Типы и виды оптовых предприятий, их роль в процессе товародвижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:04, курсовая работа

Описание

Переход России к рыночной экономике вызывает необходимость кардинальный изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватной рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение запросов и нужд потребителей.

Работа состоит из  1 файл

Маша(курсовая).doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

    Высокую эффективность товародвижения обеспечивает постоянное совершенствование и оптимизация всей его технологической цепи. Это достигается единством технологической цепи, соответствием ее требованиям поточной обработки грузов, при которой каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей. Особенно важное значение здесь имеют операции, связанные с подготовкой товаров к продаже (их фасовка, упаковывание, комплектование необходимого ассортимента и т.д.). В современных условиях эти операции в больших объемах выполняются на предприятиях как оптовой, так и розничной торговли.

    Организация технологической цепи товародвижения с соблюдением названных принципов позволяет обеспечить высокую эффективность всего процесса товародвижения. 

    2.3. Роль оптовых предприятий в процессе товародвижения 

        Роль оптовой торговли предусматривает её активное участие в обеспечении устойчивой реализации товаров потребителям. Предприятия оптовой торговли контролируют полноту ассортимента в магазинах обслуживаемой зоны, добиваясь постоянного наличия в продаже товаров, имеющихся на складах, участвуют совместно с промышленностью в рекламных мероприятиях, организуют перепродажу излишне закупленных магазинами товаров в другие районы, где на них имеется спрос.

       Оптовые торговые предприятия различают по месту и роли в процессе товародвижения; существуют предприятия, расположенные в районах производства, на которых концентрируются товары конкретной группы, выпускаемые мелкими и средними предприятиями конкретной отрасли (обувной или текстильной промышленности и т.д.); в районах потребления располагаются предприятия, которые обязаны обеспечить жителей региона (края или области) широким ассортиментом потребительских товаров.                            

       Оптовые предприятия общенационального уровня реализуют товары по всей территории страны и обеспечивают федеральные нужды. Они осуществляют продвижение товаров от производителей к потребителям по всей территории страны. Их важнейшей задачей является создание необходимой структуры каналов товародвижения, предназначенной для обслуживания крупных отечественных товаропроизводителей, а также зарубежных производителей и поставщиков товаров.

       Особую роль играют предприятия межрегионального уровня, которые должны обеспечивать наиболее отдаленные территории России. Разрушение системы государственных оптовых предприятий в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока привело в 1996-1998 гг. к срыву досрочного завоза необходимых товаров. Одной из важнейших государственных задач в сфере обеспечения жизнедеятельности населения отдаленных регионов в настоящее время является воссоздание системы государственных оптовых предприятий межрегионального уровня в тех краях и областях, где необходимо обеспечить промышленность, сферу обращения, сферу обслуживания, население всеми необходимыми товарами из расчета длительного отсутствия навигации по рекам Сибири и прибрежным морям Тихого и Северного ледовитого океанов, а также в некоторых горных районах Сибири.

       Главной задачей  функционирования оптовых предприятий на региональном уровне является обеспечение товарами региональных товарных рынков. Их главной функцией является преобразование производственного ассортимента в торговый, комплектование такого ассортимента, который полностью бы удовлетворял запросы розничных торговцев и конечных покупателей. Они осуществляют коммерческую деятельность на региональном потребительском рынке [16].

       Необходимо отметить значение оптовой торговли в системе исследования рынка, его коньюктуры, что обусловлено выполнением конкретных маркетинговых функций. Именно в оптовом звене наиболее легко определить тенденции в изменении спроса на те или иные виды товаров и услуг, так как именно предприятия оптовой торговли агрегитируют информацию (заказы) на товары, их количество, качество, ассортимент. Это также даёт возможность получения информации о территориальных отличиях в спросе на продаваемую продукцию.

       Подобная информация является  исходной  для оптимизации всех  товарных, финансовых потоков, которые проходят через оптовое звено с целью максимального удовлетворения запросов потребителя, а также возможного уменьшения накладных расходов путем минимизации неэффективных, с точки зрения удовлетворении спроса   потоков продукции, уменьшения издержек хранении, транспортировки [1].

