Учет и аудит расчетов с дебиторами и кредиторами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: разработать мероприятия по совершенствованию учета расчетов с дебиторами и кредиторами ОАО «Пермдомстрой».
Для того чтобы цель курсовой работы была достигнута были поставлены следующие задачи:
• изучить законодательную, методологическую, нормативную базу учета расчетов с дебиторами и кредиторами;
• определить состав, структуру, элементы учета расчетов с дебиторами и кредиторами;
• дать краткую экономическую характеристику ОАО «Пермдорстрой»;
• выявить особенности аналитического и синтетического учета на ОАО «Пермдорстрой»;
• предложить мероприятия по совершенствованию учета расчетов с дебиторами и кредиторами ОАО «Пермдорстрой»;
• рассчитать экономический эффект и построить прогнозные финансовые отчеты ОАО «Пермдорстрой».

Содержание

Введение
1. Теоретические и методологические аспекты учета расчетов с дебиторами и кредиторами
1.1 Состав, структура, элементы учета расчетов с дебиторами и кредиторами
2. Бухгалтерский учет расчетов с дебиторами и кредиторами ОАО «Пермдорстрой»
2.1 Краткая экономическая характеристика ОАО «Пермдорстрой»
2.2 Учет расчетов с дебиторами и кредиторами ОАО «Пермдорстрой»
2.3 Синтетический учет ОАО «Пермдорстрой»
2.4 Аналитический учет ОАО «Пермдорстрой»
3. Предложения по совершенствованию учета расчетов с дебиторами и кредиторами в ОАО «Пермдорстрой»
3.1 Совершенствование учетной политики
3.2 Совершенствование автоматизации учета расчетов с покупателями и заказчиками
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

РАСЧ. С ДЕБ.И КРЕД..doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

Пермь 2012

 

Содержание

 

 

Введение

 

1. Теоретические и методологические  аспекты учета расчетов с дебиторами  и кредиторами

 

1.1 Состав, структура, элементы учета  расчетов с дебиторами и кредиторами

 

2. Бухгалтерский учет расчетов  с дебиторами и кредиторами  ОАО «Пермдорстрой»

 

2.1 Краткая экономическая характеристика  ОАО «Пермдорстрой» 

 

2.2 Учет расчетов с дебиторами  и кредиторами ОАО «Пермдорстрой» 

 

2.3 Синтетический учет ОАО «Пермдорстрой» 

 

2.4 Аналитический учет ОАО «Пермдорстрой»

 

3. Предложения по совершенствованию учета расчетов с дебиторами и кредиторами в ОАО «Пермдорстрой»

 

3.1 Совершенствование учетной политики

 

3.2 Совершенствование автоматизации  учета расчетов с покупателями  и заказчиками

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

Приложения

 

задолженность дебитор кредитор расчеты  заказчик

 

Введение

 

 

В процессе финансово-хозяйственной  деятельности у предприятий и  организаций появляются обязательства  по расчетам за полученные товарно-материальные ценности, потребленные услуги перед  другими предприятиями и организациями, по расчетам перед своими сотрудниками, по возмещению материального ущерба, выставленным претензиям, возникают задолженности других предприятий и организаций по расчетам за реализованную продукцию (работы, услуги) и т. п.

 

Обязательства, возникающие у предприятия, организации по расчетам перед другими юридическими и физическими лицами, называются кредиторской задолженностью, а сами эти лица - кредиторами. Обязательства других юридических и физических лиц по расчетам в отношении предприятия, организации называются дебиторской задолженностью, а сами эти лица - дебиторами.

 

Актуальность темы заключается  в том, что основной задачей любой  коммерческой организации является получение прибыли, поэтому встает вопрос о снижении дебиторской и кредиторской задолженности, высокий уровень которой может снизить ее финансовую устойчивость.

 

Данная тема актуальна еще и  потому, что постоянное изменение  законодательства поднимает перед  различными организациями ряд общих  вопросов: в какой момент списывается дебиторская и кредиторская задолженность, нужно ли начислять при этом налоги, как учесть убытки или прибыль от списания дебиторской или кредиторской задолженности и т.д.

 

Цель курсовой работы: разработать  мероприятия по совершенствованию  учета расчетов с дебиторами и кредиторами ОАО «Пермдомстрой». Для того чтобы цель курсовой работы была достигнута были поставлены следующие задачи:

 

· изучить законодательную, методологическую, нормативную базу учета расчетов с дебиторами и кредиторами;

 

· определить состав, структуру, элементы учета расчетов с дебиторами и кредиторами;

 

· дать краткую экономическую характеристику ОАО «Пермдорстрой»;

 

· выявить особенности аналитического и синтетического учета на ОАО  «Пермдорстрой»;

 

· предложить мероприятия по совершенствованию учета расчетов с дебиторами и кредиторами ОАО «Пермдорстрой»;

 

· рассчитать экономический эффект и построить прогнозные финансовые отчеты ОАО «Пермдорстрой».

