Учет на малом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:54, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: раскрыть особенности учета и налогообложения на малых предприятиях.
Для достижения цели курсовой работы будут решены задачи критериев отнесения предприятий к категории малых, особенностей организации бухгалтерского учета на малых предприятиях, а также рассмотрена отчетность субъектов малого предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО ПРЕДРИНИМАТЕЛЬСТВА 5
1.1 Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий (МП) 5
1.2 Сущность малого бизнеса 8
1.3 Система законодательных актов, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства 9
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НА МП 11
2.1 Особенности ведения учета на МП 11
2.2 Техника и формы бухгалтерского учета малого предприятия 14
2.3 Учетная политика МП 18
3 НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ НА МП 20
3.1 Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности 20
3.2 Единый налог на вменённый доход (ЕНВД) 22
3.2.1 ЕНВД - общие сведения 22
3.2.2 ЕНВД в Ставропольском крае 30
3.3 Налоговая декларация предпринимателя. Сроки и порядок подачи декларации 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список использованной литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Есоченко Н. Бух.учет на МП.doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)

68-1 «Расчеты по НДФЛ»;

68-2 «Расчеты  по ЕНВД». 

Таблица

Журнал  хозяйственных операций

Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание  операций
Дебет Кредит
Бухгалтерские записи января
44 70 30 000 Начислена заработная плата работникам за январь
44 69-2-1 3 000 Начислены страховые  взносы на финансирование страховой  части трудовой пенсии (30 000 х 10%)
44 69-2-2 1 200 Начислены страховые  взносы на финансирование накопительной  части трудовой пенсии (30 000 х 4%)
69-1-1 70 130,43 Начислено пособие  по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС РФ
44 70 1986,50 Начислено пособие  по временной нетрудоспособности за счет средств организации
Бухгалтерские записи февраля
70 68-1 4175 Удержан НДФЛ с  заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности ((30 000 + 130,43 + 1986,50) х 13%)
70 50-1 27941,93 Выплачена заработная плата и пособие по временной  нетрудоспособности (за вычетом удержанного  НДФЛ)
68-1 51 4175 Уплачен удержанный НДФЛ с заработной платы за январь
69-2-1 51 3 000 Уплачена сумма  страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии за январь
69-2-2 51 1 200 Уплачена сумма  страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии за январь
44 70 30 000 Начислена заработная плата работникам за февраль
44 69-2-1 3 000 Начислены страховые  взносы на финансирование страховой  части трудовой пенсии (40 000 х 10%)
44 69-2-2 1 200 Начислены страховые  взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии (40 000 х 4%)
69-1-1 70 130,43 Начислено пособие  по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС РФ
44 70 1986,50 Начислено пособие  по временной нетрудоспособности за счет средств организации
Бухгалтерские записи марта
70 68-1 4175 Удержан НДФЛ с  заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности ((30 000 + 130,43 + 1986,50) х 13%)
70 50-1 27941,93 Выплачена заработная плата и пособие по временной  нетрудоспособности (за вычетом удержанного  НДФЛ)
68-1 51 4175 Уплачен удержанный НДФЛ с заработной платы за февраль
69-2-1 51 3 000 Уплачена сумма  страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии за февраль
69-2-2 51 1 200 Уплачена сумма  страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии за февраль
44 70 30 000 Начислена заработная плата работникам за март
44 69-2-1 3 000 Начислены страховые  взносы на финансирование страховой  части трудовой пенсии (40 000 х 10%)
44 69-2-2 1 200 Начислены страховые  взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии (40 000 х 4%)
69-1-1 70 130,43 Начислено пособие  по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС РФ
44 70 1986,50 Начислено пособие  по временной нетрудоспособности за счет средств организации
Бухгалтерские записи по итогам I квартала
99 68-2 22 701,5 Отражена общая  сумма ЕНВД, подлежащая уплате за налоговый  период
Бухгалтерские записи апреля
70 68-1 4175 Удержан НДФЛ с  заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности ((30 000 + 130,43 + 1986,50) х 13%)
70 50-1 27941,93 Выплачена заработная плата и пособие по временной  нетрудоспособности (за вычетом НДФЛ)
68-1 51 4175 Уплачен удержанный НДФЛ с заработной платы за март
69-2-1 51 3 000 Уплачена сумма  страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии за март
69-2-2 51 1 200 Уплачена сумма  страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии за март
68-2 51 22 701,5 Уплачен ЕНВД за налоговый период

