Типы и виды оптовых предприятий, их роль в процессе товародвижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:04, курсовая работа

Описание

Переход России к рыночной экономике вызывает необходимость кардинальный изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватной рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг, поскольку именно торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное удовлетворение запросов и нужд потребителей.

Работа состоит из  1 файл

Маша(курсовая).doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

     Оптовики-консигнанты не занимаются стимулированием сбыта, так как имеют дело со множеством широко рекламируемых марочных товаров.

     Оптовик - посылторговец занимается рассылкой  каталогов на косметику, ювелирные  изделия, пищевые деликатесы и другие мелкие товары клиентам из сферы розницы, промышленного производства и различным учреждениям. Основными заказчиками оптовика - посылторговца являются коммерческие заведения, расположенные в близлежащих районах. Выполненные заказы высылаются клиентам по почте, доставляются автомобильным или другим видом транспорта.

     Брокеры и агенты отличаются от оптовиков-купцов по следующим показателям:

  • они не берут на себя право собственности на товар и выполняют ограниченное число функций. Их основная функция - содействие купли-продажи. За свои услуги они получают комиссионное вознаграждение от двух до шести процентов продажной цены товара;
  • они обычно специализируются либо по типу предлагаемого товарного ассортимента, либо по типу обслуживаемых ими клиентов.

     Основная  функция брокеров - свести покупателя с продавцами и помочь им договориться. Брокеру платит тот, кто его привлек. Брокер не держит товарных запасов, не принимает участия в финансировании сделок, не принимает на себя никакого риска. Наиболее типичные примеры: брокеры по операциям с пищевыми продуктами, недвижимостью, страховые брокеры, брокеры по операциям с ценными бумагами.

     Агент представляет покупателя или продавца на более долговременной основе. Существует несколько видов агентов.

     Агенты  производителей представляют интересы двух или нескольких производителей товаров, дополняющих друг друга. Они заключают письменное официальное соглашение с каждым отдельным производителем в отношении политики цен, территориальных границ деятельности, услуг по доставке товаров, выдаваемых на эти товары гарантии и размеров комиссионных ставок. Агент производителя хорошо знаком с товарным ассортиментом и организует сбыт его товаров, опираясь на свои контакты с покупателями. К услугам агентов фирм производителей прибегают при торговле одеждой, мебелью, электротоварами. Большинство агентов представляют интересы мелких торговых предприятий, насчитывающих несколько сотрудников, которые являются опытными продавцами. Их нанимают крупные фирмы, а также мелкие предприниматели, которые не могут позволить себе содержать собственный штат коммивояжеров. Производственные фирмы планируют с помощью агентов, как проникнуть на новые рынки или быть представленными на них, где использование коммивояжеров нерентабельно.

     Полномочные агенты по сбыту заключают с производителями договоры, получая права на сбыт всей продукции, выпускаемой производителем. Такой производитель сознательно не хочет брать на себя функции по сбыту или чувствует себя не подготовленным к этой деятельности. Полномочный агент по сбыту служит как бы отделом сбыта производителя, оказывает значительное влияние на цены, сроки и условия продажи. Полномочные торговые агенты встречаются в сферах текстильной промышленности, производства промышленного оборудования, химикатов, каменного угля, металлов.

     Агенты  по закупкам обычно оформляют долговременные отношения со своими покупателями и закупают для них необходимые товары. Сами получают эти товары, проверяют их качество, организуют складирование и последующую доставку к месту назначения. Закупщики обладают широкими знаниями и предоставляют своим клиентам полезную информацию о рынке, а также подыскивают им подходящие товары по максимально низкой цене.

     Оптовики - комиссионеры - это агенты, вступающие в физическое владение товарами и  самостоятельно заключающие сделку на их продажу. Они не работают на основе долговременных соглашений. К их услугам чаще всего прибегают фирмы, которые не хотят заниматься сбытом. Оптовик-комиссионер приезжает на грузовике с товаром на центральный рынок, продает партию товаров по наиболее благоприятной цене, вычитает из выручки свои комиссионные и издержки, а оставшуюся сумму передает производителю.

     Оптовые отделения и конторы производителей - это третья основная разновидность оптовой торговли, которая состоит из операций, осуществляемых продавцами и покупателями самостоятельно, без привлечения оптовых торговцев.

     Производители организуют сбытовые отделения и  конторы, чтобы держать под более  жестким контролем деятельность по управлению товарными запасами, сбыту и стимулированию.

     Сбытовые  отделения хранят товарные запасы и встречаются в лесной промышленности, в производстве автомотооборудования и деталей машин.

     Сбытовые  конторы не хранят товарных запасов  и встречаются в сфере производства текстильных и галантерейных  товаров.

     Многие  розничные торговцы содержат в основных рыночных центрах собственные закупочные конторы, выполняющие функции, аналогичные брокерам, но являющиеся структурным подразделением организации покупателя.

     В ряде отраслей экономики имеются  собственные специализированные оптовые организации.

     Оптовые нефтебазы продают и доставляют нефтепродукты автозаправочным  станциям и деловым предприятиям.

     Оптовики - скупщики сельхозпродуктов скупают  продукцию у фермеров, собирают ее в крупные партии и отгружают  предприятиям пищевой промышленности, хлебозаводам, пекарням и покупателям от имени госучреждений.

     Оптовики - аукционисты играют большую роль в тех отраслях деятельности, где  потребители хотят до совершения сделки осмотреть товар. Это рынки  скота, табака, морепродуктов и т.д.

