Учет движения товаров в торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание

Таким образом, товарооборот признаётся одним из основных показателей социально-экономического развития страны и рассматривается на макроуровне в числе важнейших целевых ориентиров, поступательная динамика которых характеризует стабилизацию экономической ситуации на рынке, способность экономики к устойчивому развитию, поэтому учёт процесса реализации и анализ товарооборота должны являться неотъемлемой и обязательной частью деятельности всех торговых организаций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Товарооборот – один из важнейших показателей в торговле………………5

1.1 Значение, состав, закономерности и основные направления

развития товарооборота…………………………………………….........................5

1.2. Нормативно-правовое регулирование организации бухучета

торговых организаций………………………………………………………………8

Методы оценки товаров, определение выручки и признание
ее в учете……………………………………………………………………………11

2. Организация бухгалтерского учета товарных операций розничной

торговли…………………………………………………………………………….14

2.1. Документальное оформление движения товаров на предприятиях

розничной торговли………………………………………………………………..14

2.2. Аналитический учет наличия и движения товаров на распределительных складах, отделах магазинов, инвентаризация товаров…...17

2.3. Синтетический учет наличия и движения товаров, учет операций

по поступлению и реализации товаров в розничной торговле…………………25

3. Налогообложение товарных операций……………………………………..29

4. Формирование бухгалтерской отчетности на предприятиях розничной

торговли…………………………………………………………………………….31

Заключение ………………………………………………………………………...32

Список использованных источников………………………………………..........33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа..doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)

  В соответствии с положением ПБУ 5/01 организациям предоставляется выбор из следующих  способов оценки списываемых запасов:

  • по себестоимости единицы запасов;
  • по средней  себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  • по себестоимости последующих по времени приобретения (ЛИФО).

  Метод оценки товаров по себестоимости  единицы запасов состоит в  том, что товары принимаются к  учету по ценам приобретения.

  По  методу средней себестоимости оценка товаров определяется как произведение количества товара на конец отчетного  периода на среднюю цену товара. Средняя цена определяется как частное  деления стоимости товаров, находящихся  в собственности предприятия в отчетном периоде, на количество товаров, находящихся в собственности предприятия за отчетный период.

  По  методу ФИФО (первых по времени приобретения), оценка запасов основана на допущении, что материальные ресурсы используются в течение ответственного периода в последовательности их закупки, т.е. ресурсы, первыми поступающие в продажу, должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца. Этот метод позволяет получить оценку запасов на коней отчетного периода, наиболее адекватную сложившейся ситуации на рынке данного товара, т.к. оценка сформировалась по цене последних закупок. Себестоимость реализованного товара в условиях инфляции будет ниже, т.к. при ее формировании учитывается стоимость ранних по времени закупок. Использование данного метода позволяет в условиях инфляции занижать оценку запасов на конец отчетного периода, т. к. оценка производится по фактической себестоимости ранних по времени закупок. Себестоимость реализованных товаров в силу того, что при ее формировании учитывается стоимость поздних по времени закупок, наиболее достоверно отражает реальную ситуацию.

  Фактической стоимостью товаров, приобретенных  за плату, признается сумма фактических  затрат организации, а их приобретение, за исключением   НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

  В фактические затраты на приобретение товаров включаются:        

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу) товаров;
  • суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные    с приобретением товаров;
  • таможенные пошлины;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением товаров;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, с помощью которой приобретены товары;
  • суммы процентов по кредитам и займам, начисленные до момента принятия товаров к бухгалтерскому учету. Это правило применяется в случаях, когда заемные средства были получены именно для приобретения товаров;
  • затраты по доведению товаров до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.

  Товары, приобретенные организацией для  продажи, оцениваются по стоимости  их приобретения. Организациям, осуществляющим розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с учетом наценок. При этом стоимость приобретения принятых к бухучету товаров увеличивается на сумму надбавки с отражением этой суммы на счете 42 «Торговая наука» (ПБУ 5/01).

