Учет денежных средств и операций по расчетному счету

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение организации учета денежных средств на расчетном счете в банке.

Задачами курсовой работы являются:

- рассмотрение теоретических аспектов в организации учета денежных средств на расчетном счете;

- ознакомление с законодательными и нормативными документами, регулирующими организацию учета денежных средств;

- изучение организации учета денежных средств на расчетном счете исследуемой организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6

1 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ. 8

1.1 Нормативные документы, регулирующие учет денежных средств и операций на счетах в банке 8

1.2 Организация расчетно-кассовых взаимоотношений с обслуживающим банком 10

1.3 Порядок открытия, переоформления и закрытия расчетного

счета 14

2 СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ 17

2.1 Документальное оформление движения денежных средств по расчетному счету 17

2.2 Содержание и порядок обработки банковских выписок с расчетного счета 18

2.3 Синтетический учет денежных средств по расчетному счету 19

2.4 Учет денежных переводов в пути 21

3 ПРАКТИКА УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ В ОАО «МИНСКИЙ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» 24

3.1 Организационные и методические аспекты учетной политики ОАО «Минский приборостроительный завод» 24

3.2 Исследование организации учета операций по расчетному счету и отражение операций на бухгалтерских счетах 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа состоит из  1 файл

курсач БУ.docx

— 83.46 Кб (Скачать документ)

           -   заявление на открытие  счета, в котором приведены полное и точное наименование организации, ее юридический адрес, номера телефонов, телефакса;

           - копию (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, - для юридического лица;

           -  копию (без нотариального  засвидетельствования) свидетельства  о государственной регистрации  - для индивидуального предпринимателя; 

           -  карточку с образцами подписей  должностных лиц юридического  лица, имеющих право подписи документов  для проведения расчетов, и оттиска  печати. При этом форма карточки  с образцами подписей и оттиска  печати и порядок ее заполнения утверждаются банками в локальных нормативных правовых актах;

       -оттиск  печати.

       Другие  документы для открытия текущих (расчетных) счетов юридическими лицами, в банк не представляются. Так как организации могут открывать необходимое количество банковских счетов, как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте, в случае открытия в банке нескольких банковских счетов одному владельцу счета представления документов, полностью совпадающих с теми, которые уже имеются в банке, не требуется [14c. 515].

       Банк  заключает с организацией договор  банковского счета, в котором  оговаривают обязанности и ответственность  сторон. Организации оплачивают банку  определенную сумму за открытие счета, после этого банк присваивает номер расчетного счета.

       Бывают  случаи, когда организация должна переоформить расчетный счет. Это  происходит в случае изменения наименования организации, реорганизации.

         При переоформлении счетов в  связи с реорганизацией предприятия  представляются такие же документы,  как при открытии счета.

       При изменении и дополнении учредительных  документов владельцем счета представляются копии новых учредительных документов либо копия изменений (дополнений) к ним, удостоверенные нотариально или органом, производившим регистрацию.

       В случае изменения наименования предприятия, не вызванного реорганизацией, а также изменения подчиненности (до представления копии peшения соответствующего органа, уполномоченного принимать такие решения, либо копии учредительных документов, удостоверенных нотариально) в банк представляется заявление владельца счета, уведомляющее об изменениях. В этом случае владелец счета представляет новую карточку с образцами подписей и оттиска печати.

       Указанные документы должны быть представлены в течение одного месяца со дня реорганизации, регистрации переименования, изменения подчиненности, изменения или дополнения учредительных документов.

       Руководителям банка предоставляется право  освобождать владельца счета  от представления документов для  переоформления счета и производить  переоформление собственным распоряжением, если изменение наименования предприятия  вытекает из законодательства Республики Беларусь и других нормативных актов. О данных изменениях банк сообщает налоговому органу в течение трех рабочих дней.

       Текущие и другие счета предприятий (обособленных структурных подразделений) и предпринимателей закрываются при условии, что на них не наложен арест, отсутствуют предписания и претензии к счету, а также задолженность, в следующих случаях:

       - по решению (заявлению) владельца  счета в сроки, согласованные  с обслуживающим банком;

       -  в случае непредставления в  месячный срок копии новых  учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации), а также новой карточки с образцами подписей и оттиска печати при изменении лиц, имеющих право распоряжаться счетом;

       -  по решению собственника или  органа, создавшего предприятие;

       -  при переходе владельца счета  на обслуживание в другой банк  в сроки, согласованные между  банками. Этот срок не может  превышать 10 рабочих дней. При  этом документы, находящиеся в  деле по открытию счета (за  исключением таких документов, как заявление на открытие счета; карточка с образцами подписей должностных лиц; договор банка с клиентом на расчетно-кассовое обслуживание; и справки Фонда социальной защиты населения), передаются во вновь избранный клиентом банк на основании акта приема-передачи. Остаток средств клиента перечисляется во вновь избранный клиентом банк не позднее следующего после передачи документов рабочего дня;

       -  при ликвидации предприятия (прекращении  деятельности предпринимателя) после завершения работы ликвидационной комиссии;

       -  при отсутствии средств на  счете в течение трех месяцев,  по карт-счетам и специальным  счетам для хранения купленной  на внутреннем валютном рынке иностранной валюты - до одного года (не включая срока наложения ареста на счет);

       -  при отсутствии записей по  счету в течение трех месяцев,  по карт-счетам и специальным  счетам, для хранения купленной  на внутреннем валютном рынке иностранной валюты - до одного года (не включая срока наложения ареста на счет). Остаток средств по счету клиента перечисляется вышестоящей организации или зачисляется банком на счет "Расчеты с прочими кредиторами";

       -  в случае отмены уполномоченными  органами решения о государственной регистрации предприятия, предпринимателя;

       -  в других случаях, предусмотренных  действующим законодательством  и соответствующими договорами [11c. 48]. 
 
