Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:54, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть особенности учета и налогообложения на малых предприятиях.
Для достижения цели курсовой работы будут решены задачи критериев отнесения предприятий к категории малых, особенностей организации бухгалтерского учета на малых предприятиях, а также рассмотрена отчетность субъектов малого предпринимательства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО ПРЕДРИНИМАТЕЛЬСТВА 5
1.1 Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий (МП) 5
1.2 Сущность малого бизнеса 8
1.3 Система законодательных актов, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства 9
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НА МП 11
2.1 Особенности ведения учета на МП 11
2.2 Техника и формы бухгалтерского учета малого предприятия 14
2.3 Учетная политика МП 18
3 НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ НА МП 20
3.1 Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности 20
3.2 Единый налог на вменённый доход (ЕНВД) 22
3.2.1 ЕНВД - общие сведения 22
3.2.2 ЕНВД в Ставропольском крае 30
3.3 Налоговая декларация предпринимателя. Сроки и порядок подачи декларации 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список использованной литературы 39
рациональность - качественное и экономное (в размере затраченных средств) ведение бухгалтерского учета.
Основываясь на указанных принципах, устанавливают способы ведения бухгалтерского учета.
Исходя из различных способов ведения учета при формировании учетной политики выбирается один, допускаемый законодательством. Сформировавшаяся учетная политика утверждается приказом руководителя предприятия и не подлежит изменению в течение отчетного года, кроме случаев изменения законодательства РФ, изменения нормативных документов по бухгалтерскому учету, смены собственников предприятия, реорганизации предприятия.
Разработанные таким образом и утвержденные учетной политикой способы и приемы являются обязательными для ведения бухгалтерского учета не только внутри предприятия, но и для проверяющих, контролирующих их деятельность служб и в первую очередь налоговых органов.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. В зависимости от объема учетной работы он может:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечивает неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями и службами, работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера или бухгалтера, выполняющего его функции, по вопросам оформления и представления для учета документов и сведений. Главный бухгалтер назначается на должность или освобождается от должности руководителем предприятия и подчиняется непосредственно ему
Руководитель
организации и другие лица, ответственные
за организацию и ведение бухгалтерского
учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского
учета в порядке, установленном законодательством
РФ и нормативными актами органов, осуществляющих
регулирование бухгалтерского учета,
искажения бухгалтерской отчетности и
несоблюдения сроков ее представления
и публикации привлекаются к административной
или уголовной ответственности в соответствии
с законодательством РФ.
Неоднократно в качестве меры государственной поддержки малого бизнеса правительство обещало снизить для него налоговую нагрузку, однако на протяжении длительного периода времени практически ничего не менялось. Наконец, 24 июля 2002 года «воз» стронулся с места. Был принят Федеральный закон № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – Закон № 104-ФЗ). Этим законом были введены в действие дополнительные главы Налогового кодекса РФ, а именно глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Названные главы введены в действие с 1 января 2003 года. Применяя специальные режимы налогообложения, установленные главами 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ, предприятие может оптимизировать свою налоговую нагрузку.
Налогообложение малого бизнеса, конечно, не исчерпывается упрощенной системой налогообложения и системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Ни в коей мере нельзя забывать об общеустановленной системе налогообложения, которая в ряде случаев имеет свои несомненные преимущества и которая также вызывает множество вопросов.
Малые предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, которая предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, Плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.
Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведение книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации.
Книга учета доходов и расходов, форма которой представлена в Приложении 3, предъявляется в налоговый орган при получении патента. В ней указываются наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), вид осуществляемой деятельности (только для индивидуальных предпринимателей), местонахождение, номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков. Запись в книгу производится в хронологической последовательности хозяйственных операций на основе первичных документов.
Упрощенная
система налогообложения
Объектом обложения единым налогом организации являются совокупный доход или валовая выручка, полученные за отчетный период.
Совокупный доход организации исчисляется как разность между валовой выручкой и затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг) без сумм начисленной оплаты труда.
Валовая
выручка организации
По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период организация представляет в налоговый орган до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период.
Единый налог на вменённый доход (ЕНВД) — налог, вводимый законами субъектов Российской Федерации в соответствии с гл. 26.3 ч. II НК РФ. ЕНВД заменяет уплату ряда налогов и сборов, существенно сокращает и упрощает контакты с фискальными службами, подобные контакты наиболее затратны для малого бизнеса.
Список облагаемых налогом объектов ограничен Федеральным законодательством:
бытовые и ветеринарные услуги;
услуги ремонта, техобслуживания, мойки и хранения автотранспортных средств;
автотранспортные услуги;
розничная торговля;
услуги общественного питания;
размещение наружной рекламы;
услуги временного размещения и проживания;
передача в аренду торговых мест.
Региональные и местные власти могут вводить ЕНВД по указанным объектам, с возможностью их уточнения. Налоговая база за месяц определяется произведением базовой доходности, значения физического показателя и коэффициента-дефлятора (К1) задаваемых федеральным законодательством, а также коэффициента К2 учитывающего особенности ведения деятельности и с возможностью изменения субъектами РФ. На федеральном уровне К2 ограничен пределами не менее 0,005 и не более 1. Налоговая ставка задаётся налоговым кодексом и на 2010 год составила 15%. Налоговым периодом на 2010 год установлен квартал. Налог является значимым источником доходов местных бюджетов потому, как за вычетом социальных налогов, в случае их оплаты, остаётся в муниципалитете.
