Учет денежных средств на расчетном счете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание

Расчеты наличными деньгами в условиях нестабильных рыночных отношений широко распространены, что обусловлено двумя важными обстоятельствами. Во-первых, они гарантируют оперативное и точное исполнение товарных и/или платежных обязательств.Во-вторых, поступление и расход наличности контролируется главным бухгалтером и руководством предприятия, что при очень жесткой налоговой системе неизбежно провоцирует их не показывать официально весь свой денежный оборот.

Содержание

Введение
1. Открытие расчетного счета в банке
2. Расчетные документы, порядок их заполнения
3. Расчеты платежными поручениями
4. Порядок представления кредитной организацией (филиалом) электронных платежных документов
5. Расчеты по аккредитивам
6. Расчеты по инкассо
7. Расчеты по чекам
8. Списание и поступление денежных средств на счетах
9. Учет операций на расчетном счете
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 49.11 Кб (Скачать документ)

3 Расчеты платежными  поручениями

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму  на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное  поручение исполняется банком в  срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный  договором банковского счета  либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Платежными поручениями  могут производиться:

а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

в) перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления  периодических платежей.

Платежное поручение  составляется на бланке формы 0401060 (приложение 1 к настоящему Положению).

Платежные поручения  принимаются банком независимо от наличия  денежных средств на счете плательщика.

После проверки правильности заполнения и оформления платежных поручений на всех экземплярах (кроме последнего) принятых к исполнению платежных поручений в поле "Поступ. в банк плат." ответственным исполнителем банка проставляется дата поступления в банк платежного поручения. Последний экземпляр платежного поручения, в котором в поле "Отметки банка" проставляются штамп банка, дата приема и подпись ответственного исполнителя, возвращается плательщику в качестве подтверждения приема платежного поручения к исполнению.

(абзац введен  Указанием ЦБ РФ от 03.03.2003 N 1256-У)

При отсутствии или недостаточности денежных средств  на счете плательщика, а также, если договором банковского счета  не определены условия оплаты расчетных  документов сверх имеющихся на счете  денежных средств, платежные поручения  помещаются в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок". При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

Допускается частичная  оплата платежных поручений из картотеки  по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок".

При частичной  оплате платежного поручения банком используется платежный ордер формы 0401066 (приложение 17 к настоящему Положению). Порядок его изготовления и заполнения соответствует общему порядку изготовления и заполнения бланков расчетных  документов. Формат платежного ордера, размеры и нумерация полей, отведенных для проставления значений каждого  из реквизитов, и их описание приведены  в приложениях 18 - 20 к настоящему Положению.

При оформлении платежного ордера на частичную оплату на всех его экземплярах в поле "Отметки банка" проставляются  штамп банка, дата, а также подпись  ответственного исполнителя банка. Первый экземпляр платежного ордера на частичную оплату также заверяется подписью контролирующего работника банка.

На лицевой  стороне частично оплачиваемого  платежного поручения в верхнем  правом углу делается отметка "Частичная  оплата". Запись о частичном платеже (порядковый номер частичного платежа, номер и дата платежного ордера, сумма частичного платежа, сумма  остатка, подпись) выполняется ответственным  исполнителем банка на оборотной  стороне платежного поручения.

При осуществлении  частичной оплаты по платежному поручению  первый экземпляр платежного ордера, которым произведена оплата, помещается в документы дня банка, последний  экземпляр платежного ордера служит приложением к выписке из лицевого счета плательщика.

При осуществлении  последней частичной оплаты по платежному поручению первый экземпляр платежного ордера, которым был произведен этот платеж, вместе с первым экземпляром  оплачиваемого платежного поручения  помещается в документы дня. Оставшиеся экземпляры платежного поручения выдаются клиенту одновременно с последним  экземпляром платежного ордера, прилагаемым  к выписке из лицевого счета.

При оплате платежного поручения на всех экземплярах расчетного документа в поле "Списано со сч. плат." проставляется дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате - дата последнего платежа), в поле "Отметки банка" проставляются штамп банка и подпись ответственного исполнителя.

Банк обязан информировать плательщика по его  требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика  в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок  информирования плательщика определяется договором банковского счета.

4 Порядок представления  кредитной организацией (филиалом) электронных платежных документов

Сформированный  ЭПД, или пакет ЭПД, кредитная  организация (филиал) направляет в подразделение  расчетной сети Банка России с  использованием средств телекоммуникаций или представляет на магнитном носителе курьером либо спецсвязью.

В зависимости  от принятого в подразделении  расчетной сети Банка России способа обмена информацией кредитная организация (филиал) направляет ЭПД (пакет ЭПД) в виде полноформатных ЭПД или ЭПД сокращенного формата, которые формируются в соответствии с требованиями Банка России.

При обмене ЭПД  сокращенного формата в договор  обмена включаются обязательство кредитной  организации (филиала) плательщика  самостоятельно направлять расчетные  документы на бумажных носителях, на основании которых составлены ЭПД  сокращенного формата, кредитной организации (филиалу) получателя для отражения  расчетных операций по счетам клиентов, а также указываются сроки  направления расчетных документов.