     Следует отметить, что организация, которая  принимает решение о прекращении  деятельности, облагаемой ЕНВД, в середине месяца, обязана исчислить налог  за весь месяц. Об этом говорится в  Письме Департамента налоговой и  таможенно-тарифной политики Минфина  России от 19 августа 2004 года №03-06-05-04/07 «Об уплате ЕНВД при прекращении деятельности»: периодом по ЕНВД признается квартал. Но исчислять суммы ЕНВД организация будет только за те месяцы квартала, в которых непосредственно велась деятельность. Если компания на ЕНВД отработала период не полностью, то она вправе рассчитать единый налог только за отработанный срок. В то же время фирмам разрешается уменьшать сумму налога на величину уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование. Может ли организация при неполном периоде уменьшить налог на всю сумму взносов? На этот вопрос Минфин ответил в письме от 08.12.2005 г. № 03-11-05/114. В связи с тем, что налоговым периодом по ЕНВД является квартал, фирма может уменьшить сумму налога на сумму страховых взносов, начисленных и уплаченных за этот же период, несмотря на то, что он отработан не полностью.

     3.2.2 ЕНВД в Ставропольском крае

     21 января 1999 года состоялось внеочередное  заседание Думы края, на котором  был принят второй по счету  закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ставропольского края", была создана рабочая группа специально для рассмотрения проблем единого налога.

     Решением  Минераловодского совета от 26.10.2007 № 11/169 перечень отдельных видов предпринимательской деятельности и значения К2 были изложены в новой редакции с учетом изменений и дополнений, предусмотренных Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ. При расчете ЕНВД со значением утвержденного коэффициента К2 получаются завышенные суммы налога, которые обязаны платить организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся следующими видами деятельности:

     - розничной торговлей, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 кв. м;

     - оказанием услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, в которых площадь одного торгового места, объекта нестационарной торговой сети или объекта организации общественного питания превышает 5 кв. м;

     - оказанием услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков площадью, превышающей 10 кв. м, для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.

     Для создания более гибкой системы расчетов ЕНВД, а также увеличения сбора единого налога в бюджет управление экономики администрации Минераловодского муниципального района совместно с МИ ФНС № 9 по Ставропольскому краю предложило ввести дифференцированный подход к величине коэффициента К2 с разбивкой на подгруппы в зависимости от площади торгового зала, торговых мест, переданных во временное владение либо, земельных участков соответственно. Местные власти поддержали данную инициативу. Новые значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 для указанных выше видов «вмененной» деятельности приведены в решении Минераловодского совета от 07.03.2008 № 16/233.

     Многие  из предпринимателей, кто применяет  систему ЕНВД, недовольны заметно  увеличившейся налоговой нагрузкой. Как выяснилось, аналогичные обращения — в последнее время не редкость и в ставропольских налоговых инспекциях. Однако оказывается, претензии предпринимателей должны быть адресованы отнюдь не инспекторам, а местным властям. В налоговой инспекции по Ленинскому району Ставрополя нас ознакомили с последними разъяснениями по этому поводу ФНС России.

     Итак, специальный налоговый режим, коим и является единый налог на вмененный доход, вводится на территории муниципальных образований их представительными органами. Напомним, что налог в данном случае исчисляется не с фактической прибыли, а с так называемых значений базовой доходности, которые установлены в Налоговом кодексе для отдельных видов деятельности. Однако органы местной власти по своему усмотрению вводят специальные корректирующие коэффициенты. Это, скажем так, в идеале позволяет учитывать местные особенности: сезонность и режим работ, ассортимент товаров и услуг, величину доходов бизнеса и т.д. Потому суммы для налогообложения для разных видов деятельности могут значительно разниться в муниципальных образованиях. Причем, как поясняют налоговики, с помощью коэффициента вполне можно снижать итоговый размер налога в разы. Соответственно у налогоплательщиков, считающих высоким уровень налоговой нагрузки по ЕНВД или не соотносимым с уровнем доходов, есть право обратиться в представительные органы муниципальных образований. Предпринимателям в таком случае нужно выступить за внесение поправок в местные правовые акты, а именно — корректировку коэффициентов базовой доходности. 

