Типы и виды оптовых предприятий, их роль в процессе товародвижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:04, курсовая работа

Описание

Переход России к рыночной экономике вызывает необходимость кардинальный изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватной рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение запросов и нужд потребителей.

Работа состоит из  1 файл

Маша(курсовая).doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРство  сельскоГО хозяйствА рф 

ФГОУ  ВПО «Самарская государственная

сельскохозяйственная  академия» 

Технологический факультет 

     КАФЕДРА ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ТОРГОВОГО ДЕЛА 
 
 
 
 

     Курсовая  работа

     по  дисциплине

     " ОРГАНИЗАЦИЯ И  УПРАВЛЕНИЕ

     ТОРГОВЫМ  ПРЕДПРИЯТИЕМ" 

студента  3 курса,2 группы Чепурновой М.Е.

     на  тему «Типы и виды оптовых предприятий, их роль в процессе товародвижения». 
 
 

Дата  сдачи курсовой работы___________________________

Дата  защиты ________________________________________

Оценка_____________________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Кинель 2009

 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Переход России к  рыночной экономике вызывает необходимость  кардинальный изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства  страны. Особую значимость приобретает формирование адекватной рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение запросов и нужд потребителей.

     Решение этой ответственной задачи требует  от торговли не только усилий, связанной  с реализацией производственной стоимости, но и выполнение сложнейшего  комплекса мероприятий, обеспечивающих продвижение товаров от производителей к потребителям.

     Торговля - обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда - получила в последние годы новые импульсы развития, существенно расширив "поле и правила игры" в экономике переходного периода. Среди основных направлений коммерческо-посреднической деятельности на первый план выступает работа по проведению оптовой торговли. Эта работа - основная форма выражения сущности коммерческо-посреднической деятельности, способствующая активному регулированию процессов перемещения и накопления продукции в пространстве и во времени. Оптовая торговля, являясь важнейшим звеном свободного взаимодействия между участниками акта купли-продажи, реализует этот акт в крупных объемах и большими партиями товаров.

     Понятие оптовой торговли и ее сущности на протяжении всего периода развития экономической теории является предметом внимания и изучения. Мнения по этому поводу у представителей науки и практиков не слишком расходятся, по крайней мере, по ключевым позициям.

     На  современном этапе в российской экономике оптовая торговля имеет важное значение. Именно оптовая торговля является активным проводником товаров отечественного производства и достаточно большой массы товаров зарубежной продукции на внутренний рынок. Именно оптовая торговля заставляет наших производителей поднимать качество отечественных товаров для завоевания прочного места как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

     Таким образом, важность этой области деятельности предприятия не требует особых доказательств, поскольку роль и значимость оптовой  торговли понятна любому предпринимателю. Следует подчеркнуть актуальность вопроса роли и назначения оптовой торговли, которые наиболее наглядно прослеживаются при рассмотрении ее функций.

     За  последние годы произошли заметные изменения в структуре оптового рынка. Так, существенно снизилась и продолжает снижаться доля бывших государственных оптово-посреднических организаций; одновременно существенно возросла доля новых посреднических структур. Все более отчетливо проявляется тенденция внутренних фирм на сложные потребительские рынки, соседних регионов.

     В связи с этим представляет особый интерес сложившаяся динамика развития оптовой торговли в совершенных  условиях и перспективы ее развития.

       От работы оптовой торговли  во многом зависит эффективность  функционирования всего народнохозяйственного комплекса, сбалансированность внутреннего рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. В новых условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет значительно расширена. Усиление роли товарно-денежных отношений связано не только с развитием оптовой торговли предметами потребления, но и с переходов к оптовой торговле средствами производства. Эти две формы становятся важнейшими каналами планомерного движения материально-технических и товарных ресурсов.

     Основной  показатель хозяйственной деятельности предприятий и организаций оптовой торговли – оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу товаров народного потребления и производственного назначения для последующей реализации населению, а также поставку для внерыночных потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход товаров из сферы производства в сферу обращения и их движение внутри сферы обращения. Его объём, структура, виды и формы товародвижения предопределяют другие важнейшие показатели хозяйственной деятельности.

     Переход к рыночным отношениям в экономике  России ставит по новому и расширяет  возможности деятельности предприятия  как основного звена. Экономическая  свобода как условие и следствие  рыночных отношений предъявляет  более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельностью предприятия. Знание экономических и хозяйственных основ функционирования предприятия позволит правильно построить систему управления, видеть перспективы ее развития.

     
 
 
 

    1. ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ В СИСТЕМЕ  РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

    1. Понятие и  сущность оптовой торговли
 

    Термин "торговля" (и "торговцы", и "коммерсанты") применяется обычно к деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена связанной с распределением и к тем, кто осуществляет ее с целью извлечения прибыли. Он получил широкое распространение в России в связи с переходом к рыночным отношениям.

