принимаются.
  6. Стоимость аудиторских услуг определяется договором, заключаемым аудиторскими предприятиями (организациями) и аудиторами с коммерческими банками. Договор может заключаться как на проведение разовой проверки, так и на аудиторское обслуживание в течение определенного периода.
  7. Для методического руководства, координации и контроля за банковской деятельностью в Центральном банке РСФСР и его территориальных главных управлениях создаются советы по банковской аудиторской деятельности.

     Далее раздел «Аудиторские предприятия (организации) и аудиторы» достаточно детально регламентировал:

  • кто может заниматься аудиторской деятельностью в банках;
  • права аудиторских предприятий;
  • обязанности аудиторских предприятий;
  • порядок составления заключений;
  • ответственность аудиторских предприятий.

     Третий  раздел документа регламентирует деятельность советов по банковской аудиторской деятельности и их функции.

     Таким образом, мы видим, что Центробанк раньше Минфина начал заниматься методологией и организацией аудита. До сих пор (по всей вероятности, в силу именно такого начала) вопросами регулирования аудиторской деятельности в области банковского аудита ведает Центробанк и даже начал работу по стандартизации банковского аудита. Экспертный комитет при ЦБ РФ по банковскому аудиту 8 сентября (протокол № 4) одобрил правило (стандарт) № 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита «Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год».

     Свой  вклад в дело развития аудита внес и Госкомитет РФ по управлению государственным имуществом. Распоряжение № 2078-р от 30.11.93 «Об организации обучения и аттестации аудиторов для чековых инвестиционных фондов» определял организации, получающие права проведения обучения, экзаменов и выдачи сертификатов для аудиторов чековых инвестиционных фондов, форму сертификата. При этом в числе организаций, допущенных к проведению обучения входил Московский региональный союз консультантов и аудиторов.

     Наконец наступил момент начала государственного участия в регулировании аудита в России. 22 декабря 1993 г. был подписан Указ Президента РФ № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», с которого начинается формирование нормативной базы аудита. Этим указом были утверждены «Временные правила аудиторской деятельности в РФ», введена аттестация аудиторов и лицензирование. Кроме того, п. 4 Указа касается образования Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

     6 мая 1994 г. во  исполнение Указа № 2263 было  принято Постановление правительства  РФ № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ», уточняющее гарантии независимости аудиторов, регламентирующее порядок аттестации аудиторов, порядок выдачи лицензий (изменен, см. выше). При этом, в целях организации лицензионной работы предусмотрено, что Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ выдает генеральные лицензии:

  • Министерству финансов РФ - на лицензирование аудита бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и общего аудита;
  • Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью - на лицензирование аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования;
  • Центральному банку РФ - на лицензирование банковского аудита.

     Как уже отмечено, согласно Указу № 2263 должна быть создана  Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Для создания этой комиссии было издано специальное распоряжение (№ 54-рп от 04.02.94) «Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ», которым утверждено Положение о Комиссии. Целями создания комиссии являлись:

  • разработка на основе законодательства РФ проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • содействие реализации Временных правил, обобщение практики их применения, подготовки для Президента РФ предложений по совершенствованию правового регулирования аудиторской деятельности;
  • представление по запросам экономических субъектов, различных органов власти разъяснений по вопросам применения «Временных правил»;
  • выдача генеральных лицензий на осуществление лицензирования аудиторской деятельности;
  • организация публикаций в средствах массовой информации сведений о выдаче и аннулировании лицензий, зарегистрированных объединениях аудиторов и аудиторских фирм;
  • осуществление деловых контактов с международными аудиторскими организациями, участие в подготовке проектов международных договоров, представление интересов РФ по вопросам аудита за рубежом.

     При комиссии (на основании Положения) существует и Консультационный совет.

     Одной из особенностей третьего этапа развития аудита в России является сильный государственный контроль. В Министерстве финансов существует Департамент государственного финансового контроля и аудита (Положение о нем утверждено приказом министерства финансов РФ № 53 от 31.03.98). До этого момента существовал Департамент организации аудиторской деятельности, созданный в 1995 году (приказ Минфина № 261 от 11.04.95).

     Еще одной особенностью третьего этапа  развития аудита в России можно назвать  отсутствие Закона, регламентирующего  аудит. В отсутствие единого закона, аудиторская деятельность регламентируется существующим законодательством, подзаконными актами. 
 

Информация о работе Сущность и функции аудита на предприятии