     Способы закупки товаров, работа с партнерами, особенности преодоления пространства и времени, оформление ассортимента, технические и социальные изменения привели к появлению различных фирм оптовой торговли и видов предприятий-оптовиков. На современном этапе в российской экономике оптовая торговля имеет важное значение. Оптовая торговля связывает практически все отрасли экономики, все предприятия и организации, осуществляющие материальное производство и товарное обращение. Она включает стадии продвижения товара от изготовителей до предприятий розничной торговли.

     В зависимости от положения оптовой  торговли в сбытовой цепи выделяют следующие виды:

  • торговля через оптовую закупочную сеть. Осуществляет закупку урожая сельскохозяйственных культур. Сырьевых материалов и других подлежащих складированию товаров, таких как зерно, хлопок, шерсть, металлы;
  • торговля по производственным связям. Она обычно соединяет две последовательные стадии производственного процесса, особое значение она имеет в торговле черными металлами;
  • оптовая торговля сырьем и материалами для последующей реализации через розничную сеть.

     По  способам реализуемой продукции различают следующие виды оптовой торговли:

  • оптовая торговля товарами широкого ассортимента;
  • специализированная оптовая торговля, формируется небольшой, но углубленный ассортимент различного качества одной торговой группы.

     В настоящее время оптовая торговля имеет следующие основные формы: транзитная, когда оптовая база продает  товары без завоза на свои склады, сразу  конечному покупателю, и складская, когда реализация товаров осуществляется непосредственно со своих складов. Результатом этих форм продажи является оптовый транзитный оборот и соответственно складской товарооборот. В общем объеме товарооборота торговых баз наибольший удельный вес приходится на долю складского товарооборота.

     Транзитный  товарооборот подразделяется на:

  • товарооборот с участием в расчетах (оплаченный или с вложением собственных средств);
  • товарооборот без участия в расчетах (неоплаченный, но организуемый).

     При транзите с участием в расчетах торговая фирма оплачивает поставщику стоимость отгруженного товара, которую затем получает от своих покупателей. При транзите без участия в расчетах поставщик предъявляет  оплате счета не оптовой фирме, а непосредственно получателю. При организации транзитного оборота оптовая фирма выполняет посредническую роль между поставщиками и получателями за отдельную плату. При ютом она заключает с поставщиком и получателем продукции договоры, контролирует выполнение договоров. Трудоемкость транзитного оборота значительно ниже складского, поэтому при относительно высоких размерах наценок он выгоден для оптовых баз.

     При складской форме торговли используются следующие методы оптовой продажи  товаров со склада:

  • личная отборка товаров покупателями;
  • подборка товаров в соответствии с заявками; заказами, оформленными письменно, по телефону, телеграфу со стороны потребителей;
  • привлечение при формировании портфеля заказов многочисленных торговых агентов;
  • посылочная форма торговли и торговля через автосклады.

     Продажа товаров с личной отборкой покупателя практикуется, как правило, по изделиям сложного ассортимента (автомобили, мебель и другое), когда нужен выбор с учетом цвета, модели, рисунка. Для удобства покупателей многие оптовые фирмы имеют выставочные залы для выкладки товарных образцов и их презентации.

     Достаточно  перспективной формой складской  торговли является продажа товара через  автобазы. С помощью автосклада можно  наладить эффективное снабжение  мелких и отдаленных магазинов с  одним продавцом, не закрывая их на время выезда продавца за товаром.

     Посылочная  торговля обеспечивает население в  форме индивидуальной или рыночной торговли через магазины оптовой  посылочной торговли.

     Посылочная  торговля имеет довольно широкую  перспективу и прежде всего по обеспечению отдаленных населенных пунктов. Оптовые базы осуществляют и многочисленные формы розничной торговли через собственную сеть магазинов, павильонов и палаток.

     Исследуя  конкретные виды предприятий, действующих  на оптовом рынке, необходимо учитывать, что в реальной рыночной среде имеется ряд руководителей предприятия, отличающихся между собой специфическими, организационными, технико-технологическими функциями и масштабами деятельности.

     В настоящее время выделяют следующие  организационные формы оптовой  торговли:

  • коммерческо-посреднические формы;
  • оптовые базы;
  • оптовые магазины;
  • управление производственно-технической комплектацией;
  • торговые дома;
  • аукционы;
  • ярмарки;
  • лизинговые компании;
  • товарные биржи;
  • брокерские конторы (фирмы, брокеры);
  • дилерские конторы (фирмы, дилеры);
  • коммивояжеры;
  • торговые и промышленные агенты;
  • торговые палаты.

     Каждое  из вышеуказанных предприятий выполняют  соответствующие функции, различаются  по степени специализации.

     Продажа товаров на оптовых рынках регулируется гражданским законодательством, в основе которого лежит признание равенства участников хозяйственных отношений, неприкосновенности их собственности, свободы выбора партнеров, недопустимости вмешательства в коммерческую деятельность.

     В условиях рыночной экономики основополагающим институтом является биржевая торговля; в перспективе биржевой торговли непременно будет расти и ее оборот, что станет основой ее предприятия как важнейшая форма оптовой торговли, с использованием тесной интеграции отечественных и зарубежных оптовых рынков товаров.

        
 
 
 
 
 

     2. РОЛЬ ОПТОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В  ПРОЦЕССЕ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ 

    2.1. Понятие и сущность товародвижения 

       Система товародвижения - это деятельность, связанная с перемещением товаров с места производства до места продажи или потребления. В общем смысле система товародвижения представляет собой совокупность функций обработки заказов, погрузки-разгрузки, создания запасов, хранения и транспортировки.

Информация о работе Типы и виды оптовых предприятий, их роль в процессе товародвижения