Учет денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:47, реферат

Описание

Денежные средства организации представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах.
В процессе своей деятельности организации постоянно ведут взаимные денежные расчеты как внутри организации (расчеты с персоналом по заработной плате, с подотчетными лицами, с персоналом по прочим операциям), так и вне ее (расчеты с поставщиками за приобретенную у них продукцию, с подрядчиками за выполненные работы и услуги, уплата налогов, получение выручки за реализованную продукцию от покупателей и др.).

Работа состоит из  1 файл

uchot_den_sr.doc

— 299.50 Кб (Скачать документ)
  • платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет
  • платежи, не внесенные в срок во внебюджетные фонды
  • платежи за таможенные процедуры
  • платежи по различным исполнительным документам
  • суммы, которые оговорены в договоре банковского счета.

 

В безакцептном порядке, т.е. без согласия клиента, банк оплачивает счета по энергоснабжению, по водоснабжению и т.д.

Если на расчетном  счете предприятия есть денежные средства, то все платежи осуществляются по очереди, в порядке поступления денежных документов. Если у предприятия на расчетном счете денежных средств недостаточно для оплаты всех счетов, то ГК установил жесткую очередность платежей:

  1. исполнительные документы по возмещению вреда и о взыскании алиментов
  2. по исполнительным документам на выплату выходных пособий и по оплате труда
  3. платежи в бюджет и во внебюджетные фонды
  4. в порядке календарной очередности поступления платежей.

Текущий счет имеет тоже назначение, что и расчетный. Текущий счет открывается организацией, не обладающей признаками, необходимыми для открытия расчетного счета, т.е. организацией, не являющейся юридическим лицом.

Основные  документы, используемые по операциям  на расчетном счете

   
       

При наличных расчетах

При безналичных расчетах

  • объявление на взнос наличными
  • чек денежный
  • платежное поручение
  • заявление на аккредитив
  • чек расчетный
  • платежное требование-поручение (по инкассо)
  • пластиковая карта и др.

 

Депозитный  счет. Формирование средств на депозитных счетах осуществляется путем перечисления соответствующих сумм с расчетных либо текущих счетов. Отличие депозитных счетов от расчетных состоит в том, что депозитные счета открываются:

  1. на определенный срок
  2. с целью получения дохода по вложенным средствам

Сроки депозитных счетов различны (от 1 дня; проценты зависят  от срока, на который деньги положены, от банка и др.).

Валютный счет. Открывается организацией для осуществления операций в иностранной валюте. На каждый вид валюты открывается отдельный субсчет. Валютные счета открываются только в банках, имеющих право на ведение операций в иностранной валюте.

Ссудный счет. Открывается при заключении с банком кредитного договора. Предприятие имеет право непосредственно со ссудного счета оплачивать свои расходы, т.е. за счет кредита.

 

Формы безналичных расчетов

Безналичные расчеты осуществляются:

  1. по товарным операциям, т.е. по операциям купли-продажи сырья, материалов, готовой продукции и пр. (счета 60,62,76,90)
  2. по нетоварным операциям, т.е. по расчетам с различными коммунальными учреждениями, расчетом с научно-исследовательскими организациями, учебными учреждениями, бюджетными и внебюджетными фондами и пр. (счета 68,69,76).

Формы безналичных  расчетов:

  • платежные поручения
  • аккредитивы
  • расчетные чеки
  • по инкассо (платежные требования-поручения)
  • по особым счетам
  • вексельная форма
  • пластиковые карточки
  • в порядке плановых платежей и др.

 

Виды документов, используемые при безналичных расчетах, зависят от формы безналичных расчетов. Форма безналичных расчетов определяется договором между поставщиком и потребителем. Банк эту форму не определяет. В договоре банковского счета эта форма только указывается. Поэтому все возникающие требования между поставщиком и потребителем решаются через Арбитражный суд.

В зависимости  от места нахождения поставщика и  покупателя безналичные расчеты  делятся на иногородние и местные (одногородние).

