Технология аудиторской проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание

Аудит (от латинского языка «Слушание») – это проверка, какой-либо деятельности или явления, которая проводится независимым экспертом. Смысл аудита заключается в независимой проверке, цель которой выразить достоверность. Существует несколько разновидностей аудита: операционный, технический, экологический и другие. Потребность в аудите возникла в одно время с возникновением товарообмена и финансовых отношений. Первая страна, где создалась система контроля - это Китай. В Европе аудит известен еще со Средневековья

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Основные этапы проведения аудита…………………………………………...6-7
2 Аудиторская выборка………………………………………………………….7-13
3 Рабочие документы аудитора………………………………………………...13-18
4 Методы и способы получения аудиторских доказательств……………..…19-22
5 Использование работы эксперта……………………………………………..22-25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

АУДИТ.docx

— 68.03 Кб (Скачать документ)

    Аудиторская организация может использовать работу эксперта при проведении аудита лишь с согласия экономического субъекта, в отношении которого она проводит аудит. Отказ экономического субъекта от использования работы эксперта должен быть оформлен в письменном виде. В случае такого отказа аудиторская организация рассматривает вопрос о подготовке по результатам проведенного аудита аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.

    Аудиторская организация использует работу эксперта при проведении аудита на основе договора о возмездном оказании услуг, заключаемого между экономическим субъектом, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит, и экспертом либо между аудиторской фирмой и экспертом. Помимо общепринятых условий договор оказания услуг эксперта должен предусматривать:

1) цели и объем работы эксперта;

2) описание конкретных вопросов, в отношении которых аудиторская организация ожидает получить заключение эксперта; 

3) описание взаимоотношений эксперта с экономическим субъектом, если таковые потребуются;

4) конфиденциальность информации экономического субъекта;

5) сведения о предположениях и методах, которые эксперт намеревается использовать в своей работе, и об их соответствии тем предположениям и методам, которые использовались в предыдущие периоды (если в предыдущие периоды аудиторская организация использовала работу эксперта);

6) форму и содержание заключения эксперта.

    Эксперт представляет результаты своей работы в виде заключения (отчета, расчета  и т.п.) в письменной форме. Оно  должно состоять, как правило, из трех частей: вводной, исследовательской  и выводов. Эксперт подготавливает свое заключение в двух экземплярах, один из которых представляется экономическому субъекту, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит, а второй — аудиторской организации.

    Если  при рассмотрении результатов работы эксперта аудиторской организацией выявляются существенные несоответствия между заключением эксперта и информацией (документами) экономического субъекта, либо аудиторская организация считает, что результаты работы эксперта необоснованны, то она должна провести дополнительные аудиторские процедуры, обеспечивающие проверку обоснованности заключения эксперта, или назначить другого эксперта.

    Заключение  эксперта подлежит включению в рабочую  документацию аудиторской организации. Если в исключительном случае эксперт дает устные разъяснения, то они должны быть отражены аудиторской организацией в ее рабочей документации.

    В случае невозможности получить заключение эксперта, наличия его существенной неуверенности в оценке каких-то исследованных обстоятельств, а также неразрешенных разногласий между экономическим субъектом и экспертом или между аудиторской организацией и экспертом аудиторская организация может рассмотреть вопрос о подготовке по результатам проведенного аудита аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.

    Использование работы эксперта при проведении аудита, в том числе отсылка к ней в аудиторском заключении, не снимает ответственность за аудиторское заключение с аудиторской организации, подготовившей его. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Аудиторская проверка – мероприятие, заключающееся  в сборе, оценке, анализе информации, касающейся финансового положения  аудируемого лица. Аудиторская проверка проводится в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской  деятельности и имеет своим результатом  выражение в установленной форме мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательства Российской Федерации.

    Для успешной реализации целей конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита. Выделяют три основных этапа проведения аудита:

1) подготовка  и планирование аудиторской проверки;

2) выполнение  аудиторских процедур и оформление  рабочей документации;

3) составление  аудиторского заключения.