Налог на 2010 год распределяет следующим образом:
-
фиксированные взносы
-
за предпринимателя в ПФР (
- 2/3 — страховая часть (3/3 для 1966 г.р. и старше)[3]
- 1/3 — накопительная часть
- за предпринимателя в ФФОМС (1,1% от МРОТ)
- за предпринимателя в ТФОМС (2,0% от МРОТ)
- за работников в ПФР (ставка 20% от заработной платы)
- 2/3 — страховая часть (3/3 для 1966 г.р. и старше)
- 1/3 — накопительная часть
- за работников в ФСС (2,9% от заработной платы)
- за работников в ФФОМС (1,1% от заработной платы)
- за работников в ТФОМС (2,0% от заработной платы). - оставшаяся сумма (не менее половины ЕНВД) идёт в муниципальный бюджет.
Функция
распределения с 2010 года, как и до введения
ЕСН, возложена на налогоплательщика (каждый
пункт оплачивается отдельной квитанцией).
Как отражаются в бухгалтерском учете
операции, связанные с начислением и уплатой
единого налога на вмененный доход, рассмотрим
на примере.
Пример:
Организация розничной торговли является плательщиком единого налога. Заработная плата работников за I квартал 2009 год составила 90 000 рублей (за каждый месяц квартала по 30 000 рублей). Все работники организации - лица моложе 1967 года рождения. Кроме того, в этом же квартале начислены пособия по временной нетрудоспособности в сумме 6350,7 рублей (за каждый месяц квартала по 2116,9 рублей, в том числе за счет средств ФСС РФ - 130,40 рублей, за счет собственных средств организации - 1986,50 рублей). Заявления на предоставление стандартных налоговых вычетов по НДФЛ от работников не поступало. Расходы по оплате труда являются расходами по обычным видам деятельности и включаются в себестоимость проданных товаров (подпункт 5, 7, 8, 9 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (далее ПБУ 10/99)). Для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», предназначен счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ (пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Закон об обязательном пенсионном страховании)). Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей (пункт 2 статьи 24 Закона об обязательном страховании).
Начисленная сумма
на финансирование страховой части трудовой
пенсии за месяц составит 3000 рублей (30
000 х 10%), за квартал - 9000 рублей (3000х3 месяца);
на финансирование накопительной части
трудовой пенсии за месяц составит 1200
рублей (30 000 рублей х 4%), за квартал - 3600
рублей (1200 х 3 месяца).
Итого сумма страховых взносов, начисленная
за квартал, составит 12600 рублей (9 000 рублей
+ 3600 рублей). Сумма пособия, выплачиваемая
за счет средств ФСС Российской Федерации,
отражается в бухгалтерском учете по дебету
счета 69 в корреспонденции с кредитом счета 70.
Оставшаяся сумма пособия, выплачиваемая
за счет средств организации (статья 2
Федерального закона от 31 декабря 2002 года
№190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному
социальному страхованию граждан, работающих
в организациях и у индивидуальных предпринимателей,
применяющих специальные налоговые режимы,
и некоторых других категорий граждан»),
на основании пунктов 4, 5 ПБУ 10/99 признается
расходом по обычным видам деятельности
и отражается в бухгалтерском учете по
кредиту счета 70 в данном случае в корреспонденции
с дебетом счета 44. Согласно пункту 2 статьи
346.32 НК РФ сумма ЕНВД, исчисленная за квартал,
уменьшается на сумму страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование,
уплаченных за квартал при выплате налогоплательщиками
вознаграждений своим работникам, а также
на сумму выплаченных пособий по временной
нетрудоспособности. При этом сумма ЕНВД
не может быть уменьшена более чем на 50%.
Сумма ЕНВД исчисляется за
ЕНВД =((БДх(№1+№2+№3)хК1хК2)
№1, №2, №3 - физические показатели, характеризующие
данный вид деятельности, в каждом месяце
налогового периода (для вышеуказанных
организаций розничной торговли физическим
показателем является площадь торгового
зала, в рассматриваемом случае исходим
из того, что площадь торгового зала в
течение налогового периода не менялась
и составляет 90 кв.м;
К1, К2 - корректирующие коэффициенты базовой
доходности. В 2006 году при определении
величины базовой доходности корректирующий
коэффициент базовой доходности К1 коэффициент-дефлятор,
соответствующий индексу изменения потребительских
цен на товары, равен 1,132 (Приказ Минэкономразвития
России от 27 октября 2005 года №277 «Об установлении
коэффициента-дефлятора К1 на 2006 год»).
Допустим, что субъектом Российской Федерации
в отношении розничной торговли установлен
коэффициент К2 в размере 0,75.
ЕНВД – 22 701,50 рублей (41261-12600-5959,50);
страховые взносы-12600 рублей.
Общая сумма ЕНВД, подлежащая уплате за
налоговый период, отражается в бухгалтерском
учете по дебету счета 99 «Прибыли и убытки»
в корреспонденции с кредитом счета 68
«Расчеты по налогами сборам».
В приведенной ниже таблице использованы
следующие наименования субсчетов второго
порядка по балансовому счету
69-1-1 «Расчеты по социальному страхованию
в части пособий по временной нетрудоспособности»;
69-2-1 «Страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование на финансирование
страховой части трудовой
69-2-2 «Страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование на финансирование
накопительной части трудовой
Также в таблице использованы наименования
субсчетов по балансовому счету 68: