Учет и контроль наличия основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 06:41, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – проследить учет организации основных средств на предприятии, изучить нормативную и законодательную базу по учету основных средств, порядок ведения бухгалтерского учета по движению основных средств и разработать предложения по дальнейшему совершенствованию учета.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить нормативные и законодательные документы по учету основных средств
- разработать предложения по совершенствованию учета и эффективности использования основных средств;
-рассмотреть состояния аналитического и синтетического учета основных средств.

Содержание

Введение
1. Сущность и классификация основных средства и их отличия от других активов предприятия
1.1. Основные средства, их роль в процессе производства
1.2. Классификация основных средств и ее роль в организации учета
1.3. Значение и задачи учета основных средств, обзор нормативных и законодательных актов по теме исследования 2. Учет и контроль наличия основных средств на примере ООО «Антарес»
2.1. Документальное оформление поступления и выбытия основных средств
2.2. Контроль наличия основных средств
2.3. Совершенствование учета основных средств
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Учет и контроль наличия основных средств.doc

— 400.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, основным назначением Классификатора-2012, как и Классификатора-2001, являются основной перечень (состав) объектов основных средств, их классификация в разрезе укрупненных групп (позиций), возможность определения нормативного срока службы отдельного объекта основных средств в составе укрупненной группы, используемого при начислении амортизации.

В Классификаторе-2012 применяются следующие  группы основных средств:

● здания (шифр 1);

● сооружения (шифр 2);

● устройства передаточные (шифр 3);

● машины и оборудование (шифр 4);

● средства транспортные (шифр 5);

● инструмент (шифр 6);

● инвентарь и принадлежности (шифр 7);

● основные средства прочие, используемые в сельском и лесном хозяйстве (шифр 8);

● основные средства прочие (шифр 9).

● Объектами начисления амортизации не являются следующие группы и виды основных средств (п. 13 Инструкции № 37/18/6):

● библиотечные фонды, сценическо-постановочные средства и оборудование;

● фильмофонды, музейные и художественные ценности;

● здания, сооружения, являющиеся памятниками архитектуры и искусства, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, за исключением зданий и сооружений, используемых организациями для осуществления предпринимательской деятельности, кроме зданий и сооружений, числящихся на балансовых счетах бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры;

● основные средства государственных организаций, находящихся за границей;

● земельные участки.

Следует иметь  в виду, что классификация основных средств в значительной степени  влияет на методику бухгалтерского учета, что представлено в табл. 2. 

 

 

Таблица 2. Классификация основных средств и ее влияние на методику бухгалтерского учета

Классификационный признак

Классификационные группы

Влияние на методику учета

В зависимости от имеющихся  прав на отдельные объекты основных средств

Основные средства, принадлежащие  организации на праве собственности

Учитываются на балансе  организации на счете 01 «Основные  средства». Амортизация начисляется  собственником в установленном  порядке

Основные средства, находящиеся  у организации в оперативном  управлении или хозяйственном ведении

Учитываются на балансе унитарных предприятий на счете 01 «Основные средства». Амортизация начисляется в установленном порядке

Основные средства, полученные в текущую аренду и лизинг (числятся на балансе лизингодателя)

Учитываются на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». Амортизация по ним арендатором (лизингополучателем) не начисляется

Основные средства, полученные по лизингу и числящиеся на балансе  лизингополучателя

Учитываются на балансе  лизингополучателя на счете 01 «Основные  средства» субсчет «Арендованное имущество». Начисление амортизации производится лизингополучателем. У лизингодателя основные средства учитываются на счете 011 «Основные средства, сданные в аренду»

Основные средства, находящиеся  в долевой собственности

Учитываются на балансе на счете 01 «Основные средства» в соответствующей доле

Основные средства, полученные в безвозмездное пользование

Учитываются на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства»

Основные средства, полученные в доверительное управление

Учитываются на балансе  организации на счете 01 «Основные  средства»

По функциональному  назначению

Основные средства, участвующие  в предпринимательской деятельности

Источник амортизации  – себестоимость продукции (работ, услуг). Расходы по содержанию объектов относятся на издержки производства и обращения

Основные средства, не участвующие в предпринимательской  деятельности

Амортизационные отчисления и расходы по содержанию объектов отражаются на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и счетах учета источников собственных средств. Не может применяться ускоренная амортизация. «Входной» НДС включается в стоимость объекта

