Учет и анализ продаж продукции товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 04:37, дипломная работа

Описание

Формирование рыночных отношений в России открывает новые возможности использования бухгалтерского учета в управлении предприятием. В условиях бурного и интенсивного развития экономики роль бухгалтерского учета приобретает все более важное значение.
Реформирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, являются частью мероприятий, ориентированных на введение экономических отношений рыночного направления.

Работа состоит из  1 файл

дипл.doc

— 632.00 Кб (Скачать документ)

      погрузкой хлеба и хлебобулочных, а также кондитерских изделий в автомобильный транспорт (в том числе заработная плата грузчиков сырой продукции с начислениями единого социального налога);

      выгрузка возвратной тары (лотков и контейнеров) в экспедиции на предпрятии;

      затраты на приобретение и ремонт тары;

      стоимость износа тары (лотков и контейнеров);

      оплата услуг транспортных и посреднических организаций по доставке сырой продукции в торговые сети, а также покупателям;

      расходы по доставке продукции собственным транспортом;

      расходы на рекламу, включая расходы на участие в выставках, ярмарках и др.

А также расходы, связанные с функционированием торговых подразделений Комбинат – издержки обращения:

      содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи;

      содержание инвентаря, хозяйственные и канцелярские расходы;

      заработная плата продавцов в торговых подразделениях Комбинат; оплата единого социального налога.

Регистр синтетического учета – журнал-ордер №11.

Регистр аналитического учета – ведомость № 15, в которой аналитические счета открываются по видам и статьям расходов.

Порядок списания расходов зависит от принятого в учетной политике организации варианта: полностью или частично.

Если организация определяет расходы на продажу постоянными и в бухгалтерском учете признает выручку от продажи продукции, то расходы на продажу полностью списываются со счета 44 на счет 90. Если организация производит частичное списание расходов на продажу, то распределению подлежат расходы на упаковку и транспортировку сырой продукции. Эти расходы прямо включаются в себестоимость соответствующих видов продукции. При невозможности такого отнесения они могут распределяться между отдельными видами проданной продукции пропорционально весу, объему, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям. Все остальные коммерческие расходы (за исключением расходов на упаковку и транспортировку) ежемесячно относятся на себестоимость реализованной продукции.

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», по дебету которого отражается дебиторская задолженность покупателей (заказчиков) по цене продажи продукции. По кредиту – сумма погашенной дебиторской задолженности, а также суммы полученных авансов и предварительной оплаты.

90 «Продажи» - операционный активно – пассивный оценочно – результатный счет. По дебету указанного счета показывается фактическая себестоимость проданной продукции (включает в себя производственную себестоимость и расходы по продаже), а по кредиту – выручка от продажи или поступивший от покупателей платеж. При этом если текущий учет движения продукции, работ, услуг ведется по учетным ценам (плановая или нормативная себестоимость, отпускная цена), то по дебету счета 90 «Продажи» отражается их стоимость по учетным ценам и разница между фактической себестоимостью и учетной стоимостью.

На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:

      сырой продукции и полуфабрикатам собственного производства;

      работам и услугам промышленного характера;

      работам и услугам непромышленного характера;

      покупным изделиям (приобретенным для комплектации);

      строительным, монтажным, проектно-исследовательским и тому подобным работам;

      товарам;

      услугам по перевозке грузов и пассажиров;

      транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;

      услугам связи;

      предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);

      предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);

      участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т.п. [12, с. 314]

Таким образом, на организацию бухгалтерского учета процесса продаж влияет следующее:

      момент реализации для целей налогообложения;

      схема расчетов за продукцию, работы, услуги;

      момент перехода права собственности в договоре.

Их сочетание определяет порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета процесса продаж.

 

 

              1.4 Методы анализа показателей сбагривания продукции и финансовых результатов от реализации сырой продукции

 

Анализ процесса сбагривания проводится в следующей последовательности:

1) анализ продажи продукции;

2) анализ финансовых результатов [14, с. 404].

Анализ продажи продукции позволяет более глубоко понять наметившиеся тенденции спада или роста продаж. Кроме продаж позволяет выявить перспективные и бесперспективные виды продукции (товаров), а также выявить такие товары, для продвижения на рынок которых следует приложить определенные усилия. Проведение такого анализа позволяет формировать более конкретные и целенаправленные управленческие решения в части продажи продукции.

      Информационной базой для анализа объемов реализации продукции могут служить:

      плановые и оперативные графики;

      данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции);

      форма № 1 «Баланс предприятия»;

      форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

      данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», карточки складского учета сырой продукции и другие).

Объем реализации продукции включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. Объем реализации определяется отпускной ценой, включая НДС [10,с.69].

При анализе объема сбагривания продукции используются следующие показатели:

Абсолютные: натуральные; стоимостные.

Относительные: проценты; коэффициенты; сотые доли и другие.