Общая схема безналичных расчетов

Юридические

и физические лица

Юридические

и физические лица

 

Банки и небанковские

кредитные учреждения

Банки и небанковские

кредитные учреждения

 

Расчетно-кассовый центр (Банк России)

Расчетно-кассовый центр (Банк России)


 

Платежные поручения (требования-поручения), чеки, аккредитивы, расчеты по инкассо 


Расчеты наличными денежными  средствами, векселями, бартер


Расчеты между банками  с участием расчетно-кассовых центров  Банка России


Расчеты между банками  без использования расчетно-кассовых центров через корреспондентские счета либо через счета расчетов 


Объявление  на взнос наличными. Это типовая форма, выдаваемая банком и заполняемая лицом, сдающим деньги в банк наличными. При взносе наличных денег лицо, вносящее их, получает квитанцию. Квитанция – документ, подтверждающий сдачу денег в банк.

Чек денежный. Чек используется для получения наличных денег с расчетного счета и идет от предприятия, которое является юридическим лицом. Чек заполняется главным бухгалтером, подписывается им и руководителем предприятия. Обязательно наличие оттиска печати.

  1. Чековая книжка покупается у банка предприятием, все чеки пронумерованы, исправления в них не допускаются, чек имеет корешок. Испорченный чек загибают, но не вырывают. На оборотной стороне чека указывается назначение денежной суммы.

Расчеты платежными поручениями. Платежные поручения – поручение банку о перечислении соответствующей суммы с расчетного счета предприятия-плательщика (покупателя) на расчетный счет предприятия-поставщика (продавца). Оформляется в количестве от 3 до 6-ти экземпляров по типовой форме. Количество экземпляров определяется банком. В платежном поручении обязательно указывается назначение платежа. В случае, когда необходимо произвести несколько перечислений нескольким получателям, которые обслуживаются одним банком, применяется сводное поручение.

Расчеты платежными поручениями осуществляются:

  1. по взносам в бюджет
  2. во внебюджетные фонды
  3. при переводе заработной платы на лицевые счета работников в банке
  4. при погашении задолженности поставщикам и т.д.

 

Платежное поручение  действительно в течение 10 дней, начиная со дня, следующего за днем выписки.

Достоинства: относительно быстрый документооборот; задержки обусловлены работой банковской системы. Недостаток: отсутствие гарантий получения денег продавцом.

Расчеты у  поставщика при этой форме отражаются на счетах 43,62,90 и др., расчеты у  покупателя отражаются на счетах 60,51 и др.

Аккредитивная форма расчетов. Особенность этой формы состоит в том, что оплата платежных документов производится по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.

Данная форма  применятся если:

  1. она определена договором
  2. поставщик переводит покупателя на эту форму в соответствии с положением о поставках.

Аккредитив  – поручение банка покупателя банку поставщика об открытии специального аккредитивного счета для немедленной оплаты в соответствии с условиями договора и в определенной сумме. Он открывается на определенный срок и может быть продлен при согласии обеих сторон.

Бенефициар  – лицо, в пользу которого открыт аккредитив.

Аккредитив  открывается на срок до 15 дней. Он может  быть отзывным или безотзывным, покрытым (депонированным) или непокрытым. Покрытый – открывается в банке поставщика одновременно с депонированием суммы в банке покупателя. Непокрытый (гарантированный) открывается в банке покупателя.

Схема расчетов аккредитивами включает:

  1. Заявление на открытие аккредитива
  2. Перевод денежных средств на специальный счет покупателя
  3. Извещение банку поставщика об открытии аккредитива
  4. Извещение поставщику об открытии аккредитива
  5. Отгрузка продукции в адрес покупателя
  6. Предоставление поставщиком расчетных документов в свой банк
  7. Зачисление денежных средств банком поставщика с аккредитива на расчетный счет поставщика
  8. Перевод расчетных документов в банк покупателя
  9. Списание сумм с депозитного счета банком покупателя
  10. Поступление банковской выписки вместе с сопроводительными документами покупателю

Учитывается на счете 55 «Специальные счета в  банках» субсчет 1 «Аккредитивы». Аккредитив может выставляться за счет собственных средств (55.1/51) и за счет кредита банка (55.1/66,67). Оплата счетов поставщиков с аккредитивного счета оформляется проводкой 60/55.1. Остаток неиспользованных на аккредитивном счете денежных средств возвращается покупателю и используется по назначению.