По степени использования

Основные средства в  эксплуатации

Начисление  амортизации производится в установленном  порядке. Расходы по содержанию этих объектов списываются на себестоимость продукции (работ, услуг)

Основные средства на консервации

Амортизация не начисляется. Расходы по содержанию законсервированных объектов учитываются на счете 91 «Прочие  доходы и расходы»

Основные средства на капитальном ремонте, реконструкции, модернизации на срок выполнения этих работ свыше трех месяцев

Амортизация начисляется  с отражением на счете 91 «Прочие  доходы и расходы»

По местонахождению

Территория Республики Беларусь

Начисление  амортизации и исчисление налога на недвижимость производится в установленном законодательством Республики Беларусь порядке

Территория другого  государства

Начисление  амортизации может отличаться в  связи с требованиями законодательства другого государства. Налогообложение может отличаться от действующего на территории Республики Беларусь

Интенсивность использования

Активные (машины, оборудование, транспортные средства)

Может применяться ускоренная амортизация

Неактивные (здания, сооружения, передаточные устройства)

Не может применяться  ускоренная амортизация

Степень участия человека в создании отдельных объектов основных средств

Непосредственное участие

Общие правила поступления, эксплуатации и выбытия объектов основных средств

Без участия человека

Особый порядок получения и контроль за использованием (передачей, продажей и т.п.)

По группам основных средств

Здания

Применяется для определения  срока службы и полезного использования, а также при использовании  индексного метода переоценки основных средств

Сооружения

Передаточные устройства

Машины и оборудование

Средства транспортные

Инструмент

Инвентарь и принадлежности

Основные средства прочие, используемые в сельском и лесном хозяйстве

основные средства прочие

По принадлежности объекта  к недвижимости

Недвижимое имущество

Требуется государственная  регистрация при постановке на учет объекта

Движимое имущество

Не требуется государственная  регистрация при постановке на учет объекта


 

1.3. Значение и задачи учета основных средств, обзор нормативных и законодательных актов по теме исследования

 

Бухгалтерский учет –  система непрерывного и сплошного  документального отражения информации о хозяйственной деятельности организации  методом двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Статьей 4 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (в ред. от 26 декабря 2007 г.; далее – Закон о бухгалтерском учете) определено, что основными задачами бухгалтерского учета и отчетности являются:

● формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах;

● обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

● предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.

В настоящее время учет основных средств осуществляется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 г. .2001 № 118 (в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 29.12.2007 № 207).

Также бухгалтера обязаны руководствоваться  Инструкцией об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами,утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 20.12.2001 г. №127 в редакции постановления Минсерства финансов Республики Белварусь №208.

Таким образом, в ходе написания  куросовой работы изучены следующие  нормативные документы:

Инструкция N 118 - Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2001 N 118.

Инструкция N 127 - Инструкция об отражении  в бухгалтерском учете хозяйственных  операций с основными средствами, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20.12.2001 N 127.

Инструкция N 168 - Инструкция о порядке заполнения бланков  типовых форм первичных учетных  документов по учету основных средств  и нематериальных активов, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 08.12.2003 N 168.

Инструкция N 180 - Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 N 180.

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 26 утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств.

В частности, определен  порядок формирования в бухгалтерском  учете информации об основных средствах  в организациях (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бюджетных организаций).

Кроме того, скорректированы  условия признания, при одновременном  наличии которых активы, имеющие  материально-вещественную форму, принимаются  к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. Сокращен перечень затрат, включаемых в первоначальную стоимость основных средств (исключены курсовые, суммовые разницы, расходы, связанные с покупкой валюты и др.).

Предусмотрено, что организация  вправе на основании решения руководителя отражать в бухгалтерском учете  на конец отчетного периода сумму  обесценения основного средства, равную сумме превышения его остаточной стоимости над возмещаемой стоимостью, при наличии документального подтверждения признаков обесценения основного средства и возможности достоверного определения суммы обесценения.

Установлено, что организации вправе учитывать в составе основных средств объекты, числящиеся в качестве таковых до даты вступления в силу данного постановления.

Инструкция вступает в силу с 1 января 2013 года.

Хозяйственные операции с основными средствами разнообразны. В целом задачи бухгалтерского учета основных средств условно  можно сгруппировать с их движением  и эксплуатацией (рис. 1).

