Учет арендованного имущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 09:42, курсовая работа

Описание

Цель данного курсового исследования изучить арендованные и сданные в аренду основные средства.
Задачи курсового проекта:
- раскрыть специфику бухгалтерского учета арендных отношений у их основных участников: арендатора и арендодателя;
- обобщить существующую практику учета имущества, участвующего в арендных операциях, учет арендной платы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
1. Экономическая и правовая сущность арендных отношений партнеров……………5
1.1. Понятие, сущность, виды, формы аренды…………………………….……5
1.2. Значение учета в соблюдении норм арендных отношений…………….….7
1.3. Нормативное регулирование арендных отношений……………………….9
2. Бухгалтерский учет арендных обязательств…………………………….…..13
2.1. Документальное оформление текущей аренды у арендодателя…………13
2.2. Документальное оформление текущей аренды у арендатора…………....15
2.3. Синтетический и аналитический учет по текущей аренде…………….…17
2.4. Синтетический и аналитический учет по долгосрочной аренде………...20
2.5. Предмет лизинга………………………………………………………...…..25
2.6. Лизинговые платежи в составе расходов лизингополучателя и
лизингодателя………………………………………………………...……..27
2.7. Амортизация предметов лизинга……………………………………..……29
Упражнения……………………………………………………………..………..32
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы………………………………………...…43
Приложения……………………………………………………………………...44

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 108.31 Кб (Скачать документ)

     Арендодатель  делает соответствующие отметки  в инвентарных карточках, после  чего они помещаются в картотеку  собственных основных средств.

     Арендная  плата, определяемая исходя из балансовой стоимости арендованного имущества, его состояния, предельного уровня рентабельности при использовании, длительности аренды, финансовых возможностей арендатора и других факторов, включает следующие элементы:

     амортизацию арендованного имущества;

     плату за дополнительные услуги арендодателя, предусмотренные договором;

     плату за государственную регистрацию  права аренды недвижимого имущества, если она осуществлялась арендодателем;

     налог на имущество, уплачиваемый арендодателем;

     вознаграждение  арендодателю;

     налог на добавленную стоимость.

     Методология бухгалтерского учета и налогообложения  арендной платы зависит от того, какое место арендные операции занимают в деятельности арендодателя. Действующее  законодательство различает сдачу  имущества в аренду как основной (обычный), так и вспомогательный  вид деятельности. 

2.2.  Документальное оформление  текущей аренды  у арендатора 

     Основные  средства, полученные арендатором во временное владение и пользование (временное пользование), принимаются  на забалансовый учет в оценке, согласованной  с арендодателем в договоре аренды. Полученные в аренду основные средства отражаются записью по дебету счета 001 «Арендованные основные средства».

     Одновременно  арендатор открывает инвентарные  карточки учета основных средств, которые  хранятся в специальной картотеке  и служат основанием для организации  аналитического учета данных объектов.

     Возврат арендодателю арендованного имущества  в связи с истечением срока  аренды или досрочным расторжением сторонами договора обусловливает  обратную бухгалтерскую запись по кредиту  счета 001 «Арендованные основные средства».На основании оформленных актов (накладных) приемки-передачи основных средств (Приложение 2) бухгалтерия делает в инвентарных  карточках отметки о выбытии  арендованных объектов. Инвентарные  карточки по выбытии арендованным основным средствам хранятся в течение  срока, определенного руководством организации-арендатора.

     Порядок принятия к бухгалтерскому учету  расходов по арендной плате зависит  от того, какую роль арендованное имущество  играет в деятельности арендатора. При аренде отдельных объектов основных производственных средств (или их  составных частей) арендная плата рассматривается как расход по обычному виду деятельности и подлежит включению в себестоимость изготавливаемой продукции (выполняемых работ, оказанных услуг) по элементу «Прочие затраты», что вытекает из ПБУ 10/99 «Расходы организации». Затраты, связанные с ее начислением, арендатор аккумулирует на активных калькуляционных счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 44 «Расходы на продажу» и собирательно-распределительных счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

     Если  арендованные основные средства используются арендатором для удовлетворения непроизводственных нужд, то расходы  по арендной плате должны включаться в состав внереализационных расходов. С этой целью арендатор использует счет 91, субсчет 2 «Прочие расходы». Списание данных расходов производится по дебету счета 91-2 на основании оправдательных первичных документов. 
 