 

 

       

       2 СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ 

       2.1 Документальное оформление движения денежных средств по расчетному счету 

       С расчетного счета в большинстве  случаев производятся платежи предприятия: оплата поставщикам за приобретаемые материалы, погашение задолженности перед бюджетом, фондом социальной защиты населения, Получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдачу денег, а также безналичные перечисления с расчетного счета банк осуществляет, как правило, на основании приказа предприятия-владельца расчетного либо другого счета или с его согласия (акцепта).

       В отдельных случаях, предусмотренных  законодательством , банк может производить  принудительное  списание денежных средств с расчетного счета. Например, по решениям налоговых инспекций перечисляются просроченные налоги и сборы, по исполнительным листам народного суда, по приказам Высшего Хозяйственного Суда - суммы удовлетворенных исков и т.д.[11 с 50]

       Прием, выдачу и перечисление денег банк осуществляет на основании специализированных документов, которые имеют типовую  форму, правильно оформленных. Эти  документы называются расчетно-платежными, к ним относят: платежное поручение, платежное требование, платежное требование-поручение, денежный чек, расчетный чек, объявление о взносе наличными.

       -платежное  поручение (ПРИЛОЖЕНИЕ А), используется для списания денежных средств со счета плательщика и зачисления их на счет получателя. Этот документ представляет собой приказ банку о перечислении определенной суммы с расчетного счета в адрес получателя. С помощью платежных поручений осуществляются расчеты по налогам с поставщиками и другими организациями

       -платежное  требование, представляет собой требование организации о взыскании с должника определенной суммы и зачисление ее на расчетный счет получателя

       -платежное  требование-поручение. Представляет  собой требование поставщика к покупателю оплатить определенную сумму и распоряжение плательщика банку перечислить указанную сумму поставщику.

       -денежный  чек. Является приказом организации  банку о выдаче определенной суммы наличных денежных средств указанной на чеке. Чек выписывается для получения заработной платы, выдачи денег в подотчет.

       -расчетный  чек. Является распоряжением чекодателя  банку произвести перечисление  денежных средств на счет чекополучателя. Этот документ используется для расчетов с поставщиками.

       -объявление  о взносе наличными. Используется  для внесения денежных средств  из кассы на расчетный счет. В обмен на это объявление  банк выдает квитанцию, которая  служит основанием для списания  денежных средств выданных из кассы. 

       2.2 Содержание и порядок обработки банковских выписок с расчетного счета 

       Одним из основных документов, необходимых  для учета операций по расчетному счету, является банковская выписка (ПРИЛОЖЕНИЕ Б). Как правило, предприятия получают такие выписки периодически (ежедневно) или в другие согласованные с банком сроки. К выписке прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых происходит списание или зачисление средств на расчетный счет. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об одной особенности. Денежные средства клиента в банковском учете фактически являются кредиторской задолженностью, вследствие чего поступления на расчетный счет клиента записываются по кредиту, а списание с расчетного счета и выдача наличными - по дебету. Поэтому средства, указанные в выписке по кредиту, бухгалтером должны быть отражены по дебету счета 51. В различных банках выписки могут отличаться друг от друга по своей форме. Это связано с тем, что банки используют различные программы автоматизации учета.

       В первой колонке под названием  “№ документа” указывается номер  документа, на основании которого происходит списание или зачисление средств на расчетный счет. Этим документом может быть платежное поручение, требование, объявление на взнос наличными и др.

       Во второй колонке под названием “Вид операции” указывается условный кодированное обозначение операции, которая используется всеми банками.

       В третьей колонке указывается  код, который присваивается банку, если он является участником прямых расчетов.

       В четвертой колонке указывается  счет, с которого было произведено  списание средств ( на который производится зачисление средств). Как правило, данный счет является либо расчетным счетом предприятия, в адрес которого производятся платежи (от которого поступает платеж), либо корреспондентским счетом банка, обслуживающего это предприятие.

       В следующих графах показываются соответственно: по дебету - списание средств с расчетного счета, по кредиту - их поступление. Итоговый оборот по дебету - общую сумму средств, списанных с расчетного счета. Сумма, которая указывается в выписке как остаток на конец дня, должна соответствовать остатку средств на 51 счете предприятия. Она же должна стоять в следующей выписке как остаток на начало дня.

       Выписка банка является основанием для отражения хозяйственных операций на бухгалтерских счетах. Она же является и регистром аналитического учета по расчетному счету. Проверка и обработка выписки должны производиться в день их поступления.

       Получив выписку банка бухгалтер обязан:

       -подобрать  оправдательные документы по  каждой сумме указанной в выписке.  Если первичных документов к выписке не приложено, то ждать можно в течении недели, но если в течении этой недели не будет документов бухгалтер должен об этом доложить работнику банка;

       -обязательно  проверить входящее сальдо путем  сравнения исходящего сальдо за предыдущий день;

       -против  сумм поставить корреспондирующие  счета;

         -при ошибочном зачислении сумм на расчетный счет они должны отражаться проводкой: Дт 51 «Расчетный счет» Кт 76/3 «Расчеты по претензиям» на ошибочно зачисленную сумму, с использованием счета 76/3 «Расчеты по претензиям». В кратчайшие сроки об ошибочно зачисленной сумме должно быть сообщено банку для внесения соответствующих исправлений. Данный порядок сохраняется, если ошибочное зачисление произошло по вине банка. При ошибочном списании сумм делается обратная запись: Дт 76/3 «Расчеты по претензиям» Кт 51 «Расчетный счет» - на ошибочно списанную сумму.

Информация о работе Учет денежных средств и операций по расчетному счету