     3.3 Налоговая декларация предпринимателя. Сроки и порядок подачи декларации

     Налоговая декларация, положенная в основу декларационного  способа, используется для расчета  подлежащих уплате налогов, а также  в целях налогового контроля. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

     Перечень  основных сведений, подлежащих включению  в налоговую декларацию, содержится в п. 1 ст. 80 НК РФ:

     полученные  доходы;

     произведенные расходы;

     источники дохода;

     налоговые льготы;

     исчисленная сумма налога.

     Декларация  может быть представлена как самим  налогоплательщиком, так и его  представителем (гл. 4 НК РФ) тремя основными  способами:

     лично;

     направлена  почтовым отправлением с описью вложения;

     передана  по телекоммуникационным каналам связи.

     Поскольку за нарушение сроков подачи налоговой  декларации предусмотрена ответственность  в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ и  ст. 119 НК РФ, на практике особое значение приобретают вопросы, связанные  с датировкой подачи налоговой декларации.  При подаче налоговой декларации лично датой ее представления в налоговый орган считается дата ее подачи налогоплательщиком в налоговый орган. При этом законодатель особо отмечает, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (абз. 3 п. 2 ст. 80 НК РФ). Дата представления налоговой декларации в этом случае будет присутствовать в отметке налогового органа, которую он ставит по просьбе налогоплательщика на копии декларации. Если налоговая декларация отправляется по почте, днем ее представления в налоговый орган будет считаться дата отправки почтового отправления с описью вложения. Дата подтверждается квитанцией почтового учреждения. Если налоговая декларация передается по телекоммуникационным каналам связи, днем ее представления в налоговый орган считается дата ее отправки. При получении декларации налоговый орган передает налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде. В случае, если Индивидуальный предприниматель осуществляет несколько видов деятельности, подпадающих под разные системы налогообложения (например: УСНО и ЕНВД), подаются декларации по каждому налогу отдельно. Законодатель предусматривает внесение изменений в налоговую декларацию путем подачи уточняющей декларации в случае, если по какой либо причине была представлена неточная информация при первоначальной подаче декларации.

     В соответствии со ст. 346.19 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговые декларации УСН по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками - организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата налога производится налогоплательщиком по итогам отчетных периодов не позднее 25-го числа месяца следующего после отчетным. Пример заполнения деклараций по УСН приведен в Приложении 1.

     Налоговым периодом по единому налогу признается квартал. Налоговые декларации ЕНВД по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода. Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Необходимо помнить и знать, что декларация предпринимателя в налоговой инспекции принимается при подаче только по установленной форме. Существует определенная практика, по которой налоговыми органами с периодичностью 1-2 раза в год данная форма изменяется. Расчет единого налога на вмененный налог, подлежащего к уплате в бюджет – фиксирован в Налоговом Кодексе, при его расчете необходимо учитывать с учетом коэффициентов К1 и К2. Данные коэффициенты устанавливаются ежегодными постановлениями правительства РФ и Санкт-Петербурга. Пример заполнения деклараций по ЕНВД приведен в Приложении 2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Значение  малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого  бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии.  Становление и развитие его является одной из основных проблем  экономической  политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. Но, несмотря на опыт стран с развитой экономикой правительственная программа России по развитию малого бизнеса тормозит его развитие.

     Множество вопросов возникает у руководства  малого предприятия в связи с  выбором системы организации  бухгалтерского учета на своем предприятии. Малые предприятия имеют право самостоятельного выбора формы бухгалтерского учета, исходя из потребностей своего предприятия и управ-ления, их сложности и численности работников. В этих условиях они сталки-ваются с проблемами разработки своего рабочего плана счетов, состава и ви-дов применяемых форм первичных учетных документов, системы докумен-тооборота. Как правило, бухгалтерский учет на малых предприятиях не разделяется на отдельные участки, закрепленные за конкретным бухгалтером, да и численность самой бухгалтерии колеблется от одного до трех человек. Таким образом, бухгалтер должен иметь высокую квалификацию, знать все участки учета, а также уметь анализировать полученные данные и формировать отчетность. Сам факт, что предприятие относится к категории малых, а, следовательно, имеет ряд льгот, как в части налогообложения, так и в части организации и ведения бухгалтерского учета, часто толкает бухгалтеров на санкционированные ошибки. Так, принимая решение о сокращении счетов бухгалтерского учета, необходимых для отражения своих хозяйственных операций, руководство забывает о том, что неприменение отдельных бухгалтерских счетов не освобождает его от знания их функций и порядка использования. Поэтому организация бухгалтерского учета на малом предприятии является одним из важных вопросов для будущего бухгалтера. А вероятность его работы в этой сфере достаточной велика, поскольку малый бизнес проник во многие сферы экономической деятельности. Эффективность применения различных систем налогообложения для субъектов малого предпринимательства зависит от возможности применения того или иного режима налогообложения, от того, какие расходы и в каком размере субъект малого предпринимательства может учитывать при расчете налоговой базы.