Задачами бухгалтерского учета основных средств являются:

● правильное оформление документов и своевременное отражение в учете поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;

● формирование фактических затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств к бухгалтерскому учету;

● своевременное и полное отражение в учете амортизации основных средств;

● достоверное и полное определение результатов реализации и прочего выбытия основных средств;

● полное определение затрат, связанных с содержанием и проведением всех видов ремонтов основных средств;

● полное определение затрат на проведение модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, в т.ч. по результатам проведенного технического диагностирования и соответствующего освидетельствования объектов основных средств;

● обеспечение контроля за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;

● проведение анализа эффективности использования основных средств;

● получение информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности.  
2. Учет и контроль наличия основных средств на примере ООО «Антарес»

2.1. Документальное  оформление  и учет поступления и выбытия основных средств

 

 

Единицей бухгалтерского учета является инвентарный объект основных средств, то есть объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, а также обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.

Для организации учета  и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту ОС независимо от того, находится  он в эксплуатации, в запасе или  на консервации, присваивается отдельный  инвентарный номер. Инвентарные номера присваивает бухгалтерия организации в момент принятия объектов к бухгалтерскому учету.

Присвоенный инвентарному объекту номер обозначается на нем  путем прикрепления металлического жетона, нанесения краской или  иным способом. Если в состав одного инвентарного объекта входят несколько частей, представляющих собой комплекс конструктивно сочлененных предметов, имеющих общий инвентарный номер, достаточно этот номер обозначить на одной части инвентарного объекта.

Полученные по договору аренды основные средства могут числиться у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем, и учитываются за балансом.

Основанием для регистрации  на счетах бухгалтерского учета хозяйственных  операций с основными средствами являются первичные учетные документы, подтверждающие факт совершения хозяйственной операции.

Для учета поступления и выбытия основных средств в ООО «Антарес» в качестве первичных учетных документов применяются формы первичных учетных документов:

- ОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств" (приложение 1) ;

- ОС-4 "Акт о списании объекта  основных средств (кроме автотранспортных  средств)" (приложение 2);

- ОС-6 "Инвентарная карточка учета  объекта основных средств (приложение 3);

Аналитический пообъектный учет основных средств ведет бухгалтерия ООО «Антарес» на инвентарных карточках по форме ОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств". Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект. Если инвентарный объект включает отдельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним одно целое, то в карточке приводится перечень таких частей.

Инвентарные карточки заполняются  на основе первичных учетных документов: актов приемки-передачи, технических  паспортов и других документов на приобретение, сооружение, изготовление, перемещение и выбытие основных средств - и содержат следующие данные:

- общие сведения об объекте;

- характеристику объекта по  признакам начисления или освобождения  от начисления амортизации, участия  или неучастия в предпринимательской деятельности;

- нормативный срок службы, срок  полезного использования;

- ресурс объекта (при выборе  производительного способа начисления  амортизации);

- способ и метод начисления  амортизации;

- сведения об изменениях  местонахождения и стоимости  объекта в течение всего срока  его эксплуатации, о содержащихся  в нем драгоценных материалах;

- индивидуальную характеристику  объекта по другим необходимым  параметрам.

Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии.

На основе соответствующих  данных бухгалтерского и оперативного учета, а также технической документации в ООО «Антарес» осуществляется оперативный контроль за функционированием основных средств .

Основные средства в организацию поступают:

●       в результате произведенных капитальных вложений при сооружении, строительстве, изготовлении объектов основных средств хозяйственным способом, а также при их приобретении за плату у юридических и физических лиц;

●       в качестве вклада в уставный фонд;

●       безвозмездно (в т.ч. в результате благотворительной помощи);

●       в обмен на другие активы;

●       и в иных случаях, установленных законодательством. 

Фактические затраты, связанные  с сооружением основных средств и доведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию, в бухгалтерском учете при выполнении работ хозяйственным способом отражаются по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» и кредиту счетов 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и других счетов в суммах, указанных в первичных учетных документах.

Аналитический учет затрат по строительству ведется в ведомости учета затрат на строительство, реконструкцию. При строительстве объекта основных средств важно правильно сформировать в бухгалтерском учете учетную стоимость объекта строительства.

Информация о работе Учет и контроль наличия основных средств