    Поскольку время аудиторской проверки ограничено, аудитор не в состоянии проверить все операции и документы. Сплошные проверки проводятся, как правило, лишь в наиболее важных сферах, а контроль за основной массой операций осуществляется выборочно, что ускоряет и удешевляет аудит. От того, каким образом будет проведена выборка аудиторского образца и насколько точно выбранный образец будет соответствовать целям и задачам, содержащимся в программе аудита, будет зависеть правильность и адекватность применения независимых аудиторских процедур, от которых, в свою очередь, будет зависеть выполнение или невыполнение задач и целей аудита. Выбор аудиторского образца осуществляется с использованием соответствующей техники выборочного метода применительно к определенной совокупности, называемой выборкой. В международных нормативах аудита сказано, что аудитор должен определить выборку, чтобы получить эффективный образец для достижения поставленных задач аудита. Аудиторская организация обязательно отражает в рабочей документации аудитора все стадии проведения аудиторской выборки и анализ ее результатов.

    Аудит, проводимый аудиторской организацией, должен сопровождаться обязательным документированием, т.е. отражением полученной информации в рабочей документации аудита. К рабочей документации аудита относятся планы и программы проведения аудита; копии учредительных  и других внутренних документов клиента (протокол, договор, контракт и др.); материалы изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (описания, вопросники, схемы документооборота и др.); копии бухгалтерских и иных финансовых документов клиента; выводы и рекомендации аудита и т.д.

    В ходе проверки аудитору необходимо собрать  исчерпывающие доказательства для составления объективного заключения о достоверности бухгалтерской отчетности. Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица) и аналитические процедуры. Длительность выполнения указанных процедур зависит, в частности, от срока, отведенного на получение аудиторских доказательств.

    Решение об использовании работы эксперта при  проведении аудита принимает аудиторская организация, исходя из характера и сложности обстоятельств, подлежащих исследованию, уровня их существенности, а также целесообразности, возможности и надежности иных аудиторских процедур применительно к этим обстоятельствам. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ

1. Правила (стандарты), утвержденные постановлением Правительства РФ.

2. «Аудит», Шермет А.Д., Суйц В.П., Инфра-М 2006 г.

3. Учебное пособие по аудиту Коменденко С.Н., Моисеева И.В . 2004г.

4. Аудит, 2008 г. Иванова В.А., Шимаханская Т.В., Кувекина О.А.

5. Аудит: Учебник для ВУЗов В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, Аудит, 2004. 

6. Правовая система «Консультант-Плюс»

7. Сотникова  Л.В. Внутренний контроль и  аудит. - М.: Статинформ, Учебное пособие, 2001г.

8. Макальская  А.К. Внутренний аудит. М.: АО  «ДИС», 2001.

9. Панков  В.В. Международные стандарты  аудита. М.: Юрист, 2003

10. Табалина  С.А., Ремизов Н.А. Аудит. Современная  методика: Проверка разделов отчетности согласно МСА и федеральным ПСАД/ Под ред. Н.А. Ремизова. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. - 240 с. 11. Терехов А.А., Терехов М.А. Контроль и аудит: основные методические приемы и технология. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 208 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Программа аудиторской проверки

 №  п/п Разделы, темы и  подтемы программы

аудиторской проверки

Отметка об исполнении Рабочие документы Примечание
1 2 3 4 5
О Код экономического субъекта      
1. Цель аудиторской  проверки      
 
  1. Клиент  нуждается в:
  • постановке учета,
  • восстановлении учета,
  • ведении учета,
  • составлении отчетности,
  • аудиторской проверке,
  • анализе хозяйственной деятельности,
  • консультировании.
     
  2. Экономический  субъект подлежит обязательной  ежегодной проверке как открытое АО, как предприятие с иностранными инвестициями, как кредитное учреждение, как фонд, как страховая организация, как биржа, при объеме выручки за год более 500 тыс. МРП, при сумме активов на конец года более 200 тыс. МРП      
  3. Инициативная  проверка вызвана:
  • недоверием собственников,
  • предстоящей налоговой проверкой,
  • получением кредита,
  • заключением контракта.
     
  4. Необходимость  проверки связана:
  • с регистрацией проспекта эмиссии,
  • с получением лицензии,
  • по поручению государственных органов.
     
  5. Потенциальными  пользователями отчета являются:
  • собственники,
  • администрация,
  • поставщики,
  • покупатели, клиенты,
  • займодавцы,
  • государственные органы.
     
  6. Пользовался  ли экономический субъект прежде  аудиторскими услугами, указать, кто эти услуги оказывал, причину смены аудита.      
  7. Взаимоотношения  клиента с налоговыми органами (результаты последней проверки, когда она прошла, за какой период, основные вопросы).      
 
