Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:48, курсовая работа
Плановая себестоимость – это предполагаемая средняя себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляют ее из норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и нормы расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов средние для планируемого периода. Разновидность плановой себестоимости сметная. Она составляется на разовые (индивидуальные) изделия или работы.
Понятия и термины…………………………………………………………………..4
Введение……………………………………….…………………………………..…6
1. Сущность, понятие, назначение себестоимости и структура затрат на производство…………………………………………………………………….8
2. Планирование себестоимости продукции………………………………….18
2.1 Цели планирования и определение себестоимости…………………………18
2.2 Составление плановых калькуляций…………………………………………23
2.3 Заказная и процессная системы калькулирования себестоимости………..29
2.3.1 Общие черты JOC и РrС…………………………………………………..…..32
2.3.2 Различия в подходах JOC И РrС ……………………………………………32
2.3.3 Этап планирования…………………………………………………………..34
2.3.4 Этап контроля факта…………………………………………………………35
2.4 Пути снижения себестоимости продукции…………………………………..37
3. Учет готовой продукции по фактической себестоимости………………40
Заключение………………………………….……………………………………..55
Библиографический список………………………..……………………..…….59
В результате использования неадекватной системы калькулирования, т. е. при допущенной ошибке в выборе важнейшего идеологического элемента управления экономикой бизнеса, совершенно неожиданно появляются проблемы, на первый взгляд, даже не имеющие с ней явных причинно-следственных связей. Помимо отмеченных ранее проблем, связанных со сложностью применения современных концепций управления бизнесом, постоянно присутствует прямое снижение эффективности бизнеса в таких областях как материально-техническое снабжение, управление запасами сырья и материалов, управление полуфабрикатами и запасами в незавершенном производстве, управление производственными заделами, управление безадресной и попутной продукцией, принятие решений по выпускаемому ассортименту и товарным группам и так далее.
2.3.1 О б щ и е ч е р т ы J O C и Р r С
Безусловно, у процессного и позаказного калькулирования есть много общих черт, которые можно сформулировать следующим образом:
а) обе системы оперируют одним и тем же набором фундаментальных понятий и решают те же задачи:
- распределяют затраты (сырье и материалы, труд и накладные издержки) на продукцию;
- определяют
методику расчета
б) обе системы поддерживают и используют один и тот же набор понятий и учетных регистров (счетов) производственного учета, включая производственные накладные, сырье и материалы, полуфабрикаты собственного изготовления, незавершенное производство, готовую продукцию;
в) поток затрат по счетам производственного учета в основном одинаков в обеих системах.
Как видно,
общие черты имеют
2.3.2 Р а з л и ч и я в п о д х о д а х J O C И Р r С
Как уже отмечалось, различия в позаказной и процессной системах калькулирования включают два фактора: характер движения отдельных единиц продукции в технологических потоках и степень индивидуальности (или различимости) отдельной единицы продукции.
Процессная система предполагает более-менее непрерывные, равномерные технологические потоки с относительно стабильной структурой, в которых осуществляется регулярное производство однотипных продуктов.
Позаказная
система обслуживает
В качестве
полярных примеров производственных процессов,
абсолютно соответствующих
При процессном калькулировании нет смысла связывать материалы, труд и накладные затраты с отдельным заказом покупателя (как это делается в позаказной системе), поскольку каждый заказ является всего лишь одним из многих однотипных заказов, которые будут наполнены из непрерывного потока однотипной продукции. В процессном калькулировании мы аккумулируем затраты в производственных подразделениях, а не на заказах, и равномерно распределяем их на все единицы продукции, прошедшие через подразделение в течение периода.
Поскольку основной фокус внимания в РrС направлен на производственное подразделение, то и основным документом, содержащим необходимую для калькулирования информацию, будет отчет производственного подразделения предприятия (производственный рапорт, технический и материальный отчеты или production report в англоязычной терминологии).
Отчет производственного
подразделения выполняет
Понятно, что в JOC основным документом является рабочий листок расчета себестоимости работ по выполнению конкретного заказа (калькуляция себестоимости заказа или job cost sheet). Рабочий листок себестоимости работ служит как для аккумулирования информации о материалах, труде и накладных затратах, имеющих непосредственное отношение к выполнению конкретного заказа, так и для расчета себестоимости единицы продукции. Листок расчета себестоимости работ состоит из четырех основных разделов:
1. Заголовок,
определяющий идентификатор
2. Расчет
общих затрат на выполнение
всего заказа: прямых затрат, прямого
труда, производственных
3. Расчет
себестоимости единицы
4. Сроки и партии поставки продукции данного заказа.
