Учет движения товаров в торговой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание

Таким образом, товарооборот признаётся одним из основных показателей социально-экономического развития страны и рассматривается на макроуровне в числе важнейших целевых ориентиров, поступательная динамика которых характеризует стабилизацию экономической ситуации на рынке, способность экономики к устойчивому развитию, поэтому учёт процесса реализации и анализ товарооборота должны являться неотъемлемой и обязательной частью деятельности всех торговых организаций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Товарооборот – один из важнейших показателей в торговле………………5

1.1 Значение, состав, закономерности и основные направления

развития товарооборота…………………………………………….........................5

1.2. Нормативно-правовое регулирование организации бухучета

торговых организаций………………………………………………………………8

Методы оценки товаров, определение выручки и признание
ее в учете……………………………………………………………………………11

2. Организация бухгалтерского учета товарных операций розничной

торговли…………………………………………………………………………….14

2.1. Документальное оформление движения товаров на предприятиях

розничной торговли………………………………………………………………..14

2.2. Аналитический учет наличия и движения товаров на распределительных складах, отделах магазинов, инвентаризация товаров…...17

2.3. Синтетический учет наличия и движения товаров, учет операций

по поступлению и реализации товаров в розничной торговле…………………25

3. Налогообложение товарных операций……………………………………..29

4. Формирование бухгалтерской отчетности на предприятиях розничной

торговли…………………………………………………………………………….31

Заключение ………………………………………………………………………...32

Список использованных источников………………………………………..........33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа..doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)

  До  начала проверки фактического наличия  товаров комиссия должна получить последние  на момент инвентаризации приходные  и расходные документы или  отчеты о движении товаров. Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам ордеров (отчетам), с указанием «До инвентаризации на (указывается дата)», для того чтобы бухгалтер мог установить остатки товаров на начало инвентаризации. Материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на товары сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все товары, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие – списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение товаров. Если инвентаризация товаров проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся товары, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии описи должны храниться в закрытом помещении, где проводится инвентаризация. Если материально-ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Тогда инвентаризационная комиссия проверит эти факты и исправит ошибки.

  При инвентаризации товаров используются формы №№ ИНВ-2 - ИНВ-7, ИНВ-8, ИНВ-8а, ИНВ-9, ИНВ-19 и приказы по формам №№ ИНВ-22 - ИНВ-26.

  Распоряжение  о проведении инвентаризации оформляется  на бланке «Приказ о проведении инвентаризации» (форма № ИНВ-22), в котором определяются содержание, объем, порядок и сроки  проведения инвентаризации, а также  персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ регистрируется в Журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (форма № ИНВ-23). Сведения о фактическом наличии товаров записываются в инвентаризационные акты и описи по форме № ИНВ-3 «Инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей», № ИНВ-4 «Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных», № ИНВ-5 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение» и др. Каждая из описей составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и лицом, ответственным за хранение. Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй остается у материально-ответственных лиц. Все товары заносятся в опись отдельно по каждому наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и т.д.). Товары отражают в тех ценах, в которых они числятся в бухгалтерском учете.

  Если  у организации есть товары, которые  приняты на ответственное хранение, то по ним составляют отдельную опись  по форме № ИНВ-5 «Инвентаризационная  опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение».

  При исправлении ошибок вручную во всех экземплярах описей неправильные записи зачеркиваются и над ними ставятся правильные записи. Исправления оговариваются и подписываются всеми членами комиссии и материально-ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строки. Незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. Описи подписываются всеми членами комиссии и материально-ответственными лицами.

  В конце описи материально-ответственные  лица дают расписку о проведении комиссией  проверки товаров в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленных  в описи товаров на ответственное  хранение.

  В описи должны включаться все выявленные товары, в том числе и излишки. Если при инвентаризации обнаружены испорченные товары, то на них составляют соответствующие акты.

  Товары, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти товары приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

  При инвентаризации эти товары заносятся  в отдельную опись под наименованием  «Товарно-материальные ценности, поступившие  во время инвентаризации». В такой описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти товары.

  Как правило, товар во время инвентаризации не отгружается. Однако если инвентаризация длится долго, то в особых случаях материально-ответственные лица могут отпускать товар в присутствии членов инвентаризационной комиссии, но на это у них должно быть письменное разрешение руководителя и главного бухгалтера

  Эти товары заносятся в отдельную  опись под названием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». В расходных документах делается соответствующая отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

  По  результатам проверки фактического наличия товаров, отраженных в инвентаризационных описях и актах, составляются сличительные ведомости по форме № ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей»

  На  товары, не принадлежащие организации, но числящиеся в ее бухгалтерском учете (находятся на ответственном хранении, приняты на комиссию и т.п.), составляются отдельные ведомости.

  Для выведения результата по инвентаризации составляется сличительная ведомость.

  В сличительных ведомостях отражаются только те товары, по которым были выявлены отклонения от учетных данных. В ведомостях показывают расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Излишки или недостачи отражаются в тех ценах, в которых ведется учет товаров (покупных, отпускных).

  При оформлении итоговых документов следует  учитывать пересортицу товаров, а также списание потерь в пределах норм естественной убыли.