Двусторонняя  роль дистрибьютора в распределении  общественного продукта.

       С одной стороны, дистрибьюторы расширяют и исследуют новые и альтернативные источники приобретения продукции. Углубляя связи с поставщиками, они способствуют увеличению объемов производства и расширению ассортимента производимых товаров и обеспечивают их новыми рынками сбыта.

  С другой стороны, исследуя новые и  расширяя старые рынки сбыта, дистрибьюторы  являются экспертами по состоянию региональных рынков. Они обеспечивают своих поставщиков информацией о реальном потребительском спросе, представляя при этом интересы потребителей.

  Такое двустороннее представительство является отличительной чертой деятельности дистрибьютора в современных  условиях.

  Помимо этого, оптовые предприятия представляют собой своеобразный катализатор изменений, происходящих в сферах производства и потребления. Они информируют потребителей обслуживаемых пространств о конъюнктуре рынка, появлении новых товаров и услуг, одновременно снабжая своих поставщиков сведениями об изменениях в потребительском спросе.

  Благодаря деятельности оптовых предприятий  стало возможным распределение  общественного продукта в масштабах  всей страны по умеренно допустимым ценам. Без деятельности дистрибьюторов стоимость товаров была бы значительно более высокой. Отличительной чертой их деятельности является быстрое реагирование на всевозможные рыночные изменения. Успех их существования в значительной степени зависит от способности предсказывать эти изменения и перестраивать работу в соответствии с новыми требованиями [18].

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО КРИЗИСА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПТОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 

     Современная оптовая торговля характеризуется  усложнением структуры, обусловленным  расширением масштабов деятельности, ростом объема циркулирующих по ее каналам товарных потоков, увеличением числа структурных элементов и многообразием их связей между собой и поставщиками. Высокая конкуренция на рынке оптовой торговли, необходимость разработки новых механизмов функционирования и развития логистических процессов, применение оптимальных методов управления товарными запасами – множество проблем и задач, решение которых осложняется тем, что негативное влияние расширяющегося финансово-экономического кризиса (снижение объемов производства практически всех отраслей, падение потребительского спроса, риск неплатежей и пр.) не может не коснуться сети оптовых предприятий.

      В этой связи проблема исследования теории функционирования оптовой торговли в условиях финансово-экономического кризиса и обоснования направлений ее стратегического развития в современных условиях приобретает особую актуальность.

      В настоящее время в стране создана  правовая база и условия для формирования оптового рынка со свободным выбором  хозяйственных связей и развития инфраструктуры товарных рынков, снята проблема дефицита ресурсов. В то же время децентрализация оптового рынка, которая предопределила распад централизованной системы государственного снабжения продукцией и товарами привела к росту числа свободных торговых агентов и многочисленных предприятий торговли различных форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования, занимающихся оптовой деятельностью. В связи с чем возникает множество проблем в практике работ оптовых предприятий, обусловленных противоречием экономических интересов оптовых предприятий и розничных покупателей. Одной из таких проблем является формирование системы управления торговых структур, способной гибко реагировать на все изменения их внешней и внутренней среды.

         Предприятия, попавшие в ситуацию кризиса, чаще всего выглядят следующим образом:

  • наблюдается сильное уменьшение объема продаж, связанное с различными внутрифирменными или рыночными факторами;
  • несогласованные действия руководства и тревожное настроение персонала, связанным с неопределенностью будущего фирмы или с растущим недоверием к руководству;
  • отсутствуют внутренние и внешние организованные информационные потоки.

             Мировой финансовый кризис не просто проверяет  на прочность. Он предоставляет новые возможности. Во времена потрясений экономики важно сохранять спокойствие и не поддаваться общей панике. Оптовые предприятия задумываются о сокращении расходов. Следует помнить, что способов экономии на предприятиях много. Вот лишь некоторые из них:

  • Лимитирование сотовой связи;
  • Уменьшение неэффективной рекламы;
  • Изменение штатного расписания;
  • Применение энергосберегающего оборудования;
  • Переход на другой вид энергетических ресурсов.

