Учет на малом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:54, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: раскрыть особенности учета и налогообложения на малых предприятиях.
Для достижения цели курсовой работы будут решены задачи критериев отнесения предприятий к категории малых, особенностей организации бухгалтерского учета на малых предприятиях, а также рассмотрена отчетность субъектов малого предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО ПРЕДРИНИМАТЕЛЬСТВА 5
1.1 Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий (МП) 5
1.2 Сущность малого бизнеса 8
1.3 Система законодательных актов, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства 9
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НА МП 11
2.1 Особенности ведения учета на МП 11
2.2 Техника и формы бухгалтерского учета малого предприятия 14
2.3 Учетная политика МП 18
3 НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ НА МП 20
3.1 Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности 20
3.2 Единый налог на вменённый доход (ЕНВД) 22
3.2.1 ЕНВД - общие сведения 22
3.2.2 ЕНВД в Ставропольском крае 30
3.3 Налоговая декларация предпринимателя. Сроки и порядок подачи декларации 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список использованной литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Есоченко Н. Бух.учет на МП.doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

            ВВЕДЕНИЕ

     Малый бизнес - одна из наиболее актуальных тем  сегодняшних предпринимателей. Объясняется  это, прежде всего, тем, что именно малый бизнес во многих областях деятельности может обеспечить реальные условия для подъема экономики и выхода России из экономического кризиса.

     На  большинстве малых предприятий  руководством не уделяется должного внимания организации бухгалтерского учета, в особенности такой важной процедуре учетного процесса, как правильное и своевременное документирование хозяйственных операций. Рациональная организация бухгалтерского учета на предприятии невозможна без установления схемы документирования операции, выполненной на основе изучения объектов учета, хозяйственных и производственных процессов. Роль бухгалтерии как организатора учета и контроля на предприятии должна проявляться в создании хорошо продуманного графика движения документов, в его умелом и настойчивом выполнении. Обязательным условием является повсеместное использование программ автоматизации регистрации и обработки бухгалтерских данных.

     Множество вопросов возникает у руководства  малого предприятия в связи с  выбором системы организации  бухгалтерского учета на своем предприятии. С принятием указаний по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства от 21.12.98 г. № 64 н «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» малые предприятия получили право самостоятельного выбора формы бухгалтерского учета, исходя из потребностей своего производства и управления, их сложности и численности работников. В этих условиях они сталкиваются с проблемами разработки своего рабочего плана счетов, состава и видов применяемых форм первичных учетных документов, системы документооборота.

     Как правило, бухгалтерский учет на малых  предприятиях не разделяется на отдельные  участки, закрепленные за конкретным бухгалтером, да и численность самой бухгалтерии колеблется от одного до трех человек. Следовательно, бухгалтер должен иметь высокую квалификацию, знать все участки учета, а также уметь анализировать полученные данные и формировать отчетность.

     Сам факт, что предприятие относится  к категории малых, а, следовательно, имеет ряд льгот, как в части  налогообложения, так и в части  организации и ведения бухгалтерского учета, часто побуждает бухгалтеров  на ошибки. Так, принимая решение о  сокращении счетов бухгалтерского учета, необходимых для отражения своих хозяйственных операций, руководство забывает о том, что неприменение отдельных бухгалтерских счетов не освобождает его от знания их функций и порядка использования.

     Таким образом, организация бухгалтерского учета на малом предприятии нуждается в дальнейшем совершенствовании. И зависит это не только от высокой квалификации и компетентности бухгалтеров, но и от решения методологических, организационных и технических вопросов, а также от совершенствования налоговой системы.

     Становление и развитие малого бизнеса является актуальной перспективной проблемой  в нашей стране и за рубежом. В  этой проблеме остается много нерешенных или недостаточно решенных вопросов. Среди них, важными являются вопросы  учета, отчетности, налогообложения.

     Цель  курсовой работы: раскрыть особенности  учета и налогообложения на малых  предприятиях.

     Для достижения цели курсовой работы будут решены задачи критериев отнесения предприятий к категории малых, особенностей организации бухгалтерского учета на малых предприятиях, а также рассмотрена отчетность субъектов малого предпринимательства. 
 

1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО  ПРЕДРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий

     В соответствии с Федеральным законом  от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства при соблюдении определенных требований к составу активов указанных организаций и предпринимателей, численности их работников и размеру выручки от реализации товаров, работ или услуг. В уставном или складочном капитале либо паевом фонде субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных граждан и юридических лиц, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). Доля участия других юридических лиц (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в капитале малого или среднего предприятия также не должна превышать двадцати пяти процентов. Аналогичные требования к уставному капиталу малого предприятия установлены и действующим в настоящее время Законом о малом предпринимательстве.

