Учет и контроль наличия основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 06:41, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – проследить учет организации основных средств на предприятии, изучить нормативную и законодательную базу по учету основных средств, порядок ведения бухгалтерского учета по движению основных средств и разработать предложения по дальнейшему совершенствованию учета.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить нормативные и законодательные документы по учету основных средств
- разработать предложения по совершенствованию учета и эффективности использования основных средств;
-рассмотреть состояния аналитического и синтетического учета основных средств.

Содержание

Введение
1. Сущность и классификация основных средства и их отличия от других активов предприятия
1.1. Основные средства, их роль в процессе производства
1.2. Классификация основных средств и ее роль в организации учета
1.3. Значение и задачи учета основных средств, обзор нормативных и законодательных актов по теме исследования 2. Учет и контроль наличия основных средств на примере ООО «Антарес»
2.1. Документальное оформление поступления и выбытия основных средств
2.2. Контроль наличия основных средств
2.3. Совершенствование учета основных средств
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Учет и контроль наличия основных средств.doc

— 400.00 Кб (Скачать документ)

2.2. Контроль  наличия основных средств

 

 

Особенностью проведения инвентаризации основных средств, учитываемых  на счете 01 «Основные средства» по состоянию на 1 января 2012 г., являлось то, что необходимо разделить числящееся на этом счете имущество, которое продолжит учитываться на данном счете, и имущество, переводимое в состав счета 03 «Доходные вложения в материальные активы» субсчет 1 «Инвестиционная недвижимость». При этом организация должна руководствоваться вступившим в силу с 1 января 2012 г. типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50. Кроме того, со счета 03 необходимо перевести в состав оборотных активов предметы проката.

До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

● наличие и состояние  инвентарных карточек, инвентарных  книг, описей и других регистров  аналитического учета;

● наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

● наличие документов на основные средства, сданные или  принятые организацией в аренду и  на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение  или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи  полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в  собственности организации. То же касается документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета данные отсутствуют или указаны неправильные характеристики, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели. Например, по зданиям – указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.; по каналам – протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам – местонахождение, род материалов и основные параметры; по дорогам – тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, вид покрытия, ширину полотна и т.п.

Оценка выявленных инвентаризацией  неучтенных объектов должна быть произведена  с учетом рыночных цен, с оформлением сведений об оценке соответствующими актами.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в  соответствии с основным назначением  объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого его назначение изменилось, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

При инвентаризации необходимо также обратить внимание на то, проводились  ли работы по модернизации и реконструкции  объектов основных средств и отразились ли они на первоначальной (восстановительной) стоимости основного средства. Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) в бухгалтерском учете не отражены, то необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения первоначальной (восстановительной) стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

Машины, оборудование и  транспортные средства заносятся в  описи индивидуально с указанием  инвентарного номера, заводского номера предприятия-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

Инвентаризация однотипных предметов хозяйственного инвентаря, инструментов, станков и т.д. одинаковой стоимости, поступивших одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемых на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях проводится по наименованиям с указанием количества этих предметов.

Основные средства, которые  в момент инвентаризации находятся  вне места нахождения организации (морские и речные суда, железнодорожный  подвижной состав, автомашины в дальних  рейсах; отправленные на капитальный  ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризируются до момента временного их выбытия.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись  с указанием времени ввода  в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, моральный или физический износ и т.п.).

Одновременно с инвентаризацией  собственных основных средств проверяются  основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

Выявленные по результатам  инвентаризации отклонения отражаются в бухгалтерском учете согласно требованиям налогового законодательства.

В ООО «Антарес» составляется сличительная ведомость инвентаризации основных основных средств (приложение 4)

В ООО «Антарес» при проведении инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год у материально ответственного лица в комнате отдыха рабочих были обнаружены в излишках телевизора «Горизонт» и недостача телевизора «Панасоник».

В объяснительной записке  материально ответственное лицо указало, что в связи с исполнением  своих должностных обязанностей оно не может постоянно находиться в комнате отдыха и следить за имуществом. Кто и когда заменил телевизор, он не знает. Однако свою вину в случившемся признало и просило взыскать сумму недостачи с причитающейся ему заработной платы. По решению руководителя телевизор «Горизонт» был оприходован, а телевизор «Панасоник» списан. Материальный вред в сумме остаточной стоимости телевизора «Панасоник» был взыскан путем удержания из заработной платы материально ответственного лица. Первоначальная стоимость приобретенного телевизора «Панасоник» составила 1100 тыс. руб., по нему начислены амортизационные отчисления в сумме 1000 тыс. руб. Рыночная стоимость телевизора «Горизонт» составила 480 тыс. руб.

В бухгалтерском учете  ООО» Антарес» произведены следующие записи (таблица 5):

Таблица 5

Отражение результатов  инвентаризации основных средств в  ООО «Антарес»

 

Содержание  хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Сумма, тыс. руб.