 
8. Взаимоотношения  клиента с внебюджетными фондами  страхования (результаты проверок, период, основные вопросы).      
  9. Взаимоотношения  клиента с акционерами (как  часто проводились собрания за  проверяемый период, повестки, объявлялись  ли дивиденды, их суммы).      
II. Знание бизнеса  клиента      
   II.1. Учредительные документы экономического субъекта      
  1. Полное наименование  экономического субъекта      
  2. Организационно-правовая  форма       
  3. Дата регистрации      
  4. Уставный капитал,  зарегистрированный и оплаченный, учредители (физические и юридические  лица), число акций, их тип      
  II.2. Хозяйственно-финансовая деятельность экономического субъекта      
  1. Руководитель  предприятия-клиента (Ф.И.О., с какого  периода работает).      
  2. Главный бухгалтер  (Ф.И.О., с какого периода работает).      
  3. Юридический  адрес предприятия, телефон      
  4. Структура  предприятия (наличие подразделений,  филиалов, отделений, их месторасположение).      
  5. Внешнеэкономическая  деятельность (указать контракты  с партнерами, наличие лицензии  на валютные операции).      
  6. Виды деятельности  предприятия.      
  7. Счета предприятия  (где, когда, условия обслуживания, лимит кассы).      
  8. Полученные  кредиты, ссуды (кредитор, договор,  цель, условия, срок, гарант, залог).      
  9. Ссуды выданные (ссудополучатель, условия, срок).      
  10. Долгосрочно  арендуемые основные средства (основание, срок, условия).      
  11. Основные  средства, сданные в аренду (основание,  срок, условия).      
  12. Лизинговые  операции (основание, условия).      
  13. Основные  поставщики (основание, название, объем  поставок, срок договора, сумма оплаты, условия по договору).      
  14. Основные  покупатели (основание, название, срок  договора, сумма).      
  15. Финансовые  вложения (наименование эмитента, вид  ценной бумаги, получаемые проценты).      
 
 
16. Совместная  деятельность (договор, отчеты о  деятельности, доход).      
  17. Долевое участие  (договор, партнеры, условия).      
   II.3. Учетная политика предприятия      
  1. Когда принята,  на основании чего.      
  2. Критерий отнесения  стоимости к основным средствам.      
  3. Способ погашения  стоимости МБП.      
  4. Порядок начисления  амортизации по основным средствам.      
  5. Метод оценки  производственных запасов.      
  6. Учет операций  по заготовке товарно-материальных  ценностей.      
  7. Группировка,  учет и списание затрат на  производство.      
  8. Способ распределения  косвенных затрат.      
  9. Схема учета  выпуска продукции.      
  10. Метод определения  выручки от реализации.      
  11. Создание  резервов.      
  12. Создание  фондов.      
  13. Отражение  задолженности по кредитам.      
  14. Форма ведения  бухгалтерского учета.      
  15. Наличие документооборота.      
  16. Структура  бухгалтерской службы.      
  17. Рабочий план  счетов.      
III. Оценка возможности  проведения

аудиторской проверки

     
  III.1 Независимость      
  1. Является ли  аудитор в отношении данного  клиента учредителем, собственником.      
  2. Является ли  клиент учредителем (собственником,  акционером) аудиторской фирмы.      
  3. Является ли  клиент кредитором аудиторской  фирмы.      
  4. Являются ли  аудиторы должностными лицами  клиента       
  5. Состоят ли  аудиторы в близком родстве  с должностными лицами клиента (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов).      
  6. Оказывали  ли этому клиенту услуги по  восстановлению, ведению учета и составлению отчетности.      
  III.2 Подбор  специалистов      
  1. Состав аудиторской  группы (численность, руководитель, наличие квалификационных аттестатов, стаж работы и т.д.).      
 
 
 