Магнитный носитель (дискету) с ЭПД кредитная организация (филиал) представляет вместе с двумя  экземплярами описи магнитных носителей (дискет), составленной на бумажном носителе в произвольной форме. В описи  указывается общее количество и  номера магнитных носителей (дискет), а также общее количество и сумма ЭПД, входящих в состав каждого магнитного носителя (дискеты). Опись оформляется печатью и подписями распорядителей счетом в соответствии с заявленными кредитной организацией (филиалом) образцами.

Один экземпляр  описи помещается в документы  дня подразделения расчетной  сети Банка России, второй возвращается кредитной организации (филиалу) с  отметкой о принятии.

Магнитные носители (дискеты), содержащие электронные платежные  документы, не удовлетворяющие требованиям  нормативных актов Банка России, регламентирующих правила обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка  России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России, не прошедшие контроль и не принятые подразделением расчетной сети Банка  России, возвращаются кредитной организации (филиалу) с отметкой о возврате в  описи.

5 Расчеты по аккредитивам

(в ред. Указания  ЦБ РФ от 11.06.2004 N 1442-У)

При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (далее - банк-эмитент), обязуется  произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (далее - исполняющий банк) произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Аккредитив обособлен и независим от основного договора.

Банками могут  открываться следующие виды аккредитивов:

- покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

- отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент  перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент  предоставляет исполняющему банку  право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета  банка-эмитента в пределах суммы  аккредитива либо указывает в  аккредитиве иной способ возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных  по аккредитиву в соответствии с  его условиями. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по непокрытому (гарантированному) аккредитиву, а также порядок возмещения денежных средств по непокрытому (гарантированному) аккредитиву банком-эмитентом исполняющему банку определяется соглашением между банками. Порядок возмещения денежных средств по непокрытому (гарантированному) аккредитиву плательщиком банку-эмитенту определяется в договоре между плательщиком и банком-эмитентом.

В случае изменения  условий или отмены отзывного  аккредитива банк-эмитент обязан направить соответствующее уведомление  получателю средств не позже рабочего дня, следующего за днем изменения условий  или отмены аккредитива.

Об открытии аккредитива и его условиях банк-эмитент  сообщает получателю средств через  исполняющий банк либо через банк получателя средств с согласия последнего.

Платеж по аккредитиву  производится в безналичном порядке.

Передача документов об открытии аккредитива и его  условиях, о подтверждении аккредитива, об изменении условий аккредитива  или его закрытии, а также о  согласии банка на принятие (отказе в принятии) представленных документов может осуществляться банками с  использованием любых средств связи, позволяющих достоверно установить отправителя документа.

Размер и порядок  оплаты услуг банков при расчетах по аккредитивам регулируются условиями  договоров, заключаемых с клиентами, и соглашениями между банками, участвующими в расчетах по аккредитивам.

6 Расчеты по инкассо

Расчеты по инкассо  представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных  документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо  банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее - исполняющий банк).

Расчеты по инкассо  осуществляются на основании платежных  требований, оплата которых может  производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются  получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через  банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Получатель средств (взыскатель) представляет в банк указанные  расчетные документы при реестре  переданных на инкассо расчетных  документов формы 0401014 (приложение 22 к  настоящему Положению), составляемом в  двух экземплярах. В реестр могут  включаться по усмотрению получателя средств (взыскателя) платежные требования и (или) инкассовые поручения.

Первый экземпляр  реестра оформляется двумя подписями  лиц, имеющих право подписи расчетных  документов, и оттиском печати.

При приеме на инкассо  платежных требований, инкассовых поручений  ответственный исполнитель банка-эмитента осуществляет проверку соответствия расчетного документа установленной форме  бланка, полноты заполнения всех предусмотренных  бланком реквизитов, соответствия подписей и печати получателя средств (взыскателя) образцам, указанным в карточке с  образцами подписей и оттиска  печати, а также идентичности всех экземпляров расчетных документов. При приеме инкассовых поручений  с приложенными исполнительными  документами ответственный исполнитель  банка обязан проверить соответствие реквизитов расчетного документа (даты и номера исполнительного документа, на который сделана ссылка в расчетном документе, взыскиваемой суммы, наименований, указанных в полях "Плательщик" и "Получатель" расчетного документа) реквизитам исполнительного документа. Наименование, указанное в поле "Получатель" расчетного документа, может не соответствовать наименованию взыскателя в исполнительном документе в случае взыскания денежных средств судебным приставом-исполнителем на депозитный счет службы судебных приставов.

После проверки правильности заполнения на всех экземплярах  принятых расчетных документов проставляется  штамп банка-эмитента, дата приема и  подпись ответственного исполнителя. Не принятые документы вычеркиваются  из реестра переданных на инкассо  расчетных документов и возвращаются получателю средств (взыскателю), количество и сумма расчетных документов в реестре исправляются. Оба экземпляра реестра и исправления в них  заверяются подписью ответственного исполнителя  банка-эмитента.

Информация о работе Учет денежных средств на расчетном счете