  Пересортица - это одновременно излишки одного вида и недостачи другого вида товаров одного и того же наименования. При этом материально-ответственные лица должны представить подробные объяснения о допущенной пересортице. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товара одного и того же наименования и в тождественных количествах.

  Если  при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих  товаров выше стоимости товаров, оказавшихся в излишке, то эта  разница в стоимости относится на виновных лиц. При этом убыль товаров в пределах установленных норм определяется после зачета недостач товаров излишками по пересортице. Если после зачета по пересортице еще осталась недостача товаров, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию, по которому установлена недостача. При отсутствии норм естественной убыли, убыль рассматривается как недостача сверх норм.

  В сличительной ведомости отражают результаты проведенного зачета (суммы недостач, покрытых излишками), а также излишки и недостачи, оставшиеся после проведения зачета. Сличительную ведомость составляют в двух экземплярах. Результаты инвентаризации и выводы комиссии (о списании товаров, привлечении виновных лиц к ответственности и т.п.) оформляются приказом руководителя.

  Обобщенные  данные результатов проведенных  инвентаризаций отражаются в «Ведомости результатов, выявленных инвентаризацией» (форма № ИНВ-26)

  При обнаружении несоответствий данных инвентаризации и бухгалтерского учета  председатель инвентаризационной комиссии должен доложить об этом руководителю организации, который решает, как эти расхождения будут урегулированы.

  Только  руководитель организации может  принять решение о взаимном зачете излишков и недостач или о списании выявленных недостач в пределах норм естественной убыли, а также о привлечении виновных лиц к ответственности за недостачи сверх норм естественной убыли.

  Установленные недостачи или излишки в бухгалтерском  учете отражаются в том месяце, в котором была закончена инвентаризация.

  Выявленные  излишки собственного товара приходуются  в бухгалтерском учете на счете  учета товаров по рыночной цене на дату проведения инвентаризации (п.28 Положения  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34Н):

  Д-т  счета 41 - К-т счета 91 - рыночная стоимость излишков включена в состав внереализационных доходов (п.8 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32Н).

  Для целей налогообложения прибыли  стоимость излишков товаров, выявленных при инвентаризации, включается в состав внереализационных доходов (п.20 ст.250 НК РФ). 

2.3. Синтетический учет наличия и движения товаров, учет операций по поступлению и реализации товаров в розничной торговле.

  В соответствии с планом счетов и  инструкцией по его применению счет 41 «Товары» предназначен для обобщения  информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных  в качестве товара для продажи. Этот счет используется снабженческими сбытовыми, торговыми предприятиями.

  Оборот  по дебету этого счета показал  общую стоимость товаров, поступивших  на торговое предприятие, оборот по кредиту  – выбытие товаров, дебетовое  сальдо отражает  остаток товаров  на конец отчетного периода. Учет поступивших товаров в розничной торговле ведется с учетом НДС.

  Учет  товаров может осуществляться следующими способами:

  • по покупным ценам;
  • по  продажным ценам.

  Организация, продающая товары в розницу, может  вести учет товаров, как по фактической себестоимости, так и по продажным ценам. Способ учета должен быть закреплен в учетной политике.

  В бух. балансе по статье «Товары» необходимо указать стоимость товаров, уменьшенную  на сумму наценки, отражаемую по счету 42 «Торговая наценка».

  В целях ограничения уровня цен величина торговой наценки не может быть произвольной – она регулируется рядом законодательных документов. При этом региональным органам власти предоставлено право разрешать предприятиям торговли в некоторых случаях самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок на реализуемые товары.

  Согласно  Плану счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н, организация-покупатель ведет учет расчетов с поставщиками на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

  По  кредиту счета 60 отражается стоимость  фактически поступивших товаров  согласно расчетным документам поставщика в корреспонденции со счетом 41 «Товары». По дебету счета 60 отражаются суммы, оплаченные поставщикам в погашение обязательств, в корреспонденции со счетами учета денежных средств (51 «Расчетные счета», 50 «Касса»).

  Если  условиями договора предусмотрена  предварительная оплата (полная или  частичная), то эти суммы также  отражаются на счете 60, но учитываются обособленно. Для учета авансовых платежей к счету 60 может быть открыт отдельный субсчет, например «Авансы выданные».

  По  счету 60 необходимо организовать ведение  аналитического учета по каждому  расчетному документу, предъявленному поставщиком. Структура аналитического учета должна позволять получать данные о состоянии расчетов по каждому поставщику, о не оплаченных в срок расчетных документах, об авансах выданных и сроках возникновения задолженности. Сальдо по кредиту счета 60 показывает, что покупатель имеет задолженность перед поставщиком за поставленные ему, но не оплаченные товары. В свою очередь, сальдо по дебету счета 60 свидетельствует о суммах выданных покупателем авансов (предварительных оплатах) и задолженности поставщиков за непоставленные товары.

  Принимая  к бухгалтерскому учету приобретаемые  по договору поставки товары, необходимо учитывать, в какой именно момент право собственности на них переходит  к покупателю.

Информация о работе Учет движения товаров в торговой организации