2. Необходимость  в привлечении дополнительных  специалистов.      
  3. Период проведения  аудиторской проверки.      
  4. Расчет трудозатрат  аудиторской проверки.      
III.3 Письмо-обязательство      
  1. Направлялось  ли письмо-обязательство аудитора  перед клиентом.      
  2. Получен ли  ответ от клиента на письмо-обязательство  (если не достигнуто согласие, то указать причину).      
  3. Заключен ли  с клиентом договор (указать  дату, предмет договора и срок  выполнения услуг).      
  4. Сумма договора.      
  5. Утвержден  ли аудитор на собрании акционеров.      
IV Существенность  и риск      
IV.1 Существенность      
  1. Прибыль до  налогообложения.      
  Минимальная граница 5%.      
  Максимальная  граница 10%.      
  2. Текущие активы.      
  Минимальная граница 5%.      
  Максимальная  граница 10%.      
  3. Всего активов.       
  Минимальная граница 1%.      
  Максимальная  граница 1,5%.      
  4. Текущие обязательства.      
  Минимальная граница 3%      
  Максимальная  граница 6%.      
IV.2 Аудиторский риск      
  1. Риск клиента  – до проверки в учете существуют  ошибки, которые превышают допустимую границу (низкий, средний, высокий).      
  2. Контрольный  риск – системой внутреннего  контроля возможна ошибка (низкий, средний, высокий).      
  3. Риск необнаружения  – аудитор готов признать, что  есть вероятность обнаружения  ошибок (низкий, средний, высокий).      
  4. Аудиторский  риск – признание аудитором,  что отчетность после проверки может содержать существенные ошибки (низкий, средний, высокий).      
  5. Количество  необходимых свидетельств (низкое, среднее, высокое).      
V Система внутреннего  контроля      
V.1 Внутренний  контроль      
  1. Отношение  руководства предприятия к внутреннему  контролю.      
 
 
2. Кадровая политика  предприятия (каким образом происходит подбор кадров, утверждение на должность).      
  3. Организационная  структура управления.      
  4. Наличие разработанных  должностных и функциональных обязанностей.      
  5. Система документооборота  на предприятии.      
  6. Материалы  инвентаризации в аудируемом  периоде (когда проводилась, каких активов, результаты инвентаризации).      
  7. Наличие внутренних  проверок.      
  8. Материалы  ревизии (когда, кем проводилась,  результаты проверок).      
V.2 Критерий  системы внутреннего  контроля      
  1. Реальность  – учетные хозяйственные операции  действительно имели место, система внутреннего контроля препятствует отражению в учете несуществующих операций.      
  2. Полнота –  в учете отражаются все совершенные  хозяйственные операции, система внутреннего контроля не допускает пропуска хозяйственных операций.      
  3. Разрешение  – на предприятии имеют место  только операции, одобренные руководством, система внутреннего контроля предупреждает злоупотребления, растраты, хищения.      
  4. Своевременность  – все хозяйственные операции  отражаются своевременно, система внутреннего контроля не допускает отнесение сумм доходов и расходов к несоответствующему периоду.      
  5. Оценка –  все хозяйственные операции оцениваются  адекватно, система внутреннего  контроля избегает ошибок при подсчетах на разных этапах.      
  6. Классификация  – все хозяйственные операции  должным образом разнесены в учете, правильно скомпонованы и сгруппированы, система внутреннего контроля не допускает отражения в учете операций, не соответствующих плану счетов.      
  7. Обобщение  – все записи о хозяйственных  операциях должным образом включены  в регистры, подведены по ним  итоги и обобщены в синтетическом  учете, система внутреннего контроля  не допускает несоответствия  данных аналитического и синтетического учета, искажения между учетными и отчетными данными.      
 
VI
Разделы аудиторской  проверки (с указанием срока проверки ответственных лиц аудиторской группы)      
  1. Аудиторская  проверка основных средств предприятия.      
  2. Аудиторская  проверка нематериальных активов.      
  3. Аудиторская  проверка финансовых вложений.      
  4. Аудиторская  проверка денежных средств предприятия.      
  5. Аудиторская  проверка производственных запасов.      
  6. Аудиторская  проверка затрат на производство  продукции.      
  7. Аудиторская  проверка операций по реализации.      
  8. Аудиторская  проверка финансовых результатов  и использования прибыли.      
  9. Аудиторская  проверка расчетов с покупателями.      
  10. Аудиторская  проверка расчетов с поставщиками.      
  11. Аудиторская  проверка расчетов с бюджетом.      
  12. Аудиторская  проверка расчетов с прочими  дебиторами и кредиторами.      
  13. Аудиторская  проверка фондов предприятия.      
  14. Аудиторская  проверка отчетности.      
 
VII
Результаты  выполнения      
  1. Согласование  аналитической части аудиторского  заключения с клиентом.      
  2. Вид заключения  аудитора по результатам аудиторской  проверки.      
  3. Дополнительные  услуги, требуемые данному клиенту.      
  4. Предложения  и пожелания сторон после проведения  аудита.      

Информация о работе Технология аудиторской проверки