  В момент признания выручки от продажи  товаров их стоимость списывают  с кредита сч. 45 в Дебет сч. 90.

  Готовые изделия, приобретенные для комплектации и не включаемые в себестоимость  проданной продукции, при их использовании  списываются с к. 41 в зависимости от момента признания выручки в Д 45 или 90 счета. В момент признания выручки указанные готовые изделия списываются со счета 45 на сч. 90. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХУЧЕТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ. 

     2.1. Документальное оформление движения товаров на предприятиях розничной торговли. 

  Правила и сроки приемки товаров и  их документальное оформление определяются техническими условиями, договорами поставки или купли-продажи.

  В розничную торговлю товары для продажи  поступают от производственных предприятий, оптовых организаций, от фирм, со складов.

  Товары, поступающие на предприятия розничной  торговли, должны иметь сопроводительные документы. К документам первой группы относятся:

  • накладная на отпуск материалов на сторону (ф № М-15), накладная (ф № 61).
  • товарно-транспортная накладная (ф № 1-1).
  • железнодорожная накладная.

  Количество  экземпляров, выписываемых накладных  зависит от условий получения  товара покупателем, места передачи товара. Накладные оформляются в  четырех экземплярах: два остаются у грузоотправителя (один экземпляр – в бухгалтерии, второй – у материально-ответственного лица, которое осуществляет отпуск материала на складе), а два поступают вместе с товарами к покупателю (один в бухгалтерию, а второй – остается у материально-ответственного лица, отвечающего за прием и хранение товара).

  Использование различных форм накладных по отгруженному товару зависит от способа доставки товара. Доставка товаров может осуществляться различными видами транспорта: железнодорожным, морским, речным, автомобильных, воздушным.

  Регулирование отношений перевозчика и грузоотправителя в соответствии с п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса РФ осуществляется на уровне специальных  федеральных законов. Перевозка груза осуществляется на основе договора перевозки. Договор перевозки груза представляет собой соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному  на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Договор грузовой перевозки подразделяется по видам транспорта – это договоры железнодорожной, автомобильной, морской, водной, воздушной перевозки. Он заключается в письменной форме и является заключенным, если между сторонами в подлежащей случаю форме достигнуто соглашение по всем существующим условиям договора (ст. 432 ГК РФ) и с момента сдачи груза к перевозке вместе с накладной.

  Договор поставки торговое предприятие заключает  с поставщиком товаров в условиях стабильных и долгосрочных хозяйственных связей.

  Договор купли-продажи заключается, если торговое предприятие приобретает товар  у физического лица или юридического лица, хозяйственные отношения с  которыми носят несистематический  характер.

  В соответствии с положением ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик – продавец, осуществляющий  предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности не связанной с личным потреблением.

  По  договору розничной купли-продажи  продавец, осуществляющий предпринимательскую  деятельность по продаже товаров  в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 492 ГК РФ). Момент перехода права собственности на имущество определяется исполнением продавцом своих обязательств передать товар покупателю, если иное не оговорено в договоре (ст. 223 № 1 ГК РФ). Переход права собственности на индивидуально – определенные вещи может произойти либо до, либо после их передачи по соглашению сторон. Если вещь не относится к индивидуальной определенной, а обладает родовыми признаками, то право собственности на нее может перейти после передачи покупателю, но может быть момент перехода права собственности определен к моменту оплаты покупателями материальных ценностей.

  Договоры  поставки могут предусматривать  различные условия поставки и  оплаты товаров: 

  • поставка товаров покупателю с последующей их оплатой; 
  • предварительная оплата партии товаров в полном объеме с последующим их получением;
  • выдача авансов с доплатой после получения товаров. 

  По  договору поставки, предусматривающему оплату товаров после получения  их покупателем (после перехода права собственности на них к покупателю), товары приходуются на основании отгрузочных (товаросопроводительных) документов поставщика.