 

База исследования - ОАО «Пермдорстрой», которое занимается строительством, проектированием, ремонтом, реконструкцией, содержанием автомобильных дорог и строительством аэродромов.

 

Объект курсовой работы - финансово-хозяйственная  деятельность ОАО «Пермдорстрой» в  целом, и расчеты с дебиторами и кредиторами в частности. Предмет  исследования - расчет с дебиторами и кредиторами в ОАО «Пермдорстрой».

 

Методы исследования материала:

 

· горизонтальный;

 

· вертикальный;

 

· коэффициентный.

 

Степень изученности материала: основными  источниками для написания данной работы являются: учебная литература и монографии по вопросам учета расчетов с покупателями и заказчиками, нормативно - законодательные акты, периодические издания, данные первичного учета, данные отчетности ОАО «Пермдорстрой» за 2008 - 2009 гг.

 

Структура курсовой работы:

 

Исследование состоит из введения, трёх основных глав, заключения, приложений и списка литературных источников. Во введении раскрыта актуальность темы исследования, поставлена цель, перечислены задачи, выявлены методы и степень изученности материала.

 

В первой главе «Теоретические и методологические аспекты учета расчетов с дебиторами и кредиторами» были изучены теоретические и методологические аспекты учета расчетов с дебиторами и кредиторами.

 

Во второй главе «Бухгалтерский учет расчетов с дебиторами и кредиторами» был рассмотрен синтетический и аналитический учет расчетов с дебиторами и кредиторами ОАО «Пермдорстрой».

 

В третьей главе «Предложения по совершенствованию учета расчетов с дебиторами и кредиторами ОАО  «Пермдорстрой» были предложены мероприятия  по совершенствованию учета расчетов с дебиторами и кредиторами ОАО «Пермдорстрой».

 

В заключении сделаны основные выводы по главам работы.

 

В 1 главе рассмотрим теоретические  и методологические аспекты учета  расчетов с дебиторами и кредиторами.

 

1. Теоретические и методологические аспекты учета расчетов с дебиторами и кредиторами

1.1 Состав, структура, элементы учета  расчетов с дебиторами и кредиторами

 

 

Хозяйственная деятельность любого предприятия (организации) связана с необходимостью осуществлять расчеты, как внутри, так и вне него [11, c. 166].

 

Многообразие расчетных операций хозяйствующего субъекта обусловливает  необходимость их классификации  по ряду признаков:

 

1) в зависимости от направленности  расчетов они могут быть подразделены  на внутренние (например, расчеты с персоналом по заработной плате) и внешние (например, расчеты с бюджетом по налогам и сборам);

 

2) в зависимости от контрагента  расчетов могут быть выделены  расчеты предприятия (организации):

 

- с поставщиками и подрядчиками;

 

- с покупателями и заказчиками;

 

- с различными дебиторами и  кредиторами;

 

- по кредитам и займам;

 

- с бюджетом и внебюджетными  фондами;

 

- с персоналом по оплате труда;

 

- с подотчетными лицами;

 

- с персоналом по прочим операциям;

 

- с учредителями;

 

- внутрихозяйственные расчеты (например, расчеты головной организации с филиалом) и пр.;

 

3) в зависимости от формы проведения  расчетов они могут быть подразделены  на расчеты в денежной и  неденежной формах;

 

4) в зависимости от характера  операций, по которым производятся  расчеты, последние подразделяются на расчеты по товарным и нетоварным операциям [13, с.118].

 

Расчеты по товарным операциям, связанные  с перемещением товара, - это расчеты  с поставщиками и подрядчиками, покупателями, в т. ч. плановые платежи, которые  осуществляются посредством: платежных поручений, платежных требований, аккредитивов, чеков, векселей; возможны также зачет взаимных требований и расчеты наличными деньгами.

 

Расчеты по нетоварным операциям, предполагающие лишь движение денежных средств, - расчеты  с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями фирмы, подотчетными лицами, по претензиям. При этом расчеты по нетоварным операциям при безналичных расчетах оформляются только платежными поручениями[16, с.132].

 

Основными задачами бухгалтерского учета  расчетов с покупателями являются:

 

- своевременное и правильное  документирование операций по  движению денежных средств и  расчетов;

 

- контроль над использованием  денежных средств в расчетах  исключительно по целевому назначению;

 

- контроль над соблюдением форм  расчетов, установленных в договорах с покупателями и заказчиками;

 

- своевременная выверка расчетов  с дебиторами для исключения  просроченной задолженности.

 

Проверка документооборота организации  в части реализации работ, услуг  начинается с анализа договоров  на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. Данная процедура необходима для выявления слабых мест в содержании договора, что может косвенно послужить поводом для ненадлежащего исполнения обязательств контрагентами. В качестве типичных ошибок ведения договоров, влияющих на возможность погашения дебиторской задолженности, можно выделить:

 

отсутствие самого договора, что  ведет к возникновению серьезных  проблем в случае судебного урегулирования споров между сторонами ввиду  отсутствия условий надлежащего исполнения сделки;

 

отсутствие в тексте договора расшифровки  предмета договора, т.е. нет четкого  указания, что следует осуществить  по данному договору;

 

наличие в договоре форс-мажорных обстоятельств, в действительности таковыми не являющихся (например, реорганизация фирмы и т.п.).