2.3.3 Э т а п п л а н и р о в а н и я
Подготовка и обработка документов в системах JOC и РrС
Основным моментом в планировании при позаказном калькулировании является получение заказов от потребителей и планирование работ (разумеется, заказчиками могут выступать и сбытовые структуры предприятия, если речь идет об удовлетворении прогнозируемого спроса на продукцию широкого ассортимента). На основании принятых к исполнению заказов формируются требования на материалы, которые будут обеспечиваться службой снабжения из локальных запасов или закупкой. Определяется задействованность различных категорий персонала. Планирование накладных затрат осуществляется с использованием предварительно рассчитанной ставки таких затрат.
В процессном калькулировании ключевым моментом является шаг определения производственной программы исходя из имеющихся производственных мощностей. Заявки клиента уже как бы наполняют предварительно определенные объемы производства. Исходя из производственной программы определяется потребность в ресурсах и выстраиваются заявки на обеспечение. Планирование накладных затрат осуществляется исходя из предполагаемого потребления накладных затрат тем или иным производственным подразделением.
2.3.4 Э т а п к о н т р о л я ф а к т а
Проблема незавершенного производства
Незавершенное производство (НЭП) для сравниваемых систем калькулирования имеет различную природу. В позаказной системе НЭП имеет отношение к заказанной продукции, которая не будет изготовлена в текущем периоде в силу значительной длительности производственного цикла. Но весь объем НЭП — адресный и подтвержден принятыми к выполнению заказами.
В процессной системе НЗП является универсальным производственным заделом, который рано или поздно превратится в продукцию, необходимую потребителю. Планирование НЗП может вестись по принятой производственной программе либо исходя из планируемой загрузки подразделений, таким образом, лишь косвенно соответствуя потребности заказчиков.
Факт
неизбежности вовлечения НЗП в производство
при процессном подходе находит
свое отражение в применении этой
методикой понятия
Возникает вопрос, «А если все-таки поменять?» Как всегда, изменение годами функционировавшей системы — дело чрезвычайно непростое. Издержки, неизбежно сопутствующие проведению организационных измерений, способны уже сегодня сделать недостижимыми любые выгоды в будущем. Однако бороться все же стоит.
Один из самых ярких примеров изменения типа производства, а соответственно и системы калькулирования затрат, приведем в работе. Речь идет о доле рынка ГИТА для пейджеров компании Motorola. В 1985 г у этого безусловного лидера появился серьезный конкурент в лице японских компаний, продвигавших свою продукцию в США по ценам, почти вдвое ниже, чем предлагал внутренний производитель. Пейджер — продукция массового спроса, изготавливаемая на специализированных технологических линиях в рамках процессно-организованного производства. В тот период японцы были явными лидерами в обеспечении эффективности массового производства. Однако сотрудники компании Motorola заметили одну особенность спроса: потребители хотели пользоваться устройствами, которые все же хоть как-то отражали бы их индивидуальность. Поэтому предложили собирать пейджеры по индивидуальным заказам, заложив в своем новом продукте (пейджере «Bravo») возможность комбинирования стандартных элементов в нескольких миллионах сочетаний.
Безусловно, была разработана система приема заказа, доставки и определения цены изделия. Так, в ранее процессном производстве появилось понятие заказа клиента. И этот заказ содержал теперь не требование поставки какого-то количества единиц однотипной продукции, а оговаривал уникальные индивидуальные особенности отдельно взятого экземпляра.
Таким образом, в то время, как большинство американских производителей были вытеснены из бизнеса, Motorola сохранила и укрепила свои позиции, став предвестником наступления новой эры — эры массового производства на заказ. В этом примере можно найти аналогию, применимую и для представителей других отраслей, когда в ситуации резких изменений структуры рынка единственным способом сохранить уровень своей компании, остается изменение представления о ней самой.
2.4 П у т и с н и ж е н и я с е б е с т о и м о с т и п р о д у к ц и и
Решающим
условием снижения себестоимости служит
непрерывный технический
Серьезным
резервом снижения себестоимости продукции
является расширение специализации
и кооперирования. На специализированных
предприятиях с массово-поточным производством
себестоимость продукции
Снижение
себестоимости продукции
Успех борьбы
за снижение себестоимости решает,
прежде всего, рост производительности
труда рабочих, обеспечивающий в
определенных условиях экономию на заработной
плате. Рассмотрим, в каких условиях
при росте производительности труда
на предприятиях снижаются затраты
на заработную плату рабочих. Увеличение
выработки продукции на одного рабочего
может быть достигнуто за счет осуществления
организационно-технических
В первом
случае, когда изменяются нормы выработки
и расценки, предприятие получает
экономию на заработной плате рабочих.
Объясняется это тем, что в
связи со снижением расценок доля
заработной платы в себестоимости
единицы продукции уменьшается.
Однако это не приводит к снижению
средней заработной платы рабочих,
так как приводимые организационно-технические
мероприятия дают возможность рабочим
с теми же затратами труда выработать
больше продукции. Таким образом, проведение
организационно-технических
Информация о работе Учет и планирование себестоимости продукции