Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:54, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть особенности учета и налогообложения на малых предприятиях.
Для достижения цели курсовой работы будут решены задачи критериев отнесения предприятий к категории малых, особенностей организации бухгалтерского учета на малых предприятиях, а также рассмотрена отчетность субъектов малого предпринимательства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МАЛОГО ПРЕДРИНИМАТЕЛЬСТВА 5
1.1 Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий (МП) 5
1.2 Сущность малого бизнеса 8
1.3 Система законодательных актов, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства 9
2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НА МП 11
2.1 Особенности ведения учета на МП 11
2.2 Техника и формы бухгалтерского учета малого предприятия 14
2.3 Учетная политика МП 18
3 НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ НА МП 20
3.1 Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности 20
3.2 Единый налог на вменённый доход (ЕНВД) 22
3.2.1 ЕНВД - общие сведения 22
3.2.2 ЕНВД в Ставропольском крае 30
3.3 Налоговая декларация предпринимателя. Сроки и порядок подачи декларации 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список использованной литературы 39
8. Приказ Минфина от 8 декабря 2008 г. N 137н в редакции 19.11.2009 года определяющий форму отчётности, базовую доходность и физические показатели на 2010 г.
9. Закон РФ № 212-ФЗ «О страховых взносах» с изменениями от 25 ноября 2009 года определяющий размер и порядок взносов.
10. Закон РФ № 167-ФЗ «О пенсионном страховании», определяющий порядок распределения на накопительную и страховую части.
11. Налоговый кодекс Р.Ф. Части I и II. – М.: Проспект, 2009.
Таким
образом, можно считать, что нормативно-правовая
база, хотя и слабая существует. Ее же дальнейшее
развитие зависит от дальнейшей экономической
политики.
С целью единообразия ведения бухгалтерского учета субъектами российской Федерации Минфин РФ разработал типовой План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий от 01.10.00 г. № 94н с дополнениями и изменениями от 07.05.03 г. № 38н.
Предприятиям малого бизнеса разрешается переход на упрощенную систему учета, что подтверждено приказом Минфина РФ от 19.11.09 г.N 137н «Указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» и Федеральным законом РФ от 19.06.03 г. № N 198-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
Указания разработаны в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и предназначены для всех субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами, независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности.
Малые предприятия с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, имеющим незначительное количество хозяйственных операций (которым рекомендовано применять упрощенную форму бухгалтерского учета), самостоятельно определяют систему бухгалтерского учета, состоящую из Рабочего плана счетов бухгалтерского учета, регистров бухгалтерского учета (формы счетоводства), применяемых форм первичных документов, системы документооборота и других учетных процедур, необходимых для организации бухгалтерского учета на предприятии, которая утверждается приказом об учетной политике малого предприятия.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций составляется на основе типового Плана счетов. Он позволяет вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета на основных (главных) счетах и тем самым обеспечивает контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.
Для организации бухгалтерского учета по упрощенной форме учета малым предприятиям рекомендуется составить рабочий план счетов на основе типового Плана счетов.
В связи с переходом на сокращенный план счетов малым предприятиям рекомендуется внести ряд изменений в общепринятый порядок учета производственных ресурсов, затрат на производство продукции и финансовых результатов.
Руководитель
малого предприятия может в
-
создать бухгалтерскую службу
как структурное подразделение,
- ввести в штат должность бухгалтера;
- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;
- вести бухгалтерский учет лично.
Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных носителей первичной учетной информации.
Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.
Большое значение для субъектов малого и среднего предпринимательства имеет такая льгота, как возможность вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе. При организации бухгалтерского учета средним и малым предприятиям следует руководствоваться едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н, Положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (ПБУ). Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях, находящихся на общем режиме налогообложения, определены Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 г. N 64н. Данный документ разработан до утверждения нового Плана счетов, поэтому руководствоваться им следует в части, не противоречащей более поздним нормативным актам.
Под
техникой бухгалтерского учета понимаются
порядок регистрации
Зная назначение и содержание регистров бухгалтерского учета, необходимо соединить их в определенную схему, позволяющую создать поток информации, с помощью которой возможно управлять, контролировать, анализировать и планировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Определенное сочетание учетных регистров, порядок записи в них и последовательность их использования называют формой бухгалтерского учета.
Малые
предприятия могут вести
1) Учет имущества в отдельных регистрах (ведомостях с № В-1 по № В-9) – развернутая форма бухгалтерского учета.
2)
Ведение книги учета
Возможен к использованию на малых предприятиях (индивидуальное предпринимательство) и третий вариант. При нем не используется какой-либо план счетов бухгалтерского учета и не применяется элемент "двойная запись". Бухгалтерский учет сводится к ведению книги учета доходов и расходов, которая разработана налоговой службой РФ.
Полная журнально-ордерная
форма предполагает ведение бухгалтерского
учета в накопительных и
запись
сверка записи
Рис.
1 Журнально-ордерная форма бухгалтерского
учета
При упрощенной форме в соответствии с Указаниями по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Минфин РФ от 22.12.95 г. № 131) используются следующие ведомости:
№ В-1 "Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа)",
№
В-2 "Ведомость учета
№ В-3 "Ведомость учета затрат на производство",
№ В-4 "Ведомость учета денежных средств и фондов",
№ В-5 "Ведомость учета расчетов и прочих операций",
№ В-6 "Ведомость учета реализации",
№ В-7 "Ведомость учета расчетов с поставщиками",
№ В-8 "Ведомость учета оплаты труда",
№ В-9 "Ведомость (шахматная)".
Все ведомости, кроме ф. № В-9, заполняются на основе первичных учетных документов с формированием оборотов по дебету и кредиту счетов в корреспонденции с другими счетами. Затем их данные переносятся в шахматную оборотную ведомость. Данные в ней записываются на пересечении двух показателей, характеризующих две величины, а именно дебетуемый и кредитуемый счета, взаимосвязанные и взаимозависимые друг от друга.
В конце каждого месяца в шахматной ведомости подсчитываются суммы по вертикали, обобщающие обороты по кредиту счетов, и по горизонтали - обороты по их дебету. Причем обороты по кредиту записываются с указанием номера ведомости, из которой произведены записи. С помощью шахматной ведомости проверяется соблюдение принципа двойной записи при отражении хозяйственных операций на счетах. После заключения шахматной оборотной ведомости получают итоговую сумму оборотов по счетам за отчетный период.
Для расчета и получения балансовых показателей составляют сальдово - оборотную ведомость. Она имеет три пары равных между собою итогов в денежном выражении:
1.
Остатки (сальдо) на начало отчетного
периода (дебетовые и
2.
Обороты за отчетный период
переносятся из шахматной
3.
Остатки (сальдо) на конец отчетного
периода (дебетовые и
Форма
бухгалтерского учета с использованием
регистров учета имущества МП
приведена на рис. 2.
Рис.2 Форма бухгалтерского учета в регистрах по учету имущества.
В последних двух формах бухгалтерского учета вместо регистров используется соответственно книга учета хозяйственных операций или книга учета доходов и расходов. (рис.3 и рис.4).
Рис. 3. Форма бухгалтерского учета в книге хозяйственных операций
Рис.
4. Форма бухгалтерского учета в
книге учета доходов и
Под учетной политикой малого предприятия понимаются выбранные им способы ведения бухгалтерского учета уставной (финансово-хозяйственной) деятельности.
Ее требования сводятся к следующим принципам:
полнота - отражение всех свершившихся фактов в хозяйственной деятельности малых предприятий;
осмотрительность - непренебрежение в первую очередь учетом расходов, обязательств, а затем доходов, поступлений;
приоритет содержания перед формой - учет свершившихся фактов с точки зрения их экономического содержания, влияние на состояние активов и пассивов предприятия, а затем определение порядка их оформления (контроль);
непротиворечивость - постоянная взаимоувязка показателей синтетического и аналитического учета;