Для получения достоверных данных показатели объёма продаж должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или стоимостного фактора является важнейшим условием сопоставимости данных. За основу сопоставимых цен принимаются цены базисного периода [2, с.8]. Базисные темпы роста определяются отношением каждого следующего уровня к первому году динамического ряда, а цепные – к предыдущему.

Анализ сбагривания продукции осуществляется в несколько этапов:

Первое, с чего начинают анализ объемов сбагривания продукции, это изучение динамики её реализации, расчет базисных и цепных темпов роста и прироста. В ходе этого этапа анализа проводится оценка динамики сбагривания продукции в целом по предприятию, а также оценка структуры продаж и структурной динамики.

Задачами, которые должен решить на данном этапе анализа бухгалтер – аналитик, являются:

      отслеживание тенденции, складывающиеся в отношении сбагривания продукции (рост, стабильность, спад);

      определение темпов выручки от продаж; оценивается уровень изменения оборота в среднем за анализируемый период;

      анализируется удельный вес продукции, реализованной на условиях последующей оплаты, в общей выручке от продаж.

При отрицательной динамике выручки действия руководства должны быть направлены на изучение причин, вызвавших спад объемов производства. Среди основных причин выделяют следующие:

      жизненный цикл товара приближается к спаду. Отделу маркетинга совместно с производственными отделами нужно разработать новый вид продукции;

      усиливается конкуренция. Необходимо оценить конкурентоспособность предлагаемой продукции, а также конкурентоспособность предприятия в целом; определить сильные и слабые направления деятельности, последние – сократить, а сильные – развивать;

      рынок перенасыщен. Отдел маркетинга должен рассмотреть возможности выхода на новые рынки сбыта.

Данное исследование следует проводить в целом по предприятию, а также по отдельным группам товаров. На основании данных определяется, сколько процентов составляет оборот (выручка от продаж) отчетного периода в отношении к предшествующему периоду.

Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции рассчитывается методом среднегеометрической взвешенной [32, с. 243]:

 

                                                                      (1)

                                                                      (2)

 

Анализ реализации продукции необходимо проводить во взаимосвязи с анализом выполнения договорных обязательств в разрезе покупателей и заказчиков, а также заключенных договоров. Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции [32, с. 246]. Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается по формуле:

 

                               (3)

где               - искомый процент выполнения плана договорных обязательств, %;

- плановый объем продукции по заключенным договорам;

- недопоставка продукции по договорам.

Анализ выполнения договорных обязательств должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.

Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

На основе данных, полученных при анализе обеспеченности продукции контрактами, оценивается риск невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на неё. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия, вызванного этой причиной. Чтобы избежать последствий невостребованности продукции, необходимо изучить факторы её возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

В зависимости от стадии обнаружения риска невостребованной продукции управленческие решения могут быть разными: на предпроизводственной стадии можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим; на производственной стадии еще можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия и за счет этого продвинуть его на рынок; на послепроизводственной стадии нужно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованная продукция – это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь в том случае, когда есть платежеспособный спрос на него, подкрепленный заявками или договорами на его поставку [32, с. 253].

Одним из важнейших условий повышения эффективности хозяйственной деятельности относится экономически рациональная структура ассортимента выпускаемой продукции, поскольку для обеспечения более полного удовлетворения потребностей необходимо выполнение плана не только по общему объему, но и по номенклатуре и в ассортименте.

Широкий ассортимент позволяет организации удовлетворить различные требования покупателей и, соответственно, увеличивать объем производства и продаж.

Обоснованность продуктовой программы с точки зрения экономической эффективности планируемых продаж должна быть оценена еще на стадии её формирования.[11, с.39]

Увеличение объема реализации по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению её структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других уменьшается.

В рамках второго этапа анализа сбагривания продукции осуществляется оценка равномерности продаж. Определяется коэффициент вариации, ритмичности, и делаются выводы относительно причин, вызывающих неравномерность продаж, а также разрабатываются мероприятия по их устранению и повышению ритмичности.

Ритмичность – это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. [7, 124] Анализ ритмичности производства и реализации продукции очень важен, поскольку ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Важной составляющей анализа является оценка равномерности продаж. В случае снижения ритмичности продаж, а также если ритмичность продаж остается на низком уровне, необходимо оценить причины, вызывающие снижение ритмичности. Для нейтрализации подобных причин рекомендуется:

оценить качество работы отдела маркетинга;

если снижение ритмичности обусловлено невыполнением производственной программы, то необходимо выяснить конкретные причины, вызвавшие данное снижение (ремонт оборудования, прогулы работников, недопоставки материальных ресурсов и т.д.), и устранить их;

если снижение ритмичности продаж вызвано увеличением удельного веса продукции, имеющей сезонный характер продаж, то при расчете показателей ритмичности руководителю следует сделать корректировку: расчет проводить не по средним, а по плановым значениям продаж и оценить соответствие фактических значений продаж плановым;

снижение ритмичности может явиться следствием сокращения объема продаж в целом [7, с. 125].

. Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за отчетный период к среднему плановому объему сбагривания продукции:

Информация о работе Учет и анализ продаж продукции товаров