     При постановке и решении поставленных задач использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации (РФ), Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; статьи, опубликованные в сборниках научно-методических работ, периодической печати; справочно-информационные системы «Гарант» и «Консультант-Плюс».

     В результате проделанной работы мною были усвоены понятия и правила организации и ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях и получены практические навыки. В соответствии с действующим законодательством, МП могут осуществлять бухгалтерский учет по упрощенной системе:

     1. Малые предприятия со среднесписочной  численностью свыше 15 человек  могут организовывать бухгалтерский  учет по одной из двух форм  учета:

     - с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия (ведомости учета по форме с № В-1 по № В-9);

     - простой форме – без использования  регистров бухгалтерского учета  имущества малого предприятия. (Книга  учета хозяйственных операций).

     Обе формы используют систему двойной записи, что отражено в примере.

     2. Малые предприятия с численностью  работающих до 15 человек могут  применять упрощенную систему  налогообложения, учета и отчетности (учет ведется в Книге учета доходов и расходов без использования счетов и двойной записи).

     3. Автоматизированная форма бухгалтерского  учета повышает контрольное значение  и облегчает ведение учета.

     4. Необходимо совершенствовать  используемые  формы учета, в максимальной  степени сохраняя положительные  качества.

     В работе обобщен официальный и практический материал по:

     - бухгалтерскому учету на малых  предприятиях при журнально-ордерной  форме учета

     - бухгалтерскому учету на малых  предприятиях при упрощенной  форме учетных регистров

     - бухгалтерскому учету  на малых  предприятиях при других формах (вариантах) упрощенной системы , в том числе:

     1) при кассовом методе учета  доходов и расходов

     2) при переходе на уплату единого  налога

     -налоговому  учету на малых предприятиях  при использовании УСН

     -налоговому  учету на малых предриятиях  при использовании ЕНВД.

     Таким образом, становление и развитие малого бизнеса является актуальной и перспективной проблемой в нашей стране и за рубежом. В этой проблеме остается много нерешенных или недостаточно решенных вопросов. Среди них  важными являются вопросы учета, отчетности. Поэтому, учитывая актуальность проблемы, в  данной работе были даны понятия и правила организации и ведения бухгалтерского и налогового  учета на малых предприятиях и получены практические навыки. Разумеется, в рамках настоящей работы нами были  сформулированы  лишь наиболее общие, основные задачи. Глубокая и детальная проработка всех поставленных задач должна осуществляться совместными усилиями теоретиков и практиков бухгалтерского учета и налогообложения. Следует отметить, что в рамках отдельной работы нереально решить все проблемы развития малого предпринимательства в России. Работа может иметь теоретическое и практическое развитие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     1.Белоусова  М.В. О развитии малого и  среднего предпринимательства в Российской Федерации / Бухгалтер и закон, N 1,2009.

     2.Базарова  А. Отчетность субъектов малого  предпринимательства / Аудит и  налогообложение, N 1, январь 2008.

     3.Вахрушина  М.А., Пашкова Л.В. "Учет на предприятиях  малого бизнеса". 2009.

     4. Гражданский кодекс РФ. Части I и II. – М.: Проспект, 2008.

     5.Козлова Е. П., Бабченко Т. Н., Галанина Е. Н. Бухгалтерский учет в малом предпринимательстве – М.:Финансы и статистика,2009.

     6.Колесникова Е.В. Новости статистики: малые предприятия / Консультант бухгалтера, N 6, июнь 2009.

     7.Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА – М, 2006.

     8. Налоговый кодекс Р.Ф. Части I и II. – М.: Проспект, 2009.

     9.Петрова Е.М. Малые предприятия: в новом году новый порядок / Консультант бухгалтера, N 2, 2010.

     10.Сергеева О.В. Малым и средним предпринимателям на заметку / Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение, N 6, ноябрь-декабрь 2009.

     11.Талалаева И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса / Малая бухгалтерия, N 1, 2009.

     

Информация о работе Учет на малом предприятии