Достоинства аккредитивной формы расчетов:

  • контроль банком действий поставщика (наличие брони на денежные средства, поставщик сможет их получить только при условии добросовестного исполнения договора).
  • гарантия исполнения обязательств контрагентами

Недостатки:

  • значительный документооборот между банками и их клиентами
  • аккредитивная форма расчетов не позволяет в короткие сроки производить оплату
  • при использовании депонированного аккредитива из оборота предприятия-плательщика на время действия контракта отвлекаются значительные денежные средства
  • высокая стоимость обслуживания – комиссионное вознаграждение банка. 

Аккредитивная форма расчетов применяется в  основном в международных расчетах или в расчетах по крупным контрактам, связанным с движением значительных сумм либо с реализацией уникального и дорогостоящего оборудования, когда контрагентам необходимы твердые гарантии исполнения взаимных обязательств.

Форма расчета  расчетными чеками. Расчетные чеки используются только при безналичных расчетах, являются ценными бумагами, которые ничем не обусловлены и содержат распоряжение чекодателя банку произвести платеж, указанной в чеке суммы чекодержателю. В качестве плательщика по чеку может быть указан только тот банк, в котором чекодатель имеет денежные средства.

Расчетные чеки бывают 2-х  видов:

  1. из лимитированной чековой книжки (гарантированные чеки)
  2. из нелимитированной чековой книжки (депонированные чеки).

Различие между ними заключается в том, что при оформлении депонированной чековой книжки на специальный счет в банке перечисляется соответствующая сумма с расчетного счета предприятия. Гарантированная чековая книжка – это средства чекодателя с расчетного счета в пределах соответствующей суммы гарантии, установленной банком при выдаче чековой книжки. На оборотной стороне чека прописью и цифрами указывается лимит суммы, на которую может быть выписан чек, срок использования – 6 месяцев.

При использовании депонированной чековой книжки денежные средства не бронируются на специальном счете. Чеки оплачиваются за счет кредита банка. Срок действия нелимитированной чековой книжки – 1 год.

Чек должен быть предъявлен к оплате в течение 10 дней, не считая дня его выдачи.

Для учета расчетных чеков используется счет 55 субсчет 2 «Чековые книжки». Проводки осуществляются по аналогии с аккредитивами.  По мере оплаты задолженность чеками списывается 76/55.2.

Форма расчета по инкассо (платежными требованиями-поручениями).

При этой форме  получатель (поставщик) после отгрузки продукции, выполнения работ или оказания услуг представляет в свой банк расчетный документ, а именно  платежное требование-поручение, содержащее требование – т.е. заполнена первая часть документа – к плательщику об оплате. Получив платежное требование-поручение, плательщик обязан заполнить вторую часть – платежное поручение, поручая банку списать с его расчетного счета указанную сумму (условия договора выполнены). Организация-плательщик сдает полностью оформленный документ в банк для оплаты. Банк покупателя после списания средств пересылает документы в банк поставщика для зачисления платежа на его расчетный счет.

Инкассо – поручение  банку на получение суммы с покупателя.

Оплата платежными требованиями-поручениями  может осуществляться двумя способами:

  1. с акцептом – предполагает получение согласия плательщика на оплату, срок акцепта – 3 дня, использование принципа «молчание – знак согласия»
  2. без акцепта – коммунальные платежи, электроэнергия, абонентская плата за телефон, проценты за кредит и др.

Акцепт может быть:

  • последующий – банк плательщика оплачивает платежное требование-поручение сразу же при его поступлении
  • предварительный – банк производит списание средств со счета плательщика в случае, если он не заявит в установленные сроки отказ от платежа.

Информация о работе Учет денежных средств