     Ожидаемые риски развития негативных тенденций  на потребительском рынке и в торговле связаны с продолжением снижения потребительского спроса населения, перераспределением потребительской корзины в пользу продовольственных товаров низкой пищевой ценности, сокращением продаж непродовольственных товаров длительного пользования, повышением цен на импортные товары и на отечественные товары с высоким содержанием импортной составляющей.           

     Среди основных проблем, препятствующих нормальному функционированию торговых организаций, выделяются недостаточность оборотных средств и сокращение доступности кредитных ресурсов, в том числе предоставляемых на длительные сроки, сокращение инвестиционных программ, направленных на развитие обеспеченности населения услугами торговли, и рабочих мест в торговле.

        В тяжелые времена рецессии одним из способов выживания является замедление темпов производства и его замораживание с целью переждать экономический шторм. Но это рискованный путь. Предприимчивые бизнесмены стараются изменить свои бизнес модели, найти новые стратегии, основываясь на том постулате, что потребители и в кризис будут потреблять, только им нужно нечто другое и осталось выяснить, что именно. Здесь необходимо подчеркнуть роль оптовых предприятий. Бизнесмены пришли к выводу, что диверсификация бизнеса в этот период, и ориентация на оптовую торговлю, когда потребители больше обедают дома, а не в ресторанах и других предприятиях общественного питания, исходя из экономической целесообразности - это лучший выход на сегодняшний момент. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Оптовая торговля охватывает по существу всю совокупность товарных ресурсов, являющихся как средствами производства, так и предметами потребления. Оптовая торговля — это форма отношений между предприятиями, организациями, при которой хозяйственные связи по поставкам продукции формируются сторонами самостоятельно. [6] Она влияет на систему экономических связей между регионами, отраслями, определяет пути перемещения товаров в стране, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда, достигается пропорциональность в развитии регионов. Для рационального распределения торговой конъюнктуры оптовая торговля должна владеть конкретными данными о настоящем состоянии и перспективных изменениях ситуаций на региональных и отраслевых рынках.     

         Товародвижение это система, которая обеспечивает доставку товаров к местам продажи в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателей. Зарубежные авторы под планированием товародвижения понимают систематическое принятие решений в отношении физического перемещения и передачи собственности на товар или услугу от производителя к потребителю, включая транспортировку, хранение и совершение сделок. Товародвижение является мощным инструментом стимулирования спроса. Мерой эффективности системы товародвижения служит отношение затрат фирмы к ее результатам. Основной результат, который достигается в системе товародвижения, — это уровень обслуживания потребителей. Данный качественный показатель зависит от многих факторов: скорости исполнения и доставки заказа, качества поставленной продукции, оказания различного рода услуг покупателям по установке, ремонту и поставке запасных частей.

    Создание сети современных оптовых предприятий, обеспечивающих применение эффективных технологий позволит обеспечить высокую эффективность всего процесса товародвижения.

    Оптовая торговля является важным рычагом маневрирования материальными ресурсами, способствует сокращению излишних запасов продукции  на всех уровнях и устранению товарного  дефицита, принимает участие в  формировании региональных и отраслевых товарных рынков. Через оптовую торговлю усиливается воздействие потребителей на производителей; в свою очередь изготовитель сам подбирает потребителей. Структурная реорганизация оптового звена должна разрабатываться с учётом необходимости углубления наметившейся в последние годы дифференциации оптовых структур, обслуживающих различные категории потребителей и предусматривать обеспечение как типового, так и видового разнообразия оптовых структур.    Самостоятельное значение на рынке услуг оптовой торговой деятельности должны занять структуры, именуемые посредниками - предприятия-агенты, предприятия-брокеры. Важным элементом оптовой инфраструктуры являются организаторы оптового оборота - оптовые ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые продовольственные рынки.

Информация о работе Типы и виды оптовых предприятий, их роль в процессе товародвижения