Учет и аудит расчетов с дебиторами и кредиторами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: разработать мероприятия по совершенствованию учета расчетов с дебиторами и кредиторами ОАО «Пермдомстрой».
Для того чтобы цель курсовой работы была достигнута были поставлены следующие задачи:
• изучить законодательную, методологическую, нормативную базу учета расчетов с дебиторами и кредиторами;
• определить состав, структуру, элементы учета расчетов с дебиторами и кредиторами;
• дать краткую экономическую характеристику ОАО «Пермдорстрой»;
• выявить особенности аналитического и синтетического учета на ОАО «Пермдорстрой»;
• предложить мероприятия по совершенствованию учета расчетов с дебиторами и кредиторами ОАО «Пермдорстрой»;
• рассчитать экономический эффект и построить прогнозные финансовые отчеты ОАО «Пермдорстрой».

Содержание

Введение
1. Теоретические и методологические аспекты учета расчетов с дебиторами и кредиторами
1.1 Состав, структура, элементы учета расчетов с дебиторами и кредиторами
2. Бухгалтерский учет расчетов с дебиторами и кредиторами ОАО «Пермдорстрой»
2.1 Краткая экономическая характеристика ОАО «Пермдорстрой»
2.2 Учет расчетов с дебиторами и кредиторами ОАО «Пермдорстрой»
2.3 Синтетический учет ОАО «Пермдорстрой»
2.4 Аналитический учет ОАО «Пермдорстрой»
3. Предложения по совершенствованию учета расчетов с дебиторами и кредиторами в ОАО «Пермдорстрой»
3.1 Совершенствование учетной политики
3.2 Совершенствование автоматизации учета расчетов с покупателями и заказчиками
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

РАСЧ. С ДЕБ.И КРЕД..doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

 

В рамках проверки соблюдения установленного порядка следует выяснить, соблюдалось  ли требование действующего законодательства о ежегодной инвентаризации расчетов, а также какими документами оформлялись результаты инвентаризации.

 

Такими документами являются:

 

форма ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими  дебиторами и кредиторами»

 

акты-сверки по конкретным покупателям  и заказчикам;

 

письменные распоряжения руководителя о назначении членов инвентаризационной комиссии.

 

Во всех перечисленных документах проверяются наличие и подлинность  подписей должностных лиц, а также  отсутствие подчисток и исправлений.

 

Несмотря на то что отсутствие инвентаризации расчетов еще не позволяет сделать вывод о достоверности данных бухгалтерской отчетности, применение неунифицированных форм документов, а также иные погрешности их оформления могут быть приравнены налоговыми органами к отсутствию первичного документа [26, c. 109].

 

Аналитический учет отгруженной продукции  ведется в ведомости N 16 «Движение  готовых изделий, реализации продукции  и материальных ценностей», в которой  производится расчет фактической себестоимости  отгруженной продукции в порядке реализации.

 

Данные платежных поручений  по оплате реализованных работ, услуг, товаров ежедневно записывают в  ведомость учета и реализации продукции (работ, услуг) (форма N 16). В  ведомости указывают дату и номер  платежного поручения, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам-фактурам и отметку об оплате счетов. Ведомость является формой аналитического учета отгруженных товаров, работ, услуг. Реализацию в ведомости отражают по учетным и отпускным ценам.

 

Как правило, предприятия в ведомости N 16 накапливают информацию об отгруженной  продукции по каждому покупателю в разрезе каждого счета - фактуры, причем в каждом отчетном периоде  такая ведомость составляется как  по отгруженной в данном отчетном периоде продукции, так и по отгруженной, но не оплаченной на начало отчетного периода продукции. Соответственно, для определения выручки от реализации продукции по моменту оплаты используются данные о произведенной в отчетном периоде продукции, отгруженной в отчетном периоде и ранее.

 

В бухгалтерском учете расчеты  с покупателями и заказчиками  организуются следующим образом.

 

Счет 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками» ведут, как правило, для  учета расчетов по реализованным  товарам, работам и оказанным услугам. Эти операции отражаются на счете 62 независимо от времени оплаты предъявленного счета за продукцию (работы, услуги).

 

Аналитический учет по счету 62 ведется:

 

 по каждому предъявленному  покупателям счету;

 

 при расчетах плановыми платежами  - по каждому покупателю и заказчику.

 

Построение аналитического учета  должно обеспечивать возможность получения  необходимых данных по:

 

 покупателям и заказчикам  по расчетным документам, срок  оплаты которых не наступил;

 

 покупателям и заказчикам  по неоплаченным в срок расчетным документам;

 

 векселям, срок поступления  денежных средств по которым  не наступил.