  Если  договором поставки предусматривается  полная предварительная оплата поставляемой партии товаров, сумма такой  оплаты  подлежит отражению  по дебету счета  60  в  качестве  выданного аванса  и учитывается  в аналитическом учете обособленно.                                                                                                                                                            

  В бухгалтерском учете на счете 60, как правило, одновременно учитываются расчеты с поставщиками по договорам с различными условиями оплаты. Поэтому к счету 60 целесообразно открывать дополнительные субсчета, например 60/1 «Расчеты в порядке последующей оплаты» и 60/2 «Авансы выданные».

  Договором поставки может быть предусмотрен и  комбинированный вариант: частичное  авансирование, затем поставка продукции  и, наконец, доплата до суммы фактической  поставки.

  В бухгалтерском учете суммы авансирования также отражаются по дебету субсчета 60/2 «Авансы выданные» в корреспонденции со счетами учета денежных средств, отгрузка продукции – по кредиту субсчета 60/1 «Расчеты в порядке последующей оплаты» в корреспонденции со счетами учета товарно-материальных ценностей, а суммы доплаты – по дебету субсчета 60/1 в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

  Организация торговли может закупать товары и  у физических лиц (граждан). В этом случае организации целесообразно  заключить с физическим лицом договор купли-продажи. Отношения по такому договору регулируются общими положениями ГК РФ о купле-продаже (параграф 1 гл.30 ГК РФ). Поскольку в данной сделке одной из сторон является юридическое лицо, договор должен заключаться в письменной форме (п. 1 ст. 161 ГК РФ).

  Необходимость заключения договора в письменной форме  вызвана и тем обстоятельством, что организация заинтересована в документальном подтверждении  расходов на приобретение товаров.

  Передачу  каждой партии товара необходимо оформлять документом, подтверждающим ее передачу покупателю. Таким документом может быть закупочный акт по форме N ОП-5, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25. 12. 1998 N 132. В то же время организация может разработать форму закупочного акта самостоятельно с учетом требований Федерального закона от 12.12.1991 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» к первичным документам и утвердить его применение в приказе об учетной политике. Закупочный акт составляется в двух экземплярах в момент совершения закупки товаров у гражданина (продавца) представителем организации. Оба экземпляра подписываются представителем организации, закупившим товары, и продавцом, а затем утверждаются руководителем организации. Один экземпляр закупочного акта передается продавцу, а второй остается у покупателя.

  Поставщик может оформить сопровождение товаров не только накладной, но и счет-фактурой, где по отдельной строке выделяется сумма НДС. Счет-фактура выписывается в 3-х экземплярах: первый остается у поставщика, два других направляются покупателю вместе с товаром.

  Счета-фактуры, принятые к исполнению должны быть пронумерованы, прошнурованы в журнал учета счет-фактур, причем хранение получаемых и выдаваемых счетов-фактур осуществляется раздельно. Составленные и полученные счета-фактуры регистрируются в установленном порядке в книгах покупок и продаж.

  Книга покупок ведется получателями товаров, она предназначена для регистрации  счетов-фактур, предоставляемых поставщиками, в целях определения суммы  налога подлежащего зачету. При этом итоговые данные по определенным графам используются при составлении расчета по налогу на добавленную стоимость. В случае использования приобретенного товара, по которому зачет произведен в непроизводственной сфере, в книге покупок делается корректирующая запись с уменьшением итоговой суммы налога принимаемого к зачету в текущем периоде.

  После заключения договора купли-продажи  поставка товаров в магазин оформляется  счетом-фактурой, в которой указаны  все реквизиты продавца и покупателя, наименование товара, единица измерения, количество, цена, сумма без НДС, ставка НДС, всего с НДС.

  Заведующий  магазином производит наценку на товары и приходует товар вместе с наценкой по продажной цене, обязательно  фактура подписывается руководителем  предприятия, ответственным лицом  от поставщика,  заведующим магазином за принятие товара, ставится печать поставщика и подписи.

Информация о работе Учет движения товаров в торговой организации