 

     2.3. Аналитический и синтетический учёт операций по текущей (обычной) аренде 

     Текущая аренда предполагает сдачу арендодателем, своего имущества, на определенный срок арендатору, с обязательным возвратом. В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения имуществом.

     При текущей аренде арендодатель сданное  в аренду имущество продолжает учитывать  на своем балансе в составе  собственных основных средств с  соответствующей отметкой об их выбытии  в инвентарной карточке (книге). Такие  карточки группируют отдельно. Имущество  передается в аренду по договору аренды и оформляется приема - передаточным актом. В договоре оговариваются  срок использования, который рассчитывают исходя из оценки имущества с учетом его фактического износа и действующих  норм амортизационных отчислений, и  величина арендной платы. Последняя  включает, как правило, средства, предусмотренные  нормами отчислений на полное восстановление основных средств, сметами затрат на ремонт и часть прибыли.

     Финансовые  результаты от сдачи в аренду имущества  арендодатель отражает в составе  прибыли или доходов будущих  периодов, а начисление амортизационных  сумм по сданным в аренду основным средствам относит на уменьшение прибыли:

     ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы» КРЕДИТ 02 «Амортизация основных средств», субсчет «Амортизация собственных основных средств».

     Начисление  арендной платы за отчетный период отражают по Дебету счета 76 «Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами» и Кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Арендную плату, начисленную авансом за будущие периоды, показывают по Дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и Кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Поступившие арендные платежи записывают так:

     ДЕБЕТ 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» КРЕДИТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

     При включении арендной платы, полученной авансом, в финансовые результаты отчетного  периода делают запись:

     ДЕБЕТ 98 «Доходы будущих периодов» КРЕДИТ 91 «Прочие доходы и расходы»

     На  стоимость проведенных арендатором  за свой счет капитальных вложений в арендованные основные средства проводят их дооценку у арендодателя при возврате средств арендатором. У арендодателя приходование дооценки фиксируют записью:

     ДЕБЕТ 01 «Основные средства» КРЕДИТ 83 «Добавочный  капитал».

     У арендатора эти вложения увеличивают  стоимость основных средств:

     ДЕБЕТ 01 «Основные средства» КРЕДИТ 08 «Вложения  во внеоборотные активы» 

     При возврате имущества, в которое арендатор  вложил средства, он использует счет 91 «Прочие доходы и расходы». Формируют  следующие проводки:

     ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 01 «Основные средства» — на сумму полных затрат;

     ДЕБЕТ 02 «Амортизация основных средств»

     КРЕДИТ 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы» — на сумму амортизации.

     Первоначальную (восстановительную) стоимость возвращенного  имущества арендатор отражает записью  по кредиту забалансового счета 001 «Арендованные основные средства» (без дебетования какого-либо другого  счета). Полученное имущество арендодатель записывает так:

     ДЕБЕТ 01 «Основные средства» КРЕДИТ 01, субсчет «Основные средства, переданные в аренду».

     Арендованные  основные средства арендатор учитывает  на забалансовом счете 001 «Арендованные  основные средства» по первоначальной стоимости, обозначенной в договоре аренды. Аналитический учет ведется  по объектам, принятым в аренду, и  по арендодателям.

     На  сумму арендной платы, начисленной  арендодателю, арендатор дебетует счета  издержек производства и обращения (на сумму амортизационных отчислений и расходов на ремонт основных средств), счет 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные  расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и кредитует счет 76 «Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами» на всю сумму начисленной арендной платы.

