Учет материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 15:29, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – дать углубленное представление о той части капитала, которая воплощена в предметах труда: о составе производственных запасов, их оценке, документальном оформлении, методике учета, а также о раскрытии информации о производственных запасах в бухгалтерской отчетности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА МАТЕРИАЛЬНО - ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 4
1.1 Понятие и классификация материально-производственных запасов 4
1.2 Порядок и методы оценки материально-производственных запасов 5
1.3 Проблемы учета материальных ценностей и их решение 12
2 УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ…………………………….......16
2.1Учет производственных запасов в бухгалтерии…………………….16
2.2 Синтетический и аналитический учет производственных запасов…………………………………………………………………….…19
2.3 Инвентаризация и переоценка производственных запасов……….28
3. РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ…33
3.1 Элементы учетной политики……………………………………………..33
3.2 Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности…………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38

Работа состоит из  1 файл

курсач по БФУ.doc

— 208.00 Кб (Скачать документ)

    Д-т  сч. 10-4, аналитический признак "Тара на складе",

    К-т  сч. 10-4, аналитический признак "Тара, отгруженная покупателю".

    Покупатель  при этом списывает возвращенную тару по кредиту счета 002 "Товарно - материальные ценности, принятые на ответственное  хранение".

    Возврат сумм, уплаченных (полученных) за возвратную (залоговую) тару, отражается в учете у поставщика и покупателя в обычном порядке, т.е. по дебету (кредиту) счетов по учету денежных средств и дебету (кредиту) счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

    Существуют  два варианта оценки материалов при их списании путем определения:

    1) средней себестоимости (взвешенная  оценка),

    2) цены в момент отпуска материала  (скользящая цена).

    Первый  вариант очень хорошо разобран на конкретном цифровом примере. К сожалению, по второму варианту пример отсутствует, а его бы следовало привести, так как не все бухгалтеры знают, как исчислить скользящую цену /25/. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  2 УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕНЫХ ЗАПАСОВ

           2.1. Учет производственных запасов в бухгалтерии.

      Все первичные документы по движению материалов со складов и подразделений  организации поступают в бухгалтерию. Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии обязаны  осуществлять действенный контроль за законностью, целесообразностью и правильностью документального оформления операций по движению производственных запасов. После проверки первичные документы подвергаются таксировке (умножением количества материалов, на цену).

      Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии. Ниже будет изложена методика учета безотносительно к тому, в условиях ручного труда или с использованием компьютеров организован учет производственных запасов.

     При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которые записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным карточек составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и данными карточек складского учета.

   При втором варианте все приходные и  расходные документы группируют по номенклатурным номерам, и в конце  месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе  каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражении по каждому складу отдельно в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов. Этот вариант менее трудоемок, поскольку отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета. Но учет и в этом случае остается громоздким, поскольку в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.

    Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский, или сальдовый, метод учета материалов. При сальдовом методе бухгалтерия не дублирует складской сортовой учет ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки учета материалов, ведущиеся на складах.

     Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность записей кладовщика в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомость учета остатков материалов на складе (без оборотов прихода и расхода).

   После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость остатков передают в бухгалтерию, где остатки  материалов таксируют по учетным  ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

   При сальдовом методе учета материалов поступившие в бухгалтерию первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки раскладываются в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу в разрезе складов и номенклатурных групп материалов. По истечении месяца картотеку используют для составления групповых оборотных ведомостей в суммовом выражении по каждому складу в отдельности. Таких групп в крупных организациях бывает несколько десятков (вместо тысяч наименований материалов). Данные этих ведомостей сверяют со стоимостными данными; ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета.

   Сальдовый метод учета материалов является одним из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных  данных и малой механизации учета.

   При использовании компьютеров все  необходимые регистры при сальдовом  методе учета материалов (групповые  оборотные ведомости, ведомости  остатков, сальдово - сличительные ведомости) составляются автоматически.

   Аналитический учет материалов в бухгалтерии с  применением компьютеров можно осуществлять и посредством составления сортовых оборотных ведомостей по номенклатурным номерам на основании поступающих первичных документов. Сверка со складским учетом в этом случае осуществляется вручную. При переносе данных из карточек складского учета в компьютер на их основе разрабатывается сортовая оборотно - сличительная ведомость, в которой сопоставляются исходящий остаток материалов (в количественном и суммовом выражении) по первичным документам, по карточкам складского учета и выявляются отклонения между этими данными.

   Изложенные  варианты аналитического учета материалов с применением компьютеров имеют  существенные недостатки, поскольку  при сальдовом методе трудоемкой является разработка групповых и  сальдово - сличительных ведомостей для сверки данных бухгалтерского и складского учета непосредственно с помощью машин. При составлении только сальдовой ведомости сверка с карточками складского учета производится вручную, что значительно затрудняет поиск и обнаружение ошибок.

   В настоящее время разработано несколько вариантов программ учета производственных запасов с применением компьютеров, в которых эти проблемы успешно решены. 
 

      2.2. Синтетический и аналитический  учет производственных запасов.