 

Счет 63 «Резервы по стоимостным долгам»  предназначен для обобщения информации о резервах по стоимостным долгам. На сумму создаваемых резервов делаются записи по Д счета 91 «Прочие доходы и расходы» и К 63 «Резервы по стоимостным долгам». При списании невостребованных долгов записи производится по Д 63 и в корреспонденции со счетами учета расчетов с дебиторами. Присоединение неиспользованных сумм резервов по стоимостным долгам к прибыли отчетного периода отражается по Д 63 и К 91. [5, c. 67] По истечению срока платежа, если он не произведен и если предприятие признали неплатежеспособным задолженность дебиторов описывается Д 63, К 62, 76 и параллельно Д 07. Счет 07 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебетов», он предназначен для обобщения информации о состоянии дебиторской задолженности, списанной в убыток вследствие неплатежеспособности должников. Эта задолженность должна учитываться за балансом в течении 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должником. На суммы, поступившие в порядке плановых платежей взыскания ранее списанной в убыток задолженности, дебетуются счета 50 «Касса», 51 или 52 в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно на указанные суммы кредитуется за балансовый счет 07.

Аналитический учет по счету 07 ведется  по каждому должнику, чья задолженность, списания в убыток и каждому списанному в убыток долгу.

 

По расчетам за проданные товары, выполненные работы или оказанные  услуги в случае признания дебиторской  задолженности сомнительной компания должна создавать резерв по сомнительным долгамsub_164. Причем по расчетам с поставщиками (например, при перечислении им авансов) его не формируютsub_165. Кроме того, не вправе создавать резерв те фирмы, которые отражают в бухгалтерском учете доходы и расходы кассовым методом. Об этом говорится в пункте 3.54 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств [29, c.188].

 

Сумму созданного резерва отражают на счете 63 «Резерв по сомнительным долгам» и включают в состав прочих расходов фирмы. Если такой резерв был  создан, то сумму дебиторской задолженности, учтенную на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», отражают в балансе за вычетом суммы резерва. Причем до 1 января 2011 года резерв можно было создавать лишь после инвентаризации дебиторской задолженности. В 2011 году для формирования резерва инвентаризацию проводить не нужно.

 

Сомнительным долгом считают дебиторскую  задолженность покупателей, которая  не погашена или с высокой долей  вероятности не будет погашена в  сроки, установленные договором, и  не обеспечена какими-либо гарантиями (например залогом, задатком, поручительством).

 

В бухгалтерском законодательстве есть лишь общие правила создания резерва. Конкретного порядка расчета  его суммы оно не содержит. Так, по правилам бухучета размер резерва  определяют по каждому сомнительному  долгу. При этом нужно учитывать платежеспособность дебитора и вероятность погашения им задолженности полностью или частично. Таким образом, конкретную методику расчета резерва компания должна самостоятельно определить в бухгалтерской учетной политике.

 

Отметим, что в налоговом учете действует несколько иной порядок создания резерва по сомнительным долгам. Он установлен статьей 266 Налогового кодекса. Так, сумма резерва исчисляется следующим образом:

 

- на всю сумму задолженности,  если просрочка в ее погашении  превышает 90 календарных дней;

 

- на 50 процентов от суммы задолженности,  если просрочка в ее погашении  составляет от 45 до 90 календарных  дней включительно;

 

- резерв не создают, если просрочка  в погашении задолженности составляет  менее 45 календарных дней.

2. Бухгалтерский учет расчетов с дебиторами и кредиторами ОАО «Пермдорстрой»

2.1 Краткая экономическая характеристика  ОАО «Пермдорстрой»

 

 

Объектом исследования стало предприятие  в сфере дорожного строительства, проектирования и ремонта - открытое акционерное общество «Пермдорстрой».

 

ОАО «Пермдорстрой» является преуспевающим  предприятием в Перми и Пермском крае. ОАО «Пермдорстрой» впервые  в Пермском крае применил полимерно-битумное вяжущее и модифицированный битум, которые обеспечивают высокую эластичность и долговечность дорожного покрытия. ОАО «Пермдорстрой» специализируется на строительстве автомобильных дорог и аэродромов.

 

В активе предприятия - более 2000 км автодорог  с асфальтобетонным покрытием и  покрытием из сборных железобетонных плит, взлетно-посадочные полосы в аэропортах Ижевска, Кирова, Нарьян-Мара, Березников, комплекс аэропорта со взлетно-посадочной полосой в Усинске (Республика Коми).

 

Предприятие ОАО «Пермдорстрой» работают по вахтовому методу и поэтому  может быстро передислоцироваться  в любой район Пермского края и любой регион России.

 

ОАО «Пермдорстрой» имеет технику  ведущих мировых производителей VOGELE, DYNAPAC и BOMAG с автоматическим контролем  ровности покрытия и контролем качества.

 

В 1997 году предприятие применило  в строительстве дорог новые  технологии, которые увеличивают срок службы покрытия в 3-4 раза, а межремонтный интервал в 5-7 раз.