    Главной целью торговли является удовлетворение или, по меньшей мере, стремление к наиболее полному удовлетворению многообразных нужд, потребностей и запросов человека.

    Начиная с середины 60-х годов, отечественная  торговля постоянно менялась, что  можно объяснить проводимыми  экономическими реформами в народном хозяйстве страны.

    Качественное  преобразование оптовой торговли началось с 1992 года, после выхода Указа президента РСФСР "О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР" от 28 ноября 1991 г. Созданию принципиально новых предприятий оптовой торговли, способных работать в рыночных условиях, способствовали развитие свободной предпринимательской деятельности, упразднение централизованного распределения продукции, свободное рыночное ценообразование.

    В современном смысле слова оптовая  торговля - совокупность организаций, которые приобретают и (или) хранят товары крупными партиями и перепродают их розничной торговле, другим торговым организациям или организациям-потребителям.

    Оптовая торговля может осуществляться через оптовые склады и базы, оптовые рынки, оптовые торговые центры. Торговлю через оптовые склады и базы осуществляют средние и крупные торговые организации с большим объемом товарооборота. Оптовый рынок - это место проведения оптовых торговых операций. Предпочтение оптовым рынкам отдают малые и средние торговые организации, которые специализируются на перепродаже товаров небольшими партиями. Оптовые рынки организуются в форме юридического лица, которое предоставляет за плату торговое место на рынке оптовым организациям. Торговая организация заключает договор аренды торгового места с администрацией оптового рынка. Договор может быть долгосрочным, краткосрочным или продленным. Торговая организация получает торговую секцию, подготовленную для эксплуатации и оснащенную необходимым оборудованием. Оптовый рынок предоставляет торговой организации также и складское помещение (место для хранения товаров). На территории оптового рынка функционируют вспомогательные службы, которые обеспечивают подвоз и выгрузку товаров, охрану территории, вывоз мусора, обеспечение весоизмерительными приборами, тепло-, энерго- и водоснабжение, связь. К продаже на оптовом рынке допускаются только товары, прошедшие проверку качества. Оптовые рынки имеют собственную специализированную службу товарных экспертиз. Правилами оптового рынка может быть предусмотрена возможность оптовой торговли. Для этого выделяются специальные торговые секции и определяется время допуска населения для приобретения товаров.  
Оптовый торговый центр - это сочетание магазина и склада, которое предоставляет покупателю возможность на принципах самообслуживания приобретать оптовые партии товара. В оптовом торговом центре оборудован торговый зал, в котором на стеллажах, полках, витринах размещается товар в упакованном виде, готовый для оптовой продажи, а также выставлен образец этого товара. Для осуществления оптовой торговли необходимо иметь кассовый аппарат. Организация торгового процесса через оптовый торговый центр наиболее подходит для малых и средних предприятий, которые специализируются на продаже отдельных товарных групп в большом ассортименте (например, одежды и обуви, строительных материалов, бытовых приборов).

    Наиболее  яркими представителями рыночной оптовой  торговли стали торговые дома, товарные и фондовые биржи, постоянно действующие  оптовые выставки и ярмарки. Отличительной  особенностью этих организаций является рыночный характер их деятельности: моральная и материальная ответственность за итоги коммерческой деятельности, независимость, свободный выбор партнеров, полная финансовая ответственность.

    По  структуре оптовую торговлю в  России можно разделить на два  направления: оптовая торговля сырьем и полуфабрикатами, оптовая торговля готовой продукцией.

    Оптовая торговля сырьем и полуфабрикатами  включает в себя также оптовую  торговлю средствами производства, продовольственными товарами без переработки, осуществляет торговые связи с производством.

    Оптовая торговля оптовой продукцией включает в себя торговлю потребительскими товарами, в том числе продовольственными товарами без переработки, и торговлю средствами производства; осуществляет торговые связи с потребителями. 

    Основными задачами оптовых предприятий являются:

  • поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и других покупателей, а при необходимости размещение заказов на предприятиях-товаропроизводителях в соответствии с покупательским спросом по ассортименту, количеству и качеству;
  • закупка товаров у производителей, их доставка и хранение;
  • формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями розничных предприятий;
  • проведение маркетинговых исследований для производителей товаров и розничных предприятий с текущими и перспективными прогнозами состояния спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления;
  • внедрение современных и прогрессивных методов оптовой торговли;
  • информационное и консалтинговое обслуживание
  • обеспечение максимально возможной совокупной экономии за счет снижения уровня издержек обращения на всех этапах реализации процесса оптовой торговли.