 

Следующим по значимости документом, связанным с учетом реализации, является книга продаж.

 

В Книге продаж регистрируют счета-фактуры, выписанные фирмой при реализации товаров (работ, услуг). Если покупатели рассчитались наличными, в Книгу вносят реквизиты лент ККТ или бланков строгой отчетности. А какой документ нужно зарегистрировать в Книге продаж, если фирма, получив от покупателя «живые» деньги, выдает ему как счет-фактуру, так и кассовый чек? Ответ на этот вопрос есть в п. 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. В подобном случае в Книге фиксируют, прежде всего, данные счета-фактуры. Кассовые ленты нужно регистрировать, если на полученные суммы счета-фактуры покупателям не выставлялись.

 

Нередко возникают ситуации, когда  дата реализации и день оформления счета-фактуры не совпадают. Например, товар передали покупателю 29 августа, а счет датирован 1 сентября. В этом случае нужно зарегистрировать счет-фактуру  в Книге продаж за август.

 

Если фирма получила аванс, то счет-фактуру оформляют в одном экземпляре и регистрируют его в Книге продаж. Причем по такому счету заполнять графу 5а «Стоимость продаж без НДС» не нужно. После отгрузки товара выписывают еще один счет-фактуру. Его оформляют уже в двух экземплярах. Первый регистрируют в Книге продаж, второй отдают покупателю. Одновременно счет-фактуру, ранее выписанный на аванс, регистрируют в Книге покупок. Он служит основанием для вычета налога.

 

Фирма может получить несколько  авансов в счет поставки одной партии товаров. В этой ситуации счета выписывают на каждый поступивший аванс. А вот счет-фактуру по отгруженным товарам оформляют на их общую стоимость. Суммы полученных авансов значения не имеют. При регистрации счета на отгрузку в Книге продаж в графу 3б «Дата оплаты счета-фактуры продавца» можно вписать все даты поступления предоплат.

 

В некоторых случаях фирма обязана  восстановить НДС, ранее принятый к  вычету. Например, если она начала вести  операции как облагаемые, так и  не облагаемые этим налогом. Тогда в Книге продаж регистрируют счет-фактуру, на основании которого был зачтен входной НДС. Причем его фиксируют только в той сумме, которую следует доначислить к уплате в бюджет. Особые правила восстановления входного НДС применяют в отношении недвижимости, которая начала амортизироваться после 1 января 2006 г. По ней восстанавливать налог нужно лишь 1 раз в год - в декабре (Письмо Минфина России от 13.04.2006 N 03-04-11/65). В этом месяце в Книге продаж делают запись, указывая сумму, которую следует восстановить. В Книге продаж регистрируют счета-фактуры во всех случаях, когда у фирмы возникает обязанность по начислению НДС к уплате в бюджет. Связаны ли операции с реализацией товаров, неважно.

 

Так, например, фирма должна выписывать и регистрировать счета-фактуры:

 

- при выполнении строительно-монтажных  работ для собственного потребления;

 

- при использовании товаров  для собственных нужд;

 

- при исполнении обязанностей  налогового агента.

 

Есть и такие счета-фактуры, которые  регистрировать в Книге продаж не нужно. В частности, это счета:

 

- перевыставленные арендодателем  на сумму платежей за коммунальные  услуги, потребляемые арендатором  (Письмо Минфина России от 06.09.2005 N 07-05-06/234);

 

- выписанные посредником при  реализации товаров, которые ему не принадлежат.

 

При проверке операций по реализации продукции следует обратить внимание, все ли отражения по счетам реализации подтверждены счетами-фактурами (ст. 169 НК РФ) и ведется ли журнал регистрации  счетов-фактур. Кроме того, в счетах-фактурах не допускаются никакие исправления, все страницы книги продаж должны быть пронумерованы и надежно скреплены. Порядок оформления счетов-фактур регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914.

 

Выявленные нарушения в оформлении счетов-фактур удобно аккумулировать в таблице со столбцами:

 

N счета-фактуры;

 

дата;

 

замечания к документу.

 

Проверка правильности оформления счетов-фактур необходима прежде всего  потому, что счет-фактура является основным документом при расчете  величины обязательств организации перед бюджетом по уплате НДС. В связи с этим факт получения счета-фактуры покупателем продукции представляет собой необходимое условие для оплаты товаров и услуг, а его неправильное оформление может привести к отказу в оплате по формальному признаку. Кроме того, с нормативно-правовой точки зрения, применение неунифицированных форм документов, а также иные погрешности в их оформлении могут быть приравнены налоговыми органами к отсутствию первичного документа, что может стать причиной применения налоговыми органами штрафа (5000 руб. или 15 000 руб.) по ст. 120 НК РФ[17, c. 166].

Информация о работе Учет и аудит расчетов с дебиторами и кредиторами