     Средняя численность работников за предшествующий календарный год для малых  предприятий не должна превышать  ста человек, а для "микропредприятий", выделенных в составе категории  малых предприятий, не должна превышать пятнадцати человек. Средняя численность работников средних предприятий за предшествующий календарный год должна составлять от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно (подп. 1, 2 п. 1 ст. 4; здесь и далее указываются статьи, пункты и подпункты Закона) .Выручка от реализации товаров, работ или услуг без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов малых и средних предприятий за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений, установленных Правительством РФ. С 1 января 2010 года вступят в силу нормы Закона, в соответствии с которыми предельные значения выручки от реализации товаров, работ или услуг, и балансовой стоимости активов должны устанавливаться Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (подп. 3 п. 1, п. 2 ст. 4, п. 2 ст. 5). Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием - численности работников либо размера выручки от реализации товаров, работ или услуг. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если численность работников или размер выручки держатся выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим (п. п. 3, 4 ст. 4). Действующий Закон о малом предпринимательстве устанавливает предельную численность работников малых предприятий, для различных отраслей экономики, от 30 (розничная торговля и бытовое обслуживание населения) до 100 (промышленность, строительство, транспорт) человек. Закон о малом предпринимательстве не устанавливает требований к размеру выручки малого предприятия. Сфера развития среднего предпринимательства в настоящее время не регулируется.

     Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие  поддержку субъектам малого и  среднего предпринимательства, ведут  реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки. В реестрах содержатся сведения, в частности, о виде, форме и размере предоставленной поддержки, сроке оказания поддержки, а также о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки. Порядок ведения реестров устанавливается Правительством РФ (п. п. 1, 2, 4 ст. 8).Информация, содержащаяся в реестрах субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства и оказываемой им поддержке исключаются из реестров по истечении трех лет с даты окончания срока оказания поддержки (п. п. 5, 6 ст. 8).

     Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков, исполнителей или подрядчиков в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию, акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации (п. п. 1, 2 ст. 15). 
 
 

     1.2 Сущность малого бизнеса

     Малое предпринимательство представляет собой составную часть общей системы предпринимательства, а малые предприятия следует рассматривать в качестве элементов малого предпринимательства.

     Предприниматель, которым может быть любой субъект  капитала (отдельное лицо, группа лиц, фирма, объединение), осуществляет соединение средств производства, которыми он владеет (распоряжается), с рабочей силой посредством купли последней и ее использования (распоряжения ею) в процессе хозяйствования.

     Отмечая особенности малого предпринимательства, необходимо выделить следующие:

     во-первых, это деятельность частнопредпринимательского характера, когда собственник сам руководит деятельностью предприятия и берет на себя весь предпринимательский риск. Соединение функций владения и управления является отличительной чертой малого бизнеса, хотя оно может рассматриваться не как общее правило, а лишь как тенденция, с которой, однако, связаны основные успехи малого бизнеса;

     во-вторых, это направленность на укрепление независимого индустриального предприятия и  на активную конкуренцию в целях  противостояния росту монополий. В этом проявляется нетождественность понятий "малое предпринимательство" и "предпринимательство";

     в-третьих, это выражение определенных черт внутренней организации и особых внешних условий функционирования части предприятий, деятельность которых строится на высоком уровне развития производительных сил и ориентирована на гибкое и мобильное хозяйствование. Для этих предприятий характерны благоприятные возможности раскрытия предпринимательского и человеческого потенциала работников на основе различных вариантов соединения собственности и управления, а также наиболее полное использование преимуществ небольших по размеру хозяйственных единиц.

     Таким образом, малое предпринимательство - это единство капитала-собственности  и капитала-функции. Однако, такое определение будет не совсем точным без указания размеров малых предприятий, величины хозяйственного оборота и числа работающих.

     1.3 Система законодательных  актов, направленных на развитие поддержку малого предпринимательства

     К основным нормативным документам относятся:

     1. Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ.

     2. Гражданский кодекс РФ. Части I и II. – М.: Проспект, 2008.

     3. Положение по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  в Российской Федерации. Утверждено  приказом Министерства финансов  Российской Федерации от 29.07.98 г.  № 34н.

     4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 31.10.00 г. № 94н, с изменениями, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.05.03 г. № 38н.

     5. «О форме Книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения учета и отчетности». Приказ Минфина РФ от 22.02.96 г. № 18.

     6. Типовые рекомендации по организации  бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Утверждены приказом Минфина РФ от 21.12.98 г. № 64н.

     7. «Об упрощенной системе налогообложения,  учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства». Федеральный закон от 19.06.03 г. № N 198-ФЗ.

Информация о работе Учет на малом предприятии