      Синтетический учет производственных запасов, принадлежащих организации, ведется на синтетических счетах Материалов, Животных на выращивании и откорме, Заготовления и приобретения материальных ценностей, Отклонения в стоимости материальных ценностей. Учет производственных запасов, находящихся в организации, но принадлежащих другим организациям, ведется на забалансовых счетах Товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, и Материалов, принятых в переработку.

    Учет производственных запасов, находящихся в собственности организации:

      В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета к счету Материалов могут быть открыты субсчета: "Сырье и материалы", "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали", ''Топливо", ''Тара и тарные материалы", "Запасные части", "Прочие материалы", "Материалы, переданные в переработку на сторону'', "Строительные материалы", "Инвентарь и хозяйственные принадлежности" и др.

      Сельскохозяйственные  предприятия могут открывать  к счету Материалов отдельные субсчета для учета: семян, посадочного материала и кормов (покупных и собственного производства); минеральных удобрений; ядохимикатов, используемых в борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур; биопрепаратов, медикаментов, используемых для борьбы с болезнями сельскохозяйственных животных, и др.

      На  предприятиях малого бизнеса все  производственные запасы можно учитывать на одном синтетическом счете Материалов.

      Как было отмечено выше, учет материальных ценностей ведется по фактической себестоимости или по учетным ценам. При учете материалов непосредственно по фактической себестоимости в дебет материальных счетов относятся все расходы по их приобретению.

      При этом способе учета поступление  материалов отражают по дебету счета Материалов и кредиту счетов:

  • Расчетов с поставщиками и подрядчиками — на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков (без налога на добавленную стоимость) со всеми наценками посреднических или внешнеторговых организаций и транспортно-заготовительными расходами, включенными в счета поставщиков, в том числе по оплате таможенных пошлин, процентов за кредит, предоставленный поставщиком; на стоимость услуг (также без НДС) транспортных (железнодорожных и водных) организаций, стоимость услуг товарных бирж и др.;
  • Расчетов с подотчетными лицами - на стоимость материалов, приобретенных непосредственно должностными лицами и оплаченных из подотчетных сумм;
  • Вспомогательных производств - на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фактическую себестоимость материалов собственного производства;
  • Основного производства и/или Вспомогательных производств — на стоимость возвратных отходов;
  • других счетов (например, Расчетов по краткосрочным кредитам и займам — при начислении процентов за кредит и займы).

      В организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (молоко, скот, птицу, свеклу и др.), а также в строительных организациях, заготавливающих материалы и конструкции, расходы по их заготовке и доставке в организацию (на стройку) до включения в фактическую себестоимость приобретения (заготовления) сырья и материалов иногда учитывают на счете Расходов на продажу (издержек обращения) (при наличии специального заготовительного аппарата). Накопленные суммы списываются с кредита этого счета в дебет счетов:

  • Заготовления и приобретения материальных ценностей — на расходы по заготовке сырья в перерабатывающих организациях;
  • Животных на выращивании и откорме — на расходы по заготовке скота и птицы;
  • Материалов (субсчет "Строительные материалы"), где присоединяются к другим расходам.

      Со  счета Заготовления и приобретения материальных ценностей фактическая себестоимость сырья в перерабатывающих организациях списывается в дебет счета Материалов.

      Сельскохозяйственные  предприятия продукцию собственного производства текущего года, используемую в качестве материалов (корма, зерно и др.), отражают на счете Материалов в течение года по Планово-расчетной себестоимости (дебет счета Материалов, кредит "счета Основного производства). После составления годовой отчетной калькуляции плановая себестоимость материалов корректируется до фактической себестоимости способом "красное сторно" (если фактическая себестоимость оказалась ниже плановой) или способом дополнительных проводок (если фактическая себестоимость выше плановой).

      Учет  ТМЦ в пути и  неотфактурованных поставок:

      Прибывшие от поставщиков материалы, по которым не поступили платежно-расчетные документы (неотфактурованные поставки), принимаются по приемному акту, составляемому на складе. Оприходование ценностей осуществляется по учетным ценам либо  по ценам договора или предыдущих поставок. Если до конца месяца расчетный документ не поступил, указанные поставки остаются в принятой оценке. В следующем месяце при поступлении расчетного документа стоимость неотфактурованных поставок в принятой оценке сторнируется и составляется новая запись по фактическим суммам, указанным в документах поставщиков.

      Стоимость акцептованных и оплаченных материалов, не поступивших в течение отчетного  периода (материалы в пути), по окончании месяца отражается по дебету счета Материалов и кредиту счета Расчетов с поставщиками и подрядчиками (без оприходования ценностей на склад). В начале следующего месяца эти суммы сторнируются, а на поступление ценностей составляется обычная бухгалтерская запись.

      Как было отмечено ранее, при приемке  материалов от поставщиков могут быть выявлены излишки или недостачи по сравнению с документальными данными, оформляемые актом. Излишки приходуются по акту и расцениваются по учетным или договорным ценам. Затем служба снабжения сообщает об излишках поставщику и просит выслать платежное поручение на их стоимость.

Информация о работе Учет материально-производственных запасов