 

Производительность труда на предприятии  беспрерывно повышается за счет внедрения  новейшей техники и технологий строительства.

 

Организационно-правовой формой предприятия является открытое акционерное общество. Полное фирменное наименование предприятия открытое акционерное общество «Пермдорстрой».

 

Деятельность ОАО «Пермдорстрой» регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом «Об акционерных обществах», Законом «О рынке ценных бумаг», а также Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

 

ОАО «Пермдорстрой» является открытым акционерным обществом (ОАО), уставный капитал которого разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры вправе отчуждать (продавать, дарить, передавать иными способами) принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества. В ОАО не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества. Юридический и почтовый адрес предприятия: ул. Чернышевского,8, г.Пермь, РФ, 614002. К основным видам работ, выполняемых ОАО «Пермдорстрой», относятся:

 

1. Проектирование

 

2. Строительство

 

3. Ремонт

 

4. Реконструкция

 

5. Содержание автомобильных дорог

 

6. Строительство аэродромов

 

На долю строительства и ремонта  дорог приходится порядка 48 % выручки. На долю содержания автомобильных дорог  приходится порядка 20 % выручки.

2.2 Учет расчетов с дебиторами  и кредиторами ОАО «Пермдорстрой»

 

Все расчеты с дебиторами и кредиторами идут по договорам, заключенным отделом маркетинга предприятия. В договорах указывается:

 

 размер перечисляемой в оплату  услуг денежной;

 

 порядок оказания услуг;

 

 номер расчетного счета предприятия,  и другие банковские

реквизиты, по которым должен быть осуществлен платеж;

 

 условие о санкциях за  просрочку исполнения обязательства

покупателя по расчетам;

 

 наименование, характер услуг и некоторые  другие реквизиты .

 

Часто договора заключаются на условиях предварительной  оплаты услуг. Такая форма расчетов наиболее надежно обеспечивает исполнение обязательства по оплате, поскольку денежные средства поступают до момента оказания услуг и не требуют никаких связанных с расчетами расходов со стороны предприятия.

 

Все договора служат средством контроля за соблюдением условий, сроков, качества оказания услуг и своевременностью расчетов с покупателями. Контроль за выполнением договоров возложен на отдел маркетинга предприятия , где ведется оперативный учет отгрузки и выполнения договоров оказания услуг. В соответствии с договорами, отдел сбыта предприятия формирует накладные на оказания услуг.

 

Условие о расчетах в договоре является одним из наиболее значимых. Самое  большое количество претензий и  исков предъявленных в связи  с неисполнением обязательств по договорам связано с ненадлежащим исполнением или неисполнением именно условий по расчетам за услуги. Выбор формы расчетов когда предприятие выступает в качестве Поставщика, зависит от степени риска неисполнения Покупателем обязательства по оплате, расходов Поставщика по осуществлению расчетов. Этот выбор также определяется соотношением во времени оказания услуг и оплаты за них. Наиболее выгодным и простым для любого Поставщика является условие о расчетах в виде полной предварительной оплаты. В условиях всеобщего дефицита свободных денежных средств и, как правило, при наличии у покупателей своей кредиторской задолженности поставщику часто приходится соглашаться на чрезвычайно невыгодные для него условия расчетов в договоре: поставка на условиях последующей оплаты, или, как говорят, «на условиях реализации». Для получения возможности работы на условиях отсрочки платежа необходимо предоставить в компанию следующие документы:

 

1. Договор на поставку (текст  договора содержит пункты о  работе с отсрочкой платежа) 

 

2. Копия страницы устава или  учредительного договора, где указано  наименование компании, имеются  подписи учредителей, стоит печать  организации 

 

3. Копия свидетельства о внесении записи в Единый Государственный реестр юридических лиц (ОГРН)

 

4. Копия свидетельства о постановке  на налоговый учет 

 

5. Копия паспорта руководителя (страница с Ф.И.О., фотографией  и местом выдачи паспорта, а  также страница с пропиской)

 

6. Копии доверенностей для лиц,  подписывающих договор, счета  фактуры и т.д. 

 

7. Все копии документов заверяются  печатью организации и подписью  руководителя с обязательным  указанием должности и Ф.И.О.  заверяющего (по согласованию  копии заверяются нотариально)

 

8. Копию Балансового отчета за  предыдущий год с отметкой  налогового органа (по согласованию)

 

9. Информационное письмо из банка  о наличии расчетных счетов  организации в данном банке  В заказах, оформленных на условиях  отсрочки платежа, цены на услуги увеличиваются: к итоговой сумме заказа добавляется процент за срок пользования отсрочкой платежа из расчёта 18% годовых.

Информация о работе Учет и аудит расчетов с дебиторами и кредиторами