     Оптовики  обеспечивают эффективность торгового  процесса. Мелкому производителю  с ограниченными финансовыми ресурсами не под силу создать и содержать организацию прямого маркетинга. Даже располагая достаточным капиталом, производитель предпочитает направлять средства на развитие собственного производства, а не на организацию оптовой торговли. Эффективность деятельности оптовых торговцев практически всегда выше благодаря размаху операций, большему числу деловых контактов в сфере розничной продажи и наличию специальных знаний и умений. Розничные торговцы, имеющие дело с широким ассортиментом товаров, обычно предпочитают закупать весь набор товаров у одного оптовика, а не по частям у разных производителей.

     И так, и розничные торговцы, и производители  имеют все основания прибегать  к услугам оптовиков. С помощью  оптовиков можно выполнять более  эффективно следующие функции:

  • Стимулирование сбыта товаров. Оптовики располагают торговым персоналом, который помогает производителю охватить множество мелких клиентов при сравнительно небольших затратах. Оптовик имеет больше деловых связей. Покупатель, как правило, больше верит оптовику, чем какому-то далекому производителю;
  • Закупки и формирования ассортимента товаров. Оптовик может подобрать изделие и сформировать необходимый товарный ассортимент, избавив клиента от значительных хлопот;
  • Разбивка крупных партий на мелкие. Оптовики обеспечивают клиентам значительную экономию средств закупая товары вагонами, разбивая большие партии на мелкие;
  • Складирование. Оптовики хранят товарные запасы, способствуя тем самым снижению соответствующих издержек поставщика и потребителей;
  • Транспортировка. Оптовики обеспечивают более оперативную доставку товаров. Они находятся ближе к клиентам, чем производители товаров;
  • Финансирование. Оптовики финансируют своих клиентов, предоставляя им кредит, а заодно и поставщиков, заблаговременно выдают заказы и вовремя оплачивают счета;
  • Принятие риска. Принимая право собственности на товар, и неся расходы в связи с его хищением, повреждением, порчей и старением, оптовики одновременно берут на себя часть риска;
  • Предоставление информации о рынке. Оптовики предоставляют своим поставщикам и клиентам информацию о деятельности конкурентов, о новых товарах, динамике цен и т.д.;
  • Услуги по управлению. Консультационные услуги. Оптовик помогает розничным торговцам совершенствовать деятельность, принимая участие в разработке схемы магазина, устройстве экспозиции товаров, обучении продавцов, а также в организации бухгалтерского учета и управлении запасами товаров [10].

     Оптовая торговля занимает промежуточное положение  между промышленностью и розничной  торговлей, активно воздействует на производство и реализацию населению товаров.

     Воздействие оптовой торговли на промышленность направлена на увеличение выпуска, расширение ассортимента, повышение качества, ритмичную поставку товара. Основными  формами воздействия оптовой торговли на промышленность являются: предварительные заказы, пятилетние соглашения, оптовые ярмарки, договоры поставки, договоры содружества, средства массовой информации.

     Предварительные заказы оптовых баз служат основой для разработки промышленными предприятиями планов выпуска товаров по объему и ассортименту. Предварительный заказ - это экономически обоснованное выражение существующего и прогнозируемого спроса на товары.

     Пятилетние  соглашения между оптовыми и промышленными объединениями являются формой долговременной экономической связи между промышленностью и торговлей. В таких соглашениях предусматриваются обновления ассортимента, улучшение внешнего вида изделий, упаковки товаров и другие обязательства, обеспечивающие полное удовлетворение потребностей населения.

     Оптовые ярмарки проводятся после получения промышленными предприятиями заданий по производству того или иного товара. На ярмарках предприятия оптовой торговли согласовывают с поставщиками закупки ассортимент товаров, модели, фасоны, расцветки, размеры.

     Договоры  поставок оптовых баз с промышленными предприятиями устанавливают хозяйственные связи между ними. Договоры заключают на год, на пять лет и т.д. При прямых длительных связях.

     Договоры  содружества заключают между общественными организациями предприятий торговли и промышленности. Договоры являются средством для повышения эффективности экономических связей.

     Средства  массовой информации (газеты, радио, телевидение) широко используются работниками оптовой торговли для воздействия на промышленность и на потребителя. С помощью этих средств привлекается внимание общественности к поставщикам, выпускающим товары низкого качества, которые не пользуются спросом у покупателя.

     В свою очередь оптовая торговля активно  воздействует на предприятия розничной торговли, оказывая им помощь в расширении ассортимента, повышении качества товаров, увеличении доли фасованных товаров, организации передовой технологии доставки и продажи товаров, улучшении обслуживания покупателей.

     Оптовые базы совместно с управлениями торговли определяют поставщиков и покупателей, которые будут находится в прямых связях. При этом оптовые базы контролируют и несут ответственность за своевременную отгрузку товаров покупателям.

     Товароведы  оптовых баз организуют оптовую  продажу товаров повседневного спроса, совместно с розничной торговлей изучают спрос, проводят выставки-продажи, оптовые ярмарки по продаже, организуют рекламные мероприятия.

Информация о работе Типы и виды оптовых предприятий, их роль в процессе товародвижения