     Перечисление  суммы арендной платы отражают так:

     ДЕБЕТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»КРЕДИТ 51 «Расчетные счета»; 52 «Валютные счета»

     Арендная  плата за будущие периоды начисляется  следующим образом:

     ДЕБЕТ 97 «Расходы будущих периодов»

     КРЕДИТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

     Текущие перечисления арендной платы списывают  с кредита счета 97 в дебет счетов издержек производства и обращения.

     Если  по условиям договора аренды капитальный  ремонт основных средств арендатор  проводит за свой счет, то затраты на такой ремонт списывают с кредита  соответствующих материальных и  расчетных счетов в дебет счетов издержек производства или счета  97 «Расходы будущих периодов». Со счета 97 затраты частями списывают на счета издержек производства.

     Если  капитальный ремонт проводится за счет арендодателя, то затраты на такой  ремонт отражают следующим образом:

     ДЕБЕТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» КРЕДИТ 97 «Расходы будущих периодов» (или соответствующих материальных и расчетных счетов)

     ПРИМЕР 1

     Предприятие на условиях текущей аренды ежемесячно уплачивает арендную плату 500 000 руб. (с  учетом НДС – 607 500 руб.). Эта операция будет отражена следующими записями:

     Включение в издержки производства арендной платы:

     1) ДЕБЕТ счета 20 «Основное производство»  – 500 000 руб.,

       ДЕБЕТ счета 19 «По приобретённым  материалам»–107 500 руб.

       КРЕДИТ счёта 76 «Расчёты с разными  дебиторами и кредиторами»– 607 500 руб.;

     Перечисление  арендной платы.

     ДЕБЕТ счета 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»,

     КРЕДИТ  счёта «Расчетный счет»-607500руб. 

     2.4. Аналитический и синтетический учёт операций по долгосрочной аренде 

     Основные  средства сдаются в долгосрочную аренду по цене, согласованной арендодателем  и арендатором (выкупная цена). В  составе арендных платежей предусматривают  погашение стоимости арендованного  имущества (амортизационные отчисления), расходы на услуги по арендным операциям  и прибыль, которую получил бы арендодатель от эксплуатации объекта, но не выше процента за пользование  кредитом.

     Для учета операций по долгосрочной аренде арендодатель использует счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Арендные обязательства  к поступлению», на котором отражают расчеты с арендаторами за арендованные ими основные средства.

     При передаче основных средств в долгосрочную аренду арендодатель составляет рекомендуемые  Планом счетов проводки по выбытию  основных средств (на списание первоначальной стоимости объекта, суммы амортизации; на согласованную стоимость; на разность между согласованной и остаточной стоимостью). Затем отражает начисление арендной платы в виде процентов  по долгосрочной аренде и части разницы  между согласованной и остаточной стоимостью объектов, приходящейся на период, за который начисляется арендная плата.

     Арендатор может выкупить долгосрочно арендуемые основные средства до истечения срока  аренды. Поступившие платежи арендодатель отражает так:

     ДЕБЕТ 51 «Расчетные счета»; 52 «Валютные счета» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Арендные обязательства к поступлению»

     Часть разности между согласованной и  остаточной стоимостью основных средств  и сумму начисленных процентов, приходящихся на очередной срок платежа, оформляют проводкой:

     ДЕБЕТ 98 «Доходы будущих периодов»КРЕДИТ 91 «Прочие доходы и расходы»

     Выкупные  платежи, поступившие по окончанию  долгосрочной аренды, отражают так:

     ДЕБЕТ 51 «Расчетные счета»; 52 «Валютные счета» КРЕДИТ 91 «Прочие доходы и расходы»

     Арендатор для учета долгосрочно арендуемых основных средств использует счета 01 «Основные средства», субсчет «Арендованное  имущество», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Задолженность к уплате по долгосрочной аренде» и 02 «Амортизация основных средств», субсчет «Амортизация имущества, сданного в лизинг».

Информация о работе Учет арендованного имущества