Отражена первоначальная стоимость списываемого телевизора «Панасоник»

01

01

1100

Отражены амортизационные отчисления по списываемому телевизору «Панасоник»

02

01

1000

Списана остаточная стоимость  телевизора «Панасоник»

94

01

100

Начислен НДС по списываемому телевизору (1100 – 1000) × 20 %

94

68

20

Сумма вреда отнесена на виновное лицо

73

94

120

Удержано в счет погашения вреда с заработной платы виновного

70

73

120

Оприходован телевизор  «Горизонт», выявленный по результатам  инвентаризации в излишках

01

91

480


 

 

 

2.3. Совершенствование  учета основных средств

 

Для совершенствования  бухгалтерского учета основных средств в ООО «Антарес» рекомендуется проведение следующих мероприятий:

а) автоматизация учета. Особенностью организации автоматизированного  учета является создание постоянного  файла (массива) информации, соответствующего картотеке инвентарных объектов. По данным первичных документов фиксируется движение основных средств амортизационного фонда. В результате обработки получают отчетные разработки, ведомости движения основных средств по счетам. На их основе получают оборотную ведомость основных средств по местам нахождения и эксплуатации, расчет амортизационных отчислений, ведомость амортизационных отчислений по кодам производственных затрат и начисления износа основных средств, обеспечивающих проведение инвентаризации, составление баланса и форм периодической и годовой отчетности.

Среди разработчиков  прикладного экономического программного обеспечения выделяются следующие: 1С, Галактика и др.

"1С: Предприятие  8.0" является мощной системой, предназначенной для комплексной  автоматизации бухгалтерского учета во всех масштабах. Эта система позволяет в каждом индивидуальном случае подобрать оптимальное решение, учитывающее специфику организации. Набор компонентов может определятся индивидуально и в последствии пополняться.

Средства работы с  документами позволяют организовать ввод документов, их произвольное распределение по журналам и поиск любого документа по различным критериям: номеру, дате, сумме. Исходной информацией является операция, которая отражает реальный хозяйственный акт. Операции могут формироваться автоматически на основе вводимых документов. Вместе с операцией документ может порождать бухгалтерские проводки. Такой способ позволяет быстро вводить большое количество проводок, что значительно облегчает работу бухгалтера.

Для приведения учета  основных средств в соответствие с требованиями МСФО ООО «Антарес» можно дать следующие рекомендации

Реестр основных средств, который должен содержать следующие  данные:

тип основных средств (здания, оборудования, автотранспорт, компьютеры, мебель и т.д.)

местонахождение

описание основного  средства

цена приобретения

дата приобретения

норма амортизационных  отчислений

остаточный срок службы (согласно российским нормативам)

Кроме того, главный инженер  предприятия или другое ответственное  лицо должны нести ответственность за определение степени использования основных средств, их состояния и срока службы в соответствии с IAS. Руководству также следует определять, на основании степени использования и состояния отдельных основных средств, требуется ли для них создание резерва или начисление дополнительной амортизации.

Необходимо вести раздельный учет на счете 08 (субсчета 3,4,6) "Вложения в долгосрочные активы" по отдельным  проектам. По каждому проекту необходимо иметь следующую информацию:

дата начала строительства 

процент выполнения

дата, на которую была закончены последние работы в  отношении основного средства

планируемая дата завершения работ 

источник и суммы  финансирования

себестоимость выполненных  работ 

сумма капитализированных процентных выплат

расчетная текущая и  будущая стоимость

На основании вышеперечисленной  информации руководству следует  определять суммы процентных выплат, подлежащих капитализации, на основании расходов по займам, связанных со строительным проектом, а также то, прерывалось ли выполнение проекта на длительный период времени. Кроме того, любой незавершенный объект капитального строительства, имеющий планируемую дату завершения и стоимость, которые не согласуются с первоначальной датой завершения или издержками по проекту, должен быть исследован на предмет снижения полезности.

Для субсчета 08-05 "Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств" необходимо представлять анализ по типам затрат, понесенных в течение периода, включая следующую информацию:

дата, на которую затраты  были понесены

поставщик

тип поставленных товаров / услуг 

являются ли затраты  капитальными или текущими.

Вышеуказанные меры позволят усовершеноствовать бухгалтерский учет основных средств на исследуемом предприятии.

 

Заключение

 

В процессе написания  работы, сделан вывод, что бухгалтерский  учет основных средств — одно из важнейших направлений бухгалтерского учета вообще. Получение достоверной  информации об имуществе предприятия обретает первостепенную важность именно сейчас, на этапе становления и развития рыночных отношений.

В настоящее время  предприятия получают возможность  проявления инициативы в области  постановки и ведения бухгалтерского учета, что требует от бухгалтеров некоторых творческих способностей и много знаний для оптимизации учета.

Информация о работе Учет и контроль наличия основных средств